Роман Н. И. Греча «Поездка в Германию»
|
Введение
Глава 1. Роман «Поездка в Германию» в творчестве Н. И. Греча
Глава 2. Жанровая специфика романа
Глава 3. Русский немец в романе «Поездка в Германию»
3. 1. «Поездка в Германию» и традиция изображения немцев в русской литературе
3. 2. Мир петербургских немцев в романе……………….…………..…..….33
3. 2. 1. Время и пространство в мире петербургских немцев……………....34
3. 2. 2. Обитатели мира петербургских немцев как национальные типажи…
Глава 4. Мир петербургских немцев и другие национальные миры романа. Категория национального характера
4. 1. Немецкое и русское начало в романе
4.2. Германские и петербургские немцы
4. 3. Петербургские немцы и другие иностранцы в России………………54
4. 4. Многогранность русского мира. Закрытые и открытые характеры
4.5. Роли Мстиславцева и Луизы в оппозиции «русского» и «немецкого»
Заключение
Библиография
Глава 1. Роман «Поездка в Германию» в творчестве Н. И. Греча
Глава 2. Жанровая специфика романа
Глава 3. Русский немец в романе «Поездка в Германию»
3. 1. «Поездка в Германию» и традиция изображения немцев в русской литературе
3. 2. Мир петербургских немцев в романе……………….…………..…..….33
3. 2. 1. Время и пространство в мире петербургских немцев……………....34
3. 2. 2. Обитатели мира петербургских немцев как национальные типажи…
Глава 4. Мир петербургских немцев и другие национальные миры романа. Категория национального характера
4. 1. Немецкое и русское начало в романе
4.2. Германские и петербургские немцы
4. 3. Петербургские немцы и другие иностранцы в России………………54
4. 4. Многогранность русского мира. Закрытые и открытые характеры
4.5. Роли Мстиславцева и Луизы в оппозиции «русского» и «немецкого»
Заключение
Библиография
Один из известнейших деятелей пушкинской эпохи, Николай Иванович Греч (1787–1867 гг.) относится к тем авторам, которые на длительный период оказались практически исключены из литературоведческой и критической дискуссии. На деле, сфера его деятельности была настолько широка, что скромное по объему литературное творчество оставалось практически незаметным на фоне его заслуг как грамматиста, издателя и публициста. Кроме того, важную роль в восприятии Н. И. Греча сыграли его политические взгляды и круг общения. Будучи основателем журнала «Сын Отечества», поначалу имевшего репутацию либерального издания и сотрудничавшего со многими ключевыми авторами эпохи, включая декабристов, после 1825 г. Н. И. Греч, по его собственным словам, «вытрезвился от либеральных идей». Дальнейшая его деятельность оценивалась критиками и историками в неразрывной связи с его взглядами: приверженностью консервативной политике Николая I и многолетним сотрудничеством с Ф. В. Булгариным. Последнее обстоятельство повиляло также на место наследия Н. И. Греча в историко-литературном дискурсе: открытое противостояние Ф. В. Булгарина и А. С. Пушкина и последующая победа пушкинского направления привели к тому, что за Ф. В. Булгариным и его ближайшим окружением закрепилась репутация провластных, реакционных литераторов.
Долгие годы в литературоведении фигура Н. И. Греча как беллетриста рассматривалась исключительно в контексте его взглядов, общественной и издательской деятельности. Лишь с изменением политических настроений и пересмотром отношения к беллетристике как явлению, произведения Н. И. Греча начали обращать на себя внимание исследователей.
Литературное творчество Н. И. Греча вызывает интерес как образец литературы «второго ряда» начала XIX в. Его произведения принадлежат к таким литературным традициям русской литературы как фантастический роман, эпистолярный роман, путевые записки и т.д.
«Поездка в Германию», изданная в 1831 г., стала дебютным романом Н. И. Греча. Большинство рецензентов сходилось на том, что это не безупречный, но приятный в своей простоте роман, привлекающий внимание яркими характерами и, в первую очередь, увлекательными подробностями быта петербургских немцев. Так, «Московский телеграф» особо отмечал живость портретов, которые автор «показывает как есть, не рисует карикатур», и обилие подробностей в описании различных социальных групп: «это несколько миниатюрных картинок, вставленных в одну рамку. <…> Немцы особливо, срисованы им превосходным образом: с их патриархальностью и причудами, добротой и странностями, умом и слабостями».
