ВВЕДЕНИЕ...……………………………………………………………………….4
ГЛАВА I. Посредническая деятельность
Швейцарии в Европе и Азии…………………………………………….……..17
§1. «Добрые услуги» Швейцарии в осуществлении
внешней политики Ирана ……………………………………………...………...18
§2. Посредническая деятельность Швейцарии
на Корейском полуострове ………………………………………..……….….....33
§3. «Добрые услуги» Швейцарии в Индо-Пакистанском конфликте……..….35
§4. «Добрые услуги» Швейцарии на Европейском континенте ……………..42
ГЛАВА II. Посредническая деятельность Швейцарии
на Ближнем Востоке…………………….…………………………....……….....46
§1. «Добрые услуги» во время Суэцкого кризиса 1956 г..……………………....46
§2. «Добрые услуги» в осуществлении внешней политики Израиля………...... 50
§3. Прочие «защитные мандаты»,
осуществленные Швейцарией на Ближнем Востоке ……….……………….......54
ГЛАВА III. Посредническая деятельность Швейцарии в Африке…….....56
§1. Роль «добрых услуг» Швейцарии в постколониальной Африке……….......56
§2. Прочие «защитные мандаты»,
осуществленные Швейцарией в Африке…………………......……………….....59
ГЛАВА IV. Посредническая деятельность Швейцарии
в Латинской Америке…………...……………………………………………......63
§1. Представление Швейцарией интересов США на Кубе (1961-2015 гг.).........63
§2. Посредничество Швейцарии в англо-аргентинском конфликте………........77
§3. Прочие «защитные мандаты» Швейцарии в Латинской Америке….….…...83
ГЛАВА V. Швейцария как международный центр
миростроительства ……………………………………………………………….86
§1. Швейцария как место пребывания международных организаций…….........863
§2. Международные мирные конференции в Швейцарии
в период Холодной Войны ………………………………………………..….….91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………...………………………..117
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…..124
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ……………………………………………………..130
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИМЕН……………………………….132
ПРИЛОЖЕНИЯ
Несмотря на небольшие размеры своей территории, Швейцарская Конфедерация является одной из ведущих «дипломатических держав» мира. На
наш взгляд, подобный результат швейцарская дипломатия достигла в том
числе благодаря своей посреднической деятельности. Эта альпийская страна
имеет не только богатую историю посредничества, но и вот уже более ста лет
является дипломатическим центром мира. Говоря о посреднической деятельности Берна, в большинстве случаев имеется в виду оказание им «добрых
услуг». В дипломатическом словаре даются следующие определения этих
терминов:
«Посредничество – одно из средств мирного разрешения возникающих между государствами споров. Посредничество заключается в том, что
какое-либо государство, не являющееся стороной в споре, по соглашению
спорящих государств выступает в качестве посредника: оно организует и
непосредственно участвует в переговорах между конфликтующими государствами, содействуя достижению ими согласованного решения по вопросу, вызвавшему спор. Необходимо отметить, что рекомендации, которые
выносятся при этом государством-посредником, не обязательны для спорящих государств. Таким образом, посредничество не может превращаться в
навязывание спорящим сторонам каких-либо условий…1».
««Добрые услуги» (французское bonsoffices, английское goodoffices) –
международно-правовая процедура, относящаяся к праву войны… В случае
конфликта или войны между двумя державами, когда каждая из них по соображениям престижа или по другим мотивам избегает продолжения или
возобновления переговоров, либо когда переговоры не сулят перспектив и
способны лишь обострить положение, одна или несколько третьих держав
вправе предложить свои услуги с целью стать связующим звеном между
спорящими сторонами, чтобы облегчить урегулирование спора или наладить мирные переговоры. Такая акция называется продолжением «добрых
1 Посредничество // Дипломатический словарь: в 3 т. М., 1971 . Т.2. С. 551.
