Аннотация 2
Введение 5
Термины и определения 8
Перечень сокращений и обозначений 9
1 Анализ причин и факторов производственного травматизма на
предприятии 10
2 Борьба с производственным травматизмом 20
3 Мероприятия по улучшению обучения персонала в области охраны
труда 25
4 Охрана труда 34
5 Охрана окружающей среды и экологическая безопасность 39
6 Защита в чрезвычайных и аварийных ситуациях 49
7 Оценка эффективности мероприятий по обеспечению техносферной
безопасности 55
Заключение 62
Список используемых источников 64
Приложение А Перечень опасностей (классификатор) 69
Приложение Б Меры управления рисками на рабочих местах ООО «Строймонолит» 73
Приложение В Действия дежурного персонала при возникновении ЧС 75
Строительная отрасль обеспечивает рынок труда вакансиями и обеспечивает трудоустройство значительного числа специалистов в различных областях. В то же время деятельность, связанная с организацией и проведением строительных работ, является достаточно трудоемкой, длительной и опасной, что приводит к высокому уровню травматизма и смертности на строительных площадках. Только в Санкт-Петербурге с 2016 по 2018 год произошло 69 серьезных аварий и 104 несчастных случая со смертельным исходом [23].
Основной причиной таких показателей, как в России, так и в мире является недостаточная подготовка работников и руководства по вопросам, связанным с охраной труда и безопасной работой [24].
Гибель людей, затраты и ответственность, связанные с несчастными случаями на стройках, привели с помощью законодательства к разработке программ обеспечения безопасности на строительных объектах, которые включают обучение, инспекцию и правоприменение, и этот подход, по- видимому, снизил уровень несчастных случаев там, где он применялся [25].
Многие исследователи использовали эмпирические методы для оценки эффективности обучения в повышении безопасности. Регрессионный анализ стратегий обеспечения безопасности и отчетов о безопасности на стройплощадках 45 строительных компаний Гонконга выявил, что обучение технике безопасности является одним из четырех наиболее эффективных компонентов программы обеспечения безопасности. Аналогичный анализ 70 строительных проектов в Таиланде показал, что меры безопасности были эффективными в снижении небезопасных условий [26]. Основываясь на опросе проектных и строительных фирм в Пенсильвании, на который было получено 105 ответов, определено отсутствие профессиональной подготовки как одну из восьми основных причин несчастных случаев на строительных объектах.
Однако стандарты обучения технике безопасности на строительстве являются низкими. В Великобритании, Австралии и Гонконге работникам достаточно одного дня или меньше обучения технике безопасности, чтобы получить необходимую сертификацию в качестве строительных рабочих.
Тенденция развития сферы строительства вносит работу по современным технологиям обучения и управлению процессами обеспечения безопасности строительных работ в список наиболее важных потребностей современного мира [27].
Цель работы - повысить эффективность обучения персонала в области охраны труда, проведения инструктажей, квалификации персонала за счёт разработки инновационных методов и средств обучения.
Задачи:
- изучить организацию: дать краткое описание объекта; дать описание технологии работ, которые осуществляются на объекте; определить оборудование, механизмы, инструменты, приспособления, которые эксплуатируются на объекте;
- провести анализ воздействия технологических процессов и оборудования на работников предприятия, опасные и вредные производственные факторы;
- разработать мероприятия по снижению воздействия факторов производственного процесса;
- предложить инновации по обучению персонала в области охраны труда, проведения инструктажей, квалификации персонала;
- составить реестр профессиональных рисков для рабочих мест производственного подразделения;
- провести идентификацию опасностей, которые могут возникнуть при выполнении технологических операций (видов работ) на выбранных для анализа рабочих местах;
- определить мероприятие по устранению высокого уровня профессионального риска на рабочем месте;
- определить антропогенную нагрузку организации, технологического процесса на окружающую среду;
- определить соответствуют ли технологии на производстве наилучшим доступным;
- оформить результаты производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха, результаты производственного контроля в области охраны и использования водных объектов, результаты производственного контроля в области обращения с отходами;
- разработать для объекта защиты (организации) план действий по предупреждению и ликвидации ЧС организаций;
- описать организацию оповещения и информирования персонала объекта об угрозе и возникновении ЧС;
- выполнить расчет эффективности предложенных мероприятий по обеспечению техносферной безопасности.
В работе определено, что при монтаже железобетонных и стальных элементов конструкций, трубопроводов и оборудования (далее - выполнении монтажных работ) необходимо предусматривать мероприятия по предупреждению воздействия на работников следующих опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы:
- расположение рабочих мест вблизи перепада по высоте 1,3 м и более;
- передвигающиеся конструкции, грузы;
- обрушение незакрепленных элементов конструкций зданий и сооружений;
- падение вышерасположенных материалов, инструмента;
- опрокидывание машин, падение их частей;
- повышенное напряжение в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека.
Приводились мероприятия по борьбе с производственным травматизмом на строительной площадке при проведении монтажных работ.
В работе предложены мероприятия по улучшению обучения персонала в области охраны труда. Результаты исследований, описанных в данном разделе, показали, что возможно построить виртуальную строительную площадку с использованием технологии VR, и что ее можно эффективно использовать для обучения. Первая гипотеза о том, что обучаемые будут воспринимать виртуальную среду строительной площадки как достаточно достоверную симуляцию строительной площадки для облегчения обучения, подтверждается как результатами обучения в виртуальной реальности, так и ответами на оценки после эксперимента. В целом, обнаружили, что обучение с использованием виртуальной реальности было более эффективным, чем обучение с использованием традиционных методов обучения в классе с использованием слайд-презентаций, что подтверждает вторую гипотезу.
