Снижение корпоративного налога в рамках политики привлечения инвестиций как определяющий фактор экономического положения и политического развития Ирландской Республики в Европейском Союзе с 2003 года по настоящее время
Оглавление 1
Введение 2
Глава 1. Корпоративное налогообложение: его история и особенности в Ирландской республике 8
Исторические и теоретические аспекты корпоративного налогообложения 9
Современные схемы размывания налогооблагаемой базы и вывода прибыли из-под налогообложения 18
Схема DoubleIrish 22
Схема Singlemalt 23
Схема уклонения от налогов путем использования амортизационных отчислений по нематериальным активам 24
Корпоративные налоговые инверсии как способ уклонения от налогов 25
Уклонение от налогообложения путем использования закона о консолидации налогов 25
Глава 2. Корпоративный налог в Ирландии: государственный уровень 28
Исторические аспекты трансформации ирландской налоговой системы 28
Последствия кризиса 2008 года и роль корпоративного налога в нем 36
Отношение ирландского общества к корпоративному налогу 41
Глава 3. Корпоративный налог в Ирландии: Международный уровень 51
Отношения Европейского союза к налоговой политике Ирландской республики 53
Политика США по поддержке своих компаний и корпоративный налог 61
Великобритания: конкуренция и перспективы после Брексита 65
Заключение 72
Список использованной литературы и источников 76
Ирландская республика, являясь довольно небольшой страной в Западной Европе, известна своим феноменом выдающегося экономического роста после долгого периода кризиса и застоя. В этот период, который наиболее ярко отразился в конце 1990-ых годов, Ирландия стала известна миру как «Кельтский тигр». Тем не менее, период наступивший после этого, представляется не менее важным для современного экономического и политического положения страны.
Началом этого современного периода имеет смысл обозначить 2003 год, когда в результате реформ в Ирландии была введена современная ставка налога на прибыль коммерческих компаний (корпоративного налога) в 12,5%, а также упрощена и унифицирована, что заложило основы для будущей еще большей привлекательности страны для иностранных инвесторов. Ставка в 12,5%, будучи намного ниже, чем в большинстве промышленно развитых стран стала одним из ключевых факторов для привлечения в страну прямых инвестиций со стороны многих транснациональных корпораций, в особенности – технологических гигантов, таких как Apple, Google и Facebook. После решения национального вопроса насчет определения статуса Северной Ирландии путем заключения Белфастского соглашения 1998 года, для Ирландских властей возникла новая задача – поддержание экономического развития и уровня жизни.
Привлечение иностранных инвестиций и получение доходов с корпоративных налогов стало для Ирландии одним из ключевых источников бюджетных доходов. Согласно докладу Министерства финансов страны, «поступления от корпоративного налога значительно выросли в последние годы, достигнув 10,4 млрд евро в 2018 году. С 2014 года поступления росли в среднем почти на 20 процентов в год. В результате доля налоговых поступлений в казначейство, приходящаяся на корпоративные налоги, достигла исторического максимума в 19 процентов в прошлом году».
Однако, подобные эконмические успехи имеют и обратную сторону в виде трудностей во внешней политике Республики. Привлечение иностранных компаний означает не только сокращение рабочих мест там, откуда они приходят, но и уменьшение бюджетных доходов, ведь налоги они теперь платят в Ирландии. Наибольший урон от этого терпят основные союзники и торговые партнеры страны – США и ЕС и именно под их давлением Ирландия вынуждена «обуздывать» свою налоговую систему.
Хорошим примером влияния крупного бизнеса на политику этой страны является дело Еврокомиссии против американской технологической и телекоммуникационной компании Apple, которую Еврокомиссия в 2016 году обвинила в нарушении правил конкуренции путем неуплаты существенной доли налога с помощью властей Ирландии и которую обязали выплатить 13 млрд евро штрафа той же Ирландии. Страна, совместно с компаний подала на апелляцию в Общий суд ЕС и выиграла летом 2020 года, что вынудило Брюссель подать на апелляцию в Суд Европейского Союза. Дело все еще продолжается, но сам его факт указывает на недовольство ЕС налоговой политикой Ирландской Республики.
Подобные факты указывают на актуальность корпоративного налогообложения не только для экономики, но и политики Ирландии. Также, это объясняет цель данной работы – определить важность фактора корпоративного налогообложения для современной ирландской внутренней и внешней политики. Достижение этой цели позволит не только подвести итог о значимости этого фактора в рассматриваемом периоде, но и сделать прогноз о продолжении такой тенденции в будущем.
