ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ: ОСОБЕННОСТИ, ВНУТРЕННИЕ ПРОБЛЕМЫ И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ
1.1 Новации Организации Объединенных Наций и ее уникальное значение для мирового порядка.
1.2 Современные тенденции в структуре международных отношений как вектор реформирования ООН
1.3 Деструкции в деятельности Организации Объединенных Наций:
контент-анализ российских и американских СМИ
ГЛАВА 2. ПРИЧИНЫ КРАХА ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ В УРЕГУЛИРОВАНИИ СИРИЙСКОГО КОНФЛИКТА
2.1 Причины гражданской войны в Сирии
2.2 Эскалация сирийского конфликта и действия ООН
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Опустошительная Вторая мировая война и, как следствие, разлом фундамента международной безопасности заставили государства аккумулировать все свои силы для совместного установления нового устойчивого мирового порядка, базирующегося на взаимовыгодной и многосторонней кооперации. Воплощением этого намерения стала Организация Объединенных Наций, закрепившая в своем Уставе такие основополагающие принципы выстраивания отношений между суверенными субъектами, как уважение прав человека, гарантия невмешательства во внутренние дела друг друга, отказ от насилия или угрозы его применения. ООН была призвана оправдать надежды человечества на мирное сосуществование, однако интенсификация боевых действий в Сирии и надвигающаяся угроза дестабилизации Ближнего Востока заставляет усомниться в валидности продекламированных целей и переосмыслить деятельность наднационального института.
Ежегодно неправительственная международная организация «Amnesty In-ternational» публикует доклады о состоянии прав человека по всему миру, пытаясь зафиксировать все нарушения и обратить на них внимание общественности с целью переориентирования политического курса целого ряда государств в сторону демократизации. В последнем обзоре правозащитной организации числится и Сирийская Арабская Республика (САР). «Amnesty International» информирует о следующих преступлениях, в которых повинны участники вооруженного конфликта:
• «Нападения неизбирательного характера и прямые нападения на мирное население;
• Осады и блокирование гуманитарных поставок;
• Нападения на медицинские учреждения и медработников;
• Незаконные убийства и похищения;
• Пытки и другие виды жестокого обращения;
• Несправедливые судебные процессы».
ООН с 2011 года, начала гражданской войны, предпринимает попытки нивелировать развернувшее в Сирии насилие. Исчисляемое сотнями тысяч ко-ичество пострадавших и погибших сирийцев доказывают неэффективность универсального конструкта. Военные столкновения продолжаются, а консенсус в Совете Безопасности по Сирии так и не был достигнут, поэтому актуальность темы исследования не ставится под сомнение. Глобальные мировые процессы и вызванные ими качественные сдвиги в структуре международных отношений требуют формирования не только витальной, но и результативной надгосударственной инфраструктуры. Перед нами стоит вопрос того, как можно было бы реанимировать статус Организации Объединенных Наций как искусственно воздвигнутого института надзора за происходящим в мире. Повсеместная пенетрация демократических ценностей, адептом которых выступает ООН, невозможна, пока в отдельных точках планеты не прекращается огонь, и стороны конфликта делают выбор в пользу оружия, а не конвенциональных практик.
Объектом исследования являются шаги ООН по устранению гражданской войны в Сирии.
Предметом исследования являются причины провала международной организации в ликвидации насилия в САР.
XXI век ставит Организацию Объединенных Наций перед фактом генерирования качественно нового подхода к борьбе с глобальными вызовами. Мы считаем, что ООН под натиском внутренних проблем, уже ставших хроническими, не способна оперативно реагировать на поступающие угрозы, как демонстрирует незатихающее противостояние на Ближнем Востоке. Паралич международной организации – следствие пролонгации вопроса реформирования. Следовательно, целью исследования является выявление деструктивных фак-торов в функционировании ООН посредством анализа ее действий по урегулированию вооруженного конфликта в Сирии. Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
1. определить роль Организации Объединенных Наций в структуре международных отношений и ее особенности как института;
2. описать современные глобальные тенденции для обозначения направления преобразования ООН;
3. установить слабые места универсальной организации, требующие реформирования;
4. дать оценку деятельности ООН в сирийском конфликте.
