Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль медицинской сестры в профилактике ОРВИ у детей (Чистопольское Медицинское Училище)

Работа №138808

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

сестринское дело

Объем работы39
Год сдачи2024
Стоимость800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
84
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложение.

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Теоретические аспекты исследуемой темы 7
1.1. ОРВИ, этиология, патогенез 7
1.2. Клиническая картина ОРВИ 8
1.3. Осложнения, диагностика ОРВИ 13
1.4. Профилактика ОРВИ у детей 17
2. Анализ клинических случаев по заболеваемости ОРВИ 20
2.1. Организация исследования 20
2.2. Результаты исследования 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Актуальность. Острая респираторная вирусная инфекция (ОРВИ) – острая вирусная инфекция респираторного тракта, проявляющаяся катаральным воспалением верхних дыхательных путей и протекающая чаще всего с повышением температуры тела, ринитом, чиханием, кашлем, болью в горле, нарушением общего состояния разной степени выраженности.
Острые респираторные вирусные заболевания (ОРВИ) остаются одной из наиболее распространенных и серьезных угроз общественному здоровью. Они являются одной из ведущих причин заболеваемости и смертности во всем мире, в частности, среди детей в возрасте до пяти лет. Смертность от ОРВИ составляет около 1,9 миллиона детей в год. По данным Всемирной организации здравоохранения, приблизительно от 290 000 до 650 000 смертей ежегодно вызываются только инфекцией вируса гриппа.
В России средние затраты только во время одной эпидемии гриппа оцениваются экспертами в сумму, составляющую около 50 млрд. руб. По разным данным, ущерб государству, наносимый одним случаем респираторной инфекции, составляет от 3000 до 5000 руб. При этом ущерб для каждого заболевшего, включающий в себя стоимость базового набора медикаментов, может колебаться в пределах 450- 3000 руб. Хотя большинство ОРВИ имеет легкое течение и не дает осложнений, они ухудшают самочувствие детей, препятствуют их повсеместной, в т.ч. школьной, активности. Значительная распространенность ОРЗ среди детей, особенно раннего возраста, обусловлена не только недостаточным иммунологическим опытом, но и отрицательным воздействием загрязнения воздушной среды и внутрижилищного воздуха, особенно в мегаполисах и промышленных районах.
Большинство ОРВИ вызываются следующими вирусными агентами: респираторно-синцитиальный вирус, риновирус человека, метапневмовирус человека, вирус гриппа, вирус парагриппа, аденовирус и бокавирус человека, на долю которых приходится около 55–87% детей с ОРВИ.
Инфекционный агент проникает в организм ребенка через слизистую, затем попадает в кровь, где и начинает активно размножаться. Следует отметить, что этиологическая структура ОРВИ непостоянна и может меняться даже на протяжении одного эпидемического сезона.
Пик заболеваемости простудой приходится на холодное время года. Сырость и снижение температуры воздуха – благоприятные условия для размножения вирусов и бактерий. К факторам, способствующим частой заболеваемости ОРВИ, относятся неблагоприятное перинатальное развитие, наличие у детей внутриутробной персистирующей инфекции, аллергической и соматической патологии, плохая экологическая обстановка.
Выраженность общих (вялость, недомогание, лихорадка, головная боль и др.) и местных (гиперемия слизистой носо- и ротоглотки, боль в горле, кашель, чихание, насморк и др.) симптомов может быть различной и зависит от вида возбудителя (определенные вирусы имеют тропность к определенным отделам респираторного тракта), а также от индивидуальных и возрастных особенностей детского организма.
Ежегодно респираторными инфекциями переболевает до 80% населения земного шара. Практически каждый человек один раз в году болеет ОРВИ, и особенно часто – дети. В педиатрии на долю ОРВИ приходится 90% от общего числа инфекционных заболеваний у детей.
Наиболее часто ОРВИ болеют дети от 3 до 14 лет, особенно, начинающие посещать дошкольные и школьные учреждения, что связано с появлением большого числа контактов.
Частая заболеваемость детей обусловлена следующими факторами:
1. Дети имеют не полностью сформировавшийся иммунитет;
2. Близкий контакт друг с другом (в саду, школе);
3. Несоблюдение профилактических мер по заражению.
Следует отметить, что дети первых месяцев жизни болеют редко, что связано с относительной изоляцией ребенка и пассивным иммунитетом, полученным от матери (однако часто могут болеть дети с патологией иммунной системы).
Дети, которые посещают детский сад или школу, могут болеть им до 10 раз в год. ОРВИ у детей имеет более тяжелое течение и нередко осложняется присоединением бактериальной инфекции и обострением хронических заболеваний. Частые ОРВИ способствуют снижению защитных сил организма и хронизации воспалительной патологии ЛОР-органов, дыхательных путей, сердца, почек, суставов, нервной системы; предрасполагают к аллергизации и формированию бронхиальной астмы, задерживают физическое и психомоторное развитие ребенка.
Таким образом, постоянно меняющиеся возбудители ОРВИ, высокий уровень заболеваемости и риск осложнений, диктуют необходимость внедрение в практику профилактики ОРВИ. Наиболее действенной является специфическая иммунопрофилактика гриппа и проведенная своевременно вакцинация способна защитить от гриппа до 80% детей. Однако, много родителей отказываются от постановки вакцины их детям, так как считают, что вакцины вредные для организма.
