СЛОВА С НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫМ КОМПОНЕНТОМ КАК ЯЗЫКОВОЙ И ДИДАКТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
|
Введение…………………..………………………………………………..3
Глава 1. СЛОВА С НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫМ
КОМПОНЕНТОМ КАК СИСТЕМНОЕ ЯВЛЕНИЕ
1.1 Слова с НКК как понятийный класс …..…………………….…..8
1.2 Типология слов с национально-культурным компонентом……..13
1.3 Диалектизмы как единицы языка с НКК…………………………18
Глава 2. ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СЛОВ С НКК
2.1 Роль словарной работы в освоении национально-маркированной
лексики на уроках русского языка……………… …………………………….22
2.2 Традиционные и новые приемы словарной работы на уроках
русского языка..…………………………………….…………………………...28
2.3 Этимологический анализ как прием работы со словами с НКК …40
Глава 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СО
СЛОВАМИ С НКК НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ
3.1 Методические особенности работы с культурно-маркированной
лексикой на уроке ……………………………………………..……………….44
3.2 Практика работы со словами с НКК на уроках русского
языка……………………………………………………………….……………47
3.3 Слово с НКК как содержательный центр культуроориентированного
урока русского языка………………………………………….……………….51
Заключение……………………………………………………………...57
Список литературы…………………………………………………..…59
Глава 1. СЛОВА С НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫМ
КОМПОНЕНТОМ КАК СИСТЕМНОЕ ЯВЛЕНИЕ
1.1 Слова с НКК как понятийный класс …..…………………….…..8
1.2 Типология слов с национально-культурным компонентом……..13
1.3 Диалектизмы как единицы языка с НКК…………………………18
Глава 2. ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СЛОВ С НКК
2.1 Роль словарной работы в освоении национально-маркированной
лексики на уроках русского языка……………… …………………………….22
2.2 Традиционные и новые приемы словарной работы на уроках
русского языка..…………………………………….…………………………...28
2.3 Этимологический анализ как прием работы со словами с НКК …40
Глава 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СО
СЛОВАМИ С НКК НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ
3.1 Методические особенности работы с культурно-маркированной
лексикой на уроке ……………………………………………..……………….44
3.2 Практика работы со словами с НКК на уроках русского
языка……………………………………………………………….……………47
3.3 Слово с НКК как содержательный центр культуроориентированного
урока русского языка………………………………………….……………….51
Заключение……………………………………………………………...57
Список литературы…………………………………………………..…59
Количественное и качественное возрастание словарного запаса
молодого поколения – один из актуальных вопросов нынешнего излишне
«рационального» времени. В условиях научного переворота в нашей лексике
появилось множество новых слов, большинство из которых не всем понятны,
а устаревшие слова, наоборот, теряют актуальность, не используются и
переходят в пассивный словарный запас. А. И. Куприн говорил, что «язык –
это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры…». Поэтому
сбережение русского языка, обращение к его истории, его архивам, является
не праздным занятием любителей, а насущной необходимостью общества. Из
этого следует, что одной из задач учителя русского языка является
пополнение словарного резерва учащихся, в том числе пополнение
культуроносной, ценностно-ориентированной лексикой.
Одной из дисциплин, помогающих анализировать слово с позиций
культурного фона, культурной значимости, является лингвокультурология,
которая, в свою очередь, оказывает огромное влияние на развитие
современной методики преподавания родного языка в школе и вузе. По
словам В.В. Воробьева, лингвокультурология – это «комплексная научная
дисциплина синтезирующего типа, изучающая взаимосвязь и взаимодействие
культуры и языка в его функционировании и отражающая этот процесс как
целостную структуру единиц в единстве их языкового и внеязыкового
(культурного) содержания при помощи системных методов и с ориентацией
на современные приоритеты и культурные установления (система норм и
общечеловеческих ценностей)» [Воробьев 1997: 59].
