Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль шрифтового оформления в формировании смысла современного медиапродукта

Работа №138732

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

журналистика

Объем работы143
Год сдачи2017
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
30
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ШРИФТОВОГО ОФОРМЛЕНИЯ
1.1. Процесс формирования понятийно-категориального аппарата типографики в России 7
1.2. Категория эстетического в шрифтовом оформлении 19
1.3. Классификации шрифтовых гарнитур по формальному и эстетическому типу 33
ГЛАВА 2. ОПЫТ АКЦИДЕНЦИИ В ШРИФТОВОМ ОФОРМЛЕНИИ РОССИЙСКИХ ИЗДАНИЙ
2.1. Тематическая концепция и композиционно-графическая модель журнала «Большой Город» 59
2.2. Шрифтовая акциденция в контексте формирования смысла в публикациях журнала «Большой Город» 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
Список литературы 105
Список источников 109
Приложение 110


В современном мире процессы передачи информации в значительной степени обусловлены не только внутренним содержанием сообщения, но и формой, в которой оно передается. Текст при этом остается главной переменной, являясь основой коммуникационных процессов. Текст идеографический: система знаков, не привязанная непосредственно к языку — например, система условно принятых дорожных знаков, иконок видов спортивных состязаний на Олимпийских играх или логотип браузера на экране компьютера. Текст фонетический: система знаков, которую мы, как правило, называем алфавитом. Это форма звуков, заключенная в определенные графемы букв, прошедшие многовековой путь исторического развития и сформировавшиеся под влиянием самых разных эстетических направлений.
Именно эта система знаков, будь то латинский алфавит, кириллица или любой другой, остается главным средством коммуникации в контексте средств массовой информации. Тот факт, что шрифт и шрифтовое оформление, помимо функции передачи информации, во многом определяет визуальный стиль бренда, отдельно взятого объекта графического дизайна, может являться стилеобразующим фактором единства композиционно-графической модели, позволяет говорить о внутреннем эстетическом потенциале самого шрифта либо шрифтовой гарнитуры. Шрифт и шрифтовая композиция как продукт графического дизайна является концентрацией формы, определяющей отношения между объектами в обозначенном пространстве, например, журнальной полосе, и содержания — смысла, передаваемого инструментами шрифта и типографики. Недаром некоторые специалисты по эстетике употребляют вместо словосочетания «форма и содержание» выражение «форма и замысел», либо «форма и смысл» . Кроме того, шрифт, пройдя многовековой путь развития, имеет конкретные культурологические аллюзии, которые также имеют определенное влияние на формирование смысла текста, в том числе передаваемого печатными средствами массовой информации.
Актуальность. Тема настоящего магистерского сочинения приобретает актуальность в связи с возросшим интересом к созданию шрифтов и их функционированию, который отмечают специалисты в проектировании шрифтов, например, Илья Рудерман и Мария Дореули , исследователи шрифта и типографики, например, Владимир Кричевский , и одновременной необходимостью изучения коммуникативных возможностей шрифта и его внутреннего эстетического содержания.
Научная новизна работы обусловлена отсутствием достаточного количества исследований эстетического потенциала шрифтов в контексте семантики публикаций в средствах массовой информации.
Целью настоящей магистерской диссертации является определение взаимообусловленности между текстами средств массовой информации и эстетическим потенциалом шрифтов, используемых в наборе.
Поставленная цель может быть достигнута при решении следующих задач:
• изучить исторические особенности создания и тиражирования шрифта и влияние их на современную шрифтовую культуру;
• определить эстетический потенциал шрифтов;
• провести структурно-функциональный анализ типографики периодического печатного издания;
• выявить взаимообусловленность между текстовым содержанием и формой шрифта.
Объектом настоящего магистерского сочинения является шрифтовое оформление современных российских печатных медиа, в частности, в журналах.
Предметом, в свою очередь, взаимосвязь шрифта и смысла текста средства массовой информации.