Проблема неэффективности Организации Объединенных Наций является достаточно изученной как в зарубежной, так и отечественной научной литера-туре. В последние годы наблюдается повышение интереса к данной теме в связи с развитием теорий демократизации и «global governance». Авторы задаются вопросами, как эмпирически можно измерить демократию, каково значение глобализации в современном мире, и какое место во всех этих процессах занимают правительственные и неправительственные надгосударственные институты. Множество работ посвящено международному праву, его имплементации и привлечению внешних акторов к ответственности за нарушение глобальных норм. Следует отметить таких ученых, как В. Г. Барановский, В. Ф. Заемский, А. П. Кочетков, С. А. Ланцов, М. М. Лебедева, Д. З. Мутагиров, А. И. Никитин, С. К. Ознобищев. Из зарубежных авторов в этом научном поле активно работают Т. Вайсс, Д. Кин, Х. Кохлер, Т. Кэдмэн, П. Пост, Р. Стюарт, Й. Урпелаинэн.
В качестве основных источников в исследовании использовались резолюции Совета Безопасности, Устав ООН и доклады входящих в структуру ор-ганизации органов, занимающихся мониторингом гуманитарной обстановки в Сирии.
В качестве методологии был выбран неоинституциональный подход.
Метод исследования - количественный контент-анализ. Результаты были апробированы на XXIV Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов», проходившей с 10 по 14 апреля 2017 года.
Организация Объединенных Наций является результатом длительного процесса кристаллизации идей о наднациональном органе, беспристрастно раз-решающим возникающие между государствами споры для воцарения мира. Приняв эстафету по обеспечению безопасности от потерпевшей поражение Лиги Наций, ООН внесла в мировой порядок такие фундаментальные изменения, как:
- расширение арсенала мер по предотвращению (превентивная дипломатия) и ликвидации насилия;
- равное распределение ответственности между всеми суверенными акторами за привлечение девиантного государства к наказанию;
- общие глобальные ценности, способствующие консолидации общества в устремлении к одному проекту будущего.
Пример Сирии продемонстрировал, что ООН, юридически закрепив пат-терны поведения субъектов международных отношений, не гарантирует их фактического соблюдения. В январе 2013 года Кофи Аннан ушел в отставку из-за провала «плана из шести пунктов» и эскалации сирийского конфликта, в ко-тором ни одна из сторон не готова отказаться от поля битвы. Усилия универ-сального института по стабилизации Ближнего Востока дипломатическим путем являются апокрифичными, пока поступает финансовая и военная поддержка внешних покровителей и оппозиционным группировкам, и правительству Башара Аль-Асада.
Постоянные члены Совета Безопасности, усматривающие геополитические и иные выгоды от вооруженного противостояния в САР, торпедируют его скорейшее разрешение. Управляемая узконаправленными интересами нескольких государств, ООН не способна претендовать на роль справедливого арбитра. Сирийский кризис обнажил все деструктивные элементы в деятельности универсального института:
- двойные стандарты. В Уставе ООН одновременно инкорпорированы два противоречащих друг другу положения о суверенном равенстве всех членов и праве вето в Совете Безопасности. Эта нормативная контрадикция свидетельствует об отсутствии верховенства международного права;
- размытые дефиниции в Уставе наднационального конструкта, дающие монополию Совбезу на интерпретацию;
- централизованные процедуры, подвергающие не входящие в СБ ООН государства маргинализации.
Контент-анализ американских и российских СМИ показал, что Организация Объединенных Наций по индикаторам, разработанными Тимом Кэдмэном, не может считаться исправно функционирующим «global governance»: инклюзивность, подотчетность, медиация, имплементация. Реформирование – необходимая мера, которая должна проводиться соответственно произошедшим в структуре международных отношений трансформациям:
- полицентризм и дистрибуция сил;
- процессы глобализации, эрозия государственного суверенитета и укрепление взаимозависимости;
- формирование глобального гражданского общества и увеличение количества неправительственных акторов.
