Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СЛОВА С НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫМ КОМПОНЕНТОМ КАК ЯЗЫКОВОЙ И ДИДАКТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Работа №13883

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы63 стр.
Год сдачи2017
Стоимость2900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1164
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………..………………………………………………..3
Глава 1. СЛОВА С НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫМ
КОМПОНЕНТОМ КАК СИСТЕМНОЕ ЯВЛЕНИЕ
1.1 Слова с НКК как понятийный класс …..…………………….…..8
1.2 Типология слов с национально-культурным компонентом……..13
1.3 Диалектизмы как единицы языка с НКК…………………………18
Глава 2. ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СЛОВ С НКК
2.1 Роль словарной работы в освоении национально-маркированной
лексики на уроках русского языка……………… …………………………….22
2.2 Традиционные и новые приемы словарной работы на уроках
русского языка..…………………………………….…………………………...28
2.3 Этимологический анализ как прием работы со словами с НКК …40
Глава 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СО
СЛОВАМИ С НКК НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ
3.1 Методические особенности работы с культурно-маркированной
лексикой на уроке ……………………………………………..……………….44
3.2 Практика работы со словами с НКК на уроках русского
языка……………………………………………………………….……………47
3.3 Слово с НКК как содержательный центр культуроориентированного
урока русского языка………………………………………….……………….51
Заключение……………………………………………………………...57
Список литературы…………………………………………………..…59

Количественное и качественное возрастание словарного запаса
молодого поколения – один из актуальных вопросов нынешнего излишне
«рационального» времени. В условиях научного переворота в нашей лексике
появилось множество новых слов, большинство из которых не всем понятны,
а устаревшие слова, наоборот, теряют актуальность, не используются и
переходят в пассивный словарный запас. А. И. Куприн говорил, что «язык –
это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры…». Поэтому
сбережение русского языка, обращение к его истории, его архивам, является
не праздным занятием любителей, а насущной необходимостью общества. Из
этого следует, что одной из задач учителя русского языка является
пополнение словарного резерва учащихся, в том числе пополнение
культуроносной, ценностно-ориентированной лексикой.
Одной из дисциплин, помогающих анализировать слово с позиций
культурного фона, культурной значимости, является лингвокультурология,
которая, в свою очередь, оказывает огромное влияние на развитие
современной методики преподавания родного языка в школе и вузе. По
словам В.В. Воробьева, лингвокультурология – это «комплексная научная
дисциплина синтезирующего типа, изучающая взаимосвязь и взаимодействие
культуры и языка в его функционировании и отражающая этот процесс как
целостную структуру единиц в единстве их языкового и внеязыкового
(культурного) содержания при помощи системных методов и с ориентацией
на современные приоритеты и культурные установления (система норм и
общечеловеческих ценностей)» [Воробьев 1997: 59].
Неоспорим и такой факт: изучение языка как «кода культуры» – это не
только специально методическая, но и общепедагогическая задача, так как
особое внимание к культуре и её распространению в школьном образовании
возрастает; в настоящее время целью становится такое образование, которое
помогает осмыслить и дополнить накопленные человечеством ценности и
традиции. Язык является одним из важнейших свидетелей прошлой жизни народа. Родной язык, родная речь передают особые реалии национальной
жизни, имеют многовековую историю и составляют предмет гордости
носителей национального языка. Эту мысль выражена и аргументирована
работе В.А. Доманского «Литература и культура. Культурологический
подход к изучению словесности в школе» [см. Доманский 1991] и в ряде
других изданий. Проблематика «Язык и культура» разносторонне
рассматривается многими филологами: Н.Ф. Алефиренко, Е.М.
Верещагиным, А.А. Залевской, В.А. Масловой, В.Г. Костомаровым, С.А.
Кошарной, А.Т. Хроленко, Н.М. Шанским и др.
Важным является то, что в новом ФГОСе говорится о необходимости
культуроведческого подхода к обучению русскому языку. Однако данный
вопрос изучен преимущественно в теоретическом и общепедагогическом
плане, для методики преподавания русского языка это достаточно новое
явление. Поэтому возникает вопрос о необходимости создания новой
методической системы, которая могла бы обеспечить достижение этой цели
наиболее эффективными и рациональными способами. Как путь достижения
этой цели современными учеными и учителями рассматривается работа со
словами с национально-культурным компонентом (далее – НКК).
Каждый этнос имеет свою историю и традиции, складывающиеся
веками, которые необходимо передавать из поколения в поколения через
слово. Каждый язык имеет значительное количество слов с НКК, внимание к
изучению которых усиливается в XXI веке, веке глобализации и
информатизации. Работа с уникальной лексикой рассматривается в качестве
заслона этими нивелируемыми процессами. Единицы языка, которые
перешли (или переходят – в связи с невостребованностью) в пассивный запас
лексики, являются нитями, связывающими нас с историей своего народа и
языка, поэтому их надо изучать как с лингвистических, так и методических
позиций.
