Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальное обеспечение семей с детьми: современное состояние и планирование развития (Международный Юридический Институт (Смоленский колледж))

Работа №138830

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

трудовое право, право соц.обеспечения

Объем работы82
Год сдачи2018
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
50
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...…3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1. Исторический аспект развития законодательства о социальном обеспечении в связи с материнством и детством……6
§ 2. Место социального обеспечения семей с детьми в системе социального обеспечения Российской Федерации………………………...…10
§ 3. Особенности правового регулирования социального обеспечения семей, имеющих детей15
ГЛАВА 2. ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ.
§ 1. Пенсионное обеспечение семей с детьми………………………....21
§ 2. Пособия и другие социальные выплаты в связи с материнством и детством.
§ 3. Государственная социальная помощь малоимущим семьям, имеющим детей.
§4. Социальное обслуживание семей с детьми в системе государственных социальных служб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………77
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………83
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………...89

Актуальность исследования обусловлена тем, что в современной социально-демографической ситуации в России институты семьи, материнства и детства приобретают повышенную публичную значимость. При этом организация системы социальной защиты семьи, материнства и детства в нашей стране оставляет желать лучшего. Одним из слабых звеньев в данной сфере представляется недостаточно проработанная нормативно-правовая база социального обеспечения семей с детьми. Этим обусловлена необходимость создания прежде всего федеральным законодателем адекватной системы социальной защиты.
В Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351, приводятся тревожные данные о демографической ситуации в нашем государстве: во второй половине прошлого века в России ежегодно рождались 2 - 2,5 млн. детей, умирали 1 - 1,5 млн. человек.
Социальная политика России в отношении семей с детьми определяется Конституцией РФ, которая в ст. 38 указывает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В Федеральном законе от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" закрепляется приоритетный характер государственной политики в интересах детей, а одним из ее принципов провозглашается поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.
Среди авторов, занимавшихся исследованием указанных проблемных вопросов, следует отметить Азарову Е.Г., Акимову Ю.А., Гусеву Т.С., Бекишиеуа С.Р., Курбанову А.М., Косатенкову Е.И., Кузнецову О.В., Куропацкую Е.Г., Бондареву Э.С., Богатыреву Н.В., Новикову Н.А., Супрягу Ж.В., Погосян А.Р., Грабова А.В, ,Путило Н.В.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере обеспечение семей с детьми на современном этапе развития правовой мысли.
Предметом являются нормы действующего российского законодательства о социальной поддержке семей, в том числе многодетных, правоприменительная практика в исследуемой сфере, а также доктринальные положения о механизме социальной защиты семьи.
Целью работы является комплексное изучение института социального обеспечения семей, имеющих детей, а также разработка комплекса мер по совершенствованию механизма правового регулирования социальной поддержки семьи.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- проследить эволюцию социального обеспечения в связи с материнством и детством;
- раскрыть место социального обеспечения семей с детьми в системе социального обеспечения Российской Федерации;
- исследовать особенности правового регулирования социального обеспечения семей, имеющих детей ;
- проанализировать пенсионное обеспечение семей с детьми;
- рассмотреть пособия и другие социальные выплаты в связи с материнством и детством;
- изучить меры государственной социальной помощи малоимущим семьям, имеющим детей;
- раскрыть особенности социального обслуживания семей с детьми в системе государственных социальных служб.
Методологической основой работы стал общенаучный метод диалектики, а также специальные научные методы, среди которых: логический, сравнительно-правовой, системно-структурный, системно-функциональный и контент-анализ текстов нормативных правовых актов и судебных решений.
Научная новизна заключается в том, что данное исследование обобщает, а так же развивает и уточняет научные представления об институте социального обеспечения семей с детьми на современном этапе.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, которые подразделены на параграфы, заключения и библиографического списка.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной новизны темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования.
В первой главе рассматривается исторический аспект социального обеспечения в связи с материнством и детством, место социального обеспечения семей с детьми в системе социального обеспечения Российской Федерации, особенности правового регулирования социального обеспечения семей, имеющих детей.