Таким образом, мировая система современности постоянно продуцирует новые связи и точки влияния. Реанимация Организации Объединенных Наций произойдет только в том случае, если в устранение глобальных проблем будут на равных условиях вовлечены как государства, так и гражданское общество.
1. Заявление Председателя Совета Безопасности на 6736-ом заседании от 21 мата 2012 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. – Режим доступа: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N12/271/93/PDF/N1227193.pdf?OpenElement. – (Дата обращения: 16.04.2017)
2. Заявление Председателя Совета Безопасности ООН на 6746-ом заседании от 5 апреля 2012 [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. – Ре-жим доступа: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N12/285/20/PDF/N1228520.pdf?OpenElement. – (Дата обращения: 16.04.2017)
3. Заявление Председателя Совета Безопасности от 2 октября 2013 [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. – Режим досту-па:https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N13/496/87/PDF/N1349687.pdf?OpenElement. – (Дата обращения: 18.04.2017)
4. Письмо Генерального секретаря от 27 мая 2016 года на имя Председателя Совета Безопасности [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. – Режим доступа: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N16/151/93/PDF/N1615193.pdf?OpenElement . – (Дата обращения: 16.04.2017)
5. Письмо Генерального секретаря от 3 августа 2016 года на имя Председателя Совета Безопасности [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. – Режим доступа: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N16/247/29/PDF/N1624729.pdf?OpenElement. – (Дата обращения: 16.04.2017)
6. Резолюция 2209 (2015) [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. – Режим доступа: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N15/062/65/PDF/N1506265.pdf?OpenElement. – (Дата обращения: 18.04.2017)
7. Резолюция 2235 (2015) [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. – Режим доступа: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N15/248/91/PDF/N1524891.pdf?OpenElement. (Дата обращения: 18.04.2017)
8. Резолюция СБ ООН 338 (1973) [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. – Режим доступа: https://documents-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/289/05/IMG/NR028905.pdf?OpenElement. – (Дата обращения: 16.04.2017)
9. Резолюция СБ ООН 2028 (2011) [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. – Режим доступа: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N11/647/27/PDF/N1164727.pdf?OpenElement. – (Дата обращения: 16.04.2017)
10. Резолюция Совета Безопасности 2043 (2012) [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. – Режим доступа: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N12/305/93/PDF/N1230593.pdf?OpenElement. – (Дата обращения: 16.04.2017)
11. Резолюция Совета Безопасности 2118 (2013) [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. – Режим доступа: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N12/305/93/PDF/N1230593.pdf?OpenElement . – (Дата обращения: 16.04.2017)
12. Устав ООН [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/sections/un-charter/chapter-vii/index.html. - (Дата обращения: 16.04.2017)
Книги и периодические издания
13. Барановский В.Г. Основные параметры современной системы международных отношений. Часть I // Полис. Политические исследования, 2012, №3, с. 36-44.
14. Барановский В. Г. Основные параметры современной системы международных отношений. Часть II // Полис. Политические исследования. – 2012. - № 4. - с. 63-73.
15. Барановский В.Г. Основные параметры современной системы международных отношений. Часть III // Полис. Политические исследования. – 2012. - № 5. - с. 148–158.
16. Заемский В.Ф. Современные проблемы миротворческой деятельности ООН // Полис. Политические исследования. – 2009. - № 2. - с. 130-138.
17. Иванов С.М. Курдский фактор в современной Сирии // Ислам на Ближнем и Среднем Востоке. – 2014. - №8. – с. 281-297.
18. Илюхина, Р.М. Лига Наций 1919-1934 / Р.М. Илюхина. –М.: Наука, 1982. -357 с.
19. Кокошин А.А. Некоторые макроструктурные изменения в системе мировой политики. Тенденции на 2020-2030-е годы // Полис. Политические исследования. – 2014. - №4. - с. 38-62.
20. Конференция представителей СССР, США и Великобритании в Думбартон-Оксе (21 авг.-28 сент. 1944 г.) : Сб. документов / под ред. А.А. Громыко-. - Москва : Политиздат, 1978. - 293 с.
