Роль Германии в становлении системы безопасности и обороны Европейского союза на рубеже XX— XXI вв
|
Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Эволюция формирования Общей политики безопасности и обороны Европейского союза
1.1.Теоретические предпосылки становления Общей политики безопасности и обороны Европейского союза
1.2. Формирование Общей политики безопасности и обороны Европейского союза……...18
1.3. Институты, инструменты и основные направления ОПБО……………………………...30
Глава 2. Позиция Германии относительно вопроса становления Общей политики безопасности и обороны Европейского союза
2.1.Роль Германии в развитии военно-политических структур безопасности Европейского союза
2.2.Реализация положений Европейской стратегии безопасности во внутреннем законодательстве Германии
2.3. Дискуссии в ФРГ по вопросам Общей политики безопасности и обороны ЕС……...54
2.4. Вектор НАТО во внешней политике Германии по проблеме европейской безопасности и обороны
Глава 3.Деятельность Германии в области реализации европейской Общей политики безопасности и обороны
3.1.Военный потенциал Германии в рамках кризисного урегулирования …………….……65
3.2.Участие ФРГ в миротворческих операциях и гуманитарных миссиях ОПБО ЕС……...71
3.3.Перспективы дальнейшего развития ОПБО и позиция ФРГ по данному вопросу...….77
Заключение
Источники и литература…
Глава 1. Эволюция формирования Общей политики безопасности и обороны Европейского союза
1.1.Теоретические предпосылки становления Общей политики безопасности и обороны Европейского союза
1.2. Формирование Общей политики безопасности и обороны Европейского союза……...18
1.3. Институты, инструменты и основные направления ОПБО……………………………...30
Глава 2. Позиция Германии относительно вопроса становления Общей политики безопасности и обороны Европейского союза
2.1.Роль Германии в развитии военно-политических структур безопасности Европейского союза
2.2.Реализация положений Европейской стратегии безопасности во внутреннем законодательстве Германии
2.3. Дискуссии в ФРГ по вопросам Общей политики безопасности и обороны ЕС……...54
2.4. Вектор НАТО во внешней политике Германии по проблеме европейской безопасности и обороны
Глава 3.Деятельность Германии в области реализации европейской Общей политики безопасности и обороны
3.1.Военный потенциал Германии в рамках кризисного урегулирования …………….……65
3.2.Участие ФРГ в миротворческих операциях и гуманитарных миссиях ОПБО ЕС……...71
3.3.Перспективы дальнейшего развития ОПБО и позиция ФРГ по данному вопросу...….77
Заключение
Источники и литература…
Данная дипломная работа посвящена такому актуальном вопросу как роль Германии в становлении системы безопасности и обороны Европейского союза на рубеже XX— XXI вв. Общая европейская политика обороны и безопасности (ОПБО) является составляющей Общей внешней политики и политики безопасности ЕС (ОВПБ). Данное направление европейской политики стало новым этапом развития Европейского союза на рубеже XX— XXI вв.
Фактически общая политика обороны и безопасности ЕС была сформирована в качестве отдельного направления деятельности в 1998 году и стала логическим продолжением углубления европейской интеграции в целом и общей внешней политики и политики безопасности ЕС в частности. Возросшая роль Европейского союза на международной арене, как в экономическом, так и в политическом направлении, способствовала необходимости обеспечения безопасности не только внутри Европейского союза, но также и в близлежащих регионах. До 2001 года проблемы безопасности Европейского союза в основном решались в рамках НАТО, хотя предпринимались некоторые попытки самостоятельно решать проблемы в сфере безопасности.
Важным стимулом для построения общей политики безопасности и обороны Европейского союза стало увеличение количества конфликтов нового поколения. Данные конфликты требовали новых методов их урегулирования, в связи с чем у Европейского союза появилась необходимость реформировать сферу безопасности и обороны, делая акцент на миротворческих операциях.