Неоспорим и такой факт: изучение языка как «кода культуры» – это не
только специально методическая, но и общепедагогическая задача, так как
особое внимание к культуре и её распространению в школьном образовании
возрастает; в настоящее время целью становится такое образование, которое
помогает осмыслить и дополнить накопленные человечеством ценности и
традиции. Язык является одним из важнейших свидетелей прошлой жизни народа. Родной язык, родная речь передают особые реалии национальной
жизни, имеют многовековую историю и составляют предмет гордости
носителей национального языка. Эту мысль выражена и аргументирована
работе В.А. Доманского «Литература и культура. Культурологический
подход к изучению словесности в школе» [см. Доманский 1991] и в ряде
других изданий. Проблематика «Язык и культура» разносторонне
рассматривается многими филологами: Н.Ф. Алефиренко, Е.М.
Верещагиным, А.А. Залевской, В.А. Масловой, В.Г. Костомаровым, С.А.
Кошарной, А.Т. Хроленко, Н.М. Шанским и др.
Важным является то, что в новом ФГОСе говорится о необходимости
культуроведческого подхода к обучению русскому языку. Однако данный
вопрос изучен преимущественно в теоретическом и общепедагогическом
плане, для методики преподавания русского языка это достаточно новое
явление. Поэтому возникает вопрос о необходимости создания новой
методической системы, которая могла бы обеспечить достижение этой цели
наиболее эффективными и рациональными способами. Как путь достижения
этой цели современными учеными и учителями рассматривается работа со
словами с национально-культурным компонентом (далее – НКК).
Каждый этнос имеет свою историю и традиции, складывающиеся
веками, которые необходимо передавать из поколения в поколения через
слово. Каждый язык имеет значительное количество слов с НКК, внимание к
изучению которых усиливается в XXI веке, веке глобализации и
информатизации. Работа с уникальной лексикой рассматривается в качестве
заслона этими нивелируемыми процессами. Единицы языка, которые
перешли (или переходят – в связи с невостребованностью) в пассивный запас
лексики, являются нитями, связывающими нас с историей своего народа и
языка, поэтому их надо изучать как с лингвистических, так и методических
позиций.
Актуальность работы определяется потребностью изучения русского
языка как феномена культуры и хранилища национальных ценностей. Анализ определенных единиц языка с национально-культурным компонентом
позволяет глубже понять мировоззрение народа, его национальный колорит и
менталитет. Работа с таким лексическим материалом позволяет достигать не
только предметных, но и метапредметных и личностных результатов, а
задача достижения этих результатов обозначена во ФГОС. Исследуемый в
работе пласт языка обладает мировоззренческим, духовно-нравственным,
ценностным потенциалом, и этот факт увеличивает его значимость в
решении воспитательных задач образования.
Таким образом, объектом исследования в работе являются слова с
НКК в системе современного языка и в системе обучения.
Предмет исследования – методические особенности работы со
словами с НКК на уроке русского языка в школе.
Цель данной дипломной работы – рассмотреть слова с НКК как
языковое явление и дидактико-методический феномен, апробировать
некоторые приемы работы с подобной лексикой в процессе изучения
русского языка в школе (в 5-7 классах).
Цель предполагает постановку и решение ряда конкретных задач:
1) Определить границы понятия «лексика с национальнокультурным компонентом», выработать критерии отбора соответствующих
лексических единиц.
2) Выбрать подобную лексику из востребованных толковых
словарей и школьных учебников.
3) Произвести тематическую классификацию выбранных
лексических единиц.
4) Синтезировать полученные знания, сделать обобщения о
специфике методической работы со словами с НКК.
5) Разработать и апробировать на практике оптимальные приемы
работы со словами с НКК.
6) Разработать уроки русского языка, включающие специальную
работу со словами с НКК.