Для достижения этой цели планируется выполнить ряд задач:
1. Рассмотреть основные теоретические аспекты феномена корпоративного налогообложения и его влияния на сферу международных отношений: выяснить ключевые исторические аспекты его возникновения, определить, основные взгляды экономистов на его сущность и выяснить как это можно применить, рассматривая ирландскую модель;
2. Определить влияние этого фактора на внутреннее развитие страны: обозначить основные вехи в экономике, связанные с корпоративным налогообложением, его роль на современном этапе, отношение граждан и политических элит к существующей ситуации и то, как это выражается на политическом курсе Ирландии;
3. Выяснить влияние и значимость корпоративного налога в Ирландии на положение страны на международной арене – рассмотреть влияние этого фактора на отношения с основными партнерами: ЕС, США и Великобританией.
Особые экономические успехи Ирландии в последние годы указывают на новизну данной работы. Необходимо рассмотреть основные причины этого явления и его влияние на внутре- и внешнеполитический курс страны. Как правило, исследования фокусируются либо на экономической, либо на политической стороне рассматриваемой проблемой. В этой работе же фокус сделан именно на сильном влиянии финансового сектора на общество и государственные органы и, соответственно, на международное положение Ирландии и на ее отношения с ее ключевыми партнерами – США, ЕС и Великобританией
Информационную основу данной работы составляет как источники с соответствующими данными, так и литература различных авторов, позволяющая максимально четко отобразить картину политического влияния ставки корпоративного налога. Так, можно выделить ряд авторов, целью работ которых представляется изучение истории явления корпоративного налогообложения: Б. Сабин, А. Рабушка, К. Фредерик. Стоит отдельно отметить теоретиков налогообложения, изучающих всю систему целиком и выделяющих особенную роль изучаемого налога: В. Патон, С. В. Кольчугин. Поведение различных стран, как международных акторов, использующих ставку корпоративного налога в качестве инструмента продвижение своих интересов рассмотрели М. П. Деверо, Дж. Р. Хайнс-младший, Дж. Слемрод и Дж. Фридман. В этой работе для понимания особенностей ирландской налоговой системы особенно важными представляются исследования авторов, фокусирующихся на изучении способов уклонения от налогов: Х. Гарсии-Бернардо, Б. Унгера, Дж. Стюарта и К. Р. Свейтцера. Для поиска причины формирования современной налоговой системы в Ирландии следовало обратиться работам, рассматривающим экономическую историю этой страны – например, следует упомянуть работы А. Биленберга и Р. Райана, Дж. Нокса, Т. К. Хеннесси и П. Дж. О’Салливана и Ф. Барри и Г. Фитцджеральда.
Источниковая база этой работы представлена, в первую очередь, отчетами государственных органов Ирландии, например Парламента Ирландии , Министерства промышленности или Министерства финансов , которые позволяют определить взгляд самого государства на происходящие в нем процессы и явления. Особой важностью для Ирландии обладают межгосударственные организации, чьи программы и доклады широко используются при выработке политики в стране – такими в первую очередь являются ОЭСР и ЕС, чьи материалы также использованы в этой работе. В отдельную группу следует выделить опросы общественного мнения, по которым возможно предугадать возможность изменения внутренней и внешней политики Ирландии в будущем – такими занимаются как пресса (например газета IrishTimes ), так и консалтинговые компании (например IpsosMORI ).
В результате исследования мы пришли к выводу о ключевой значимости корпоративного налога на доходы юридических лиц для современной политической системы Ирландской республики. С 2003 года, когда в результате реформ была сформирована современная налоговая система, начался второй этап «Кельтского тигра», а национализм в политике, заметный в конфликте в соседней Северной Ирландией стал отходить на второй план. Стремительный экономический рост, начавшийся еще во второй половине 1980-ых к этому моменту, стал нормой для государства, которое из одной из беднейших в Западной Европе стала стремительно богатеющей страной, где уровень жизни рос наибольшими темпами в регионе. Главной задачей политической элиты в стране стало обеспечение продолжения этого роста, а главным инструментом – неолиберальная политика по привлечению иностранных инвестиций.
