Работа сделана на примерах СМИ США и Китая.
Есть приложения.
Введение 3
Глава I. Роль карикатуры в средствах массовой информации 5
1.1. Карикатура как вид креолизованного текста 5
1.2. История карикатуры в мировой культуре 9
1.3. Роль и место карикатуры в современном медиапространстве 12
Глава II. Политическая карикатура в массмедиа США и Китая 16
2.1. Политическая карикатура в американских медиа (на примере The Washington Post) 16
2.2. Политическая карикатура в китайских медиа (на примере The Global Times) 19
Заключение 24
Библиографический список 26
Приложения 29
Массмедиа являются важным элементом политической коммуникации. Отражение актуальных событий и явлений в СМИ способствует их осмыслению и анализу. Одним из средств выражения мнения о текущих политических процессах была и остается карикатура. Обладая высоким публицистическим потенциалом, она играет важную роль в формировании общественного сознания.
В современной российской прессе политическая карикатура носит случайный характер, в то время как многие зарубежные СМИ систематически публикуют работы карикатуристов. Этим обусловлена актуальность данного исследования.
Цель работы заключается в изучении особенностей жанра политической карикатуры в англоязычных изданиях США и Китая и выявлении механизмов создания комического эффекта.
Для достижения цели необходимо осуществить следующие задачи исследования:
1. Раскрыть специфику карикатуры как разновидности креолизованного текста;
2. Выявить средства достижения комического эффекта в политической карикатуре;
3. Определить роль и место политической карикатуры в зарубежных массмедиа;
4. Провести сравнительный анализ политических карикатур в англоязычных изданиях США и Китая.
Перечисленные задачи решались с помощью метода контент-анализа.
Объект исследования – политические карикатуры в изданиях The Washington Post и The Global Times.
Предмет исследования – механизмы создания комического эффекта, реализующиеся в политической карикатуре.
Теоретическую базу исследования составили работы, посвященные специфике жанра политической карикатуры (Е.А. Артемова, 2002; А.С. Айнутдинов, 2010; Ю.В. Балакина, 2021), труды в области визуальной журналистики (С.И. Симакова, 2017; С.В. Федорова, 2014) и креолизованных текстов (М.Б. Ворошилова, 2013; О.А. Корда, 2013). Основой для изучения становления карикатуры в мировом искусстве и журналистике стали работы А.В. Швырова, Л.Р. Варшавского, Х. Мамдуха.
Эмпирической базой исследования являются политические карикатуры в изданиях The Washington Post и The Global Times в периоды с 1 по 30 июня 2021 года и с 1 по 31 октября 2022 года.
Специфика карикатуры как особого жанра журналистики обусловлена тесной связью ее вербального и невербального компонентов. Наличие публицистического потенциала определяет ее роль в политической коммуникации. Политическая карикатура является не только источником информации, но и способом выражения мнения, оценки, критики какого-либо события, явления, субъекта в сфере внутренней или внешней политики страны.
Политическая карикатура занимает важное место в современном медиапространстве США и Китая. Анализ контента изданий The Washington Post и The Global Times показал, что авторы формируют стереотипы и определенную картину мира у аудитории посредством карикатур.
Работы художников американского издания The Washington Post отражают противостояние демократической и республиканской партии. Газета формирует негативный образ политиков-республиканцев и критикует деятельность их партии. Карикатуры данного издания также направлены на привлечение внимания к актуальным проблемам в США и за рубежом. Героями карикатур являются как конкретные публичные персоны, так и собирательные образы.
Карикатуры китайской газеты The Global Times затрагивают события в сфере международных отношений. Данное медиа создает отрицательный образ США как главного соперника Китая. В меньшей степени отражены политические процессы в других странах.
Карикатуристы обоих изданий используют гиперболы и литоты для создания художественного образа, а также прецедентные феномены для достижения комического эффекта. Авторы используют отсылки к литературным произведениям, известным высказываниям и образам.
Авторы The Global Times используют символы, которые помогают декодировать карикатуру. В издании The Washington Post эту функцию чаще реализуют вербальные компоненты, которые представлены заголовками, подписями на изображении и (в некоторых случаях) новостными текстами под карикатурой.
Политические карикатуры ориентированы на читателя, интересующегося новостной повесткой. При этом работы The Global Times нацелены на более широкую аудиторию, так как символика и образы понятны большинству людей, а события и процессы, которые затрагивают авторы, освещаются во многих странах. Карикатуры The Washington Post, напротив, предполагают наличие фоновых знаний у реципиентов (внешность политических деятелей, их позиция, связанные с ними события и происшествия). Прецедентные феномены, которые используют американские карикатуристы, в меньшей степени известны представителям иных культур, в то время как авторы The Global Times отсылают к общеизвестным именам, высказываниям и образам.
Политические карикатуры обеих газет содержат визуальные метафоры, для понимания которых необходимо умение читателя соотносить образы и выявлять имплицитные смыслы.