21. Кочетков А.П. Национальное государство в условиях глобализации // Полис. Политические исследования. – 2014. - №4. - c. 63-75.
22. Ланцов С. А. Место и роль ООН в формировании и эволюции международного порядка // ПОЛИТЭКС. – 2015. - № 3. - с. 146-155.
23. Малышев Д.В. Превентивная дипломатия ООН в Центральной Азии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 25. Международные отношения и мировая поли-тика. – 2010. - № 2. - с. 27-47.
24. Мутагиров Д. З. Необходимость реформирования ООН и пути его реализации (К 70-летию Организации Объединенных Наций) // ПОЛИТЭКС. - 2015. - № 3. – с. 135-145.
25. Никитин А.И. Новая система отношений великих держав XXI века: «концерт» или конфронтация? // Полис. Политические исследования. – 2016. - № 1. - с. 44-59.
26. Мутагиров Д.З. Верховенство общества и служебная роль государства // ПОЛИТЭКС. – 2014. - №3. - с. 146-157.
27. Мутагиров Д.З. Холодная война как спутник жизни социально-политичеcки разделенного человечества // ПОЛИТЭКС. – 2015. - №2. - с. 194 – 207.
28. Ознобищев С.К. Новая холодная война: воспоминания о будущем // Полис. Политические исследования. – 2016. - №1. - с. 60-73.
29. Радиков И.В. ООН в системе глобального управления // ПОЛИТЭКС. – 2015. - №3. – с. 121-134.
30. Скуратова, Ю. Ю. Влияние взаимоотношений Ирана и Саудовской Аравии на кризис в Сирии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). - 2015. - № 4. – с. 103-118.
31. Фролов А. В. Турция – Сирия: метаморфозы ближневосточной политики // Путь к миру и безопасности. – 2015. - № 1 (48). – с. 119-132.
32. Чайко И.А. Родоплеменная структура современного сирийского общества // Ежегодник ИМИ. – 2013. - Выпуск 3-4 (5-6). – с. 109-116.
33. Чубарьян, А.О. Европейская идея в истории. Проблемы войны и мира / А.О. Чубарьян. – М.: Междунар. отношения, 1987. - 350 с.
34. Шумилин А. И. Сирийский кризис и политика США на Ближнем Востоке // США и Канада: экономика, политика, культура. – 2014. - №4 (532). – с. 43-54.
35. Al-Hardan A. The Right of Return Movement in Syria: Building a Culture of Return, Mobilizing Memories for the Return // Journal of Palestine Studies. – Winter, 2012. - Vol. 41. - № 2. - p. 62-79.
36. Allison, R. Russia and Syria: Explaining Alignment With a Regime in Crisis // International Affairs. – 2013. – Vol. 89. - № 4. – p. 795–823.
37. Bâli A, Rana A. Why There Is No Military Solution to the Syrian Conflict / A. Bâli A. Rana // The Syria Dilemma / edited by D. Postel, N. Hashemi. – MIT Press., 2013. – p. 29-44.
38. Barma N., Ratner E., Weber S. The Mythical Liberal Order // The National In-terest. – March/April, 2013. - № 124. -p. 56-67.
39. Bejan L. Institutional Difficulties of The United Nations in The Effective Pu-nishing of Aggression. Deficiencies of The Established Relationship Between the Security Council and the International Court of Justice //Procedia - Social and Behavioral Sciences. – December, 2014. - Vol. 163. - № 19. - p. 230 – 239.
40. Berdal, Aral. A Need for a Global Ethics of Humanitarian Intervention by the United Nations // Global Studies Journal. – 2015. - Vol. 8. - № 2. - p. 11-21.
41. Cadman T. Evaluating the Quality and Legitimacy of Global Governance: A Theoretical and Analytical Approach // The International Journal of Social Quality. – Summer, 2012. - Vol. 2. - № 1. - p. 4-23.