Актуальность данной темы обуславливается тем, что Германия является одним из ведущих государств-членов Европейского союза в экономической и политической сфере и приверженцем дальнейшего углубления и расширения европейской интеграции. ФРГ оказывает значительное влияние на развитие ЕС, что обусловлено ее возросшей ролью в европейском объединении и на мировой арене. Германия имеет высокий уровень экономического развития и стремится обеспечить себе роль активного участника на политической арене, пытаясь занять место постоянного члена в Совете безопасности ООН. Кроме того, ФРГ была одним из инициаторов формирования Общей европейской политики обороны и безопасности и в настоящее время так же выступает за дальнейшее развитие данного направления европейской политики. Данная позиция государства обусловлена тем, что ФРГ видит обеспечение своих национальных интересов в совмещении национальной и европейской политики в области безопасности. Именно поэтому, изучение роли Германии в становлении ОПБО поможет глубже раскрыть основные тенденции развития ОПБО, вклад ФРГ в формирование основополагающих тенденций данного направления политики и внутренние изменения в государстве с целью формирования общего пространства безопасности.
Степень изученности вопроса определяется наличием работ, как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Актуальность данной темы вызывает довольно широкий научный интерес, что можно объяснить уникальностью самого процесса европейской интеграции и, в частности, отдельных направлений ее политики. Военно-политическая интеграция является важной составляющей европейской политики и занимает особое место в работах отечественных и зарубежных исследователей, преимущественно западных. Данная тема уже достаточно хорошо освещена многими исследователями, которые, однако, в большинстве своем, рассматривали преимущественно только отдельные аспекты. Эти аспекты затрагиваются в исследованиях таких авторов, как И. С. Кузнецова, О. В. Буторина, В. А. Федорцев, М. С. Федоров, С. Ю. Кашкин и др. Кроме того, достаточно много исследовательских работ на данную тематику было написано зарубежными исследователями, такими как М. Ортега, Й. Гайне, Б. Шмитт, А. Маттелаер, М. Дрент и многими другими. Этими и другими исследователями уже был раскрыт широкий круг вопросов по тематике данной дипломной работы, что говорит о достаточно хорошей изученности некоторых аспектов. Однако стоит отметить, что несмотря на довольно широкий спектр работ по отдельным проблемам данной темы, комплексных теоретических исследований, изучающих взаимосвязи между различными аспектами, довольно мало, в особенности отсутствуют комплексные работы, которые бы полностью раскрывали роль ФРГ в процессе построения ОПБО ЕС.
Объектом исследования выступает процесс становления ОПБО на рубеже XX— XXI вв. Предметом исследования является роль Германии в процессе становления и развития ОПБО, ее непосредственное участие в практической деятельности данного направления европейской политики.
Цель исследования – показать роль Германии в процессе становления Общей политики обороны и безопасности Европейского союза и рассмотреть процесс развития ОПБО в структуре ЕС.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи, определяющие последовательность и внутреннюю структуру исследования:
• выявить предпосылки становления общей европейской политики безопасности и обороны;
• рассмотреть основные этапы становления ОПБО;
• охарактеризовать основные институты и инструменты ОПБО;
• определить роль ФРГ в развитии военно-политических структур безопасности ЕС;
• проанализировать дискуссии в Германии по вопросам ОПБО;
• определить участие ФРГ в крупных миротворческих операциях;
• исследовать основные тенденции дальнейшего развития ОПБО ЕС.
Хронологические рамки работы охватывают период с начала 1990-х гг. по настоящее время. Выбор начальной точки для изучения связан с объединением Германии в 1990-м году, а также появлением предпосылок для формирования ОПБО как отдельного направления деятельности ЕС. Территориальные рамки ограничиваются границами 28 государств-членов ЕС, а также регионов мира, которые непосредственно затрагиваются деятельностью ОПБО ЕС.
В качестве методологической основы в данном исследовании использовались, прежде всего, общенаучные методы, такие как всесторонний анализ источников и литературы, проблемно-логический метод, хронологический, статистический и синтез полученных данных. Системный подход послужил основой для комплексного рассмотрения ОПБО как системы отдельных элементов, связанных друг с другом, ее структуры, эволюции и взаимодействия государств в рамках данного направления политики. Принцип историзма помог выявить основные закономерности развития и эволюцию превалирующих направлений ОПБО. С помощью метода построения сценариев были проанализированы перспективы развития ОПБО ЕС.