К тому же, большинство людей игнорируют общегигиенические методы профилактики - закаливание, мытье рук, полноценное питание, ношение масок при общении с больным, ограничение посещений мест большого скопления людей в периоды эпидемии и др. В последнее время решение вопросов эффективной профилактики ОРВИ и гриппа осложняется и в связи с ростом в числа резистентных штаммов возбудителей инфекции, нерациональным использованием лекарств, одновременным назначением препаратов, антагонистически воздействующих на воспалительный процесс, полипрагмазией. В периоды эпидподъема заболеваемости гриппом и ОРВИ наиболее оправданы и эффективны методы неспецифической профилактики. Поэтому важным является проведения бесед с родителями о способах профилактики ОРВИ и их важности в формировании здоровья их детей. В данном процессе важную роль играют медицинские сестры, так как они часто контактируют с родителями детей.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что острое респираторное вирусное заболевание встречается очень часто среди детей. В холодное время года становится актуальным вопрос профилактики. ОРВИ составляют до 90% всей инфекционной патологии. Это одна из наиболее значимых медицинских и социально-экономических проблем.
Цель исследования: изучить деятельность медсестры по вопросам профилактики ОРВИ у детей.
Для достижения поставленной цели необходимо определить следующие задачи:
1. Анализ научно-методической литературы по теме исследования.
2. Изучить этиологию, патогенез, клинику, диагностику и профилактику ОРВИ у детей.
3. Проанализировать клинические случаи по заболеваемости ОРВИ на базе ГАУЗ «Чистопольская ЦРБ»: детская поликлиника.
4. Разработать рекомендации и буклеты по профилактике ОРВИ у детей.
Объект исследования: деятельность медсестры в прогнозировании ОРВИ у детей.
Предмет исследования: профилактика ОРВИ у детей.
Методы исследования:
- общетеоретический анализ литературных источников;
- аналитический;
- обобщение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Наступление весны вновь делает актуальным изучение проблемы ОРВИ. ОРВИ являются самыми распространенными заболеваниями в мире, в том числе и среди детей. Среди инфекционных болезней они занимают ведущее место. ОРВИ у детей – группа вирусных заболеваний, сопровождающихся воспалением различных отделов дыхательных путей и интоксикационным синдромом. В педиатрии ОРВИ составляют 90% от общего числа инфекционных заболеваний у детей. Чаще всего ОРВИ поражают детей от 3 до 14 лет, особенно тех, кто начинает посещать дошкольные и школьные учреждения, что связано с появлением большого количества контактов.
ОРВИ у детей имеет более тяжелое течение и нередко осложняется присоединением бактериальной инфекции и обострением хронических заболеваний. Частые ОРВИ способствуют снижению защитных сил организма и хронизации воспалительной патологии ЛОР-органов, дыхательных путей, сердца, почек, суставов, нервной системы; предрасполагают к аллергизации и формированию бронхиальной астмы, задерживают физическое и психомоторное развитие ребенка.
Высокая частота острых респираторных инфекций (ОРЗ) во многом обусловлена, с одной стороны, особенностями иммунной системы ребенка (незрелость, «позднее начало», отсутствие предшествующего иммунологического опыта), кратковременностью противовирусного иммунитета, с другой стороны, к этиологическому разнообразию возбудителей (около 200 возбудителей, более 170 вирусов), их высокой контагиозности, преобладанию воздушно-капельного пути заражения. Чрезвычайно высока доля ОРЗ у часто болеющих детей с хроническими очагами инфекции, изменениями в аллергологическом анамнезе, а также среди детей раннего возраста.
Именно у этих больных респираторные инфекции протекают тяжело, с развитием синдромов, осложняющих течение заболевания, требующих ранней квалифицированной диагностики, своевременного оказания неотложной помощи и назначения полноценного лечения с учетом тяжести течения состояние больного.
ОРВИ у детей могут сопровождаться общим недомоганием, лихорадкой, болью в горле, насморком, кашлем, головной болью, мышечными и суставными болями, конъюнктивитом, нарушениями стула.
Профилактике ОРВИ у детей уделяется большое внимание. В данном процессе важную роль играет медицинская сестра. Участковая медицинская сестра ежегодно проводит систему мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней. Она должна мотивировать пациентов на необходимость вакцинопрофилактики, объяснять им, что очень важно регулярно укреплять защитные свойства организма, уделяя особое внимание оздоровительным мероприятиям осенне-зимнего периода. Для медицинской сестры в профилактической деятельности по укреплению здоровья населения является метод устной пропаганды, который считается наиболее эффективным. Это самый популярный и доступный метод. Он включает в себя следующие средства пропаганды: лекции, беседы, дискуссии, конференции, кружковые занятия, викторины.
Таким образом, роль медицинской сестры в профилактике ОРВИ очень важна. В связи с этим основными видами деятельности медицинской сестры являются: проведение обучения различных возрастных и социальных групп населения по проведению профилактических мероприятий по ОРВИ в зависимости от эпидемической ситуации; объяснение необходимости вакцинации, повышать мотивацию населения.
На основании проведенного исследования нами были разработаны следующие рекомендации для родителей и детей по профилактике ОРВИ и гриппа:
1) повышение защитных сил организма (занятия физической культурой, правильное питание, своевременный и достаточный отдых, прием витаминно-минеральных комплексов, проведения закаливающих мероприятий);
2) соблюдение гигиены (регулярное и тщательное мытье рук с мылом, использование индивидуальных полотенец);
3) регулярное проветривание помещений и проведение влажной уборки;
4) по возможности избегать близких контактов с людьми с симптомами ОРВИ и гриппа и посещения общественных мест.
В практической части на базе Детской поликлиники Чистопольской Центральной районной больницы нами были рассмотрены 7 клинических случаев пациентов с ОРВИ. В ходе анализа мы узнали, что роль медицинской сестры при ОРВИ очень важна. Целями сестринского ухода являются снижение симптомов интоксикации, расстройств функций организма, уменьшение боли, предупреждение развития осложнений.



