Детское экспериментирование как средство формирования представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста (Калужский Государственный Университет)
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Государственное Бюджетное учреждение Калужской области “Боровский центр социальной помощи семье и детям “Гармония” (г. Боровск).
Выборка: 40 детей из двух возрастных групп: 5-6 лет и 6-7 лет.
Есть приложения.
Введение …………………………3
Глава I. Теоретические основы использования детского экспериментирования в образовательной практике…………6
1.1. Понятие детского экспериментирования и его роль в развитии ребенка............6
1.2. Виды детского экспериментирования и их характеристики …………................8
1.3. Связь детского экспериментирования с формированием представлений об окружающем мире…10
1.4. Психологические аспекты детского экспериментирования и его влияние на развитие ребенка…11
1.5. Принципы организации учебного процесса с использованием детского экспериментирования…14
Глава II. Практическое применение детского экспериментирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста……19
2.1. Методы и приемы проведения детского экспериментирования…..…...........…19
2.2. Развитие навыков наблюдения, анализа и обобщения в процессе экспериментирования…26
2.3. Формирование познавательного интереса и активности ребенка через детское экспериментирование……28
2.4. Преодоление трудностей в применении детского экспериментирования и возможные пути их решения………30
2.5. Опытно-экспериментальная работа..33
Заключение…...38
Литература ...40
Приложение 1. Иллюстрации “Виды деятельности” ..42
Приложение 2. Результаты исследования предпочитаемого вида деятельности детьми старшего дошкольного возраста в начале работы....43
Приложение 3. Анкета для воспитателей ..45
Приложение 4. Анкета для родителей ...47
«Ребенок с рождения является исследователем. Все время стремится к новым впечатлениям. Его любопытство, постоянное желание познавать и экспериментировать, самостоятельно отыскивать новые знания об окружающем, традиционно рассматриваются как главные черты детского поведения. Насыщая свою любознательность в процессе познавательно-исследовательской деятельности, которая выявляется в виде детского экспериментирования, ребенок расширяет представления о окружающей действительности». [15]
Детское экспериментирование является важным средством формирования представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность темы курсового исследования. В современном обществе, где научно-технический прогресс играет важную роль, необходимо развивать у детей познавательные способности и навыки, формировать представления о мире. Детское экспериментирование является эффективным средством для достижения этой цели.
В работах отечественных и зарубежных ученых именно дошкольное детство определяется как период, оптимальный для формирования представлений об окружающем мире. (Ф. Фребель, М. Монтессори, А.П. Усова, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддьяков [19] и др.).
Тем не менее, несмотря на актуальность исследуемых вопросов, проблема развития познавательных способностей детей, их изучения до последнего времени разрабатывалась недостаточно. В связи с этим многие авторы, как Л.Н. Добротворская [6], Н.С. Кузнецова [13], И.Б. Чернова [22] и многие другие в качестве эффективного метода формирования представлений об окружающем мире предлагают использование в работе с детьми дошкольного возраста экспериментирования.
По мнению А.И. Ивановой [11], «При формировании основ естественно-научных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
За использование этого метода обучения выступили такие классики педагогики, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие. Особенности деятельности экспериментирования были изучены в целом ряде исследований (Д.Б. Годовикова, М.И. Лисина, С.Л. Новоселова, А.Н. Поддьяков [19])».
В таких нормативных документах, как ФГОС ДО (Федеральный государственный стандарт дошкольного образования) [2], концепция дошкольного воспитания [1], Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» [3] поднимается вопрос об экспериментировании детей. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, а в качестве ведущих видов детской деятельности выступают игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. [2]
Объектом исследования является процесс формирования представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования включает в себя формирование представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста через детское экспериментирование.
Целью данного исследования является выяснить эффективность использования детского экспериментирования для формирования представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать нормативно-правовую базу литературы по данной проблематике;
2. рассмотреть понятие «детское экспериментирование»;
3. изучить степень теоретической разработанности темы;
4. продемонстрировать и проанализировать детское экспериментирование на производственной практике с детьми старшего дошкольного возраста, посещающих Государственное Бюджетное учреждение Калужской области «Боровский центр социальной помощи семье и детям «Гармония», г. Боровск.
Структура курсовой работы определяется задачами исследования и включает в себя: введение, две главы, каждая из которых состоит из пяти параграфов; заключение, список используемой литературы (22 источника), четыре приложения. Для иллюстрации текста используется две таблицы и два рисунка. Основной текст курсовой работы изложен на 41 странице. Общий объем работы с приложениями – 47 страниц.
В ведении была определена: актуальность работы, объект и предмет исследования, с сопоставленной целью и задачами работы. После каждой главы, как и в заключении сделан вывод по проделанной работе.