Интеграция в области обороны и безопасности является уникальным феноменом, что обуславливает трудности выбора теоретической основы исследования. ОПБО может быть рассмотрена с различных теоретических позиций. Необходимо учитывать не только теории для объяснения интеграции, такие как федерализм, либеральный межправительственный подход, неореализм, неофункционализм и некоторые другие, но также школы исследования проблем безопасности, вопросов взаимодействия акторов на международной арене, внешней политики европейских государств и поведения акторов внутри объединения, например, благодаря таким теориям, как социальный конструктивизм и бихевиористский подход. Каждая из упомянутых теорий содержит свой фокус объяснения процесса становления и эволюции ОПБО ЕС. Для объяснения процесса образования и становления европейской политики безопасности и обороны необходим комплексный междисциплинарный подход, так как данный феномен выходит за рамки традиционных индивидуальных школ и требует комплексных попыток осмысления. Несмотря на это, в данной работе упор будет сделан в большей степени на теорию либерального интерговернментализма, который рассматривает ОПБО как процесс поиска общего решения национальными государствами.
Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе процесса становления политики обороны и безопасности, как отдельного направления деятельности Европейского союза, а также в изучении роли и оказанном влиянии Германии на развитие данной политики. Рассматриваются инициативы и участие Германии в вопросе определения направления развития ОПБО в разные периоды, прослеживается динамика подхода ФРГ к участию НАТО в ОПБО, а также производится анализ национальных дискуссий в Германии относительно участия государства в общей европейской оборонной политике и политике безопасности. Особое внимание в работе так же уделяется анализу природы самого феномена общей европейской политики обороны и безопасности.
В ходе изучения темы была проработана обширная источниковая база. Источники, которые использовались для написания данной работы, можно разделить на несколько основных категорий – официальные документы институтов ЕС, международные договоры, заявления официальных лиц, а также статистические данные Евростата и справочные материалы. Был проведен анализ некоторых основополагающих договоров и стратегий ЕС, заключающие в себе основы военного и оборонного направления Евросоюза. К данным документам можно отнести Стратегию безопасности ЕС, Стратегию по борьбе с терроризмом, Петерсбергскую декларацию ЗЕС 1992 г., Совместную декларацию по обороне Европы 1998 г., Соглашения «Берлин-плюс» 2002 г., Декларацию ЕС-НАТО по ЕПБО 2002 г. и некоторые другие.Также в работе проводится анализ Белых книг по обороне ЕС за разные годы (1994, 2006, 2016 ). Отдельного внимания заслуживают речь А. Меркель на Мюнхенской конференции в 2017 году и Коалиционный доклад Христианско-демократического союза Германии, Христианско-социального союза и Свободной демократической партии .
В дипломной работе использованы публикации российских и зарубежных исследователей, которые рассматривали данную проблему с различных сторон и предлагали свои точки зрения по этому вопросу. Рассмотрение ОПБО с точки зрения функционирования институтов и механизмов, а также процесс формирования ОПБО можно найти в диссертации И. С. Годенова «Формирование институтов и механизмов ОПБО ЕС (1992—2008 гг.)», в работах Иванова В. «Состояние и перспективы развития общей политики в области безопасности и обороны Европейского союза», Кашкина С. Ю. «Основные направления общей политики безопасности и обороны, служащие обеспечению национальной безопасности государств-членов ЕС», Кузнецовой И. С. «Этапы формирования общей политики безопасности и обороны Европейского союза» , Мацепуро Д. М. «Основные направления развития общей политики безопасности и обороны Европейского Союза (1997 – 2009 гг.).
Ряд исследований посвящен тематике миротворческих операций, проводимых европейским союзом, а также участию в кризисном урегулировании Германии. К таким работам относятся, статья Айрапетяна М. С. «Участие Германии в миротворческих миссиях ООН», исследования Арбатовой Н. К. «Европейский союз и региональные конфликты», Благовещенского А. «Операции и миссии Европейского союза», Жолквер Н. «Что делает бундесвер за пределами Германии?» и др. Также интерес представляют работы, затрагивающие политические аспекты внутри Германии, позицию ФРГ в разные этапы и взаимодействие Германии с другими государствами-членами ЕС и НАТО по проблематике ОПБО. Например, исследования Павлова Н. В. «Внешняя политика “Большой коалиции” 2005—2009 гг.» , Родовича Ю. В. «Позиции ФРГ и США по проблемам европейской безопасности: история и современность», работы Семенова О. Ю. «Динамика взглядов федеральных канцлеров ФРГ конца ХХ – начала ХХI века на построение и обеспечение европейской безопасности: историко-политический аспект», «Европейская безопасность и интересы Германии в оценках экспертно-аналитического сообщества ФРГ конца ХХ века» и «Эволюция оборонной политики ФРГ и проблема безопасности ЕС в конце ХХ начале ХХI века». По этой тематике следует также упомянуть о Трунове Ф. «Германия и НАТО», Михайлиной И. «Германия и Франция подписали Ахенский договор о сотрудничестве», Легоставевой О. В. «Внешняя политика правительств Г. Шредера (1998—2005 гг.)», Авдеенко Е. Г. «Европейская политика ФРГ в период правления «красно-зеленой» коалиции (1998—2005 годы)» и др.
