Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роман Н. И. Греча «Поездка в Германию»

Работа №138735

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы68
Год сдачи2021
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
60
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Роман «Поездка в Германию» в творчестве Н. И. Греча
Глава 2. Жанровая специфика романа
Глава 3. Русский немец в романе «Поездка в Германию»
3. 1. «Поездка в Германию» и традиция изображения немцев в русской литературе
3. 2. Мир петербургских немцев в романе……………….…………..…..….33
3. 2. 1. Время и пространство в мире петербургских немцев……………....34
3. 2. 2. Обитатели мира петербургских немцев как национальные типажи…
Глава 4. Мир петербургских немцев и другие национальные миры романа. Категория национального характера
4. 1. Немецкое и русское начало в романе
4.2. Германские и петербургские немцы
4. 3. Петербургские немцы и другие иностранцы в России………………54
4. 4. Многогранность русского мира. Закрытые и открытые характеры
4.5. Роли Мстиславцева и Луизы в оппозиции «русского» и «немецкого»
Заключение
Библиография

Один из известнейших деятелей пушкинской эпохи, Николай Иванович Греч (1787–1867 гг.) относится к тем авторам, которые на длительный период оказались практически исключены из литературоведческой и критической дискуссии. На деле, сфера его деятельности была настолько широка, что скромное по объему литературное творчество оставалось практически незаметным на фоне его заслуг как грамматиста, издателя и публициста. Кроме того, важную роль в восприятии Н. И. Греча сыграли его политические взгляды и круг общения. Будучи основателем журнала «Сын Отечества», поначалу имевшего репутацию либерального издания и сотрудничавшего со многими ключевыми авторами эпохи, включая декабристов, после 1825 г. Н. И. Греч, по его собственным словам, «вытрезвился от либеральных идей». Дальнейшая его деятельность оценивалась критиками и историками в неразрывной связи с его взглядами: приверженностью консервативной политике Николая I и многолетним сотрудничеством с Ф. В. Булгариным. Последнее обстоятельство повиляло также на место наследия Н. И. Греча в историко-литературном дискурсе: открытое противостояние Ф. В. Булгарина и А. С. Пушкина и последующая победа пушкинского направления привели к тому, что за Ф. В. Булгариным и его ближайшим окружением закрепилась репутация провластных, реакционных литераторов.
Долгие годы в литературоведении фигура Н. И. Греча как беллетриста рассматривалась исключительно в контексте его взглядов, общественной и издательской деятельности. Лишь с изменением политических настроений и пересмотром отношения к беллетристике как явлению, произведения Н. И. Греча начали обращать на себя внимание исследователей.
Литературное творчество Н. И. Греча вызывает интерес как образец литературы «второго ряда» начала XIX в. Его произведения принадлежат к таким литературным традициям русской литературы как фантастический роман, эпистолярный роман, путевые записки и т.д.
«Поездка в Германию», изданная в 1831 г., стала дебютным романом Н. И. Греча. Большинство рецензентов сходилось на том, что это не безупречный, но приятный в своей простоте роман, привлекающий внимание яркими характерами и, в первую очередь, увлекательными подробностями быта петербургских немцев. Так, «Московский телеграф» особо отмечал живость портретов, которые автор «показывает как есть, не рисует карикатур», и обилие подробностей в описании различных социальных групп: «это несколько миниатюрных картинок, вставленных в одну рамку. <…> Немцы особливо, срисованы им превосходным образом: с их патриархальностью и причудами, добротой и странностями, умом и слабостями».
«Русский инвалид» хвалит роман за высокие идеалы, достоверность и тщательность в изображении нравов:
«Сколь богат сей роман различными характерами, очерченными и дорисованными по мере их важности» .
«Литературные наброски» также отметили правдоподобие образа немецкой общины:
«Это они, эти храбрые люди с их простодушием, восторженностью, с их космополитизмом, их любовью к спокойной жизни, страстью к музыке, наконец, с трубками, хорошим кофе, bier-soup’ом, любовью к мечтательной поэзии. Затем — дом вельможи, департамент, провинциалы, приехавшие в столицу, бал мещанина во дворянстве, еще и еще картины, характеры, портреты, и все трепещут красками, действием, жизнью».
Резко отличается по тону рецензия в «Телескопе» , критикующая роман за банальность, неправдоподобие сюжетных поворотов и неточность. В отличие от прочих, рецензент «Телескопа», наоборот, ставит под сомнение достоверность характеров и картин быта, которыми автор попытался скрыть скудность сюжетной канвы.
В. Г. Белинский, считавший Н. И. Греча «чуждым сферы поэзии» литератором, назвал «Поездку в Германию» удачным дебютом на романическом поприще, «дебютом столь удачными успешным, что как-то невольно жалеешь, зачем г. Греч неостался при одном дебюте». Критик так же, как и прочие рецензенты, похвалил простоту и занимательность романа, его одушевление вкупе с естественностью характеров и картин — особенно в сравнении «Чёрной женщиной», испорченной тяжелым языком, изощренным сюжетом и большим объемом.