Решение о принятии такой политики не было спонтанным –напротив, оно было обеспечено аспектами исторического развития страны. С момента независимости страны в 1922 году не прошло еще и ста лет, но весь этот период можно разделить на три этапа: до 1957 года – период протекционизма, с 1957 до 1980 – период либерализации и с 1980 – по настоящее время период экономического роста. Значительную часть своей независимой истории страна была раздираема кризисами и безработицей, многие граждане предпочитали при первой возможности мигрировать в другие страны. Поворот к либерализации, к открытости этой старой метрополии был вынужденной мерой, обусловленной также во многом сменой поколений. Тогда же были проведены первые эксперименты со снижением налогообложения для предприятий страны, опыт которых сыграл свою роль впоследствии. Важнейшим поворотом, давшим толчок росту в начале третьего этапа, стало вступление в ЕЭС в 1973 году, что стало фактором, способствовавшим привлечению первых инвестиций из США (компания Apple открыла свое предприятие в Корке в 1980 году). Неолиберальная политика оказалась хорошим выбором для страны и позволила развернуть вспять почти все негативные тенденции, а рост имевший наибольшие темпы в 1990-ых по аналогии с четырьмя «азиатскими тиграми», стали называть «Кельтским тигром».
Рассматриваемый в работе этап с 2003 года по наше время отмечается стабилизацией налоговой политики, ее окончательное согласованием с ЕС и созданием условий для восстановления после замедления в конце 1990-ых – начале 2000-ых. Реформа 2003 года зафиксировала ставку корпоративного налога в 12,5% и создала основы для ряда BEPS-схем, а годом ранее страна перешла на новую общеевропейскую валюту – евро. Эти и другие реформы заложили основу для Ирландии как моста между США и ЕС, где эта страна стала притягивать все большие инвестиции высокотехнологических и фармацевтических компаний, а также становиться современной офшорной зоной (ConduitOFC).
Поворотным моментом в новейшей истории Ирландской республики стал мировой финансовый кризис 2008 – 2009 годов. Стране пришлось поплатится за наиболее одиозные аспекты своей неолиберальной политики – лопнул пузырь на рынке недвижимости, а высокие траты бюджета поставили ее на грань дефолта, из которого помогли выбраться меры жесткой экономии и крупные кредиты от МВФ и ЕЦБ. Как показано в работе, политика привлечения прямых иностранных инвестиций путем создания выгодных для бизнеса условий не являлась причиной для кризиса, однако с его наступлением был отмечен и резкий спад этих инвестиций, что сыграло свою роль в усугублении ситуации. Тем не менее, даже в такое темное время для ирландской экономики, ирландские власти в лице как правящей уже долгое время партии Фиана Файл, так и победивших на парламентских выборах 2011 года и сформировавших коалицию Фине Гэл и Лейбористов, не стали нарушать баланс в корпоративном налогообложении или требовать с иностранных корпораций дополнительных средств. Это позволило стране, даже не смотря на глубочайший кризис, сохранить доверие иностранных инвесторов и в скором времени снова вернуться на путь роста.
В последние несколько лет, которые можно было бы уже назвать третьим этапом «Кельтского тигра», возрастает значимость ирландского корпоративного налогового режима на международной арене. Дело во многом в характере привлекаемых инвестиций – они приходят в области, которые в данный момент являются одними из самых перспективных и быстрорастущих: телекоммуникации, производство высокотехнологической техники, фармацевтика. Американские компании, которые все больше увеличивают свое присутствие в Ирландии, используя ее как базу для ведения своей деятельности по всему миру, во многом привлекаются возможностью избежать уплаты корпоративных налогов в тех странах, в которых они ведут львиную долю своей реальной деятельности. Это особенно заметно на примере ЕС, где друге страны-члены желают видеть более честное распределение налогов, которые американские корпорации, ведущие деятельность в регионе, не доплачивают. ЕС не имеет компетенции в этой сфере и не может вмешиваться в национальные налоговые системы, однако кейс со штрафом Apple показывает крайнее недовольство организации политикой Ирландии по привлечению к себе такого непропорционально крупного количества иностранных инвестиций. Сейчас трудно оценить, к чему приведет такая политика ЕС по отношению к своим членам-офшорам (среди которых также можно выделить Нидерланды и Люксембург), но организация уже разрабатывает проекты введения всесоюзных налогов, которые в теории могут подточить привлекательность Ирландии в этой сфере.