Наибольшего внимания из работ зарубежных авторов заслуживают исследования Дрент М. с работой о гражданском направлении ОПБО, Греко E., написавший о кризисе управления в ЕС, Гайне Й, рассмотревший исторический аспект ОПБО, а также проблему участия НАТО в ОПБО, Ортега M с исследованием относительно миротворческих операций ЕС, Штрук П., рассмотревший основные особенности оборонной политики и некоторые другие авторы. В магистерской работе также были использованы новостные статьи из таких известных изданий как Die Welt и DeutscheWelle .
При рассмотрении работ отечественных и зарубежных авторов, можно выявить, что анализ позиций отдельных европейских стран по отношению к ОПБО в основном находится в работах зарубежных авторов. Российские авторы наибольшее внимание уделяют самому процессу построения и развития ОПБО.
Структура работы определяется поставленными задачами. Работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя подразделы, посвященные конкретным тематическим аспектам, заключения и списка использованной литературы и источников. Каждая глава посвящена определенному фрагменту изучаемой темы и имеет завершающие логические выводы.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы исследования, описываются цели и задачи работы, а также объект и предмет, указываются хронологические и территориальные рамки и теоретические и методологические основы. Также во введении предоставляется характеристика примененной источниковой базы и историографический анализ темы исследования.
Первая глава «Эволюция формирования Общей политики безопасности и обороны Европейского союза» состоит из трех подразделов, которые обозначены как «Теоретические предпосылки становления ОПБО ЕС», «Формирование Общей политики безопасности и обороны Европейского союза» и «Институты, инструменты и основные направления ОПБО». Все три подраздела посвящены проблеме становления Общей политики обороны и безопасности Европейского союза. В первом разделе рассматриваются теории, объясняющие сам феномен ОПБО и причины его возникновения. Во втором разделе обозначены этапы развития ОПБО, начиная с исторических предпосылок к формированию данной политики в качестве отдельного направления деятельности ЕС и первой подписанной декларации между Германией и Францией, заканчивая положением ОПБО в настоящее время. Третий раздел посвящен обзору основных институтов и механизмов, необходимых для реализации ОПБО. Также дается краткая характеристика основных направлений деятельности.
Вторая глава звучит как «Позиция Германии относительно вопроса становления Общей политики безопасности и обороны Европейского союза» и включает в себя четыре подраздела: «Роль Германии в развитии военно-политических структур безопасности Европейского союза», «Реализация положений Европейской стратегии безопасности во внутреннем законодательстве Германии», «Дискуссии в ФРГ по вопросам Общей политики безопасности и обороны ЕС» и «Вектор НАТО во внешней политике Германии по проблеме европейской безопасности и обороны». Основной задачей данной главы является анализ отношения Германии к процессу становления ОПБО ЕС, а также изучение ее непосредственного участия в развитии данного направления. Первый раздел включает характеристику участия Германии в процессе становления и развития ОПБО ЕС, ее деятельности в данном направлении, описанию ее политики как в отношении Европейского союза, так и НАТО. Второй раздел посвящен Европейской стратегии безопасности и интерпретации Германией положений данной стратегии ЕС во внутриполитических документах по обороне и безопасности. В третьем разделе приводятся мнения и оценки политической верхушки, экспертов, исследователей и представителей политических партий относительно построения ОПБО и вклада ФРГ в данную политику. В четвертом параграфе рассматриваются отношения Германии с НАТО и вклад НАТО в развитие ОПБО ЕС.
Третья глава называется «Деятельность Германии в области реализации европейской Общей политики безопасности и обороны». Она состоит из трех подразделов, которые звучат как «Военный потенциал Германии в рамках кризисного урегулирования», «Участие ФРГ в миротворческих операциях и гуманитарных миссиях ОПБО ЕС» и «Перспективы дальнейшего развития ОПБО ЕС». Данная глава показывает непосредственное активное участие Германии в осуществлении деятельности в области обороны и безопасности Европейского союза. Изучение производится за счет рассмотрения участия Германии в миротворческих операциях и антикризисном урегулировании, которые рассматриваются в первом и втором разделах. В третьем разделе проводится характеристика основных возможных сценариев развития ОПБО ЕС в ближайшие несколько лет и рассматриваются основные факторы, препятствующие дальнейшему интенсивному развитию политики.