2 «Добрые услуги» // Дипломатический словарь: в 2 т. М., 1948 . Т.1. С. 602.5
услуг» и обычно исходит от государств, находящихся в хороших отношениях со сторонами или пользующихся влиянием в международных отношениях.
Каждая из находящихся в конфликте держав в первую очередь может обратиться к третьей или третьим державам с просьбой об оказании «добрых услуг»…
2
».
На первый взгляд, может показаться, что это два одинаковых понятия.
Однако, это не так. В отличие от содействия «добрых услуг», посредник может выдвинуть определенные предложения как базу для переговоров и урегулирования споров. К тому же важно отметить, что государство, оказывающее «добрые услуги», может не принимать участия в самих переговорах.
Ярким примером посредничества швейцарской дипломатии служит посредничество в переговорном процессе между Арменией и Турцией в 2008-
2009 гг.3, завершившееся в октябре 2009 г. подписанием так называемых
«Цюрихских протоколов» («Протокол об установлении дипотношений» и
«Протокол о развитии двусторонних отношений»)4.
Другим таким примером могут служить «добрые услуги» Швейцарии в
российско-грузинских отношениях. После войны в Южной Осетии в 2008 г.
Россия признает государственную независимость и суверенитет на сегодняшний день не признанных мировым сообществом двух республик - Абхазии и Южной Осетии. В ответ на подобный шаг Кремля, 3 сентября 2008 г.
грузинская сторона принимает решение разорвать дипломатические отношения с РФ. После чего, Москва попросила Швейцарию представлять собственные интересы в Грузии (2008 г.). Аналогичным образом поступил и
2 «Добрые услуги» // Дипломатический словарь: в 2 т. М., 1948 . Т.1. С. 602.
3 «Цюрихские протоколы» («Протокол об установлении дипотношений» и «Протокол о развитии
двусторонних отношений») были подписаны в Цюрихе 10 октября 2009 г. главами МИД Армении (Эдварж
Налбандян) и Турции (Ахмет Давутоглу). Началу переговорному процессу между Анкарой и Ереваном в
2008 г. положила так называемая «Футбольная дипломатия. Швейцария выступила посредником лишь в
апреле 2009 г.
4 Хасанов А. Посредничество Швейцарии в подписании «Цюрихских протоколов» // Сб. ст. шестой
международной науч.-практической конф. «Фундаментальные и прикладные проблемы геополитики,
геоэкономики, международных отношений, государственной безопасности. США, НАТО и Евросоюз -
проблемы безопасности стран СНГ, Европы, Азии и Африки» под ред. А.П. Кудинова. СПб, 2012. С. 132-133.6
Тбилиси (2009 г.). Помимо этого, Альпийская Конфедерация выступила посредником в российско-грузинских переговорах по вступлению РФ во Всемирную торговую организацию (2011 г.).
У всех на слуху какие-нибудь дипломатические переговоры, проходящие на территории Швейцарии. Думаем, нет смысла перечислять все эти
встречи, ограничившись упоминанием одного из последних событий – переговоров по Сирии, проходящих в Женеве. Кстати, предоставление своей
территории в качестве платформы для проведения переговоров является одним из инструментов «добрых услуг» Альпийской Конфедерации.
Еще одним из инструментов ее «добрых услуг» является осуществление «защитных мандатов» (англ. «Protecting power mandates»). Под защитным мандатом понимается выполнение консульских и дипломатических
функций одного государства в третьем государстве, тем самым способствуя
поддержанию отношения между этими государствами. Для этого необходимо
получить согласие не только представляемого государства, но и принимающего государства5.
Всего в период с 1950 по 1991 гг. Швейцария осуществила 70 официальных «защитных мандатов». Вместе с тем можно отметить еще два мандата, которые Швейцария осуществляла де-факто:
1) По представлению интересов Сальвадора на Кубе (с 10 февраля 1962 г.
по 19 октября 1962 г.). Мандат осуществлялся по предварительному ордеру.