Вторая глава посвящена исследованию вопросов правового регулирования отдельных видов социального обеспечения семей, имеющих детей.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Рассмотрев проблемы правового регулирования социального обеспечения семей с детьми в Российской Федерации, можно сделать вывод, что факторами, ограничивающими ее действенность, являются:
- в настоящее время в России нет достаточно проработанной нормативной базы социального обеспечения семей с детьми;
- одной из важнейших проблем в сфере детства в России является неисполнение международных стандартов в области прав ребенка;
- снижены гарантии социальной защищенности детей по причине передачи ответственности за социальное обеспечение детей с федерального на региональный уровень;
- установлен неравный объем и качество услуг для семей с детьми в разных субъектах РФ, что нарушает единство правового и экономического пространства государства.
Ежемесячное пособие на ребенка имеет общегосударственное значение, поскольку поддержка семей с детьми - одно из важнейших направлений социальной политики РФ. Следовательно, выплата ежемесячного пособия на ребенка должна гарантироваться федеральным законодательством. Российские ученые настаивают, что пособия на ребенка должны устанавливаться не в символическом размере, а в сумме, способствующей достижению цели введения пособия, то есть обеспечивать ему установленный государством прожиточный минимум, иначе просто невозможно его физическое выживание. К сожалению, достаточный уровень ежемесячного пособия на ребенка не обеспечивается бюджетными возможностями регионов.
На наш взгляд, следует установить на федеральном уровне минимальный размер ежемесячного пособия на ребенка, что должно быть гарантией единства правового и экономического пространства.
Таким образом, перед государством на современном этапе должны быть поставлены следующие задачи: выполнение обязательств по социальной поддержке семей с детьми; обеспечение потребностей семей и детей в социальном обслуживании; создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, функционирования института семьи, рождения детей на всей территории государства независимо от места проживания семьи с детьми.
Действующая программа поддержки российских семей, имеющих детей, вполне оправдывает заявленные цели: повышение уровня рождаемости, смягчение последствий экономических вызовов путем улучшения материального уровня жизни семей с детьми, создания благоприятных условий для рождения (усыновления) и всестороннего развития ребенка. Подобные компенсирующие механизмы и инструменты поддержки граждан в условиях нестабильной социально-экономической ситуации обеспечивают прямо или косвенно благосостояние отдельных категорий граждан и, как следствие, общества в целом, тем самым позволяя прогнозировать благоприятные циклы развития Российского государства.
Тем не менее, в законодательстве о социальном обеспечении семей с детьми отчетливо прослеживается дисбаланс социальной и экономической функций государства. Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" предусмотрен материнский (семейный) капитал как мера социальной поддержки, направленная на повышение благосостояния семьи с детьми. Однако предусмотренный законом механизм и ограниченное количество направлений расходования (улучшение жилищных условий, получение образования ребенком (детьми), формирование накопительной части трудовой пенсии матери) затрудняют использование средств материнского (семейного) капитала. Кроме того, процедура реализации права на материнский капитал косвенно подразумевает использование услуг посредников: кредитных и проектных организаций, риэлторов и т.д., - у которых осядет часть денежных средств, адресованных государством семье.
На основании проведенного исследования "Оценка влияния политики материнского капитала в России" эксперты Высшей школы экономики пришли к обоснованному выводу, что данная программа не оказала значимого влияния на показатели рождаемости в стране.
Исследование показало, что значительная доля увеличения коэффициента рождаемости после 2007 г. произошла по причине более раннего рождения в семье второго и последующего ребенка.
Ввиду этого, отмена программы материнского (семейного) капитала сможет поспособствовать появлению больших средств у государства для увеличения размеров выплат государственных пособий гражданам, имеющим детей.
Также для разрешения проблем целесообразно разделить срок выплаты пособия по уходу за ребенком на два периода. В связи с тем, что в первые годы жизни ребенку необходим особый уход и большие затраты на его содержание, целесообразно в первые полтора года ухода по-прежнему выплачивать ежемесячное пособие по уходу за ребенком в размере 40% от среднего заработка всем застрахованным гражданам, а в период от полутора до трех лет ухода за ребенком - 30% от среднего заработка в случае непредоставления ребенку (детям) места в государственной или муниципальной образовательной организации, реализующей образовательную программу дошкольного образования. А также необходимо определить порядок, который бы подтверждал факт непредоставления ребенку места в государственной или муниципальной образовательной организации, реализующей образовательную программу дошкольного образования.