Однако, можно отметить и ряд положительных перспектив. Во-первых, низкое налогообложение пользуется высокой поддержкой среди граждан страны. Все политические силы так или иначе поддерживают ставку в 12,5% и осознают необходимость продолжения политики по привлечению инвестиций. Мнения разнятся, разве что, по поддержке существования BEPS-схем, критиком которых является крупная оппозиционная лево-националистическая партия Шин Фейн, однако на наш взгляд, приди она к власти, она не стала бы бороться с таким эффективным инструментом и скорее взялась бы за защиту «суверенной налоговой системы» от бюрократов из Брюсселя.
Во-вторых, несмотря на притязания ЕС, существуют и некоторые внешнеполитические возможности, которыми Ирландия может воспользоваться для сохранения и развития существующего режима. С одной стороны – это смена президента США. Политика Дональда Трампа по привлечению американских компаний назад в США не возымела должного эффекта а при Джо Байдене, она может и вовсе прекратиться. Страна даже может рассчитывать на увеличение сотрудничества в сферах, которые до этого были недоступны. С другой стороны – это фактор Брексита, который вывел Британию из игры, как основного конкурента в ЕС по привлечению американских инвестиций. Теперь страна не только сможет привлечь специалистов и бизнес, которых не захочет покидать общий рынок, но и использовать все бонусы своего нового уникального положения.
В итоге, на наш взгляд, корпоративный налог с 2003 года постепенно стал основой современной экономической привлекательности Ирландской республики в глазах иностранных инвесторов. Поддержание экономического роста и развития в настоящий момент заняло место основной задачи властей, делегированной им их же гражданами. В нынешнюю эпоху такая повестка встречает на своем пути как угрозы, так и новые возможности, что позволяет сделать предположение о ее дальнейшем доминирующем положении в политике этой страны.
1. A Message to the Apple Community in Europe // Apple Inc. URL: https://www.apple.com/ie/customer-letter/ (дата обращения: 02.12.2020).
2. Action Plan on Base Erosion and Profit Shifting // OECD URL: https://www.oecd.org/ctp/BEPSActionPlan.pdf (датаобращения: 06.11.2020).
3. Background brief. Inclusive Framework on BEPS // OECD URL: http://www.oecd.org/tax/beps/background-brief-inclusive-framework-for-beps-implementation.pdf (датаобращения: 05.11.2020).
4. Commission Decision of 30.8.2016 ON STATE AID SA.38373 (2014/C) (ex 2014/NN) (ex 2014/CP) implemented by Ireland to Apple // europa.eu URL: https://ec.europa.eu/competition/state_aid/cases/253200/253200_1851004_674_2.pdf (датаобращения: 29.11.2020).
5. Corporate Tax Statistics. Second edition // OECD URL: https://www.oecd.org/tax/tax-policy/corporate-tax-statistics-second-edition.pdf (датаобращения: 05.11.2020).
6. Dáil Apple debate: Government wins appeal motion // THE IRISH TIMES URL: https://www.irishtimes.com/news/politics/dáil-apple-debate-government-wins-appeal-motion-1.2782484 (датаобращения: 01.12.2020).
7. DáilÉireann debate - Thursday, 23 Nov 2017 // Houses of the Oireachtas URL: https://web.archive.org/web/20190416113155/https:/www.oireachtas.ie/en/debates/debate/dail/2017-11-23/18/ (датаобращения: 13.11.2020).
8. Document 12012E/TXT // eur-lex.europa.eu URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex:12012E/TXT (датаобращения: 27.11.2020).
9. Fair Taxation of the Digital Economy // europa.eu URL: https://ec.europa.eu/taxation_customs/business/company-tax/fair-taxation-digital-economy_en (датаобращения: 11.12.2020).
10. Ireland - Overview // europa.eu URL: https://europa.eu/european-union/about-eu/countries/member-countries/ireland_en (датаобращения: 25.11.2020).
11. Ireland & the impacts of Brexit // Department of Enterprise, Trade and Employment URL: https://enterprise.gov.ie/en/Publications/Publication-files/Ireland-and-the-Impacts-of-Brexit.pdf (датаобращения: 26.12.2020).
12. Ireland’s Corporation Tax Strategy // Department of Finance URL: https://taxpolicy.gov.ie/wp-content/uploads/2013/02/CT-Strategy-Presentation-for-Website-FINAL.pdf (датаобращения: 12.11.2020).