Официального запроса от правительства Сальвадора Швейцария не получила;
2) По представлению интересов Израиля в Гвинеи (с 13 июня по 31 декабря 1973 г.). Правительство Гвинеи не дало своего согласия в письменной
форме.
Однако в своей работе мы опирались на официальные документы, поэтому мы рассмотрели лишь официальные «защитные мандаты» Альпийской
Конфедерации.
Рассуждая о причинах, по которым Швейцарии доверяли оказывать
«добрые услуги», первой следует отметить нейтралитет Швейцарии. Именно
благодаря нейтралитету страна сумела выстроить хорошие, или хотя бы бесконфликтные отношения со всеми государствами мира. Следует помнить,
что Швейцария имеет больше опыта в деле оказания «добрых услуг», чем
другие страны мира. С уверенностью можно сказать, что никакая другая
страна не может соперничать с Альпийской Конфедерацией в оказании «добрых услуг».
Сравним «защитные мандаты» осуществленные основным конкурентом Швейцарии, другой европейской страной, которая имеет также давнюю
традицию нейтралитета, правда не такую как Швейцария – Швецией.
Начнем со Второй Мировой: так к 1943 г. Швейцария осуществляла 219 «защитных мандатов» для 35 стран мира, а Швеция - 114 мандатов для 28118
стран350. И в период Холодной войны добрые услуги Швейцарии пользовались большим спросом, чем шведские. Количество защитных мандатов Берна
равнялось 70 (в период между 1950 и 1991 гг.), когда у Стокгольма было 21
(В период между 1952 и 1991 гг.; см. приложение 3). На данный момент численность текущих «защитных мандатов» Королевства равняется трем (Швеция представляет интересы Австралии, Канады и США в КНДР), т.е. в два
раза меньше, чем Швейцария. Таким образом, и сегодня роль швейцарской
дипломатии значительнее шведской.
В период между 1950 и 1991 гг. многие государства не раз прибегали к
дипломатическим услугам швейцарцев. Среди них выделяется Великобритания, интересы который альпийцам пришлось защищать семь раз, второе место разделяют Израиль и Франция – пять раз, США и Иран – четыре раза,
Новая Зеландия и ЮАР – три раза. Среди этих стран считаем необходимым
выделить Иран и Израиль. На самом деле количество швейцарских мандатов,
связанных с Тегераном и Тель-Авивом оказалось больше, так как Берн представлял интересы двух других государств в Иране девять раз, в Израиле –
два раза. Мы также освятили ситуацию с международным признанием еврейского государства, когда многие арабские страны разрывали свои дипломатически связи с теми странами, которые признали государство Израиль. При
всем при этом следует учитывать, что протежирующую сторону должна
утвердить и страна, где будет осуществляться «защитный мандат». В этом
плане у Берна не возникало никаких проблем, ввиду ее дружелюбной политики по отношению к другим странам. Нам хотелось бы подчеркнуть отсутствие колониального прошлого этого альпийского народа, из-за которого ни
у кого не существовало исторических обид или претензий к Швейцарии и её
народу. Помимо всего перечисленного, государства доверявшие защиту своих интересов Швейцарии понимали, что Берн не преследует своих интересов, и подходит к делу беспристрастно. Мы бы хотели обратить внимание на
350 Good Offices // Schelbert L. Historical Dictionary of Switzerland. – Lanham / Boulder/ New York/ Toronto/
Plymouth, UK: Rowman & Littlefield Publishers, 2014. P. 153.119
финансовую возможность Швейцарии осуществлять свои безвозмездные
«добрые услуги».
В ходе нашего исследования нами были выяснены причины разрыва
дипломатических связей между странами, и политическая обстановка, где
были оказаны «добрые услуги» Швейцарии. Главным образом, это было связано со сменой правительств в различных государствах, после которого менялся внешнеполитический курс страны (например Военный переворот в Чили в 1973 г., Исламская революция в Иране в 1979 г.), а также вооруженные
конфликты между странами (например Шестидневная война 1967 г., Третья
Индо-пакистанская война 1971 г., Фолклендская война 1982 г.).