Гипотеза. Основной гипотезой нашего исследования является предположение о наличии взаимообусловленности между содержанием публикации в средстве массовой информации и шрифтовым оформлением, влияющим на восприятие содержания публикации, внося дополнительный смысл, обусловленный культурологическими и эстетическими аллюзиями.
Научно-теоретическую платформу магистерского сочинения составили основополагающие исследования дизайнеров-графиков, типографов и психологов визуального восприятия: «Новая типографика» и «Облик книги» Яна Чихольда, «Искусство и визуальное восприятие» Рудольфа Арнхейма и «Типографика. Шрифт, верстка, дизайн» Джеймса Феличи, «История журнального дизайна» О. Е. Рожновой, «Дизайн: форма и хаос» Пола Рэнда. Работы по эстетике шрифта и стилю в типографике: «Основы стиля в типографике» Роберта Брингхерста, «Типографика» Эмиля Рудера, «Штрих» Геррита Ноордзея, «Книга про буквы от Аа до Яя» Юрия Гордона, «Кое-что о шрифте в типографике» Владимира Кричевского, а также «Лекции по Эстетике» Георга Фридриха Гегеля.
Эмпирическая база исследования представлена примерами шрифтовой акциденции, использованными в городском журнале «Большой Город» в период 2011-2012 гг.
Для проведения исследования использовались общенаучные и статистические методы, а именно методы медиаанализа в рамках структурно-функционального анализа.
Структура. Магистерская диссертация состоит из двух глав, введения, заключения и приложений. В первой главе рассматриваются вопросы, касающиеся эстетического потенциала шрифта и взаимосвязи шрифта со смыслом текстов средств массовой информации. Вторая глава содержит семантический анализ отдельных публикаций на микроуровне и тематической концепции издания на макроуровне в соответствии со шрифтовым оформлением журнала «Большой Город».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Нынешнее развитие шрифтовой индустрии в России и повышенный интерес к типографике стимулирует появление новых шрифтовых гарнитур и создает платформу для различных экспериментов на страницах печатных средств массовой информации. При этом немалая часть новых примеров кардинальным образом переосмысляет понятия насыщенности и толщины, каноны построения и традиции кириллических знаков. Вместе с тем, большая часть нынешней типографики так или иначе является репликами к образцам прошлого. А потому нынешний язык средств массовой информации и смысл опубликованного во многом формируется за счет шрифтового оформления и собственного содержания, которым оно обладает.
В ходе магистерского исследования мы предприняли попытку выявить взаимосвязь между визуальной формой шрифтовых гарнитур и вербально-выраженного содержания публикации. Нас прежде всего интересовали не столько формальные признаки используемых шрифтов, сколько эстетический подтекст, который он привносит в текстовую публикацию, либо визуально поддерживая ее, либо входя в конфронтацию с формальным смыслом написанного.
Мы определили эстетический потенциал шрифтового оформления и оценили его различные проявления на примерах шрифтовой акциденции в журнале «Большой Город». Основным результатом работы является рассмотрение шрифтового оформления печатного издания с точки зрения внутреннего эстетического содержания шрифта и обоснование его использования с позиций взаимообусловленности шрифтового оформления и текста. Именно поэтому мы оценивали в дальнейшем шрифт в контексте содержания публикации и особенностей типографики того иного материала.
Важнейшим этапом работы являлось определение эстетического потенциала шрифта как носителя собственного эстетического содержания.
Мы применили центральные понятия художественного содержания в эстетике как науке, а именно форма воплощения и социально-эстетическая ценность, по отношению к шрифтовому оформлению и сделали несколько заключений, основываясь на истории развития типографики:
1) Художественная форма воплощения шрифта формировалась под действием двух главных факторов: традиции каллиграфии и фактор, обусловленный способом тиражирования печатной продукции.