13. Members of the OECD/G20 Inclusive Framework on BEPS // OECD URL: http://www.oecd.org/tax/beps/inclusive-framework-on-beps-composition.pdf (датаобращения: 08.12.2020).
14. Modelling recent developments in corporation tax // Department of finance URL: https://assets.gov.ie/40629/6e8b86ab8a734c298e9f975fbf18b92c.pdf (дата обращения: 02.11.2020).
15. More than 90% of Irish people want to stay in EU, poll reveals // Irish Times URL: https://www.irishtimes.com/news/politics/more-than-90-of-irish-people-want-to-stay-in-eu-poll-reveals-1.3488112 (дата обращения: 24.11.2020).
16. OECD secretary-general report to g20 finance ministers and central bank governors // OECD URL: http://www.oecd.org/ctp/oecd-secretary-general-tax-report-g20-finance-ministers-july-2018.pdf (дата обращения: 07.11.2020).
17. One in three Britons would mind if Northern Ireland voted to leave the UK, poll finds // Ipsos MORI URL: https://www.ipsos.com/ipsos-mori/en-uk/one-three-britons-would-mind-if-northern-ireland-voted-leave-uk-poll-finds (дата обращения: 22.12.2020).
18. Report on Ireland’s Relationship with Global Corporate Taxation Architecture // Houses of the Oireachtas. Joint committee on finance public expenditure and reform URL: https://webarchive.oireachtas.ie/parliament/media/committees/finance/report---global-corporate-taxation-final.pdf (дата обращения: 13.11.2020).
19. Revenue Statistics - OECD countries: Comparative tables // OECD URL: https://stats.oecd.org/Index.aspx?DataSetCode=REV (дата обращения: 14.11.2020).
20. State aid: Commission investigates transfer pricing arrangements on corporate taxation of Apple (Ireland) Starbucks (Netherlands) and Fiat Finance and Trade (Luxembourg) // europa.eu URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/IP_14_663 (дата обращения: 28.11.2020).
21. Tax Cuts and Jobs Act: A comparison for businesses // IRS URL: https://www.irs.gov/newsroom/tax-cuts-and-jobs-act-a-comparison-for-businesses (дата обращения: 17.12.2020).
22. Tax Forecasting Methodological Review 2019 // Department of Finance URL: https://www.gov.ie/en/publication/76468a-tax-forecasting-methodological-review-2019/ (дата обращения: 04.11.2020).
23. The historical development and international context of the Irish corporate tax system. // Department of Finance URL: http://www.budget.gov.ie/Budgets/2015/Documents/EY_Historical_Dev_International_Context_Irish_%20Corporation_Tax.pdf (дата обращения: 14.12.2020).
24. Tracking Tax Runaways // Bloomberg L.P. URL: https://web.archive.org/web/20181031060724/https:/www.bloomberg.com/graphics/tax-inversion-tracker/ (дата обращения: 16.12.2020).
25. U.S. accuses EU of grabbing tax revenues with Apple decision // Reuters URL: https://www.reuters.com/article/us-eu-apple-taxavoidance-usa-idUSKCN1161UC (дата обращения: 15.12.2020).
26. Written explanations of vote by Billy Kelleher. // MEPs European Parliament URL: https://www.europarl.europa.eu/meps/en/197818/BILLY_KELLEHER/other-activities/written-explanations#detailedcardmep (дата обращения: 29.04.2021)
27. Written explanations of vote by Frances Fitzgerald. // MEPs European Parliament URL: www.europarl.europa.eu/meps/en/197720/FRANCES_FITZGERALD/other-activities/written-explanations#detailedcardmep. (дата обращения: 29.04.2021)
28. Еврокомиссия оспорила в суде ЕС освобождение Apple от уплаты €13 млрд // ТАСС URL: https://tass.ru/ekonomika/9552573 (дата обращения: 03.11.2020).
Литература:
1. ‘Irish Times’ poll: Majority support appeal of Apple ruling // Irish Times URL: https://www.irishtimes.com/news/politics/irish-times-poll-majority-support-appeal-of-apple-ruling-1.2822968 (датаобращения: 23.11.2020).
2. After a Tax Crackdown, Apple Found a New Shelter for Its Profits // The New York Times Company URL: https://www.nytimes.com/2017/11/06/world/apple-taxes-jersey.html? (датаобращения: 06.12.2020).