1. Актуальные вопросы профилактики, диагностики и лечения гриппа и ОРВИ // Мед. алфавит. - 2017. - Т. 1. № 7 (304). - С. 47-49.
2. Белоусова А. К: Инфекционные болезни с курсом ВИЧ- инфекции и эпидемиологии: издание 2-е, Феникс 2018. – 364с.
3. Вакцинация для всех: простые ответы на непростые вопросы: рук.для врачей / Ильина С.В., Намазова-Баранова Л.С., Баранов А.А.; Союз педиатров России. — М.: ПедиатрЪ, 2016 — 204 с
4. Вёрткин А. Л: Руководство по скорой помощи медицинский помощи: Эксмо-Пресс, 2017.564- с.
5. Денисова, А. Р. Острые респираторные вирусные инфекции: этиология, диагностика, современный взгляд на лечение / Денисова А. Р., Максимов М. Л. // Рус. мед. журн.: Мед. обозрение. - 2018. - Т. 2. № 1. - С. 99-103.
6. Ерофеева, М. К., Современные препараты для профилактики и лечения гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций / Ерофеева М. К., Шахланская Е. В., Позднякова М. Г. // Фарматека. - 2018. - № 3 (356). - С. 46-51.
7. Журавлев В. И.: Сестринский уход при инфекционных заболеваниях: издание 3-е, 2020. – 492с.
8. Кареткина, Г. Н. Грипп и другие острые респираторные инфекции: современные принципы и практика лечения / Кареткина Г. Н. // Мед. совет. - 2017. - № 5. - С. 54-5
9. Лычев В.Г., Карманов В.К. Сестринское дело в терапии с курсом первой медицинской помощи: учебное пособие. - М.: ФОРУМ ИНФА-М, 2014. -544 с.
10. Маколкин В. И. Сестринское дело в терапии / В. И. Маколкин, С. И. Овчаренко, Н. Н. Семенков // М.: ООО Медицинское информационное агентство, 2008. – 538 с.
11. Никитина, Л. В. Лечение ОРВИ у детей / Л. В. Никитина // Лечащий врач. – 2018. – № 6. – С. 44-48.
12. Основы профилактической деятельности: учебник / Н.Г. Петрова [и др.] - Ростов н/Д: Феникс, 2016 – 285 с.
13. Основы сестринского дела: учебник / И. В. Островская, Н. В. Широкова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 319 с.
14. Острая респираторная вирусная инфекция (ОРВИ) у детей: 2018 : клинические рекомендации / Союз педиатров России. – 2018. – 33 с.
15. Острая респираторная вирусная инфекция у детей: современные подходы к диагностике и лечению / А. А. Баранов, Ю. В. Лобзин, Л. С. Намазова-Баранова и др. // Практ. фармакология. – 2017. – № 2. – С. 101-108
16. Противовирусная терапия ОРВИ у детей в современной клинической практике / Е. А. Дондурей, Е. В. Образцова, Ю. С. Семилетко и др. // Мед. совет. – 2019. – № 2. – С. 183-187.
17. Порунова Н.Н. Участие медсестры ДОУ в профилактике инфекционных заболеваний // Международный студенческий научный вестник. – 2022. – № 1.
18. Современные подходы к профилактике, лечению ОРВИ. Учебное пособие Благовещенск 2016. – 96-с.
19. Покровский В. И: Инфекционные болезни и эпидемиология: издание 3-е, 2018. – 538с.
20. Ющук Н. Д: Инфекционные болезни: издание 2-е, 2016. – 544с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