Тепло встреченный критиками и массовым читателем, роман, однако, достаточно быстро потерял для публики интерес, и, будучи дважды переизданным (в 1838 и 1855 гг.), оказался практически забыт.
С изменением отношения к наследию Н. И. Греча, появляются и исследования, посвященные «Поездке в Германию», до этого удостаивавшейся лишь единичных упоминаний в общих работах. Одной из первых исследовательниц романа стала О. В. Третьякова, посвятившая роману ряд статей: «“Поездка в Германию” Н. И. Греча: к проблеме жанровой специфики», «Хронотоп “большой дороги” в романе Н. И. Греча “Поездка в Германию”», «Межкультурный диалог в романе Н. И. Греча “Поездка в Германию”» . Месту романа в литературном процессе начала XIX в. посвящена статья С. И. Ермоленко «Литература второго ряда и становление русского психологического романа» .
«Поездка в Германию» представляет особый интерес для исследователей, в первую очередь, сложной жанровой структурой, а также — подробным раскрытием национальной темы. Сам Н. И. Греч видит новизну своего текста именно в детальном изображении мира петербургских немцев. В предисловии к роману он пишет:
«Составляя план моей повести, я вздумал коснуться струны, у нас еще нетронутой — нравов и обычаев петербургских немцев. Не мне судить, успел ли я, в этом. Другие, вероятно, будут счастливее; но мне хотелось сделать первую попытку».
Национальная и, в частности, немецкая тема в русской литературе — это отдельное направление исследований, анализирующее изображение образов иностранцев в русской литературе с точки зрения оппозиции «своего-чужого», устойчивых представлений и стереотипов. Роман «Поездка в Германию» значим для данной сферы исследований как произведение, необычайно широко и подробно раскрывающее феномен петербургских немцев. Произведение можно рассматривать с точки зрения присутствующих в тексте национальных миров и оппозиций.
Актуальность данной работы связана с ростом интереса к литературе «второго ряда», а также к исследованиям в области национального как особой текстовой категории. Данная работа направлена на создание комплексного комментария к роману «Поездка в Германию» с точки зрения основных черт его поэтики, места в творчестве автора и литературном процессе, что обеспечивает новизну исследования.
Работа состоит из четырех глав, рассматривающих разные аспекты романа: место в творчестве автора, жанровую специфику, поэтику изображения национальных миров. Особое внимание уделяется анализу национального характера как одной ключевых категорий текста.
Цель данной работы:
Дать характеристику роману Н. И. Греча «Поездка в Германию», его поэтике, месту в творчестве автора и литературной традиции.
Для выполнения этой цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить исторический и биографический фон создания романа;
2. Проанализировать роман с точки зрения его поэтики и жанрового своеобразия;
3. Охарактеризовать специфику раскрытия национальной темы в романе;
4. Проанализировать идеологический аспект романа с точки зрения взглядов автора и контекста эпохи;
5. Выявить место романа в истории русской литературы, в частности, в традиции изображения русских немцев.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании проведенной работы можно сделать следующие выводы:
1. «Поездка в Германию», будучи дебютным романом Н. И. Греча, объединяет ключевые творческие и исследовательские интересы автора;
2. Центральный персонаж-повествователь, Дмитрий Сергеевич Мстиславцев, частично автобиографичен, наделен воспоминаниями и мировоззрением автора;
3. Роман представляет собой произведение, неоднородное в жанровом отношении, объединяющее в себе два начала: сентименталистское и быто- и нравоописательное, и использующее в этих целях пласт разнообразных жанров, типичных для русской литературы конца XVIII — начала XIX века, непосредственно влияющих на сюжет романа, его поэтику и проблематику;
4. Роман является из первых попыток изображения в русской литературе мира петербургских немцев, который предстает сообразно формирующейся традиции изображения немецкого локуса: как пространство, внешне практически неотличимое от русского мира, однако проникнутое личным, немецким началом и живущее по его закономерностям;
5. В пространстве романа национальный характер выступает как одна из ключевых личностных характеристик, определяющая основу нравственных качеств персонажа, его положение в тексте;
6. Характер в романе складывается из соотношения врожденного —национального и приобретенного — индивидуального, связанного со средой и воспитанием;
7. Вопрос о национальном предубеждении поднимается в тексте, однако национальность продолжает быть основанием личного отношения и оценки; текст представляет собой отражение идеологических настроений эпохи и личных воззрений автора, придерживавшегося реакционных взглядов.



