Социальный контракт как мера государственной поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации (Якутский Колледж Инновационных Технологий)
|
Работа сделана на примере ГКУ РС(Я) «Управление социальной защиты населения и труда г. Якутска при Министерстве труда и социального развития РC(Я)».
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ГРАЖДАН, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ 8
1.1 Трудная жизненная ситуация как основание возникновения права на государственную социальную помощь 8
1.2 Роль государства в обеспечении социальной поддержки граждан 15
2 РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ НА ОСНОВАНИИ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРАКТА 21
2.1 Социальный контракт как мера государственной поддержки 21
2.2 Деятельность ГКУ РС(Я) «Управление социальной защиты населения и труда г.Якутска при Министерстве труда и социального развития РC(Я)» по оказанию государственной поддержки гражданам в трудной жизненной ситуации на основании социального контракта 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ГРАЖДАН, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ 8
1.1 Трудная жизненная ситуация как основание возникновения права на государственную социальную помощь 8
1.2 Роль государства в обеспечении социальной поддержки граждан 15
2 РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ НА ОСНОВАНИИ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРАКТА 21
2.1 Социальный контракт как мера государственной поддержки 21
2.2 Деятельность ГКУ РС(Я) «Управление социальной защиты населения и труда г.Якутска при Министерстве труда и социального развития РC(Я)» по оказанию государственной поддержки гражданам в трудной жизненной ситуации на основании социального контракта 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
Актуальность. На протяжении долгого времени в обществе сохраняется трудность в преодолении проблемы бедности населения. В разные этапы развития нашего государства предпринимались попытки разрешения данной проблемы с помощью различных способов, однако, результаты ограничивались в длительности действия или не охватывали всю нуждающуюся долю населения.
Современное общество в качестве важнейших показателей уровня развития во многом зависит от финансового и имущественного положения граждан. В Российской Федерации возросло число граждан, имеющих низкий доход, испытывающих сложности в поддержании комфортного уровня жизни, столкнувшихся с безработицей и последствиями экономического кризиса. Соответственно, трудная жизненная ситуация в настоящее время является актуальной проблемой, стоящей перед обществом и государством.
Государственная политика, реализуемая в Российской Федерации, предусматривает различные меры государственной поддержки таких граждан. Социальный контракт является одной из важнейших мер государственной поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации. Это специальное соглашение между государством и индивидом, которое предоставляет определенные льготы и услуги для обеспечения минимального уровня жизни и социальной защиты. Социальный контракт основывается на принципах справедливости, равноправия и учета потребностей различных слоев общества. Он олицетворяет заботу государства о своих гражданах и стремление создать справедливое общество, в котором каждый имеет равные возможности.
Так, актуальность рассматриваемого вопроса оправдана тем, что социальный контракт как мера государственной поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, представляет собой важную тему, требующую глубокого анализа и понимания. В том числе огромное значение имеет его реализация в субъектах Российской Федерации, в частности в Республике Саха (Якутия), посредством сотрудничества граждан с организациями социальной защиты населения.
Степень изученности проблемы социального контракта как меры государственной поддержки граждан характеризуется рассмотрением ее в научных трудах таких исследователей, как К.А. Воронова, Я.С. Гришина, С.В. Калашников, Г.И. Климантова, К.В. Кудинова, И.В. Малофеева, Л.Н. Овчарова, Л.М. Прокофьева, В.Е. Татаринцев, Е.И. Холостова.
Вопросом трудной жизненной ситуации как актуальной в обществе занимались такие исследователи, как Ю.Ф. Беспалов, К.Н. Василевская, Н.Н. Соколенко и другие.
Объектом исследования в данном случае являются меры государственной поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Предмет исследования – социальный контракт как одна из мер государственной поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Целью исследования является рассмотрение действия социального контракта в качестве меры государственной поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации на примере ГКУ РС(Я) «Управление социальной защиты населения и труда г. Якутска при Министерстве труда и социального развития РC(Я)».
