Социальное обеспечение семей с детьми: современное состояние и планирование развития (Международный Юридический Институт (Смоленский колледж))
|
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...…3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1. Исторический аспект развития законодательства о социальном обеспечении в связи с материнством и детством……6
§ 2. Место социального обеспечения семей с детьми в системе социального обеспечения Российской Федерации………………………...…10
§ 3. Особенности правового регулирования социального обеспечения семей, имеющих детей15
ГЛАВА 2. ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ.
§ 1. Пенсионное обеспечение семей с детьми………………………....21
§ 2. Пособия и другие социальные выплаты в связи с материнством и детством.
§ 3. Государственная социальная помощь малоимущим семьям, имеющим детей.
§4. Социальное обслуживание семей с детьми в системе государственных социальных служб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………77
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………83
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………...89
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...…3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1. Исторический аспект развития законодательства о социальном обеспечении в связи с материнством и детством……6
§ 2. Место социального обеспечения семей с детьми в системе социального обеспечения Российской Федерации………………………...…10
§ 3. Особенности правового регулирования социального обеспечения семей, имеющих детей15
ГЛАВА 2. ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ.
§ 1. Пенсионное обеспечение семей с детьми………………………....21
§ 2. Пособия и другие социальные выплаты в связи с материнством и детством.
§ 3. Государственная социальная помощь малоимущим семьям, имеющим детей.
§4. Социальное обслуживание семей с детьми в системе государственных социальных служб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………77
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………83
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………...89
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современной социально-демографической ситуации в России институты семьи, материнства и детства приобретают повышенную публичную значимость. При этом организация системы социальной защиты семьи, материнства и детства в нашей стране оставляет желать лучшего. Одним из слабых звеньев в данной сфере представляется недостаточно проработанная нормативно-правовая база социального обеспечения семей с детьми. Этим обусловлена необходимость создания прежде всего федеральным законодателем адекватной системы социальной защиты.
В Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351, приводятся тревожные данные о демографической ситуации в нашем государстве: во второй половине прошлого века в России ежегодно рождались 2 - 2,5 млн. детей, умирали 1 - 1,5 млн. человек.
Социальная политика России в отношении семей с детьми определяется Конституцией РФ, которая в ст. 38 указывает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В Федеральном законе от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" закрепляется приоритетный характер государственной политики в интересах детей, а одним из ее принципов провозглашается поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.
Среди авторов, занимавшихся исследованием указанных проблемных вопросов, следует отметить Азарову Е.Г., Акимову Ю.А., Гусеву Т.С., Бекишиеуа С.Р., Курбанову А.М., Косатенкову Е.И., Кузнецову О.В., Куропацкую Е.Г., Бондареву Э.С., Богатыреву Н.В., Новикову Н.А., Супрягу Ж.В., Погосян А.Р., Грабова А.В, ,Путило Н.В.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере обеспечение семей с детьми на современном этапе развития правовой мысли.
Предметом являются нормы действующего российского законодательства о социальной поддержке семей, в том числе многодетных, правоприменительная практика в исследуемой сфере, а также доктринальные положения о механизме социальной защиты семьи.
Целью работы является комплексное изучение института социального обеспечения семей, имеющих детей, а также разработка комплекса мер по совершенствованию механизма правового регулирования социальной поддержки семьи.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- проследить эволюцию социального обеспечения в связи с материнством и детством;
- раскрыть место социального обеспечения семей с детьми в системе социального обеспечения Российской Федерации;
- исследовать особенности правового регулирования социального обеспечения семей, имеющих детей ;
- проанализировать пенсионное обеспечение семей с детьми;
- рассмотреть пособия и другие социальные выплаты в связи с материнством и детством;
- изучить меры государственной социальной помощи малоимущим семьям, имеющим детей;
- раскрыть особенности социального обслуживания семей с детьми в системе государственных социальных служб.
Методологической основой работы стал общенаучный метод диалектики, а также специальные научные методы, среди которых: логический, сравнительно-правовой, системно-структурный, системно-функциональный и контент-анализ текстов нормативных правовых актов и судебных решений.