3. Ahmed S. et al. Corporate Tax Models: A Review. – State Bank of Pakistan, Research Department, 2006. – №. 13.
4. Ahmed S. et al. Corporate Tax Models: A Review. – State Bank of Pakistan, Research Department, 2006. – №. 13.
5. Apple says it has paid two-thirds of $15 billion Irish tax bill // Reuters URL: https://www.reuters.com/article/businessNews/idCAKBN1KN27E-OCABS?edition-redirect=ca (датаобращения: 04.12.2020).
6. Bankers, Apple Possible Casualties in Irish Politics Shock // Bloomberg L.P. URL: https://www.bloomberg.com/markets/fixed-income (датаобращения: 17.11.2020).
7. Barry F., FitzGerald G. Politics and economic policymaking in Ireland //Irish business and society: governing, participating and transforming in the 21st century (Dublin, 2010). – 2009. – P. 28-43.
8. Bielenberg A., Ryan R. An economic history of Ireland since independence. – Routledge, 2013. – Vol. 149.
9. Cliff Taylor: Noonan and Donohoe rule-switching could cost €1bn next year // THE IRISH TIMES URL: https://www.irishtimes.com/business/economy/cliff-taylor-noonan-and-donohoe-rule-switching-could-cost-1bn-next-year-1.3283383?mode=sample&auth-failed=1&pw-origin=https%3A%2F%2Fwww.irishtimes.com%2Fbusiness%2Feconomy%2Fcliff-taylor-noonan-and-donohoe-rule-switching-could-cost-1bn-next-year-1.3283383 (датаобращения: 07.12.2020).
10. Collings D. G., Gunnigle P., Morley M. J. Between Boston and Berlin: American MNCs and the shifting contours of industrial relations in Ireland //The International Journal of Human Resource Management. – 2008. – Vol. 19. – №. 2. – P. 240-261.
11. Dáil backs plan to appeal Apple ruling // RTÉ.ie URL: https://www.rte.ie/news/2016/0907/814744-apple/ (датаобращения: 22.11.2020).
12. Days of 'Double Irish' tax scheme are numbered, says PwC's O'Rourke // Independent.ie URL: https://www.independent.ie/business/irish/days-of-double-irish-tax-scheme-are-numbered-says-pwcs-orourke-29709354.html (дата обращения: 19.11.2020).
13. Death of the “Double Irish Dutch Sandwich”? Not so Fast. // Taxes Without Borders URL: https://web.archive.org/web/20180322020534/https:/www.taxeswithoutbordersblog.com/2014/10/death-of-the-double-irish-dutch-sandwich-not-so-fast/ (дата обращения: 08.11.2020).
14. Debt and taxes: Here's what the parties want to do to people's tax burdens // TheJournal.ie URL: https://www.thejournal.ie/taxes-parties-4991584-Feb2020/ (дата обращения: 20.11.2020).
15. Dellepiane S., Hardiman N. Governing the Irish economy: a triple crisis. – 2011.
16. Devereux M. P., Lockwood B., Redoano M. Do countries compete over corporate tax rates? //Journal of Public Economics. – 2008. – Vol. 92. – №. 5-6. – P. 1210-1235.
17. Djankov S. et al. The effect of corporate taxes on investment and entrepreneurship //American Economic Journal: Macroeconomics. – 2010. – Vol. 2. – №. 3. – P. 31-64.
18. Drugs company moves to cut tax bill // Guardian News & Media Limited URL: https://www.theguardian.com/business/2008/apr/15/shire.pharmaceuticals (дата обращения: 23.12.2020).
19. Enda Kenny: Europe trying to bully Ireland with Apple tax ruling // Irish Examiner Ltd URL: https://www.irishexaminer.com/news/arid-20419214.html (дата обращения: 30.11.2020).
20. Erin Go Broke By Paul Krugman // The New York Times Company URL: https://www.nytimes.com/2009/04/20/opinion/20krugman.html?_r=1 (дата обращения: 16.11.2020).
21. EU digital levy could hit tech FDI and tax revenue here // Irish Independent URL: https://www.independent.ie/business/irish/eu-digital-levy-could-hit-tech-fdi-and-tax-revenue-here-36725944.html (дата обращения: 12.12.2020).
22. FitzGerald says crisis started with McCreevy // Independent.ie URL: https://archive.md/20120525211649/http:/www.independent.ie/national-news/fitzgerald-says-crisis-started-with-mccreevy-1606203.html#selection-4539.1-4539.15 (дата обращения: 15.11.2020).