42. Chandhoke N. The Limits of Global Civil Society / N. Chandhoke // Global Civil Society / edited by M. Glasius, H. Anheier. - Oxford University Press, 2002. - p. 35-54.
43. Dellmuth L.M., Tallberg J. The social legitimacy of international organizations: Interest representation, institutional performance, and confidence extrapolation in the United Nations // Review of International Studies. – 2015. - № 41. – p. 451–475.
44. Falk R. The Changing Role of Global Civil Society / R. Falk // Global Civil Society: Contested Futures / edited by D.G. Chandler. - New York: Routledge, 2005. - p. 69-84.
45. Falk R. What Should Be Done About the Syrian Tragedy? / R. Falk // The Syria Dilemma / edited by D. Postel, N. Hashemi. – MIT Press., 2013. – p. 61-76.
46. Fang S., Stone R.W. International Organizations as Policy Advisors // Interna-tional Organization. - Fall, 2012. - Vol. 66. - № 4. - p. 537–69.
47. Gunter M.M. Iraq, Syria, ISIS and the Kurds: Geostrategic concerns for the U.S. and Turkey // Middle East Policy. – Spring, 2015. - Vol. XXII. - № 1. – p. 102-111.
48. Kaldor M. Global Civil Society: An Answer to War. – Cambridge.: Polity, 2003. - 189 p.
49. Kaya Z., Whiting M. Sowing Division: Kurds in the Syrian War // Middle East Policy. – Spring, 2017. - Vol. XXIV. - № 1. – p. 79-91.
50. Keane J. Global Civil Society. – Cambridge.: Cambridge University, 2003. - 220 p.
51. Keohane R., Nye J.S. Power and Interdependence. – Boston.: Little, Brown, 1977. – 273 pp.
52. Ko¨chler H. The United Nations Organization and Global Power Politics: The Antagonism between Power and Law and the Future of World Order // Chinese Journal of International Law. – 2006, - Vol. 5. - № 2. - p. 323 –340.
53. Leenders, R. Social Movement Theory and the Onset of the Popular Uprising in Syria // Arab Studies Quarterly. – Summer, 2013. - Vol. 35. - № 3. - p. 273-289.
54. Lotman Y.M. Universe of the Mind: Semiotic Theory of Culture. - Blooming-ton and Indianapolis: Indiana University Press, 1990. - 288 pp.
55. Mitrani M. The Global Civil Society and the International Society - Compete or Complete? // Alternatives: Global, Local, Political. – 2013. - Vol. 38. - № 2. - p. 172-188.
56. Napolitano V. Hamas and the Syrian Uprising: a Difficult Choice // Middle East Policy. – Fall, 2013. - Vol. XX. - № 3. – p. 73-85.
57. Paasche T.F. Syrian and Iraqi Kurds: Conflict and Cooperation // Middle East Policy. – Spring, 2015. - Vol. XXII. -№ 1. – p. 77-88.
58. Poast P., Urpelainen J. How International Organizations Support Democratiza-tion Preventing Authoritarian Reversals or Promoting Consolidation? // World Politics. - January, 2015. - Vol. 67. - № 1. - p. 72–113.
59. Rosiny S. Power Sharing in Syria: Lessons from Lebanon’s Taif Experience // Middle East Policy. – Fall, 2013. - Vol. 20. - № 3. p. 41-55.
60. Sacranie N.K. Image Politics and the Art of Resistance in Syria // State Crime Journal. - Autumn, 2013. - Vol. 2, № 2.- p. 135-148.
61. Schölte J.A. Global Civil Society: Changing the World? // CSGR Working Pa-per. – May, 1999 . - Vol. 31. – № 99. - p. 1-34.
62. Smith Lee. Consequence of Syria. - Hoover Institution Press, 2014. – 76 p.
63. Spijkers O. Global Values in The United Nations Charter // Netherlands Inter-national Law Review. – December, 2012. - Vol. 59. - № 3. - p. 361-397.
64. Stewart R.B. Remedying Disregard in Global Regulatory Governance: Ac-countability, Participation, and Responsiveness // The American Journal of In-ternational Law. – April, 2014. - Vol. 108. - № 2. - p. 211-270.