Актуальность работы определяется потребностью изучения русского
языка как феномена культуры и хранилища национальных ценностей. Анализ определенных единиц языка с национально-культурным компонентом
позволяет глубже понять мировоззрение народа, его национальный колорит и
менталитет. Работа с таким лексическим материалом позволяет достигать не
только предметных, но и метапредметных и личностных результатов, а
задача достижения этих результатов обозначена во ФГОС. Исследуемый в
работе пласт языка обладает мировоззренческим, духовно-нравственным,
ценностным потенциалом, и этот факт увеличивает его значимость в
решении воспитательных задач образования.
Таким образом, объектом исследования в работе являются слова с
НКК в системе современного языка и в системе обучения.
Предмет исследования – методические особенности работы со
словами с НКК на уроке русского языка в школе.
Цель данной дипломной работы – рассмотреть слова с НКК как
языковое явление и дидактико-методический феномен, апробировать
некоторые приемы работы с подобной лексикой в процессе изучения
русского языка в школе (в 5-7 классах).
Цель предполагает постановку и решение ряда конкретных задач:
1) Определить границы понятия «лексика с национальнокультурным компонентом», выработать критерии отбора соответствующих
лексических единиц.
2) Выбрать подобную лексику из востребованных толковых
словарей и школьных учебников.
3) Произвести тематическую классификацию выбранных
лексических единиц.
4) Синтезировать полученные знания, сделать обобщения о
специфике методической работы со словами с НКК.
5) Разработать и апробировать на практике оптимальные приемы
работы со словами с НКК.
6) Разработать уроки русского языка, включающие специальную
работу со словами с НКК.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблемы языка как культурно-исторической среды обсуждаются
второе десятилетие, и тем не менее в ней и по сей день немало спорных
позиций и нерешенных вопросов.
Однако, несмотря на наличие трудностей и «белых пятен», в настоящее
время уже намечаются пути решения проблемы. В первую очередь нужно
отметить, что отчасти она уже решается в учебниках нового поколения. В эти
учебники и учебные пособия уже включены сведения о русском языке как
средстве выражения культуры народа, о самобытности, своеобразии, красоте,
эстетической ценности русского языка и русского слова.
Уроки формирования культуроведческой компетенции требуют также
пересмотра сложившейся методики организации уроков русского языка,
апробирования и включения в структуру урока новых, в большей степени
соответствующих новому направлению приемов и форм работы со словом.
В связи с развитием лингвистики и ее внедрением в практику
преподавания русского языка, возникла необходимость выделения и
характеристики специальной группы лексики – слов с НКК. До сих пор не
выработан единый термин для обозначения данной группы слов. Учеными
используются следующие обозначения данной тематической группы
лексики: культурные универсалии, лингвокультуремы, культурноспецифичные слова и др. Некоторыми исследователями в группу слов с НКК
вкладываются также: историзмы, архаизмы, все виды топонимов,
маркированная лексика, религионимы. В своей работе мы активнее других
использовали диалектизмы и регионализмы.
Не только сами слова с НКК требуют тщательной систематизации, но
приемы работы со словами с НКК требуют обобщения, включения
традиционных и новых форм работы. К основным приемам работы со
словами с НКК могут быть отнесены: словарная работа, разноуровневые
задания, исследовательская работа, ролевая игра, творческий диктант и др. Работа со словом с национально-культурной спецификой значения
может проходить в виде: попутной словарной работы, локального
упражнения в процессе работы, части анализа текста и т.п.
Словарная работа – традиционная на уроках русского языка,
претерпевает в настоящее время изменения при работе со словами с НКК.
Этимологический анализ является эффективным приемом работы на уроках
русского языка.
Эффективная практическая работа со словами с НКК осуществляется
на основе анализа текстов, в том числе поэтических текстов местных
(белгородских) авторов.
Слова с НКК могут быть структурным центром урока развития речи
или культуроориентированного урока русского языка.
Мы считаем, что проделанная нами работа может найти применение в
школьном обучении. Тем более что в требованиях современных
образовательныху стандартов подобные приемы и формы работы в школе не
просто возможны, но востребованы и актуальны.
Также есть все основания для вывода о перспективах исследования о
лингвистическом и методическом потенциале слов с НКК, т.к. требуют
дальнейшего расширения, конкретизации, уточнения как сама группа слов с
НКК, так и приёмы и формы работы с данными словами на разных этапах
освоения школьного курса русского языка.
Исследуемый в работе пласт языка обладает мировоззренческим,
духовно-нравственным, ценностным потенциалом, и этот факт увеличивает
его значимость в решении воспитательных задач образования.


Алефиренко, Н.Ф. Лингвокультурология. Ценностно-смысловое
пространство языка [Текст]: учебное пособие / Н. Ф. Алефиренко. – М.:
Флинта: Наука, 2010. – 282 с.
2. Алефиренко, Н.Ф. Современные проблемы науки о языке:
[Текст]: учебное пособие / Н.Ф. Алефиренко. – М.: Флинта: Наука, 2005. –
416 с.
3. Агашкова, Н.Г. Основа речевого развития школьника [Текст] /
Н.Г. Агашкова. – М.: Дрофа, 2007. – 322 с.
