Работа сделана на примерах СМИ США и Китая.
Есть приложения.
Введение 3
Глава I. Роль карикатуры в средствах массовой информации 5
1.1. Карикатура как вид креолизованного текста 5
1.2. История карикатуры в мировой культуре 9
1.3. Роль и место карикатуры в современном медиапространстве 12
Глава II. Политическая карикатура в массмедиа США и Китая 16
2.1. Политическая карикатура в американских медиа (на примере The Washington Post) 16
2.2. Политическая карикатура в китайских медиа (на примере The Global Times) 19
Заключение 24
Библиографический список 26
Приложения 29
Массмедиа являются важным элементом политической коммуникации. Отражение актуальных событий и явлений в СМИ способствует их осмыслению и анализу. Одним из средств выражения мнения о текущих политических процессах была и остается карикатура. Обладая высоким публицистическим потенциалом, она играет важную роль в формировании общественного сознания.
В современной российской прессе политическая карикатура носит случайный характер, в то время как многие зарубежные СМИ систематически публикуют работы карикатуристов. Этим обусловлена актуальность данного исследования.
Цель работы заключается в изучении особенностей жанра политической карикатуры в англоязычных изданиях США и Китая и выявлении механизмов создания комического эффекта.
Для достижения цели необходимо осуществить следующие задачи исследования:
1. Раскрыть специфику карикатуры как разновидности креолизованного текста;
2. Выявить средства достижения комического эффекта в политической карикатуре;
3. Определить роль и место политической карикатуры в зарубежных массмедиа;
4. Провести сравнительный анализ политических карикатур в англоязычных изданиях США и Китая.
Перечисленные задачи решались с помощью метода контент-анализа.
Объект исследования – политические карикатуры в изданиях The Washington Post и The Global Times.
Предмет исследования – механизмы создания комического эффекта, реализующиеся в политической карикатуре.
Теоретическую базу исследования составили работы, посвященные специфике жанра политической карикатуры (Е.А. Артемова, 2002; А.С. Айнутдинов, 2010; Ю.В. Балакина, 2021), труды в области визуальной журналистики (С.И. Симакова, 2017; С.В. Федорова, 2014) и креолизованных текстов (М.Б. Ворошилова, 2013; О.А. Корда, 2013). Основой для изучения становления карикатуры в мировом искусстве и журналистике стали работы А.В. Швырова, Л.Р. Варшавского, Х. Мамдуха.
Эмпирической базой исследования являются политические карикатуры в изданиях The Washington Post и The Global Times в периоды с 1 по 30 июня 2021 года и с 1 по 31 октября 2022 года.
Специфика карикатуры как особого жанра журналистики обусловлена тесной связью ее вербального и невербального компонентов. Наличие публицистического потенциала определяет ее роль в политической коммуникации. Политическая карикатура является не только источником информации, но и способом выражения мнения, оценки, критики какого-либо события, явления, субъекта в сфере внутренней или внешней политики страны.
Политическая карикатура занимает важное место в современном медиапространстве США и Китая. Анализ контента изданий The Washington Post и The Global Times показал, что авторы формируют стереотипы и определенную картину мира у аудитории посредством карикатур.
Работы художников американского издания The Washington Post отражают противостояние демократической и республиканской партии. Газета формирует негативный образ политиков-республиканцев и критикует деятельность их партии. Карикатуры данного издания также направлены на привлечение внимания к актуальным проблемам в США и за рубежом. Героями карикатур являются как конкретные публичные персоны, так и собирательные образы.
Карикатуры китайской газеты The Global Times затрагивают события в сфере международных отношений. Данное медиа создает отрицательный образ США как главного соперника Китая. В меньшей степени отражены политические процессы в других странах.
Карикатуристы обоих изданий используют гиперболы и литоты для создания художественного образа, а также прецедентные феномены для достижения комического эффекта. Авторы используют отсылки к литературным произведениям, известным высказываниям и образам.
Авторы The Global Times используют символы, которые помогают декодировать карикатуру. В издании The Washington Post эту функцию чаще реализуют вербальные компоненты, которые представлены заголовками, подписями на изображении и (в некоторых случаях) новостными текстами под карикатурой.
Политические карикатуры ориентированы на читателя, интересующегося новостной повесткой. При этом работы The Global Times нацелены на более широкую аудиторию, так как символика и образы понятны большинству людей, а события и процессы, которые затрагивают авторы, освещаются во многих странах. Карикатуры The Washington Post, напротив, предполагают наличие фоновых знаний у реципиентов (внешность политических деятелей, их позиция, связанные с ними события и происшествия). Прецедентные феномены, которые используют американские карикатуристы, в меньшей степени известны представителям иных культур, в то время как авторы The Global Times отсылают к общеизвестным именам, высказываниям и образам.
Политические карикатуры обеих газет содержат визуальные метафоры, для понимания которых необходимо умение читателя соотносить образы и выявлять имплицитные смыслы.
Таким образом, в современных зарубежных массмедиа политические карикатуры имеют важное значение и являются инструментом влияния на общественное мнение. Однако исследование показывает, что круг тем в политической карикатуре The Washington Post и The Global Times ограничен. Это позволяет сделать вывод о том, что работы карикатуристов не направлены на всестороннее освещение политической жизни. Публикации исследуемых изданий транслируют определенные стереотипы и тем самым осуществляют идеологическую функцию СМИ.