65. Weiss T.G. How United Nations Ideas Change History // Review of Interna-tional Studies. - 2010. - Vol. 31. - № 36. - p. 3–23.
66. Zartman W. Arab Spring: Negotiating in the Shadow of the Intifadat. - Athens.: University of Georgia Press, 2015. – 496 p.
Источники на электронных носителях
67. Выступление директора Департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека МИД России А.Д.Викторова по мотивам голосования по проекту резолюции Третьего комитета 71-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН «Положение в области прав человека в Сирийской Араб-ской Республике», Нью-Йорк, 15 ноября 2016 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mid.ru/web/guest/general_assembly/-/asset_publisher/lrzZMhfoyRUj/content/id/2523552. - (Дата обращения: 14.04.2017)
68. Доклад «Amnesty International» за 2016-2017 гг. [Электронный ресурс] // Официальный сайт «Amnesty International». – Режим доступа: https://www.amnesty.org/en/latest/research/2017/02/amnesty-international-annual-report-201617/. – (Дата обращения: 20.04.2017)
69. Доклад ООН о гуманитарной помощи [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. – Режим доступа: https://www.humanitarianresponse.info/system/files/documents/files/2016_pmr_summary_syria_160830.pdf. - (Дата обращения: 12.04.2017)
70. Доклад о человеческом развитии за 2015 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. – Режим доступа: http://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr15_standalone_overview_ru.pdf. - (Дата обращения: 18.04.2017)
71. Заключительный коммюнике «Группы действия» по Сирии, Женева, 30 июня 2012 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт МИД РФ. – Режим доступа: www.mid.ru/ru/maps/sy/-/asset_publisher/9fcjSOwMERcf/content/id/150810. - (Дата обращения: 18.04.2017)
72. Запад осудил вето России и Китая на сирийскую резолюцию [Электронный ресурс] // Русская служба BBC. – Режим доступа: http://www.bbc.com/russian/international/2012/02/120204_lavrov_syria_scandal.shtml. - (Дата обращения: 21.04.2017)
73. Интервью Министра иностранных дел России С.В.Лаврова радиостанции «Коммерсантъ FM», Москва, 20 марта 2012 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт МИД РФ. – Режим доступа: http://www.mid.ru/web/guest/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/164210. - (Дата обращения: 15.04.2017)
74. Кофи Аннан дал прощальный совет по урегулированию конфликта в Сирии [Электронный ресурс] // РИА Новости. – Режим доступа:https://ria.ru/arab_sy/20120803/715829891.html. – (Дата обращения: 21.04.2017)
75. Медведев призвал Асада провести реформы или уйти [Электронный ресурс] // Лента. – Режим доступа: https://lenta.ru/news/2011/10/07/syria/. (Дата обращения:16.04.2017)
76. Независимая комиссия ООН по Сирии [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. – Режим доступа: http://www.ohchr.org/EN/HRBodies/HRC/IICISyria/Pages/IndependentInternationalCommission.aspx. - (Дата обращения: 16.04.2017)
77. Отчет о количестве смертных приговоров [Электронный ресурс] // Официальный сайт «Amnesty International». – Режим доступа: https://amnesty.org.ru/pdf/DP2016-report-ru.pdf. - (Дата обращения: 26.04.2017)
78. Речь Кофи Аннана [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. – Режим доступа: http://www.un.org/press/en/2003/sgsm9076.doc.htm. (Дата обращения: 25.04.2017)
79. Статистика убитых в Сирии [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. – Режим доступа: http://www.ohchr.org/_layouts/15/WopiFrame.aspx?sourcedoc=/Documents/Coun-tries/SY/HRDAGUpdatedReportAug2014.pdf&action=default&DefaultItemOpen=1. - (Дата обращения: 12.04.2017)
80. Статистика сирийских беженцев [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. – Режим доступа: http://reliefweb.int/sites/reliefweb.int/files/resources/3RP-Regional-Strategic-Overview.pdf. - (Дата обращения: 12.04.2017)