Для эффективного достижения поставленной цели необходимо выполнить задачи исследования. Среди них:
1) охарактеризовать трудную жизненную ситуацию как основание возникновения права на государственную социальную помощь;
2) определить роль государства в обеспечении социальной поддержки граждан;
3) выявить особенности социального контракта как меры государственной поддержки граждан;
4) изучить деятельность ГКУ РС(Я) «Управление социальной защиты населения и труда г.Якутска при Министерстве труда и социального развития РC(Я)» по оказанию государственной поддержки гражданам в трудной жизненной ситуации на основании социального контракта.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных выводов в целях информационного просвещения граждан о направлениях деятельности организаций социальной защиты населения по преодолению проблемы бедности, безработицы. Рассмотрение вопроса на примере ГКУ РС(Я) «Управление социальной защиты населения и труда г. Якутска при Министерстве труда и социального развития РC(Я)» позволяет взглянуть на действие государственной политики на уровне субъекта.
Правовая основа. В ходе работы были изучены такие нормативно-правовые акты, как Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 14.02.2024) «О государственной социальной помощи» , Постановление Правительства РФ от 16.11.2023 № 1931 (ред. от 02.02.2024) «Об оказании субъектами Российской Федерации на условиях софинансирования из федерального бюджета государственной социальной помощи на основании социального контракта в части, не определенной федеральным законом «О государственной социальной помощи» (вместе с «Правилами оказания субъектами Российской Федерации на условиях софинансирования из федерального бюджета государственной социальной помощи на основании социального контракта в части, не определенной федеральным законом «О государственной социальной помощи»)» , Федеральный закон от 05.04.2003 № 44-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» , Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 6 апреля 2022 г. № 203 «Об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта в Республике Саха (Якутия) (с изменениями на 23 декабря 2023 года)» , Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) 3 июля 2017 № 206 «Об утверждении Положения об оказании единовременной адресной материальной помощи в Республике Саха (Якутия) малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации (с изменениями на 8 августа 2023 года)» , Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 14 января 2023 № 11 «О внесении изменений в Положение об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта в Республике Саха (Якутия), утвержденное постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 6 апреля 2022 г. № 203» , Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от от 18 июля 2022 года № 439 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия)» .
Научную основу исследования составляют труды Н.И. Агрониной, О.А. Гооге, Т.Е. Жуковой, С.В. Калашникова, Д.Р. Куприяновой, В.Е. Татаринцева и др.
Кроме того, в качестве интернет-ресурса были использованы официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ , официальный сайт Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) , официальный сайт ГКУ РС(Я) «Управление социальной защиты населения и труда г. Якутска при Министерстве труда и социального развития РC(Я)»
Структура исследования включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы.
Современное общество в качестве важнейших показателей уровня развития во многом зависит от финансового и имущественного положения граждан. В Российской Федерации возросло число граждан, имеющих низкий доход, испытывающих сложности в поддержании комфортного уровня жизни, столкнувшихся с безработицей и последствиями экономического кризиса. Соответственно, трудная жизненная ситуация в настоящее время является актуальной проблемой, стоящей перед обществом и государством.
Государственная политика, реализуемая в Российской Федерации, предусматривает различные меры государственной поддержки таких граждан. Социальный контракт является одной из важнейших мер государственной поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации. Это специальное соглашение между государством и индивидом, которое предоставляет определенные льготы и услуги для обеспечения минимального уровня жизни и социальной защиты. Социальный контракт основывается на принципах справедливости, равноправия и учета потребностей различных слоев общества. Он олицетворяет заботу государства о своих гражданах и стремление создать справедливое общество, в котором каждый имеет равные возможности.
Так, актуальность рассматриваемого вопроса оправдана тем, что социальный контракт как мера государственной поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, представляет собой важную тему, требующую глубокого анализа и понимания. В том числе огромное значение имеет его реализация в субъектах Российской Федерации, в частности в Республике Саха (Якутия), посредством сотрудничества граждан с организациями социальной защиты населения.
Степень изученности проблемы социального контракта как меры государственной поддержки граждан характеризуется рассмотрением ее в научных трудах таких исследователей, как К.А. Воронова, Я.С. Гришина, С.В. Калашников, Г.И. Климантова, К.В. Кудинова, И.В. Малофеева, Л.Н. Овчарова, Л.М. Прокофьева, В.Е. Татаринцев, Е.И. Холостова.
Вопросом трудной жизненной ситуации как актуальной в обществе занимались такие исследователи, как Ю.Ф. Беспалов, К.Н. Василевская, Н.Н. Соколенко и другие.