«Русский инвалид» хвалит роман за высокие идеалы, достоверность и тщательность в изображении нравов:
«Сколь богат сей роман различными характерами, очерченными и дорисованными по мере их важности» .
«Литературные наброски» также отметили правдоподобие образа немецкой общины:
«Это они, эти храбрые люди с их простодушием, восторженностью, с их космополитизмом, их любовью к спокойной жизни, страстью к музыке, наконец, с трубками, хорошим кофе, bier-soup’ом, любовью к мечтательной поэзии. Затем — дом вельможи, департамент, провинциалы, приехавшие в столицу, бал мещанина во дворянстве, еще и еще картины, характеры, портреты, и все трепещут красками, действием, жизнью».
Резко отличается по тону рецензия в «Телескопе» , критикующая роман за банальность, неправдоподобие сюжетных поворотов и неточность. В отличие от прочих, рецензент «Телескопа», наоборот, ставит под сомнение достоверность характеров и картин быта, которыми автор попытался скрыть скудность сюжетной канвы.
В. Г. Белинский, считавший Н. И. Греча «чуждым сферы поэзии» литератором, назвал «Поездку в Германию» удачным дебютом на романическом поприще, «дебютом столь удачными успешным, что как-то невольно жалеешь, зачем г. Греч неостался при одном дебюте». Критик так же, как и прочие рецензенты, похвалил простоту и занимательность романа, его одушевление вкупе с естественностью характеров и картин — особенно в сравнении «Чёрной женщиной», испорченной тяжелым языком, изощренным сюжетом и большим объемом.
Тепло встреченный критиками и массовым читателем, роман, однако, достаточно быстро потерял для публики интерес, и, будучи дважды переизданным (в 1838 и 1855 гг.), оказался практически забыт.
С изменением отношения к наследию Н. И. Греча, появляются и исследования, посвященные «Поездке в Германию», до этого удостаивавшейся лишь единичных упоминаний в общих работах. Одной из первых исследовательниц романа стала О. В. Третьякова, посвятившая роману ряд статей: «“Поездка в Германию” Н. И. Греча: к проблеме жанровой специфики», «Хронотоп “большой дороги” в романе Н. И. Греча “Поездка в Германию”», «Межкультурный диалог в романе Н. И. Греча “Поездка в Германию”» . Месту романа в литературном процессе начала XIX в. посвящена статья С. И. Ермоленко «Литература второго ряда и становление русского психологического романа» .
«Поездка в Германию» представляет особый интерес для исследователей, в первую очередь, сложной жанровой структурой, а также — подробным раскрытием национальной темы. Сам Н. И. Греч видит новизну своего текста именно в детальном изображении мира петербургских немцев. В предисловии к роману он пишет:
«Составляя план моей повести, я вздумал коснуться струны, у нас еще нетронутой — нравов и обычаев петербургских немцев. Не мне судить, успел ли я, в этом. Другие, вероятно, будут счастливее; но мне хотелось сделать первую попытку».
Национальная и, в частности, немецкая тема в русской литературе — это отдельное направление исследований, анализирующее изображение образов иностранцев в русской литературе с точки зрения оппозиции «своего-чужого», устойчивых представлений и стереотипов. Роман «Поездка в Германию» значим для данной сферы исследований как произведение, необычайно широко и подробно раскрывающее феномен петербургских немцев. Произведение можно рассматривать с точки зрения присутствующих в тексте национальных миров и оппозиций.
Актуальность данной работы связана с ростом интереса к литературе «второго ряда», а также к исследованиям в области национального как особой текстовой категории. Данная работа направлена на создание комплексного комментария к роману «Поездка в Германию» с точки зрения основных черт его поэтики, места в творчестве автора и литературном процессе, что обеспечивает новизну исследования.
Работа состоит из четырех глав, рассматривающих разные аспекты романа: место в творчестве автора, жанровую специфику, поэтику изображения национальных миров. Особое внимание уделяется анализу национального характера как одной ключевых категорий текста.
Цель данной работы:
Дать характеристику роману Н. И. Греча «Поездка в Германию», его поэтике, месту в творчестве автора и литературной традиции.
Для выполнения этой цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить исторический и биографический фон создания романа;
2. Проанализировать роман с точки зрения его поэтики и жанрового своеобразия;
3. Охарактеризовать специфику раскрытия национальной темы в романе;
4. Проанализировать идеологический аспект романа с точки зрения взглядов автора и контекста эпохи;
5. Выявить место романа в истории русской литературы, в частности, в традиции изображения русских немцев.