Таким образом, в современных зарубежных массмедиа политические карикатуры имеют важное значение и являются инструментом влияния на общественное мнение. Однако исследование показывает, что круг тем в политической карикатуре The Washington Post и The Global Times ограничен. Это позволяет сделать вывод о том, что работы карикатуристов не направлены на всестороннее освещение политической жизни. Публикации исследуемых изданий транслируют определенные стереотипы и тем самым осуществляют идеологическую функцию СМИ.
1. Айнутдинов А.С. Типология и функции карикатуры в прессе // Вестник Челябинского государственного университета. – 2008. – № 21. – С. 20-28.
2. Айнутдинов А.С. Карикатура как тип изображения комической интенции в современных российских печатных СМИ : автореф. дис. … канд. фил. наук: 10.01.10 / Ур. гос. ун-т им. А.М. Горького. - Екатеринбург, 2010. – 20 с.
3. Артемова Е.А. Карикатура как жанр политического дискурса: дис. … канд. фил. наук: 10.02.19 / Волгогр. гос. пед. ун-т. - Волгоград, 2002. – 237 с.
4. Балакина Ю.В. Политическая карикатура в зарубежных медиа // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11, Журналистика. – 2021. - №6. – С. 95-115.
5. Большакова Л.С. Когнитивный механизм создания визуальной метафоры (на материале англоязычных музыкальных видеоклипов) // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 2. – С. 22.
6. Большая советская энциклопедия // URL: https://gufo.me/dict/bse/Карикатура (дата обращения: 05.05.2023).
7. Будаев Э.В., Чудинов А.П. Метафора в политическом интердискурсе. Монография. – Екатеринбург, Урал. гос. пед. ун-т, 2006. – 215 с.
8. Вагизова, В. В. Политическая карикатура как жанр поликодового текста в структуре пропагандистского дискурса // Современные исследования социальных проблем. – 2021. – Т. 13, № 2. – С. 71-91.
9. Валгина Н.С. Теория текста. – М.: Логос, 2003. – 173 с.
10. Варшавский Л.Р. Русская карикатура 40-50-х гг. XIX в. – Москва, Ленинград: Изогиз, 1937. – 147 с.
11. Ворошилова. Политический креолизованный текст: ключи к прочтению. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2013. – 194 с.
12. Дехнич О. В., Середина Е.В. Метафоризация визуального компонента в современной американской политической карикатуре // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metaforizatsiya-vizualnogo-komponenta-v-sovremennoy-amerikanskoy-politicheskoy-karikature (дата обращения: 05.05.2023).
13. Дмитриев А.В. Социология юмора: Очерки // URL: http://www.philosophy1.narod.ru/www/html/iphras/library/wlaugh.html (дата обращения: 12.05.2023).
14. Захарова М.В., Киселева Е.Б. Китайский взгляд на мир в 2022 г. в карикатурах Global Times // Журналистика в 2022 году: творчество, профессия, индустрия : Материалы международной научно-практической конференции, Москва, 03–04 февраля 2023 года. – М.: Факультет журналистики МГУ, 2023. – С. 100-102.
15. Иванова Е.А. Образ современной Европы в политической карикатуре // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-sovremennoy-evropy-v-politicheskoy-karikature/viewer (дата обращения: 28.05.2023).
16. Канашина С.В. Интернет-мем как новый вид полимодального дискурса в интернет-коммуникации : автореф. дис. … канд. фил. наук: 10.02.04 / Моск. гос. лингвист. ун-т. – М., 2016. – 27 с.
17. Корда О.А. Креолизованный текст в современных печатных СМИ: структурно-функциональные характеристики : автореф. дис. ... канд. фил. наук: 10.01.10. – Екатеринбург, 2013. – 22 с.
18. Мамдух Х. Карикатура в периодической печати : автореф. дис. ... канд. фил. наук: 10.01.10 / Белорус. гос. ун-т. - Минск, 1994. - 23 с.
19. Манн Ю.В. Гротеск в литературе // Литература в школе. – 2017. – № 6. – С. 10-15.
20. Середина Е.В. Визуальная метафора в политической карикатуре // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vizualnaya-metafora-v-politicheskoy-karikature (дата обращения: 30.04.2023).
21. Симакова С.И. О визуализации журналистских материалов // URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/31093/1/journ-2015-prep-37.pdf (дата обращения: 25.05.2023)
22. Талыбина, Е. В. Карикатура как взаимодействие вербальных и невербальных знаковых систем // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. – 2013. – № 1. – С. 24-30.
23. Швыров А.В. Иллюстрированная история карикатуры с древнейших времен до наших дней. – СПб, 1903. – 404 с.
24. Шевченко В.Э. Визуальный контент как тенденция современной журналистики // URL: http://www.mediascope.ru/1654 (дата обращения: 25.05.2023).
25. Lucien Leon. The evolution of political cartooning in the New Media Age: Cases from Australia, the USA and the UK // In J. Milner Davis (ed.), Satire and politics: The interplay of heritage and practice. Palgrave studies in comedy. - London: Palgrave Macmillan, 2017. – С. 163-191.
26. The Global Times // URL: https://www.globaltimes.cn (дата обращения: 30.05.2023).
27. The Washington Post // URL: https://www.washingtonpost.com (дата обращения: 30.05.2023).