Объектом исследования в данном случае являются меры государственной поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Предмет исследования – социальный контракт как одна из мер государственной поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Целью исследования является рассмотрение действия социального контракта в качестве меры государственной поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации на примере ГКУ РС(Я) «Управление социальной защиты населения и труда г. Якутска при Министерстве труда и социального развития РC(Я)».
Для эффективного достижения поставленной цели необходимо выполнить задачи исследования. Среди них:
1) охарактеризовать трудную жизненную ситуацию как основание возникновения права на государственную социальную помощь;
2) определить роль государства в обеспечении социальной поддержки граждан;
3) выявить особенности социального контракта как меры государственной поддержки граждан;
4) изучить деятельность ГКУ РС(Я) «Управление социальной защиты населения и труда г.Якутска при Министерстве труда и социального развития РC(Я)» по оказанию государственной поддержки гражданам в трудной жизненной ситуации на основании социального контракта.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных выводов в целях информационного просвещения граждан о направлениях деятельности организаций социальной защиты населения по преодолению проблемы бедности, безработицы. Рассмотрение вопроса на примере ГКУ РС(Я) «Управление социальной защиты населения и труда г. Якутска при Министерстве труда и социального развития РC(Я)» позволяет взглянуть на действие государственной политики на уровне субъекта.
Правовая основа. В ходе работы были изучены такие нормативно-правовые акты, как Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 14.02.2024) «О государственной социальной помощи» , Постановление Правительства РФ от 16.11.2023 № 1931 (ред. от 02.02.2024) «Об оказании субъектами Российской Федерации на условиях софинансирования из федерального бюджета государственной социальной помощи на основании социального контракта в части, не определенной федеральным законом «О государственной социальной помощи» (вместе с «Правилами оказания субъектами Российской Федерации на условиях софинансирования из федерального бюджета государственной социальной помощи на основании социального контракта в части, не определенной федеральным законом «О государственной социальной помощи»)» , Федеральный закон от 05.04.2003 № 44-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» , Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 6 апреля 2022 г. № 203 «Об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта в Республике Саха (Якутия) (с изменениями на 23 декабря 2023 года)» , Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) 3 июля 2017 № 206 «Об утверждении Положения об оказании единовременной адресной материальной помощи в Республике Саха (Якутия) малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации (с изменениями на 8 августа 2023 года)» , Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 14 января 2023 № 11 «О внесении изменений в Положение об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта в Республике Саха (Якутия), утвержденное постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 6 апреля 2022 г. № 203» , Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от от 18 июля 2022 года № 439 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия)» .
Научную основу исследования составляют труды Н.И. Агрониной, О.А. Гооге, Т.Е. Жуковой, С.В. Калашникова, Д.Р. Куприяновой, В.Е. Татаринцева и др.
Кроме того, в качестве интернет-ресурса были использованы официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ , официальный сайт Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) , официальный сайт ГКУ РС(Я) «Управление социальной защиты населения и труда г. Якутска при Министерстве труда и социального развития РC(Я)»
Структура исследования включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы.
Итак, социальный контракт как мера государственной поддержки имеет ряд преимуществ, которые способствуют более справедливому, устойчивому и развитому обществу. Он создает равные стартовые условия для граждан, обеспечивает поддержку социально уязвимых групп, способствует экономическому росту и укреплению социальных отношений
Однако, несмотря на свою значимость и потенциальные плюсы, социальный контракт сталкивается с рядом вызовов и проблем в своей реализации как меры государственной поддержки.
Во-первых, одной из главных проблем является определение критериев и условий для получения поддержки по социальному контракту. Необходимо прояснить, какие группы населения будут иметь право на такую помощь и какие параметры их ситуации будут учитываться. Недостаток ясности в этом вопросе может привести к произволу и неравному распределению государственной поддержки. Именно поэтому Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и другие соответствующие нормативно-правовые акты регулируют данный вопрос.
Во-вторых, информированность граждан о возможности преодоления трудной жизненной ситуации путем заключения социального контракта. В данном случае путем преодоления может стать более активное распространение положений о социальном контракте как государственной социальной помощи.