The Diplomatic Documents of Switzerland (URL: http://dodis.ch);
2. The U.S. Department of State Office of the Historian (URL:
https://history.state.gov).
Источники
1. Официальный сайт Историко-документального департамента МИД РФ
(URL: http://www.idd.mid.ru);
2. Официальный сайт МИД РФ (URL: http://www.mid.ru);
3. Официальный сайт ООН (URL: http://www.un.org);
4. Официальный сайт Совета Безопасности ООН (URL:
http://www.un.org/ru/sc/)
5. Official website of the International Committee of the Red Cross (URL:
https://www.icrc.org)
6. Official website of the Department of Foreign Affairs of Republic of South Africa (URL: http://www.dirco.gov.za);
7. Official website of the Federal Department of Foreign Affairs of Switzerland
(URL: https://www.fdfa.admin.ch);
8. Official website of the Jimmy Carter Presidential Library and Museum (URL:
http://www.jimmycarterlibrary.gov);
9. Official website of the Swiss Armed Forces (URL: http://www.vtg.admin.ch);
10. Official website of the U.S. Coast Guard (URL: http://www.uscg.mil).
Литература
1. Бабаева Л. Франкоязычные швейцарцы в Федеральном совете [Электронный ресурс] // Наша газета: ежедневное интернет-издание. 16.11.2015.
URL: http://www.nashagazeta.ch/news/politique/20706;
2. Белиз / Колониальный период [Электронный ресурс] // Политический атлас современности: сайт. URL: http://www.hyno.ru/tom3/148.html;
3. Вдовин А. Пропаганда космополитизма и мирового правительства в СССР
и РФ [Электронный ресурс] // Народные ведомости "Россия навсегда":
сайт. 26.04.2014. URL: http://rossiyanavsegda.ru/read/1926/;
4. ВЭФ [Электронный ресурс] // Энциклопедия Кругосвет: универсальная
научно-популярная онлайн-энциклопедия. URL:
http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/ekonomika_i_pravo/VSEMI
RNI_EKONOMICHESKI_FORUM_VEF.html;
5. Дипломатический словарь: в 2 т. М., 1948 . Т.1;
6. Дипломатический словарь: в 3 т. М., 1971 . Т.2;125
7. Дмитриева Д. ЕАСТ в общеевропейском интеграционном процессе и позиция Швейцарии // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Международные отношения. Политология. Регионоведение. –
2008. - № 4;
8. Домбровский Ю. Роль международных договоров в либерализации
правового и политического пространств // Власть . 2008. №11;
9. Дунаевский И. В США будут судить за угон самолета 30-летней давности
[Электронный ресурс] // Российская газета: интернет-портал. 07.11.2013.
URL:http://www.rg.ru/2013/11/07/potts-site.html;
10.Женевские соглашения по Лаосу [Электронный ресурс] // Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: энциклопедический мультимедийный интернет-ресурс.
URL:http://megabook.ru/article/Женевские%20соглашения%20по%Лаосу;
11. Июньская война 1967 [Электронный ресурс] // Кругосвет: универсальная
научно-популярная онлайн-энциклопедия . URL:
http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/iyunskaya-voina-1967;
12. Кеснель Р. Швейцария в разделенной Корее: 60 лет спустя [Электронный
ресурс] // swissinfo.ch: международная информационная служба Швейцарской национальной теле- и радиокомпании. 26.07.2013.
URL:http://www.swissinfo.ch/rus/на-линии-огня_швейцария-в-разделеннойкорее--60-лет-спустя/36528364;
13. Корниенко Г. «Холодная война». Свидетельство ее участника. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001;
14. Михневич С. «115 вопросов о многосторонней торговой системе
ГАТТ/ВТО. Минск, 2009;