Аннотация 2
Введение 4
1 Состояние вопроса 5
1.1 Описание международного проекта FSAE 5
1.2 Рулевая система автомобиля 8
2 Анализ конструкторских решений, применяемых при разработке рулевой
системы командами FSAE 11
2.1 Анализ решений зарубежных команд 11
2.2 Анализ конструкций, разработанных в рамках проекта «Формула
Студент ТГУ» 21
3 Проектирование рулевой системы болида G5 26
3.1 Анализ исходных данных 26
3.2 Проектирование рулевой системы 32
4 Калькуляция себестоимости изготовления узла 40
Заключение 43
Список используемой литературы и используемых источников 44
В рамках проекта Formula Student, который реализуется в ТГУ с 2007 года, студенческой команде необходимо спроектировать и изготовить гоночный автомобиль для участия в спортивных заездах на соревнованиях.
Целью данной работы является разработка системы рулевого управления болида класса Formula Student, соответствующей регламенту соревнований FS-Rules и отвечающую выбранному концепту нового автомобиля студенческой инженерной команды Тольяттинского государственного университета.
В связи с этим был определен ряд задач:
• описать специфику международного проекта FSAE,
• охарактеризовать базовые понятия, связанные с рулевой системой автомобиля,
• провести анализ систем рулевого управления зарубежных команд, являющихся участниками проекта Formula Student,
• провести анализ систем рулевого управления, которые были разработаны для предыдущих моделей болидов в рамках проекта «Формула Студент ТГУ»,
• проанализировать исходные данные,
• провести расчеты и спроектировать рулевую систему для гоночного болида класса Formula Student 2023 года.
В рамках данной выпускной квалификационной работы был проанализирован ряд существующих конструкций рулевых систем, описаны основные методы проектирования данного узла с учетом поставленных задач по улучшению управляемости в ходе соревнований.
Результатом работы является разработанная рулевая система, концепт которой может быть реализован на гоночном болиде класса FS.
Проект Formula Student входит в число ключевых практикоориентированных проектов, направленных на отработку студентами полученных теоретических знаний в рамках практической работы над реальным прототипом гоночного автомобиля. Разработка болида класса Formula Student предполагает создание общей концепции автомобиля и проектирование отдельных узлов, которые соответствуют целям команды и будут наиболее эффективны в ходе спортивно-гоночных соревнований.
Так, в рамках данной бакалаврской работы была подробно рассмотрена система рулевого управления, которая проектировалась для модели болида 2022 года.
В ходе работы был выполнен ряд задач. Была описана специфика международного проекта FSAE; охарактеризованы базовые понятия, связанные с рулевой системой автомобиля; проведен анализ систем рулевого управления зарубежных команд, являющихся участниками проекта Formula Student; проведен анализ систем рулевого управления, которые были разработаны для предыдущих моделей болидов в рамках проекта «Формула Студент ТГУ»; были проанализированы исходные данные; проведены расчеты и спроектирована рулевая система для гоночного болида класса Formula Student 2023 года.
Итак, при разработке рулевого узла автомобиля необходимо было свести к минимуму общее усилие, прилагаемое пилотом на рулевом колесе. Это требование особенно актуально для такой динамической дисциплины, как гонка на выносливость, в которой усталость пилота может значительно сказаться на результатах заезда. Кроме того, во время проектирования ставилась задача улучшить эргономику кокпита, уменьшить нагрузку на крепления и связанные с ними втулки. Отдельной задачей было достижение лучшей управляемости с помощью настройки угла Аккермана, а также обеспечение хорошей маневренности гоночного болида.
1. Вдовин Д. С., Чичекин И. В., Поздняков Т. Д. Виртуальный стенд для определения нагрузок на рулевое управление автомобиля // Инженерный журнал: наука и инновации. 2017. №8. С. 1-12.
2. Емельянов С. Р. Колебания рулевого управления автомобиля // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2009. №1. С. 24-27.
3. Зарипов Р. Ю., Сембаев Н. С., Машим А. С., Калияшев Б. С., Абильдинов Э. Р. Разработка учебного стенда диагностики рулевого управления и подвески автомобиля // Наука и техника Казахстана. 2022. №1. С. 155-164.
4. Карелина М. Ю., Жигунов И. В. Основные направления оптимизации конструкции механизма рулевого управления автомобиля // Austrian Journal of Technical and Natural Sciences. 2014. С. 68-73.
5. Кокорев Г. Н., Успенский И. А., Юхин И. А., Афиногенов И. А.
Силовые и кинематические зависимости рулевого усилителя // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее
профессиональное образование. 2019. №2. С. 297-302.
6. Ладин Р. А., Данилов А. М. Параметры распределения люфта в рулевом управлении автомобиля // Вестник магистратуры. 2013. №12. С. 1720.
7. Малиновский М. П. Экспериментальное исследование характеристик систем управления транспортных средств : учеб. пособие / М. П. Малиновский; МАДИ. - М., 2011. - 123 с.
8. Мурорг И. А., Терещенко Е. С., Фадеев Д. Ю., Шабалин Д. В. Устранение неисправностей рулевого управления // Транспорт. Транспортные и технологические машины. 2013. №4. С. 25-28.
9. Попов М. Б. Разработка встроенной системы управления цифрового электрогидравлического рулевого привода // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2021. №7. С. 61-68.
10. Свинов В. В. Моделирование динамики рулевого управления // Новые информационные технологии в автоматизированных системах. 2008. С. 110-111.
11. Суханов М. Н., Николаев П. П., Газеев Р. А., Резник Е. В., Силкин
B. С. Конструктивный анализ усилителей рулевого управления // Научный журнал. 2021. С. 51-52.
12. Терещенко Е. С., Мурорг И. А., Фадеев Д. Ю., Шабалин Д. В. К вопросу о повышении эффективности рулевого управления автомобилей многоцелевого назначения // Омский научный вестник. 2013. №2. С. 120-123.
13. Чебоксаров А. Н. Способ диагностирования рулевого управления
автомобилей // Технико-технологические проблемы сервиса. 2022. №2.
C. 16-22.
14. Чемакина Т. Л., Морева И. Н. Рулевое устройство : учеб. пособие для студентов вузов. Севастополь : СевГУ, 2020. - 51 с.
15. Черненко А. Б., Авсецин А. С., Сысоев М. И., Сысоева М. И. Способы организации рулевого управления транспортно-технологических самоходных машин // Проблемы современной науки и образования. 2019. С. 1-6.
... всего 20 источников