Третья проблема - это необходимость в эффективной мониторинговой системе, которая позволит контролировать и отслеживать использование государственных средств по социальному контракту. Без такой системы есть риск злоупотребления или недостаточной эффективности использования финансовых средств. Поэтому важно разработать механизмы проверки и отчетности, чтобы гарантировать прозрачность и учетность использования государственных средств.
Наконец, сложности возникают при определении и достижении конкретных целей социального контракта. Идея помощи гражданам в их развитии и улучшении жизненных условий является неоднозначной и может иметь различные интерпретации. Требуется детализация и конкретизация этих целей с учетом особенностей и потребностей каждого субъекта получателя поддержки.
Одной из перспектив развития социального контракта является его адаптация к изменяющимся потребностям и вызовам современного общества. Существующие социальные программы и меры государственной поддержки должны быть гибкими и способными учитывать новые требования и проблемы, такие как изменение демографической ситуации, рост неравенства, глобализация и технологические изменения. Только так социальный контракт сможет наиболее эффективно обеспечивать государственную поддержку и социальное равенство.
Развитие социального контракта также требует активного участия граждан. Они должны быть вовлечены в процесс принятия решений о государственной политике, особенно в отношении социальной справедливости и поддержки.
В качестве примера реализации государственной политике по преодолению трудной жизненной ситуации посредством заключения социального контракта была рассмотрена деятельность ГКУ РС(Я) «Управление социальной защиты населения и труда г.Якутска при Министерстве труда и социального развития РC(Я)». Итак, в работе территориального органа видятся положительная динамика, тенденция к возможному распространению среди граждан стремления к развитию малого бизнеса, самостоятельной инициативы и заинтересованности к повышению уровня дохода и социальной адаптации.
Таким образом, в ходе проведенного исследования были выполнены поставленные задачи, достигнута цель.
Однако, несмотря на свою значимость и потенциальные плюсы, социальный контракт сталкивается с рядом вызовов и проблем в своей реализации как меры государственной поддержки.
Во-первых, одной из главных проблем является определение критериев и условий для получения поддержки по социальному контракту. Необходимо прояснить, какие группы населения будут иметь право на такую помощь и какие параметры их ситуации будут учитываться. Недостаток ясности в этом вопросе может привести к произволу и неравному распределению государственной поддержки. Именно поэтому Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и другие соответствующие нормативно-правовые акты регулируют данный вопрос.
Во-вторых, информированность граждан о возможности преодоления трудной жизненной ситуации путем заключения социального контракта. В данном случае путем преодоления может стать более активное распространение положений о социальном контракте как государственной социальной помощи.
Третья проблема - это необходимость в эффективной мониторинговой системе, которая позволит контролировать и отслеживать использование государственных средств по социальному контракту. Без такой системы есть риск злоупотребления или недостаточной эффективности использования финансовых средств. Поэтому важно разработать механизмы проверки и отчетности, чтобы гарантировать прозрачность и учетность использования государственных средств.
Наконец, сложности возникают при определении и достижении конкретных целей социального контракта. Идея помощи гражданам в их развитии и улучшении жизненных условий является неоднозначной и может иметь различные интерпретации. Требуется детализация и конкретизация этих целей с учетом особенностей и потребностей каждого субъекта получателя поддержки.
Одной из перспектив развития социального контракта является его адаптация к изменяющимся потребностям и вызовам современного общества. Существующие социальные программы и меры государственной поддержки должны быть гибкими и способными учитывать новые требования и проблемы, такие как изменение демографической ситуации, рост неравенства, глобализация и технологические изменения. Только так социальный контракт сможет наиболее эффективно обеспечивать государственную поддержку и социальное равенство.
Развитие социального контракта также требует активного участия граждан. Они должны быть вовлечены в процесс принятия решений о государственной политике, особенно в отношении социальной справедливости и поддержки.
В качестве примера реализации государственной политике по преодолению трудной жизненной ситуации посредством заключения социального контракта была рассмотрена деятельность ГКУ РС(Я) «Управление социальной защиты населения и труда г.Якутска при Министерстве труда и социального развития РC(Я)». Итак, в работе территориального органа видятся положительная динамика, тенденция к возможному распространению среди граждан стремления к развитию малого бизнеса, самостоятельной инициативы и заинтересованности к повышению уровня дохода и социальной адаптации.
Таким образом, в ходе проведенного исследования были выполнены поставленные задачи, достигнута цель.