Долгие годы в литературоведении фигура Н. И. Греча как беллетриста рассматривалась исключительно в контексте его взглядов, общественной и издательской деятельности. Лишь с изменением политических настроений и пересмотром отношения к беллетристике как явлению, произведения Н. И. Греча начали обращать на себя внимание исследователей.
Литературное творчество Н. И. Греча вызывает интерес как образец литературы «второго ряда» начала XIX в. Его произведения принадлежат к таким литературным традициям русской литературы как фантастический роман, эпистолярный роман, путевые записки и т.д.
«Поездка в Германию», изданная в 1831 г., стала дебютным романом Н. И. Греча. Большинство рецензентов сходилось на том, что это не безупречный, но приятный в своей простоте роман, привлекающий внимание яркими характерами и, в первую очередь, увлекательными подробностями быта петербургских немцев. Так, «Московский телеграф» особо отмечал живость портретов, которые автор «показывает как есть, не рисует карикатур», и обилие подробностей в описании различных социальных групп: «это несколько миниатюрных картинок, вставленных в одну рамку. <…> Немцы особливо, срисованы им превосходным образом: с их патриархальностью и причудами, добротой и странностями, умом и слабостями».
«Русский инвалид» хвалит роман за высокие идеалы, достоверность и тщательность в изображении нравов:
«Сколь богат сей роман различными характерами, очерченными и дорисованными по мере их важности» .
«Литературные наброски» также отметили правдоподобие образа немецкой общины:
«Это они, эти храбрые люди с их простодушием, восторженностью, с их космополитизмом, их любовью к спокойной жизни, страстью к музыке, наконец, с трубками, хорошим кофе, bier-soup’ом, любовью к мечтательной поэзии. Затем — дом вельможи, департамент, провинциалы, приехавшие в столицу, бал мещанина во дворянстве, еще и еще картины, характеры, портреты, и все трепещут красками, действием, жизнью».
Резко отличается по тону рецензия в «Телескопе» , критикующая роман за банальность, неправдоподобие сюжетных поворотов и неточность. В отличие от прочих, рецензент «Телескопа», наоборот, ставит под сомнение достоверность характеров и картин быта, которыми автор попытался скрыть скудность сюжетной канвы.
В. Г. Белинский, считавший Н. И. Греча «чуждым сферы поэзии» литератором, назвал «Поездку в Германию» удачным дебютом на романическом поприще, «дебютом столь удачными успешным, что как-то невольно жалеешь, зачем г. Греч неостался при одном дебюте». Критик так же, как и прочие рецензенты, похвалил простоту и занимательность романа, его одушевление вкупе с естественностью характеров и картин — особенно в сравнении «Чёрной женщиной», испорченной тяжелым языком, изощренным сюжетом и большим объемом.
Тепло встреченный критиками и массовым читателем, роман, однако, достаточно быстро потерял для публики интерес, и, будучи дважды переизданным (в 1838 и 1855 гг.), оказался практически забыт.
С изменением отношения к наследию Н. И. Греча, появляются и исследования, посвященные «Поездке в Германию», до этого удостаивавшейся лишь единичных упоминаний в общих работах. Одной из первых исследовательниц романа стала О. В. Третьякова, посвятившая роману ряд статей: «“Поездка в Германию” Н. И. Греча: к проблеме жанровой специфики», «Хронотоп “большой дороги” в романе Н. И. Греча “Поездка в Германию”», «Межкультурный диалог в романе Н. И. Греча “Поездка в Германию”» . Месту романа в литературном процессе начала XIX в. посвящена статья С. И. Ермоленко «Литература второго ряда и становление русского психологического романа» .
«Поездка в Германию» представляет особый интерес для исследователей, в первую очередь, сложной жанровой структурой, а также — подробным раскрытием национальной темы. Сам Н. И. Греч видит новизну своего текста именно в детальном изображении мира петербургских немцев. В предисловии к роману он пишет:
«Составляя план моей повести, я вздумал коснуться струны, у нас еще нетронутой — нравов и обычаев петербургских немцев. Не мне судить, успел ли я, в этом. Другие, вероятно, будут счастливее; но мне хотелось сделать первую попытку».
Национальная и, в частности, немецкая тема в русской литературе — это отдельное направление исследований, анализирующее изображение образов иностранцев в русской литературе с точки зрения оппозиции «своего-чужого», устойчивых представлений и стереотипов. Роман «Поездка в Германию» значим для данной сферы исследований как произведение, необычайно широко и подробно раскрывающее феномен петербургских немцев. Произведение можно рассматривать с точки зрения присутствующих в тексте национальных миров и оппозиций.