молодого поколения – один из актуальных вопросов нынешнего излишне
«рационального» времени. В условиях научного переворота в нашей лексике
появилось множество новых слов, большинство из которых не всем понятны,
а устаревшие слова, наоборот, теряют актуальность, не используются и
переходят в пассивный словарный запас. А. И. Куприн говорил, что «язык –
это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры…». Поэтому
сбережение русского языка, обращение к его истории, его архивам, является
не праздным занятием любителей, а насущной необходимостью общества. Из
этого следует, что одной из задач учителя русского языка является
пополнение словарного резерва учащихся, в том числе пополнение
культуроносной, ценностно-ориентированной лексикой.
Одной из дисциплин, помогающих анализировать слово с позиций
культурного фона, культурной значимости, является лингвокультурология,
которая, в свою очередь, оказывает огромное влияние на развитие
современной методики преподавания родного языка в школе и вузе. По
словам В.В. Воробьева, лингвокультурология – это «комплексная научная
дисциплина синтезирующего типа, изучающая взаимосвязь и взаимодействие
культуры и языка в его функционировании и отражающая этот процесс как
целостную структуру единиц в единстве их языкового и внеязыкового
(культурного) содержания при помощи системных методов и с ориентацией
на современные приоритеты и культурные установления (система норм и
общечеловеческих ценностей)» [Воробьев 1997: 59].
Неоспорим и такой факт: изучение языка как «кода культуры» – это не
только специально методическая, но и общепедагогическая задача, так как
особое внимание к культуре и её распространению в школьном образовании
возрастает; в настоящее время целью становится такое образование, которое
помогает осмыслить и дополнить накопленные человечеством ценности и
традиции. Язык является одним из важнейших свидетелей прошлой жизни народа. Родной язык, родная речь передают особые реалии национальной
жизни, имеют многовековую историю и составляют предмет гордости
носителей национального языка. Эту мысль выражена и аргументирована
работе В.А. Доманского «Литература и культура. Культурологический
подход к изучению словесности в школе» [см. Доманский 1991] и в ряде
других изданий. Проблематика «Язык и культура» разносторонне
рассматривается многими филологами: Н.Ф. Алефиренко, Е.М.
Верещагиным, А.А. Залевской, В.А. Масловой, В.Г. Костомаровым, С.А.
Кошарной, А.Т. Хроленко, Н.М. Шанским и др.
Важным является то, что в новом ФГОСе говорится о необходимости
культуроведческого подхода к обучению русскому языку. Однако данный
вопрос изучен преимущественно в теоретическом и общепедагогическом
плане, для методики преподавания русского языка это достаточно новое
явление. Поэтому возникает вопрос о необходимости создания новой
методической системы, которая могла бы обеспечить достижение этой цели
наиболее эффективными и рациональными способами. Как путь достижения
этой цели современными учеными и учителями рассматривается работа со
словами с национально-культурным компонентом (далее – НКК).
Каждый этнос имеет свою историю и традиции, складывающиеся
веками, которые необходимо передавать из поколения в поколения через
слово. Каждый язык имеет значительное количество слов с НКК, внимание к
изучению которых усиливается в XXI веке, веке глобализации и
информатизации. Работа с уникальной лексикой рассматривается в качестве
заслона этими нивелируемыми процессами. Единицы языка, которые
перешли (или переходят – в связи с невостребованностью) в пассивный запас
лексики, являются нитями, связывающими нас с историей своего народа и
языка, поэтому их надо изучать как с лингвистических, так и методических
позиций.
Актуальность работы определяется потребностью изучения русского
языка как феномена культуры и хранилища национальных ценностей. Анализ определенных единиц языка с национально-культурным компонентом
позволяет глубже понять мировоззрение народа, его национальный колорит и
менталитет. Работа с таким лексическим материалом позволяет достигать не
только предметных, но и метапредметных и личностных результатов, а
задача достижения этих результатов обозначена во ФГОС. Исследуемый в
работе пласт языка обладает мировоззренческим, духовно-нравственным,
ценностным потенциалом, и этот факт увеличивает его значимость в
решении воспитательных задач образования.
Таким образом, объектом исследования в работе являются слова с
НКК в системе современного языка и в системе обучения.