Научная новизна заключается в том, что данное исследование обобщает, а так же развивает и уточняет научные представления об институте социального обеспечения семей с детьми на современном этапе.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, которые подразделены на параграфы, заключения и библиографического списка.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной новизны темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования.
В первой главе рассматривается исторический аспект социального обеспечения в связи с материнством и детством, место социального обеспечения семей с детьми в системе социального обеспечения Российской Федерации, особенности правового регулирования социального обеспечения семей, имеющих детей.
Вторая глава посвящена исследованию вопросов правового регулирования отдельных видов социального обеспечения семей, имеющих детей.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
В Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351, приводятся тревожные данные о демографической ситуации в нашем государстве: во второй половине прошлого века в России ежегодно рождались 2 - 2,5 млн. детей, умирали 1 - 1,5 млн. человек.
Социальная политика России в отношении семей с детьми определяется Конституцией РФ, которая в ст. 38 указывает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В Федеральном законе от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" закрепляется приоритетный характер государственной политики в интересах детей, а одним из ее принципов провозглашается поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.
Среди авторов, занимавшихся исследованием указанных проблемных вопросов, следует отметить Азарову Е.Г., Акимову Ю.А., Гусеву Т.С., Бекишиеуа С.Р., Курбанову А.М., Косатенкову Е.И., Кузнецову О.В., Куропацкую Е.Г., Бондареву Э.С., Богатыреву Н.В., Новикову Н.А., Супрягу Ж.В., Погосян А.Р., Грабова А.В, ,Путило Н.В.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере обеспечение семей с детьми на современном этапе развития правовой мысли.
Предметом являются нормы действующего российского законодательства о социальной поддержке семей, в том числе многодетных, правоприменительная практика в исследуемой сфере, а также доктринальные положения о механизме социальной защиты семьи.
Целью работы является комплексное изучение института социального обеспечения семей, имеющих детей, а также разработка комплекса мер по совершенствованию механизма правового регулирования социальной поддержки семьи.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- проследить эволюцию социального обеспечения в связи с материнством и детством;
- раскрыть место социального обеспечения семей с детьми в системе социального обеспечения Российской Федерации;
- исследовать особенности правового регулирования социального обеспечения семей, имеющих детей ;
- проанализировать пенсионное обеспечение семей с детьми;
- рассмотреть пособия и другие социальные выплаты в связи с материнством и детством;
- изучить меры государственной социальной помощи малоимущим семьям, имеющим детей;
- раскрыть особенности социального обслуживания семей с детьми в системе государственных социальных служб.
Методологической основой работы стал общенаучный метод диалектики, а также специальные научные методы, среди которых: логический, сравнительно-правовой, системно-структурный, системно-функциональный и контент-анализ текстов нормативных правовых актов и судебных решений.
Научная новизна заключается в том, что данное исследование обобщает, а так же развивает и уточняет научные представления об институте социального обеспечения семей с детьми на современном этапе.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, которые подразделены на параграфы, заключения и библиографического списка.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной новизны темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования.
В первой главе рассматривается исторический аспект социального обеспечения в связи с материнством и детством, место социального обеспечения семей с детьми в системе социального обеспечения Российской Федерации, особенности правового регулирования социального обеспечения семей, имеющих детей.
Вторая глава посвящена исследованию вопросов правового регулирования отдельных видов социального обеспечения семей, имеющих детей.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Рассмотрев проблемы правового регулирования социального обеспечения семей с детьми в Российской Федерации, можно сделать вывод, что факторами, ограничивающими ее действенность, являются:
- в настоящее время в России нет достаточно проработанной нормативной базы социального обеспечения семей с детьми;
- одной из важнейших проблем в сфере детства в России является неисполнение международных стандартов в области прав ребенка;
- снижены гарантии социальной защищенности детей по причине передачи ответственности за социальное обеспечение детей с федерального на региональный уровень;
- установлен неравный объем и качество услуг для семей с детьми в разных субъектах РФ, что нарушает единство правового и экономического пространства государства.