23. Frederic K. A. Taxes and tax trends. – The national league of women voters, 1934. c.128
24. Freedman J., Loomer G., Vella J. Corporate tax risk and tax avoidance: New approaches //British Tax Review. – 2009. – Vol. 1. – P. 74-116.
25. From tariffs to visas: here's what's in the Brexit deal // Guardian News & Media Limited URL: https://www.theguardian.com/politics/2020/dec/24/from-tariffs-to-visas-heres-whats-in-the-brexit-deal (дата обращения: 25.12.2020).
26. G Strong corporate tax receipts ‘sustainable’ until 2020 // Independent.ie URL: https://www.irishtimes.com/business/economy/strong-corporate-tax-receipts-sustainable-until-2020-1.3218290?mode=sample&auth-failed=1&pw-origin=https%3A%2F%2Fwww.irishtimes.com%2Fbusiness%2Feconomy%2Fstrong-corporate-tax-receipts-sustainable-until-2020-1.3218290 (дата обращения: 20.12.2020).
27. Gallagher M. Politics in Ireland after the 1989 General Election //Parliamentary Affairs. – 1990. – Vol. 43. – №. 3. – P. 348-365.
28. Garcia-Bernardo J. et al. Uncovering offshore financial centers: Conduits and sinks in the global corporate ownership network //Scientific Reports. – 2017. – Vol. 7. – №. 1. – P. 1-10.
29. Garcia-Bernardo J. et al. Uncovering offshore financial centers: Conduits and sinks in the global corporate ownership network //Scientific Reports. – 2017. – Vol. 7. – №. 1. – P. 1-10.
30. Gokalp O. N., Lee S. H., Peng M. W. Competition and corporate tax evasion: An institution-based view //Journal of World Business. – 2017. – Vol. 52. – №. 2. – P. 258-269.
31. Google to pay over €115m to buy Treasury Building // Independent.ie URL: https://amp.independent.ie/business/commercial-property/google-to-pay-over-115m-to-buy-treasury-building-37154126.html (дата обращения: 19.12.2020).
32. Hennessy T. C., Rehman T. Assessing the impact of the ‘decoupling’reform of the common agricultural policy on Irish farmers’ off‐farm labour market participation decisions //Journal of Agricultural Economics. – 2008. – Vol. 59. – №. 1. – P. 41-56.
33. Hines Jr J. R. Corporate taxation and international competition //Ross School of Business Paper. – 2005. – №. 1026.
34. International Tax Advisory: Impact of the Multilateral Instrument on U.S. Taxpayers // ALSTON & BIRD LLP URL: https://www.alston.com/en/insights/publications/2017/07/impact-of-mli-on-taxpayers (дата обращения: 09.12.2020).
35. Ireland stands by its iconic 12.5% tax rate as OECD races for reforms // CNBC LLC URL: https://www.cnbc.com/2020/11/03/ireland-stands-by-its-corporate-tax-rate-as-oecd-races-for-reforms-.html (дата обращения: 01.11.2020).
36. Ireland wins appeal in €13 billion Apple tax case // THE IRISH TIMES URL: https://www.irishtimes.com/business/economy/ireland-wins-appeal-in-13-billion-apple-tax-case-1.4305044 (дата обращения: 03.12.2020).
37. Irish corporation tax faces new squeeze as OECD kicks off digital reform probe // Independent.ie URL: https://www.independent.ie/business/irish/irish-corporation-tax-faces-new-squeeze-as-oecd-kicks-off-digital-reform-probe-37766815.html (дата обращения: 10.12.2020).
38. Kneafsey L., Regan A. The role of the media in shaping attitudes toward corporate tax avoidance in Europe: experimental evidence from Ireland //Review of International Political Economy. – 2020. – P. 1-26.
39. Knox J. The Background to the First Programme for Economic Expansion 1948-1958 : дис. – NUI, at Department of History, UCC, 1996.
40. Krugman P. R. (ed.). Strategic trade policy and the new international economics. – mit Press, 1986.
41. 'Leprechaun economics' leaves Irish growth story in limbo // Reuters URL: https://www.reuters.com/article/us-ireland-economy/leprechaun-economics-leaves-irish-growth-story-in-limbo-idUSKCN0ZT21K (дата обращения: 06.12.2020).