Предмет исследования – методические особенности работы со
словами с НКК на уроке русского языка в школе.
Цель данной дипломной работы – рассмотреть слова с НКК как
языковое явление и дидактико-методический феномен, апробировать
некоторые приемы работы с подобной лексикой в процессе изучения
русского языка в школе (в 5-7 классах).
Цель предполагает постановку и решение ряда конкретных задач:
1) Определить границы понятия «лексика с национальнокультурным компонентом», выработать критерии отбора соответствующих
лексических единиц.
2) Выбрать подобную лексику из востребованных толковых
словарей и школьных учебников.
3) Произвести тематическую классификацию выбранных
лексических единиц.
4) Синтезировать полученные знания, сделать обобщения о
специфике методической работы со словами с НКК.
5) Разработать и апробировать на практике оптимальные приемы
работы со словами с НКК.
6) Разработать уроки русского языка, включающие специальную
работу со словами с НКК.
Проблемы языка как культурно-исторической среды обсуждаются
второе десятилетие, и тем не менее в ней и по сей день немало спорных
позиций и нерешенных вопросов.
Однако, несмотря на наличие трудностей и «белых пятен», в настоящее
время уже намечаются пути решения проблемы. В первую очередь нужно
отметить, что отчасти она уже решается в учебниках нового поколения. В эти
учебники и учебные пособия уже включены сведения о русском языке как
средстве выражения культуры народа, о самобытности, своеобразии, красоте,
эстетической ценности русского языка и русского слова.
Уроки формирования культуроведческой компетенции требуют также
пересмотра сложившейся методики организации уроков русского языка,
апробирования и включения в структуру урока новых, в большей степени
соответствующих новому направлению приемов и форм работы со словом.
В связи с развитием лингвистики и ее внедрением в практику
преподавания русского языка, возникла необходимость выделения и
характеристики специальной группы лексики – слов с НКК. До сих пор не
выработан единый термин для обозначения данной группы слов. Учеными
используются следующие обозначения данной тематической группы
лексики: культурные универсалии, лингвокультуремы, культурноспецифичные слова и др. Некоторыми исследователями в группу слов с НКК
вкладываются также: историзмы, архаизмы, все виды топонимов,
маркированная лексика, религионимы. В своей работе мы активнее других
использовали диалектизмы и регионализмы.
Не только сами слова с НКК требуют тщательной систематизации, но
приемы работы со словами с НКК требуют обобщения, включения
традиционных и новых форм работы. К основным приемам работы со
словами с НКК могут быть отнесены: словарная работа, разноуровневые
задания, исследовательская работа, ролевая игра, творческий диктант и др. Работа со словом с национально-культурной спецификой значения
может проходить в виде: попутной словарной работы, локального
упражнения в процессе работы, части анализа текста и т.п.
Словарная работа – традиционная на уроках русского языка,
претерпевает в настоящее время изменения при работе со словами с НКК.
Этимологический анализ является эффективным приемом работы на уроках
русского языка.
Эффективная практическая работа со словами с НКК осуществляется
на основе анализа текстов, в том числе поэтических текстов местных
(белгородских) авторов.
Слова с НКК могут быть структурным центром урока развития речи
или культуроориентированного урока русского языка.
Мы считаем, что проделанная нами работа может найти применение в
школьном обучении. Тем более что в требованиях современных
образовательныху стандартов подобные приемы и формы работы в школе не
просто возможны, но востребованы и актуальны.
Также есть все основания для вывода о перспективах исследования о
лингвистическом и методическом потенциале слов с НКК, т.к. требуют
дальнейшего расширения, конкретизации, уточнения как сама группа слов с
НКК, так и приёмы и формы работы с данными словами на разных этапах
освоения школьного курса русского языка.
Исследуемый в работе пласт языка обладает мировоззренческим,
духовно-нравственным, ценностным потенциалом, и этот факт увеличивает
его значимость в решении воспитательных задач образования.