1. Греч Н. И. 28 дней за границей, или Действительная поездка в Германию. СПб, 1837, 256 с.
2. Греч Н. И. Записки о моей жизни. М.: Захаров, 2002. 463 с.
3. Греч Н. И. ФаддейБулгарин // Русская старина. 1871. Т. 4. кн. 7–12. июль — декабрь. С. 483–520.
4. Поездка в Германию. Роман в письмах, изданный Николаем Гречем. Ч. I, II. СПб., 1831.
5. Греч Н. И. Черная женщина // Три старинных романа: в 2 кн. Кн. 2: Греч Н. И. Черная женщина; Коншин Н. Граф Обоянский, или Смоленск в 1812 году. М.: Современник, 1990. С. 5–318.
Критика романа «Поездка в Германию»
1. [б.а.] Поездка в Германию. Роман в письмах, изданный Николаем Гречем. 2 части. СПб. В типографии издателя. 1831 г. // Телескоп. 1831. Ч. 1. С. 126–129.
2. [б.а.] Поездка в Германию. Роман в письмах, изданный Николаем Гречем. 2 части. СПб. 1831 г. // Московский телеграф. 1831. Ч. 37. С. 99–101.
3. Белинский В. Г. Сочинения Н. Греча // Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. Т. II. Статьи и рецензии. Основания русской грамматики. 1836–1838. М.: Изд-во АН СССР, 1953. С. 530–549.
4. Р. Поездка в Германию, роман в письмах, сочинение Н. Греча. С. Петербург 1831 года // Литературные прибавления к «Русскому инвалиду». 1831. № 10. 4 февраля. С. 75–78.
5. Сперанская Н. М. Материалы по русской литературе в петербургской газете «LeFuret» / «LeMiroir» в 1831–1832 гг. // НЛО. 2009. № 2.



Художественная литература
1. Гоголь Н. В. Невский проспект // Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений. Т. 3. Повести. М.: Изд-во АН СССР, 1938. С. 7–46.
2. Гончаров И. А. Полное собрание сочинений и писем: В 20 т. Т. 4: Обломов: Роман в 4 ч. СПб.: Наука, 1998. 492, [2] с.
3. Пушкин А. С. Гробовщик // Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 10-ти тт. Т. 6. Художественная проза. Л.: «Наука» Ленинградское отд. 1978. С. 81–87.
4. Пушкин А. С. Пиковая дама // Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 10-ти тт. Т. 6. Художественная проза. Л.: «Наука» Ленинградское отд. 1978. С. 210–237.
5. [Полторацкий А.М.] Провинциальные бредни и записки Дормедона Васильевича Прутикова. В 2 ч. Ч. 1-2. М.: В Тип. Н. Степанова, 1836.
6. Соллогуб В. А. Повести. Воспоминания. Л.: Художественная литература, 1988. 719 с.