Актуальность данной работы связана с ростом интереса к литературе «второго ряда», а также к исследованиям в области национального как особой текстовой категории. Данная работа направлена на создание комплексного комментария к роману «Поездка в Германию» с точки зрения основных черт его поэтики, места в творчестве автора и литературном процессе, что обеспечивает новизну исследования.
Работа состоит из четырех глав, рассматривающих разные аспекты романа: место в творчестве автора, жанровую специфику, поэтику изображения национальных миров. Особое внимание уделяется анализу национального характера как одной ключевых категорий текста.
Цель данной работы:
Дать характеристику роману Н. И. Греча «Поездка в Германию», его поэтике, месту в творчестве автора и литературной традиции.
Для выполнения этой цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить исторический и биографический фон создания романа;
2. Проанализировать роман с точки зрения его поэтики и жанрового своеобразия;
3. Охарактеризовать специфику раскрытия национальной темы в романе;
4. Проанализировать идеологический аспект романа с точки зрения взглядов автора и контекста эпохи;
5. Выявить место романа в истории русской литературы, в частности, в традиции изображения русских немцев.
На основании проведенной работы можно сделать следующие выводы:
1. «Поездка в Германию», будучи дебютным романом Н. И. Греча, объединяет ключевые творческие и исследовательские интересы автора;
2. Центральный персонаж-повествователь, Дмитрий Сергеевич Мстиславцев, частично автобиографичен, наделен воспоминаниями и мировоззрением автора;
3. Роман представляет собой произведение, неоднородное в жанровом отношении, объединяющее в себе два начала: сентименталистское и быто- и нравоописательное, и использующее в этих целях пласт разнообразных жанров, типичных для русской литературы конца XVIII — начала XIX века, непосредственно влияющих на сюжет романа, его поэтику и проблематику;
4. Роман является из первых попыток изображения в русской литературе мира петербургских немцев, который предстает сообразно формирующейся традиции изображения немецкого локуса: как пространство, внешне практически неотличимое от русского мира, однако проникнутое личным, немецким началом и живущее по его закономерностям;
5. В пространстве романа национальный характер выступает как одна из ключевых личностных характеристик, определяющая основу нравственных качеств персонажа, его положение в тексте;
6. Характер в романе складывается из соотношения врожденного —национального и приобретенного — индивидуального, связанного со средой и воспитанием;
7. Вопрос о национальном предубеждении поднимается в тексте, однако национальность продолжает быть основанием личного отношения и оценки; текст представляет собой отражение идеологических настроений эпохи и личных воззрений автора, придерживавшегося реакционных взглядов.
1. «Поездка в Германию», будучи дебютным романом Н. И. Греча, объединяет ключевые творческие и исследовательские интересы автора;
2. Центральный персонаж-повествователь, Дмитрий Сергеевич Мстиславцев, частично автобиографичен, наделен воспоминаниями и мировоззрением автора;
3. Роман представляет собой произведение, неоднородное в жанровом отношении, объединяющее в себе два начала: сентименталистское и быто- и нравоописательное, и использующее в этих целях пласт разнообразных жанров, типичных для русской литературы конца XVIII — начала XIX века, непосредственно влияющих на сюжет романа, его поэтику и проблематику;
4. Роман является из первых попыток изображения в русской литературе мира петербургских немцев, который предстает сообразно формирующейся традиции изображения немецкого локуса: как пространство, внешне практически неотличимое от русского мира, однако проникнутое личным, немецким началом и живущее по его закономерностям;
5. В пространстве романа национальный характер выступает как одна из ключевых личностных характеристик, определяющая основу нравственных качеств персонажа, его положение в тексте;
6. Характер в романе складывается из соотношения врожденного —национального и приобретенного — индивидуального, связанного со средой и воспитанием;
7. Вопрос о национальном предубеждении поднимается в тексте, однако национальность продолжает быть основанием личного отношения и оценки; текст представляет собой отражение идеологических настроений эпохи и личных воззрений автора, придерживавшегося реакционных взглядов.
Подобные работы
- Германия в творчестве Н.И. Греча
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2023 - Образ Италии в научном наследии М.С.Корелина
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ
ФАНТАСТИЧЕСКОГО МИРА В СБОРНИКЕ В.В. НАБОКОВА
«СОГЛЯДАТАЙ»
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