Обучение в виртуальной реальности был более эффективным методом обучения. В частности, обнаружили явное преимущество обучения в виртуальной реальности при облицовке камнем и при монолитных бетонных работах. Слушатели сохраняли высокий уровень сосредоточенности в течение всего периода обучения виртуальной реальности. Напротив, при обычном обучении слушатели не могли сохранять концентрацию дольше одного часа. Наконец, обучение с использованием виртуальной реальности со временем оказалось более эффективным, чем традиционное обучение.
Основным противоречием, обнаруженным в ходе исследования, является очевидная необходимость снижения размера группы обучаемых. Однако при работе с группами обучаемых (в данном случае по 4 человека в каждой группе) временные ограничения на обучение не позволяют использовать контроллер для каждого сценария каждому обучаемому.
В работе разработаны мероприятия по устранению высокого уровня профессионального риска.
Определено, что ООО «Строймонолит» воздействует на окружающую среду при неправильном обращении со строительными и коммунальными отходами, а основными видами возможного опасного воздействия на окружающую среду является загрязнение атмосферного воздуха населенных мест, почв и вод в результате работы строительной техники и оборудования при проведении монтажных работ.
В работе разработан план действий по предупреждению и ликвидации ЧС для объекта защиты ООО «Строймонолит».
В работе выполнен расчет эффективности предложенных мероприятий по обеспечению техносферной безопасности. За счёт снижения воздействия опасностей на рабочих местах ООО «Строймонолит» сможет сэкономить на уплате взносов на страхование работников от производственного травматизма 200000 рублей.
1. Баширов Т. А. Человек в новой системе координат: грани виртуальной
экосистемы // Манускрипт. 2019. №11. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/chelovek-v-novoy-sisteme-koordinat-grani- virtualnoy-ekosistemy (дата обращения: 06.03.2023).
2. Богданова Е. Е. Охрана интеллектуальных прав в сферах виртуальной
и дополненной реальности // Lex Russica. 2020. №7 (164). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/ohrana-intellektualnyh-prav-v-sferah-virtualnoy-i- dopolnennoy-realnosti (дата обращения: 06.03.2023).
3. Гринь Е. С., Королева А. Г. Формирование базовых моделей охраны
технологий виртуальной и дополненной реальности в сфере права интеллектуальной собственности // Актуальные проблемы российского права.
2019. №6 (103). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-bazovyh-
modeley-ohrany-tehnologiy-virtualnoy-i-dopolnennoy-realnosti-v-sfere-prava- intellektualnoy-sobstvennosti (дата обращения: 06.03.2023).
4. Денисов Э. И. Роботы, искусственный интеллект, дополненная и виртуальная реальность: этические, правовые и гигиенические проблемы // Гигиена и санитария. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/roboty- iskusstvennyy-intellekt-dopolnennaya-i-virtualnaya-realnost-eticheskie-pravovye- i-gigienicheskie-problemy (дата обращения: 06.03.2023).
5. Контарева В. Ю., Белик В. В. Игровые компьютерные технологии в
обучении технике безопасности на предприятиях агропромышленного комплекса // Безопасность техногенных и природных систем. 2022. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovye-kompyuternye-tehnologii-v-obuchenii- tehnike-bezopasnosti-na-predpriyatiyah-agropromyshlennogo-kompleksa (дата
обращения: 06.03.2023).
6. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Методы идентификации опасностей на различных этапах выполнения работ [Электронный ресурс] :
ГОСТ 12.0.230.4-2018. URL:
law.ru/gosts/gost/69666/?ysclid=le2drhy8rg837348689
21.12.2022) .
7. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности
труда. Системы управления охраной труда. Методы оценки риска для обеспечения безопасности выполнения работ [Электронный ресурс] : ГОСТ 12.0.230.5-2018. URL: https://internet-
law.ru/gosts/gost/69692/?ysclid=le2ds4rizu765059790 (дата обращения:
19.12.2022).
8. Национальный стандарт Российской Федерации. Менеджмент риска.
Принципы и руководство [Электронный ресурс] : ГОСТ Р ИСО 31000-2019. URL: https://internet-law.ru/gosts/gost/73107/?ysclid=le2dw1ks6h243736871
(дата обращения: 17.01.2023).
9. Национальный стандарт Российской Федерации. Менеджмент риска.
Реестр риска. Общие положения [Электронный ресурс] : ГОСТ Р 51901.21-2012. URL: https://internet-
law.ru/gosts/gost/54073/?ysclid=le2dn4qknc405806336 (дата обращения: 18.01.2023).
10. Несущие и ограждающие конструкции [Электронный ресурс] : СП
70.13330.2012. URL:
https://base.garant.ru/70353868UysclidHewdkozky2595838985 (дата обращения: 17.01.2022).
11. Об охране окружающей среды [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ. URL: https://docs.cntd.ru/document/901808297 (дата обращения: 17.01.2023).
12. Об утверждении Правил по охране труда при строительстве, реконструкции и ремонте [Электронный ресурс] : Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.12.2020 № 883н. URL: https://docs.cntd.ru/document/573191722?ysclid=lewdmen3k0725381876 (дата обращения: 17.01.2023).
13. Об утверждении Примерного положения о системе управления
охраной труда [Электронный ресурс]: Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 776н. URL:
https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=409457&ysclid=l d8jp94kat939272210 (дата обращения: 18.01.2023).
14. Об утверждении рекомендаций по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков [Электронный ресурс] : Приказ Минтруда России от 28.12.2021 № 926. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=411523&ysclid=l d8jqdwcm8100411018 (дата обращения: 17.01.2022).
15. Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля [Электронный ресурс] : Приказ Минприроды России от 14.06.2018 № 261 (ред. от 23.06.2020). URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=377676&ysclid=l dsbgkkxui183890770 (дата обращения: 18.01.2023).
...
Всего источников 27