Первоначальные наборные шрифты являлись подражанием рукописным образцам, а значит, в их природе лежит традиции пишущего инструмента, ширококонечного и остроконечного пера, а также типы штрихов, восходящих и нисходящих, характер которых обусловлен пишущим инструментом. Проанализировав историю развития антиквы, мы пришли к выводу, что по прошествии веков сохранялась тенденция отхода от присутствия следа инструмента в рисунке букв. Кроме того, развитие типографики происходило параллельно с формированием критериев удобочитаемости, что также наложило определенный отпечаток требования к рисунку шрифта.
Технический фактор заключается в элементах, которые присутствовали в первых наборных шрифтах как техническая необходимость, но в дальнейшем стали частью уже непосредственной художественной формы той или иной гарнитуры. В работе мы приводим в пример наличие засечек, а также первоначальную необходимость компенсаторных зазоров для печатной краски.
2) Социально-эстетическая ценность для нас — это развитие рисунка шрифта, обусловленное подлинно культурными трансформациями. В терминологии В. Лаптева — это бесконечное движение от хаоса к порядку и наоборот. В рамках магистерского исследования мы рассмотрели наиболее яркий пример в истории типографики — развитие швейцарского направления в дизайне, деятельности группы De Stijl в Голландии, Bauhaus в Германии, которые впоследствии сформировали так называемые принципы Новой типографики.
Наконец, мы подробно рассмотрели две наиболее авторитетных классификации шрифтовых гарнитур: В. Кричевского и Р. Брингхерста, которые в значительной степени отличаются между собой подходами к группировке. Если Кричевский классифицирует шрифт по функциональным признакам и формальным элементам рисунка шрифта, то Брингхерст рассматривает развитие шрифта и типографики с точки зрения развития культуры и классифицирует шрифты по периодам, принятым в искусстве.
Таким образом, мы изучили исторические особенности создания и тиражирования шрифта и влияние их на современную шрифтовую культуру, а также определили эстетический потенциал шрифта, что являлось нашими первоначальными задачами.
Кроме того, мы оценили опыт функционирования шрифтового оформления на примере городского издания «Большой Город», выходившего до 2014 г., взяв годовую подшивку изданий за 2011-2012 гг. Разобрав примеры шрифтовой акциденции, мы обнаружили целый ряд случаев взаимообусловленности тематического содержания публикаций и шрифтового оформления, используемого в них. Анализ конкретных примеров происходил на стыке содержания публикации, типографики и набора и собственно шрифтовых гарнитур, использованных для акциденции. Поскольку оценивать влияние шрифтового оформления на формирование смысла публикации возможно лишь в комплексе исследования способов размещения текстов и фотографий на полосе и тематики публикации.
На примере опыта журнала удалось выявить несколько важных тенденций в развитии современной типографики:
— Форма шрифта сегодня все меньше существует в рамках одного типа классификации. Чаще всего это гарнитуры, создающиеся на пересечении нескольких типов, например, полузакрытый гротеск, но с обратным контрастом, подобным тому, который использовался в итальянском шрифте (гарнитура Gerbera), скелетный курсив, который, будучи округлым и тонким содержит целый ряд знаков, решенных в геометрической стилистике (гарнитура Line) и т. д.
— Шрифты становятся все более резкими, их рисунки содержат гораздо меньше округлых элементов, чем раньше. В эпоху цифровых медиа эта особенность может объясняться развитием высококонтрастных дисплеев (технология retina), которая позволяет минимизировать вынужденную потерю контрастности штрихов на экране вследствие процессов хинтинга (растеризации шрифтов на экране).
— Большое количество шрифтовых экспериментов нарочито разрушают устоявшиеся каноны типографики. К примеру, в 2016 г. появилась «египетская» версия шрифта Bodoni, наиболее известной барочной антиквы с сильным контрастом и волосными засечками.
— В примерах акциденции журнала мы увидели большое количество использования альтернативных знаков, наряду с регулярными. Это позволяет нам говорить о фрагментации шрифта. Многие начертания и буквенные глифы создаются для написания чуть ли не конкретных слов.
Таким образом, мы провели структурно-функциональный анализ типографики на примере журнала «Большой Город» и выявили взаимообусловленность между текстовым содержанием и формой шрифта, выполнив тем самым основную цель настоящего магистерского сочинения.



1. Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне. — М., 1982.
2. Алексеев С. О колорите. — М., 1974.
3. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М.: Прогресс, 1974.
4. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. — М., 1994.
5. Артамонова Д. О., Кислая Л. Н. Графический дизайн и верстка печатных СМИ. — Новосибирск, 2007.
6. Брингхерст Р. Основы стиля в типографике. — М., 2006.
7. Виноградов Г. А., Жуков И. А. Полиграфическое производство. — М., 1983.
8. Волкова В. В., Газанджиев С. Г., Галкин С. И., Ситников В. П. Дизайн газеты и журнала. — М., 2003.
9. Галкин С. И. Художественное конструирование газеты и журнала. Учебное пособие. — М., 2008.
10. Гилл М. Гармония цвета. — М., 2006.
11. Гордон Ю. Книга про буквы от Аа до Яя. — М.: Студия Артемия Лебедева, 2013.
12. Гуревич С.М. Производство и оформление газеты. — М., 1977.
13. Дубина, Николай. Восемнадцать правил классической типографики // КомпьюАрт. 2001. № 7. URL: http://compuart.ru/article/8938.
14. Ефимов В. Великие шрифты: соч. в 2 т. — М., 2007.
15. Зуев, Борис. Типографика. Часть 1 // КомпьюАрт. 2001. № 4. URL: http://compuart.ru/article/8628; Часть 2 КомпьюАрт. 2001. № 7. URL: http://compuart.ru/article/8942.
16. Ильясова С.В., Амири Л.П. Языковая игра в коммуникативном пространстве СМИ и рекламы. — М., 2009.
17. Иттен И. Искусство формы. — М., 1975.
18. Иттен И. Искусство цвета. — М., 2000.
19. Капр А. Эстетика искусства шрифта. — М., 1979.
20. Киселев А.П. От содержания к форме: Основные понятия и термины газетного оформления. — М., 1975.
21. Коломнин П. Краткие сведения по типографскому делу. — М.: Издательство Артемия Лебедева, 2008.
22. Королькова А. Живая типографика. — М., 2007.
23. Кричевский В. В. Типографика в терминах и образах. — М., 2000.
24. Кричевский В. Кое-что о шрифте в типографике. — М., 2016.
25. Лазаревич Э. А. Тип журнала и его дизайн // Вестник Московского ун-та. Сер. 10. 2008. Вып. 2. С. 8–20.
26. Лаптев В. Изобразительная статистика. — М.: Эйдос, 2012.
27. Лаптев В. Типографика: порядок и хаос. — М., 2008.
28. Лосева Н. Конвергенция и жанры мультимедиа. — М., 2010.
29. Маклюен М. Галактика Гутенберга. — Киев: Издат. дом Дмитрия Бураго, 2003.
30. Мильчин А. Э., Чельцова Л. К. Справочник издателя и автора. — М., 2005.
31. Мишель А. Картер. Современный дизайн газет. — М., 1995.
32. Настольная книга издателя / Е. В. Малышкин, А. Э. Мильчин, А. А. Павлов, А. Е. Шадрин. — М., 2004.
33. Ноордзей Г. Штрих: Теория письма. — М., 2013.
34. Носаев Д. А. Влияние элементов графической модели периодического издания на его успешность // Вестник Московского ун-та. Сер. 10. 2007. Вып. 3. С. 29–37.
35. Ньюарк, Квентин. Что такое графический дизайн? — М., 2005.
36. Папанек В. Дизайн для реального мира. — М.: Издатель Д. Аронов, 2015.
37. Осетрова О. В. Шрифт: Семиотический и психолого-эстетический аспекты. — Воронеж, 2005.
38. Основы медиабизнеса: Учеб. Пособие для студентов вузов / Под ред. Е.Л. Вартановой. — М.: Аспект Пресс, 2009.
39. Рожнова О. И. История журнального дизайна. — М.: Университетская книга, 2009.
40. Розенсон И. Основы теории дизайна. — СПб.: Питер, 2006.
41. Рудер Э. Типографика: руководство по оформлению. — М., 1982.
42. Рэнд П. Дизайн: форма и хаос. — М., 2013.
43. Самара Т. Дизайн публикаций. — М., 2008.
44. Самара Т. Создавая и ломая сетку. — М., 2008.
45. Самолетов С. Выпуск газетного номера. — СПб., 2008.
46. Стефанов С. И. Словарь полиграфических терминов. — М., 2005.
47. Сундуков А. С. Дизайн российских журналов: история, теория, практика: Автореф. канд. дис. — Воронеж, 2011.
48. Табашников И. Н. Газета делается по модели / Теория и опыт композиционно-графического моделирования. — М., 1980.
49. Тулупов В. В. Дизайн периодических изданий: Учеб. пособие. — СПб., 2006.
50. Туэмлоу, Эллис. Графический дизайн: фирменный стиль. — М., 2006.
51. Феличи Д. Типографика. Шрифт, верстка, дизайн. — СПб., 2014.
52. Филд Г. Фундаментальный справочник по цвету в полиграфии. — М., 2007.
53. Филь Ш., Филь П. Графический дизайн в XXI в. — М., 2008.
54. Филь, Шарлота; Филь, Питер. Дизайн XXI в. — М., 2008.
55. Фрост К. Дизайн газет и журналов. — М., 2012.
56. Херлберт А. Сетка. — М.: 1984.
57. Чернихов Я. Построение шрифтов. — М., 2007.
58. Чихольд. Ян. Новая типографика. — М.: Студия Артемия Лебедева, 2012.
59. Чихольд, Ян. Облик книги. — М., 1980.
60. Чихольд, Ян. Образцы шрифтов. — М., 2012.
61. Шицгал А. Г. Русский типографский шрифт: Вопросы истории и практика применения. — М., 1974.
62. Шостак М.И. Журналы в системе СМИ: Типология и «ниши» издания // Типология периодической печати: Учеб. пособие для студентов. — М., 2007.
63. Шрифт [Электронный ресурс]. URL: http://typejournal.ru/
64. Шульц Д. Эстетические критерии типизации изданий. — М., 1982.
65. The Oxford English Dictionary. [Электронный ресурс]. URL: https://en.oxforddictionaries.com


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