42. McBride W. Tax reform in the UK reversed the tide of corporate tax inversions //Tax Foundation. – 2014.
43. Mintz J. Corporate tax harmonization in Europe: it's all about compliance //International Tax and Public Finance. – 2004. – Vol. 11. – №. 2. – P. 221-234.
44. New loophole to replace the 'Double Irish' tax strategy // Independent.ie URL: https://web.archive.org/web/20180612142530/https:/www.independent.ie/business/irish/new-loophole-to-replace-the-double-irish-tax-strategy-30728951.html (дата обращения: 09.11.2020).
45. O’Sullivan P. J. An assessment of Ireland’s export-led growth strategy via foreign direct investment: 1960–1980 //Review of World Economics. – 1993. – Vol. 129. – №. 1. – P. 139-158.
46. Offshore Tax Deferral // Center for American Progress URL: https://www.americanprogress.org/issues/general/news/2011/03/16/9215/tax-expenditure-of-the-week-offshore-tax-deferral/ (дата обращения: 13.12.2020).
47. Opinion: Big multinationals may have to bid farewell to the Irish tax haven they knew // MarketWatch, Inc URL: https://www.marketwatch.com/story/big-multinationals-may-have-to-bid-farewell-to-the-irish-tax-haven-they-knew-2020-02-13 (датаобращения: 21.11.2020).
48. Paton W. A. Accounting theory, with special reference to the corporate enterprise. – Ronald Press, 1922.
49. Rabushka A. For good and evil: The impact of taxes on the course of civilization. – Rowman & Littlefield, 1993. с. 353
50. Regan A., Brazys S. Celtic phoenix or leprechaun economics? The politics of an FDI-led growth model in Europe //New Political Economy. – 2018. – Vol. 23. – №. 2. – P. 223-238.
51. Revenue to close ‘single malt’ tax loophole // THE IRISH TIMES URL: https://web.archive.org/web/20181128145324/https:/www.irishtimes.com/business/economy/revenue-to-close-single-malt-tax-loophole-1.3712238 (дата обращения: 10.11.2020).
52. RTÉ BBC NI Cross Border Survey // RTÉ URL: http://downloads.bbc.co.uk/tv/nolanshow/RTE_BBC_NI_Cross_Border_Survey.pdf (дата обращения: 21.12.2020).
53. Sabine B. E. V. A history of income tax: the development of income tax from its beginning in 1799 to the present day related to the social, economic and political history of the period. – Taylor & Francis, 2005. – Vol. 61. c. 15
54. Slemrod J. Are corporate tax rates, or countries, converging? //Journal of Public Economics. – 2004. – Vol. 88. – №. 6. – P. 1169-1186.
55. Stewart J. Corporation tax: How important is the 12.5% corporate tax rate in Ireland? //Financial Times. – 2011. – Vol. 8. – P. 12.
56. Stewart J. MNE tax strategies and Ireland //critical perspectives on international business. – 2018.
57. Sweitzer C. R. Analyzing Subpart F in Light of Check-The-Box //Akron Tax J. – 2005. – Vol. 20. – P. 1.
58. The United Kingdom’s Experience with Inversions // Tax Foundation URL: https://taxfoundation.org/united-kingdom-s-experience-inversions/ (дата обращения: 24.12.2020).
59. Unger B. Offshore activities and money laundering: recent findings and challenges //Policy Department A: Economic and Scientific Policy, European Parliament. – 2017.
60. US Senator stands over claim that Ireland is a tax haven // RTÉ.ie URL: https://www.rte.ie/news/business/2013/0531/453905-ambassador-us-tax/ (дата обращения: 26.11.2020).
61. US tech firm leaves Ireland for US after Trump tax cuts // Independent.ie URL: https://www.independent.ie/business/irish/us-tech-firm-leaves-ireland-for-us-after-trump-tax-cuts-37268690.html (дата обращения: 18.12.2020).
62. Whitaker T. K. Economic Development, Pr. 4008. – 1958.
63. Why Apple Needs to Worry More Than Goldman About Sinn Fein // Bloomberg L.P. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2016-01-21/why-apple-needs-to-worry-more-than-goldman-about-sinn-fein (дата обращения: 18.11.2020).
64. Колчугин P. В. Экономическая сущность налога на прибыль //Международный бухгалтерский учет. – 2016. – №. 22 (412).