второе десятилетие, и тем не менее в ней и по сей день немало спорных
позиций и нерешенных вопросов.
Однако, несмотря на наличие трудностей и «белых пятен», в настоящее
время уже намечаются пути решения проблемы. В первую очередь нужно
отметить, что отчасти она уже решается в учебниках нового поколения. В эти
учебники и учебные пособия уже включены сведения о русском языке как
средстве выражения культуры народа, о самобытности, своеобразии, красоте,
эстетической ценности русского языка и русского слова.
Уроки формирования культуроведческой компетенции требуют также
пересмотра сложившейся методики организации уроков русского языка,
апробирования и включения в структуру урока новых, в большей степени
соответствующих новому направлению приемов и форм работы со словом.
В связи с развитием лингвистики и ее внедрением в практику
преподавания русского языка, возникла необходимость выделения и
характеристики специальной группы лексики – слов с НКК. До сих пор не
выработан единый термин для обозначения данной группы слов. Учеными
используются следующие обозначения данной тематической группы
лексики: культурные универсалии, лингвокультуремы, культурноспецифичные слова и др. Некоторыми исследователями в группу слов с НКК
вкладываются также: историзмы, архаизмы, все виды топонимов,
маркированная лексика, религионимы. В своей работе мы активнее других
использовали диалектизмы и регионализмы.
Не только сами слова с НКК требуют тщательной систематизации, но
приемы работы со словами с НКК требуют обобщения, включения
традиционных и новых форм работы. К основным приемам работы со
словами с НКК могут быть отнесены: словарная работа, разноуровневые
задания, исследовательская работа, ролевая игра, творческий диктант и др. Работа со словом с национально-культурной спецификой значения
может проходить в виде: попутной словарной работы, локального
упражнения в процессе работы, части анализа текста и т.п.
Словарная работа – традиционная на уроках русского языка,
претерпевает в настоящее время изменения при работе со словами с НКК.
Этимологический анализ является эффективным приемом работы на уроках
русского языка.
Эффективная практическая работа со словами с НКК осуществляется
на основе анализа текстов, в том числе поэтических текстов местных
(белгородских) авторов.
Слова с НКК могут быть структурным центром урока развития речи
или культуроориентированного урока русского языка.
Мы считаем, что проделанная нами работа может найти применение в
школьном обучении. Тем более что в требованиях современных
образовательныху стандартов подобные приемы и формы работы в школе не
просто возможны, но востребованы и актуальны.
Также есть все основания для вывода о перспективах исследования о
лингвистическом и методическом потенциале слов с НКК, т.к. требуют
дальнейшего расширения, конкретизации, уточнения как сама группа слов с
НКК, так и приёмы и формы работы с данными словами на разных этапах
освоения школьного курса русского языка.
Исследуемый в работе пласт языка обладает мировоззренческим,
духовно-нравственным, ценностным потенциалом, и этот факт увеличивает
его значимость в решении воспитательных задач образования.
Подобные работы
- СЛОВА С НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫМ
КОМПОНЕНТОМ КАК ЯЗЫКОВОЙ И
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО КОММЕНТИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ КЛАССИКИ (НА МАТЕРИАЛЕ СКАЗОК А.С. ПУШКИНА)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - ПЕРЕДАЧА НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ АУДИОВИЗУАЛЬНОГО ПЕРЕВОДА
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2022 - РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИНГВОКУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ТОПОНИМОВ)
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Лингводидактические трудности освоения французских фразеологических единиц
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА КАК НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН И ЕЕ РОЛЬ В ОБУЧЕНИИ КОММУНИКАТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА (НА МАТЕРИАЛЕ ЦВЕТОНАИМЕНОВАНИЙ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - Языковые и лингвокультурные характеристики военного песенного дискурса в русском языке (на фоне китайского языка)
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2021 - Реализация лингвокультуроведческого подхода на уроках русского языка в начальной школе (на материале жанра загадки)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2019