Ежемесячное пособие на ребенка имеет общегосударственное значение, поскольку поддержка семей с детьми - одно из важнейших направлений социальной политики РФ. Следовательно, выплата ежемесячного пособия на ребенка должна гарантироваться федеральным законодательством. Российские ученые настаивают, что пособия на ребенка должны устанавливаться не в символическом размере, а в сумме, способствующей достижению цели введения пособия, то есть обеспечивать ему установленный государством прожиточный минимум, иначе просто невозможно его физическое выживание. К сожалению, достаточный уровень ежемесячного пособия на ребенка не обеспечивается бюджетными возможностями регионов.
На наш взгляд, следует установить на федеральном уровне минимальный размер ежемесячного пособия на ребенка, что должно быть гарантией единства правового и экономического пространства.
Таким образом, перед государством на современном этапе должны быть поставлены следующие задачи: выполнение обязательств по социальной поддержке семей с детьми; обеспечение потребностей семей и детей в социальном обслуживании; создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, функционирования института семьи, рождения детей на всей территории государства независимо от места проживания семьи с детьми.
Действующая программа поддержки российских семей, имеющих детей, вполне оправдывает заявленные цели: повышение уровня рождаемости, смягчение последствий экономических вызовов путем улучшения материального уровня жизни семей с детьми, создания благоприятных условий для рождения (усыновления) и всестороннего развития ребенка. Подобные компенсирующие механизмы и инструменты поддержки граждан в условиях нестабильной социально-экономической ситуации обеспечивают прямо или косвенно благосостояние отдельных категорий граждан и, как следствие, общества в целом, тем самым позволяя прогнозировать благоприятные циклы развития Российского государства.
Тем не менее, в законодательстве о социальном обеспечении семей с детьми отчетливо прослеживается дисбаланс социальной и экономической функций государства. Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" предусмотрен материнский (семейный) капитал как мера социальной поддержки, направленная на повышение благосостояния семьи с детьми. Однако предусмотренный законом механизм и ограниченное количество направлений расходования (улучшение жилищных условий, получение образования ребенком (детьми), формирование накопительной части трудовой пенсии матери) затрудняют использование средств материнского (семейного) капитала. Кроме того, процедура реализации права на материнский капитал косвенно подразумевает использование услуг посредников: кредитных и проектных организаций, риэлторов и т.д., - у которых осядет часть денежных средств, адресованных государством семье.
На основании проведенного исследования "Оценка влияния политики материнского капитала в России" эксперты Высшей школы экономики пришли к обоснованному выводу, что данная программа не оказала значимого влияния на показатели рождаемости в стране.
Исследование показало, что значительная доля увеличения коэффициента рождаемости после 2007 г. произошла по причине более раннего рождения в семье второго и последующего ребенка.
Ввиду этого, отмена программы материнского (семейного) капитала сможет поспособствовать появлению больших средств у государства для увеличения размеров выплат государственных пособий гражданам, имеющим детей.
Также для разрешения проблем целесообразно разделить срок выплаты пособия по уходу за ребенком на два периода. В связи с тем, что в первые годы жизни ребенку необходим особый уход и большие затраты на его содержание, целесообразно в первые полтора года ухода по-прежнему выплачивать ежемесячное пособие по уходу за ребенком в размере 40% от среднего заработка всем застрахованным гражданам, а в период от полутора до трех лет ухода за ребенком - 30% от среднего заработка в случае непредоставления ребенку (детям) места в государственной или муниципальной образовательной организации, реализующей образовательную программу дошкольного образования. А также необходимо определить порядок, который бы подтверждал факт непредоставления ребенку места в государственной или муниципальной образовательной организации, реализующей образовательную программу дошкольного образования.
Меры государственной социальной помощи, направленные на борьбу с бедностью семей с детьми, должны быть различны для трудоспособных граждан и граждан, которые в силу возраста или состояния здоровья не способны заработать средства к существованию. Малообеспеченным семьям в первую очередь необходимо предоставить доступ к социальным услугам, направленным на выведение семьи из трудной жизненной ситуации, переход на самообеспечение путем трудоустройства или развития семейного предпринимательства. Дополнительные гарантии требуются семье в случае безработицы кормильца.