4. Азанова, Г.И. Организация словарной работы [Текст] / Г.И.
Азанова // Русский язык в школе. – №5. – 2003. – С. 27
5. Аномович, Е.А. Русский язык в старших классах [Текст] / Е.А.
Аномович. – М.: Просвещение, 2005. – 451с.
6. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов [Текст] / О.С.
Ахманова. – М.: Советская энциклопедия, 1966. – 985 с.
7. Бавыкина, Г. Н. Формирование словаря у детей младшего и
среднего дошкольного возраста [Текст] / Г.Н. Бавыкина: автореф. дис. канд.
пед. наук. Л., 1977.
8. Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка [Текст] /
М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Н.А. Ипполитова, П.Ф.
Ивченков. – М.: Просвещение, 1990. – 357 с.
9. Барановская, И.А. Лексические игры. Словарная работа на уроках
русского языка в 5-6 классах [Текст] / И.А. Барановская // 1 Сентября. –
Русский язык. – № 6. – 2003. – С. 13
10. Беляева, О.В. Универсальные поурочные разработки по русскому
языку [Текст] / О.В. Беляева, О.А. Даценко. – М.: ВАКО, 2009. – 369 с.
11. Введенская, Л.А. Русское слово: Факультатив. курс «Лексика и
фразеология рус. яз. (8-9 кл.)» [Текст] / Л.А. Введенская, М.Т. Баранов, Ю.А.
Гвоздарев: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1991. – 144 с.61
12. Вежбицкая, А. Семантические универсалии и описание языков
[Текст] / А. Вежбицкая. – М.: Языки русской культуры, 1999. – 616 с.
13. Верещагин, Е.М. Лингвострановедческая теория слова [Текст] /
Е.М. Верещагин, В. Г. Костомаров. – М.: Просвещение, 1980. – 320 с.
14. Воробьев, В.В. О понятии лингвокультурологии и ее
компонентах [Текст] / В.В. Воробьев // Язык и культура: Сб. докл. 2 -я
междунар. конф. - Киев, 1993. - С. 42-48.
13. Воробьев, В.В. Лингвокультурология (теория и методы)
[Текст] / В.В. Воробьев: Монография. – М.: РУДН, 1997. - 331 с.
14. Гак, В.Г. Язык как форма самовыражения народа [Текст] / В.Г. Гак
// Язык как средство трансляции культуры. – Москва.: Наука, 2000. – С. 54-
68.
15. Гумбольдт, В. Характер языка и характер народа [Текст] /
Вильгельм фон Гумбольдт // Язык и философия культуры. М.: Прогресс,
1985. - 451 с.
16. Доманский, В. А. Литература и культура. Культурологический
подход к изучению словесности в школе [Текст] / В.А. Доманский. – М.:
Просвещение, 1999. – 385 с.
17. Журавлев, В.К. Внешние и внутренние факторы языковой
эволюции [Текст] / В.К. Журавлев. – М.: Наука, 1982. - 328 с.
18. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации [Текст] /
Н.И.Жинкин. – М.: Наука, 1982. – 157 с.
19. Залевская, А.А. Национально-культурная специфика картины
мира и различные подходы к ее исследованию [Текст] / А.А. Залевская //
Языковое сознание и образ мира. Сборник статей. - М.: Институт
языкознания РАН, 2000. - С. 39-54.
20. Комлев, Н.Г. О культурном компоненте лексического значения
[Текст] / Н. Г. Комлев // Вестн. Москов. ун-та. Сер. Филология. – 1966. - № 5.
– С.43-50.62
21. Кацнельсон, С.Д. Содержание слова, значение и обозначение
[Текст] / С.Д. Кацнельсон. - М.:Л.: Наука, 1965.-112 с.
22. Киселева, Л.А. Проблемы исследования русского языка как
средства воздействия [Текст] / Л.А. Киселева. – Л.: ЛГУ, 1979. – 180 с.
23. Комлев, Н.Г. О культурном компоненте лексического значения
слова [Текст] / Н.Г. Комлев // Вестник МГУ. Серия: Филология. -1966. - № 4.
- С. 43-50.
24. Комлев, Н.Г. Компоненты содержательной структуры слова
[Текст] / Н.Г. Комлев // Методы изучения лексики. - М.: Моск. ун-та, 1969. -
192 с.
25. Е. Корнейко. Сборник упражнений по русскому языку на
региональном материале (V класс) [Текст] / Е. Корнейко, Т. Новикова. –
Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2016.- 75 с.
26. Липкина, А.И. Работа над устной речью учащихся [Текст] / А.И.
Липкина. - М.: Просвещение, 2007. – 169 с.
27. Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в школе [Текст] /
М.Р. Львов. - М.: Дрофа, 2006. – 245 с.
28. Львов, М.Р. Методики русского языка [Текст] / М.Р. Львов. -
СПб.: Питер, 2006. – 378 с.
29. Малова, Л.М. Выработка орфографической зоркости и навыков
грамотного письма [Текст] / Л.М. Малова //1 Сентября. Русский язык/.- №
10.- 2006. – С. 21-23

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