Меры государственной социальной помощи, направленные на борьбу с бедностью семей с детьми, должны быть различны для трудоспособных граждан и граждан, которые в силу возраста или состояния здоровья не способны заработать средства к существованию. Малообеспеченным семьям в первую очередь необходимо предоставить доступ к социальным услугам, направленным на выведение семьи из трудной жизненной ситуации, переход на самообеспечение путем трудоустройства или развития семейного предпринимательства. Дополнительные гарантии требуются семье в случае безработицы кормильца.
Для реализации механизма социальной защиты особое значение приобретает определение контингента малообеспеченных граждан. К каждому нуждающемуся необходим дифференцированный подход с учётом специфики условий жизни, состояния здоровья, климатических, политических и географических особенностей региона, представлений о черте бедности.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что нарушения права на социальное обеспечение порождаются недостатками законодательства и сложившейся правоприменительной практики. Чтобы их избежать или минимизировать, необходимо отказаться от принятия скоропалительных, непродуманных решений, выработать долгосрочную научно обоснованную стратегию развития социального обеспечения, отвечающую в первую очередь интересам человека, а не бизнеса.
Новая государственная семейная политика Российской Федерации должна быть переориентирована на создание условий для выполнения семьей ее социальных функций, связанных с заботой и воспитанием детей, заботой о нетрудоспособных родителях. Семья и государство должны стать партнерами, взаимно разделяющими риски и ответственность за благополучие семьи и государства в целом. Кроме того, необходимо усилить меры государственной поддержки многодетных семей, стимулировать семейное благополучие, уменьшить бедность семей, имеющих детей, обеспечить семьи качественным и доступным жильем, преодолеть дефицит мест в детских садах, создать комфортную среду для семей с детьми. Государство должно взять на себя расходы по организации семейного досуга, занятий детей в спортивных секциях, художественных кружках или музыкальных школах. Должна сформироваться система конкурсов для получения семьям доступа к качественному образованию в любых формах.
Развитие и совершенствование мероприятий по поддержке семьи, материнства и детства позволит, на наш взгляд, создать условия для наилучшего выполнения семьей своих функций и обеспечения здоровья ее членов, развития личности и реализации личных интересов каждого члена российского общества.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398
2. Соглашение стран СНГ от 09.09.1994 "О гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов"// Бюллетень международных договоров.- N 4.-апрель, 2008
3. Конвенция Международной организации труда N 102 о минимальных нормах социального обеспечения (Женева, 28 июня 1952 г.) // МОТ. Конвенции и Рекомендации. Женева, -1991.- Т. 1.- С. 1055.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017)// Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 23.04.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2018)// Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, N 32, ст. 3340
6. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 18.04.2018) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"// Российская газета", N 147, 05.08.1998
7. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О страховых пенсиях"//Российская газета, N 296, 31.12.2013
8. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О государственной социальной помощи"//Российская газета, N 142, 23.07.1999
9. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 23.04.2018) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"//Российская газета, N 247, 20.12.2001
10. Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"// Собрание законодательства РФ, 01.01.2007, N 1 (1 ч.), ст. 19
11. Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ (ред. от 28.12.2017) "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"//Российская газета, N 210, 29.10.1997
12. Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 07.03.2018, с изм. от 17.04.2018) "О воинской обязанности и военной службе"// Собрание законодательства РФ", 30.03.1998, N 13, ст. 1475
13. Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"//Собрание законодательства РФ", 22.05.1995, N 21, ст. 1929
14. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2018)// Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 7007
15. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 07.03.2018)"Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"// Собрание законодательства РФ, 01.01.2007, N 1 (1 ч.), ст. 18
16. Закон г. Москвы от 23.11.2005 N 60 (ред. от 28.12.2016) "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве"// Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 70, 14.12.2005
17. Письмо Фонда социального страхования РФ от 9 августа 2010 г. N 02-02-01/08-3930// Нормативные акты для бухгалтера, 21.09.2010 г.- N 18