Для реализации механизма социальной защиты особое значение приобретает определение контингента малообеспеченных граждан. К каждому нуждающемуся необходим дифференцированный подход с учётом специфики условий жизни, состояния здоровья, климатических, политических и географических особенностей региона, представлений о черте бедности.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что нарушения права на социальное обеспечение порождаются недостатками законодательства и сложившейся правоприменительной практики. Чтобы их избежать или минимизировать, необходимо отказаться от принятия скоропалительных, непродуманных решений, выработать долгосрочную научно обоснованную стратегию развития социального обеспечения, отвечающую в первую очередь интересам человека, а не бизнеса.
Новая государственная семейная политика Российской Федерации должна быть переориентирована на создание условий для выполнения семьей ее социальных функций, связанных с заботой и воспитанием детей, заботой о нетрудоспособных родителях. Семья и государство должны стать партнерами, взаимно разделяющими риски и ответственность за благополучие семьи и государства в целом. Кроме того, необходимо усилить меры государственной поддержки многодетных семей, стимулировать семейное благополучие, уменьшить бедность семей, имеющих детей, обеспечить семьи качественным и доступным жильем, преодолеть дефицит мест в детских садах, создать комфортную среду для семей с детьми. Государство должно взять на себя расходы по организации семейного досуга, занятий детей в спортивных секциях, художественных кружках или музыкальных школах. Должна сформироваться система конкурсов для получения семьям доступа к качественному образованию в любых формах.
Развитие и совершенствование мероприятий по поддержке семьи, материнства и детства позволит, на наш взгляд, создать условия для наилучшего выполнения семьей своих функций и обеспечения здоровья ее членов, развития личности и реализации личных интересов каждого члена российского общества.
- в настоящее время в России нет достаточно проработанной нормативной базы социального обеспечения семей с детьми;
- одной из важнейших проблем в сфере детства в России является неисполнение международных стандартов в области прав ребенка;
- снижены гарантии социальной защищенности детей по причине передачи ответственности за социальное обеспечение детей с федерального на региональный уровень;
- установлен неравный объем и качество услуг для семей с детьми в разных субъектах РФ, что нарушает единство правового и экономического пространства государства.
Ежемесячное пособие на ребенка имеет общегосударственное значение, поскольку поддержка семей с детьми - одно из важнейших направлений социальной политики РФ. Следовательно, выплата ежемесячного пособия на ребенка должна гарантироваться федеральным законодательством. Российские ученые настаивают, что пособия на ребенка должны устанавливаться не в символическом размере, а в сумме, способствующей достижению цели введения пособия, то есть обеспечивать ему установленный государством прожиточный минимум, иначе просто невозможно его физическое выживание. К сожалению, достаточный уровень ежемесячного пособия на ребенка не обеспечивается бюджетными возможностями регионов.
На наш взгляд, следует установить на федеральном уровне минимальный размер ежемесячного пособия на ребенка, что должно быть гарантией единства правового и экономического пространства.
Таким образом, перед государством на современном этапе должны быть поставлены следующие задачи: выполнение обязательств по социальной поддержке семей с детьми; обеспечение потребностей семей и детей в социальном обслуживании; создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, функционирования института семьи, рождения детей на всей территории государства независимо от места проживания семьи с детьми.
Действующая программа поддержки российских семей, имеющих детей, вполне оправдывает заявленные цели: повышение уровня рождаемости, смягчение последствий экономических вызовов путем улучшения материального уровня жизни семей с детьми, создания благоприятных условий для рождения (усыновления) и всестороннего развития ребенка. Подобные компенсирующие механизмы и инструменты поддержки граждан в условиях нестабильной социально-экономической ситуации обеспечивают прямо или косвенно благосостояние отдельных категорий граждан и, как следствие, общества в целом, тем самым позволяя прогнозировать благоприятные циклы развития Российского государства.