Список литературы состоит из 22 источников по заданной теме исследования. В работе использованы нормативные источники, в частности
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, учебные пособия и научная литература.
Детское экспериментирование играет важную роль в формировании представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста. Этот процесс активно стимулирует их познавательные способности, развивает критическое мышление и способности к анализу. В рамках данной курсовой работы были рассмотрены различные методы, приемы и подходы к детскому экспериментированию, а также учтены его негативные стороны и возможности для самореализации ребенка.
В процессе исследования было выявлено, что дети старшего дошкольного возраста проявляют большой интерес к новым свойствам вещей и событий, а также способны самостоятельно создавать гипотезы и проверять их на практике. При этом, по мнению многих исследователей, экспериментирование является одним из наиболее эффективных способов образовательной работы с детьми.
Одним из основных преимуществ детского экспериментирования является его способность активизировать интеллектуальную деятельность ребенка. В ходе экспериментов дети учатся анализировать, делать выводы, систематизировать полученную информацию, а также сравнивать и классифицировать явления и объекты. Это способствует формированию у детей логического мышления и развитию навыков аналитической работы.
Более того, детское экспериментирование способствует развитию творческого мышления и способностей к самовыражению. Ребёнок, проводя свои мини-исследования, вырабатывает навыки постановки вопроса, поиска пути его решения и презентации полученных результатов. Это способствует укреплению самооценки ребенка и формированию его уверенности в собственных силах.
Тем не менее важно обратить внимание на негативные стороны детского экспериментирования. Во-первых, необходимо соблюдать безопасность маленьких исследователей, поскольку научные эксперименты могут привести к несчастным случаям. Также следует помнить о том, что дети могут неконтролируемо использовать полученные знания и навыки, что может привести к нежелательным последствиям.
Таким образом, детское экспериментирование является эффективным средством формирования представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста. Оно развивает их критическое мышление, способности к анализу, творческое мышление и навыки самореализации. Однако, применение этого метода должно быть организовано с учетом безопасности детей и контроля со стороны взрослых.
1. Концепция дошкольного воспитания
2. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ред. от 17 февраля 2023 г.)
3. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 04.08.2023 г.)
Научная литература:
4. Бордовская, Н. Б. Проблема экспериментирования в обучении детей старшего дошкольного возраста. Вопросы психологии, 2004, № 5, с.10-16.
5. Воронцова, И. И., Савченкова, Е. А. Организация экспериментальной работы в детском саду: учебно-методическое пособие. Москва: Гуманитарное знание, 2007.
6. Добротворская, Л. Н. Экспериментирование в старшем дошкольном возрасте. Москва: Просвещение, 1995.
7. Дьячкова, Т. А. Экспериментирование в дошкольном образовании. Москва: Логос, 2011.
8. Ерофеева, Е. И. Психологический анализ экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Москва: Изд-во МПГУ, 2004.
9. Зайцева, О. В. Развивающий эксперимент в старшем дошкольном возрасте: лаборатория живого: методическое пособие. Москва: Гуманитарное знание, 2014.
10. Иванова, А. В. Проблема формирования экспериментальных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Вопросы психологии, 2002, № 4, с. 83-89.
11. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2004. - 56с.
12. Кравцова, М. В., Метелева Е. В. Формирование экспериментальных представлений детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического экспериментирования. Вестник Московского университета. Серия 14, Психология, 2016, № 3, с. 55-68.
13. Кузнецова, Н. С. Экспериментирование в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста. Речь и мышление, 2006, № 2, с. 88-95.
14. Левина, Н. В. Формирование экспериментальных представлений у дошкольников. Москва: Детство-Пресс, 2008.
15. Мердер, Л. В., Ревина, А. Ю. Экспериментирование в детском саду. Москва: Просвещение, 2019.
16. Николаева, А. В. Организация экспериментальной работы в детском саду. Москва: Академический проект, 2011.
17. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. / Под ред. Л.Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2003. — 64 с.
18. Петрова, И. В. Психологические особенности экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста. Вопросы психологии, 2010, № 6, с. 57-63.
19. Поддьяков, А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. – М.: Изд-во «Национальное образование», 2016. – 304 с.
20. Поддьяков, Н. Н. Обучение дошкольников экспериментированию [Текст] / А. Н. Поддьяков // Вопросы психологии. 2014. — № 4. — С. 31.
21. Формирование экспериментальных представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста: сб. науч. трудов. Под ред. И. А. Мандель. Москва: Изд-во МГПУ, 2012.
22. Чернова, И. Б. Организация экспериментирования в старшем дошкольном возрасте: монография. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2008.