Судебная практика
18. Постановление Конституционного Суда РФ от 22.03.2007 N 4-П "По делу о проверке конституционности положения части первой статьи 15 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" в связи с жалобой гражданки Т.А. Баныкиной"// Собрание законодательства РФ", 02.04.2007, N 14, ст. 1742
19. Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 июня 2010 г. N 25-В10-3. - [Электронный ресурс].- URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/1695609/#1695609
20. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.03.2011 по делу N А42-6526/2007. // Электронное правосудие. – Картотека арбитражных дел. [Электронный ресурс] // URL: http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/fbef7320-443e-40f7-ab61-46b0ddc5a74a/5b8611e9-391b-452b-99ce-4db439f00446/A42-6526-2007_20110310_Postanovlenie_kassacionnoj_instancii.pdf (дата обращения 30.03.2018 г.).
21. Апелляционное определение СК по гражданским делам Пермского краевого суда от 10 февраля 2014 г. по делу N 33-1033- [Электронный ресурс].- URL: http://base.garant.ru/127118984/#friends
22. Апелляционное определение СК по гражданским делам Красноярского краевого суда от 24 февраля 2014 г. по делу N 33-1750/2014- [Электронный ресурс].- URL: http://base.garant.ru/124192983/

Учебники, учебные пособия, монографии

23. Азарова Е.Г. Социальное обеспечение детей: теоретические подходы: монография. М.: КОНТРАКТ, 2012. -256 с.
24. Акимова Ю.А. Конституционный принцип равенства и социальное обеспечение граждан, имеющих детей // Современное право. -2014. -N 5.- С. 19 - 29.
25. Анализ эффективности бюджетных расходов на детей. Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации. Доклад. М.: НИИ системного анализа Счетной палаты РФ; Детский фонд ООН, 2011.- С. 14.
26. Бекишиева С.Р., Курбанова А.М. Проблемы совершенствования законодательства РФ о социальном обеспечении семей с детьми // Актуальные проблемы российского права.-2016. -N 6.- С. 157 - 164.
27. Волосникова Е.А. Совершенствование организационно-экономического механизма социальной защиты населения: Автореф. дис. канд. эконом. наук. Екатеринбург, 2004.- С. 16.
28. Галаева Л.А. К вопросу о наследственном и посмертном правопреемстве на отдельные виды страхового обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования // Социальное и пенсионное право.- 2016.- N 2.- С. 9 - 16.
29. Гусева Т.С. Проблемы реализации права на социальное обеспечение семьями, имеющими детей, в Российской Федерации // Российский юридический журнал. 2012. N 1. С. 125 - 131.
30. Ипотека от рождения // Российская газета. N 151(6423).- 9 июля 2014 г.
31. Какая неденежная помощь полагается семьям с детьми-инвалидами? // Азбука права: электрон. журн.- 2018.
32. Карасева С.Ю. Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с брачным договором (2016 - 2017 гг.) // СПС КонсультантПлюс. - 2017.
33. Косатенкова Е.И. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком: актуальные проблемы и пути их решения // Юрист.- 2017. -N 11.- С. 43 - 45.
34. Кузнецова О.В. Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс.- 2014.
35. Куропацкая Е.Г., Бондарева Э.С., Богатырева Н.В., Ширвани (Тимофеева) Н.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс.- 2016.
36. Новикова Н.А., Супряга Ж.В., Погосян А.Р. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс.- 2015.
37. Право и социальное развитие: новая гуманистическая иерархия ценностей: монография / М.М. Аносова, А.А. Аюрова, Ю.Н. Беляева и др.; отв. ред. А.В. Габов, Н.В. Путило. М.: ИЗиСП, ИНФРА-М, 2015. -272 с.
38. Ростова О.С. О реализации государственной программы материнского (семейного) капитала // Администратор суда.- 2017.- N 4. С. 13 - 17.
39. Савельева Н.М. Защита прав должника в алиментном обязательстве родителей и детей // Актуальные проблемы российского права. 2017. N 5. С. 72 - 77.
40. Семейное право: учебник / Б.М. Гонгало, П.В. Крашенинников, Л.Ю. Михеева и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2016.- 270 с.
41. Сивакова И.В. Административные изменения в системе социального обеспечения: повторение исторического опыта // Актуальные проблемы российского права.- 2014.- N 3.- С. 403.
42. Слобцов И.А., Кузнецова О.В. Комментарий к Федеральному закону от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс.- 2012.
43. Сотникова Л.В. Социальное обеспечение семей с детьми в Российской Федерации: правовые вопросы: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2007. -С. 8.
44. Социальная защита семьи: совершенствование механизма правового регулирования / В.А. Баранов, А.В. Буянова, Н.С. Волкова и др.; под ред. О.Н. Петюковой. М.: Деловой двор, 2015.- 176 с.
45. Социальное обеспечение семей с детьми в Российской Федерации : правовые вопросы : автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.05 / Ур. гос. юрид. акад. - Екатеринбург, 2007. - 25 с
46. Тресков В.И. Пенсионное обеспечение граждан: основные вопросы. М.: Редакция "Российской газеты", 2016. -Вып. 5-. 176 с.
47. Чупрова Е.В. Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации: учебное пособие // СПС КонсультантПлюс.- 2017.
48. Чхутиашвили Л.В. Основные направления реализации новой семейной политики государства // Актуальные проблемы российского права.- 2017.- N 5. -С. 46 - 49.

Электронные ресурсы
49. Официальный сайт Фонда социального страхования российской Федерации [http://fss.ru/]
50. Официальный сайт Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации [http://www.duma.gov.ru/]
51. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты российской Федерации [http://www.rosmintrud.ru/]
52. Официальный сайт Федеральных арбитражных судов [http://www.arbitr.ru]
53. Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации [http://www.pfrf.ru]

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