Тем не менее, в законодательстве о социальном обеспечении семей с детьми отчетливо прослеживается дисбаланс социальной и экономической функций государства. Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" предусмотрен материнский (семейный) капитал как мера социальной поддержки, направленная на повышение благосостояния семьи с детьми. Однако предусмотренный законом механизм и ограниченное количество направлений расходования (улучшение жилищных условий, получение образования ребенком (детьми), формирование накопительной части трудовой пенсии матери) затрудняют использование средств материнского (семейного) капитала. Кроме того, процедура реализации права на материнский капитал косвенно подразумевает использование услуг посредников: кредитных и проектных организаций, риэлторов и т.д., - у которых осядет часть денежных средств, адресованных государством семье.
На основании проведенного исследования "Оценка влияния политики материнского капитала в России" эксперты Высшей школы экономики пришли к обоснованному выводу, что данная программа не оказала значимого влияния на показатели рождаемости в стране.
Исследование показало, что значительная доля увеличения коэффициента рождаемости после 2007 г. произошла по причине более раннего рождения в семье второго и последующего ребенка.
Ввиду этого, отмена программы материнского (семейного) капитала сможет поспособствовать появлению больших средств у государства для увеличения размеров выплат государственных пособий гражданам, имеющим детей.
Также для разрешения проблем целесообразно разделить срок выплаты пособия по уходу за ребенком на два периода. В связи с тем, что в первые годы жизни ребенку необходим особый уход и большие затраты на его содержание, целесообразно в первые полтора года ухода по-прежнему выплачивать ежемесячное пособие по уходу за ребенком в размере 40% от среднего заработка всем застрахованным гражданам, а в период от полутора до трех лет ухода за ребенком - 30% от среднего заработка в случае непредоставления ребенку (детям) места в государственной или муниципальной образовательной организации, реализующей образовательную программу дошкольного образования. А также необходимо определить порядок, который бы подтверждал факт непредоставления ребенку места в государственной или муниципальной образовательной организации, реализующей образовательную программу дошкольного образования.
Меры государственной социальной помощи, направленные на борьбу с бедностью семей с детьми, должны быть различны для трудоспособных граждан и граждан, которые в силу возраста или состояния здоровья не способны заработать средства к существованию. Малообеспеченным семьям в первую очередь необходимо предоставить доступ к социальным услугам, направленным на выведение семьи из трудной жизненной ситуации, переход на самообеспечение путем трудоустройства или развития семейного предпринимательства. Дополнительные гарантии требуются семье в случае безработицы кормильца.
Для реализации механизма социальной защиты особое значение приобретает определение контингента малообеспеченных граждан. К каждому нуждающемуся необходим дифференцированный подход с учётом специфики условий жизни, состояния здоровья, климатических, политических и географических особенностей региона, представлений о черте бедности.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что нарушения права на социальное обеспечение порождаются недостатками законодательства и сложившейся правоприменительной практики. Чтобы их избежать или минимизировать, необходимо отказаться от принятия скоропалительных, непродуманных решений, выработать долгосрочную научно обоснованную стратегию развития социального обеспечения, отвечающую в первую очередь интересам человека, а не бизнеса.
Новая государственная семейная политика Российской Федерации должна быть переориентирована на создание условий для выполнения семьей ее социальных функций, связанных с заботой и воспитанием детей, заботой о нетрудоспособных родителях. Семья и государство должны стать партнерами, взаимно разделяющими риски и ответственность за благополучие семьи и государства в целом. Кроме того, необходимо усилить меры государственной поддержки многодетных семей, стимулировать семейное благополучие, уменьшить бедность семей, имеющих детей, обеспечить семьи качественным и доступным жильем, преодолеть дефицит мест в детских садах, создать комфортную среду для семей с детьми. Государство должно взять на себя расходы по организации семейного досуга, занятий детей в спортивных секциях, художественных кружках или музыкальных школах. Должна сформироваться система конкурсов для получения семьям доступа к качественному образованию в любых формах.
Развитие и совершенствование мероприятий по поддержке семьи, материнства и детства позволит, на наш взгляд, создать условия для наилучшего выполнения семьей своих функций и обеспечения здоровья ее членов, развития личности и реализации личных интересов каждого члена российского общества.