Литература о Н. И. Грече
1. Акимова Н. Н. Пространство и время в русском беллетристическом романе первой трети XIX века: (Н. И. Греч «Черная женщина») // XI Пушкинские чтения. СПб, 206. Т. 1. С. 11–16.
2. Аксенова М. В. «Театральная тема» в «Путевых письмах из Англии, Германии и Франции» Н. И. Греча // Национальные коды европейской литературы в контексте исторической эпохи. Нижний Новгород, 2017. С. 16–22.
3. Аксенова М. В. Речевая характеристика как способ создания образа «другого» в «Путевых письмах из Англии, Германии и Франции» Н. И. Греча (1839) // Гуманит. науки и образование. Саранск, 2018. Т. 9. № 2. С. 142–146.
4. Давыдова К. В. Повесть о художнике в романе Н. И. Греча «Черная женщина» // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. Москва, 2018. № 4. С. 134–143.
5. Ермоленко С. И. Литература второго ряда и становление русского психологического романа // Уральский филологический вестник. Екатеринбург, 2014. № 1. С. 5–23.
6. Ильченко Н. М. Великая французская революция в романе Н. И. Греча «Черная женщина» // Русско-зарубежные литературные связи. Нижний Новгород, 2017. С. 17–23.
7. Ильченко Н. М. Итальянский миф в романе Н. И. Греча «Черная женщина» // Русско-зарубежные литературные связи. Н. Новгород, 2014. Вып. 6. С. 93–101.
8. Ильченко Н. М. Образ итальянца как сюжетообразующий в романе Н. И. Греча «Черная женщина» // Вестн. Нижегород. гос. лингвист.ун-та. Н. Новгород, 2015. Вып. 32. С. 81–89.
9. Карпов А. А. О «Львах и собачках» // Arsphilologiae. СПб., 1997. С. 32–36.
10. Потапова Г. Е. Россия и Запад в книге Н. И. Греча «Поездка во Францию, Германию и Швейцарию в 1817 году» // Карамзинский сборник. Ульяновск, 1998. Ч. 2. С. 62–64.
11. Сидяков Л. С. «Пиковая дама» и «Черная женщина» Н. И. Греча: Из истории раннего восприятия повести Пушкина // Болдинские чтения. Горький, 1985. С. 164–173.
12. Сысуева Р. П. Творческое наследие Николая Ивановича Греча // Литература, фольклор: текст, проблемы и методы исследования. Курган, 2013. С. 79–83.
13. Третьякова О. В. Межкультурный диалог в романе Н. И. Греча «Поездка в Германию» // Политическая лингвистика. Екатеринбург, 2011. № 1 (35). С. 234–237.
14. Третьякова О. В. «Поездка в Германию» Н. И. Греча: к проблеме жанровой специфики // Наука и современность. Новосибирск, 2010. Ч. 1. С. 186–191.
15. Третьякова О. В. Хронотоп «большой дороги» в романе Н. И. Греча «Поездка в Германию» // Вестн. Челябин. гос. ун-та. Филология. Искусствоведение. Челябинск, 2010. № 21 (202). Вып. 45. С. 140–143.
16. Троицкий В. Ю. Примечания // Три старинных романа. Кн. 2. М.: Современник, 1990. С. 560–574.
17. Хомук Н. В. Петербургский текст в романе Н. И. Греча «Черная женщина». Статья 1 // Вестн. Том.гос. ун-та. Филология. Томск, 2018. № 52. С. 241–242.
18. Хомук Н. В. Петербургский текст в романе Н. И. Греча «Черная женщина». Статья 2 // Вестн. Том.гос. ун-та. Филология. Томск, 2018. № 53. С. 237–256.

Прочая литература
1. Жданов С. С. Национальность героя как элемент художественной системы: Немцы в русской литературе XIX века: дис. канд. филол. наук. Новосибирск, 2005. 197 с.
2. Забровский А. П. К проблеме типологии образа иностранца в русской литературе // Россия и Запад: Диалог культур. М., 1994. С. 87–105.
3. Иванова Н.В. Жанр путевых записок в русской литературе первой трети XIX века. АКД. М., 2010. 270 с.
4. Кантор В. Иван Тургенев: Россия сквозь «магический кристалл» Германии // Вопросы литературы. 1996. Янв.-февр. С. 121–158.
5. Михельсон В. А. «Путешествие» в русской литературе. Ростов: Изд-во Рост.ун-та. 1974. С. 65–74.
6. Оболенская С. В. Германия и немцы глазами русских (XIX век). М.: РАН. Ин-т всеобщ.истории, 2000. 209 с.
7. Оболенская С. В. Образ немца в русской народной культуре XVIII-XIX вв. // Одиссей. Человек в истории. 1991. Культурно-антропологическая история сегодня. М., 1991. С. 160–185.
8. Павловская А. В. Стереотипы восприятия России и русских на Западе // Россия и Запад: Диалог культур. М., 1994. С. 19–30.
9. Песков А. М. Германский комплекс славянофилов // Россия и Германия: Опыт философского диалога. М., 1993. C. 105–120.
10. Песков А. М. Святая Русь и немецкая нехристь Николая Языкова // НЛО. 1995. № 16. С. 71–80.
11. Песков А., Мазур Н., Жуковская А. Немецкие типажи русской беллетристики (конец 1820-х - начало 1840-х гг.) // Новое литературное обозрение. 1999. № 34. С. 37–54.
12. Разумова Н. Е. Персонажи-немцы в русской классической литературе // Русское в немецких дискурсах, немецкое в русских дискурсах. Томск, 2009. С. 108–120.
13. Рогинская О. О. Эпистолярный роман: поэтика жанра и его трансформация в русской литературе: дис. канд. филол. наук. М., 2002. 235 с.
14. Соколянский М. Г. Эпистолярный роман // Литературоведческие термины (материалы к словарю). Коломна, 1999. Вып. 2. С. 119–120.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