В заключении представляются конкретные выводы, полученные в результате исследования данной темы.
Фактически общая политика обороны и безопасности ЕС была сформирована в качестве отдельного направления деятельности в 1998 году и стала логическим продолжением углубления европейской интеграции в целом и общей внешней политики и политики безопасности ЕС в частности. Возросшая роль Европейского союза на международной арене, как в экономическом, так и в политическом направлении, способствовала необходимости обеспечения безопасности не только внутри Европейского союза, но также и в близлежащих регионах. До 2001 года проблемы безопасности Европейского союза в основном решались в рамках НАТО, хотя предпринимались некоторые попытки самостоятельно решать проблемы в сфере безопасности.
Важным стимулом для построения общей политики безопасности и обороны Европейского союза стало увеличение количества конфликтов нового поколения. Данные конфликты требовали новых методов их урегулирования, в связи с чем у Европейского союза появилась необходимость реформировать сферу безопасности и обороны, делая акцент на миротворческих операциях.
Актуальность данной темы обуславливается тем, что Германия является одним из ведущих государств-членов Европейского союза в экономической и политической сфере и приверженцем дальнейшего углубления и расширения европейской интеграции. ФРГ оказывает значительное влияние на развитие ЕС, что обусловлено ее возросшей ролью в европейском объединении и на мировой арене. Германия имеет высокий уровень экономического развития и стремится обеспечить себе роль активного участника на политической арене, пытаясь занять место постоянного члена в Совете безопасности ООН. Кроме того, ФРГ была одним из инициаторов формирования Общей европейской политики обороны и безопасности и в настоящее время так же выступает за дальнейшее развитие данного направления европейской политики. Данная позиция государства обусловлена тем, что ФРГ видит обеспечение своих национальных интересов в совмещении национальной и европейской политики в области безопасности. Именно поэтому, изучение роли Германии в становлении ОПБО поможет глубже раскрыть основные тенденции развития ОПБО, вклад ФРГ в формирование основополагающих тенденций данного направления политики и внутренние изменения в государстве с целью формирования общего пространства безопасности.
Степень изученности вопроса определяется наличием работ, как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Актуальность данной темы вызывает довольно широкий научный интерес, что можно объяснить уникальностью самого процесса европейской интеграции и, в частности, отдельных направлений ее политики. Военно-политическая интеграция является важной составляющей европейской политики и занимает особое место в работах отечественных и зарубежных исследователей, преимущественно западных. Данная тема уже достаточно хорошо освещена многими исследователями, которые, однако, в большинстве своем, рассматривали преимущественно только отдельные аспекты. Эти аспекты затрагиваются в исследованиях таких авторов, как И. С. Кузнецова, О. В. Буторина, В. А. Федорцев, М. С. Федоров, С. Ю. Кашкин и др. Кроме того, достаточно много исследовательских работ на данную тематику было написано зарубежными исследователями, такими как М. Ортега, Й. Гайне, Б. Шмитт, А. Маттелаер, М. Дрент и многими другими. Этими и другими исследователями уже был раскрыт широкий круг вопросов по тематике данной дипломной работы, что говорит о достаточно хорошей изученности некоторых аспектов. Однако стоит отметить, что несмотря на довольно широкий спектр работ по отдельным проблемам данной темы, комплексных теоретических исследований, изучающих взаимосвязи между различными аспектами, довольно мало, в особенности отсутствуют комплексные работы, которые бы полностью раскрывали роль ФРГ в процессе построения ОПБО ЕС.
Объектом исследования выступает процесс становления ОПБО на рубеже XX— XXI вв. Предметом исследования является роль Германии в процессе становления и развития ОПБО, ее непосредственное участие в практической деятельности данного направления европейской политики.
Цель исследования – показать роль Германии в процессе становления Общей политики обороны и безопасности Европейского союза и рассмотреть процесс развития ОПБО в структуре ЕС.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи, определяющие последовательность и внутреннюю структуру исследования:
• выявить предпосылки становления общей европейской политики безопасности и обороны;
• рассмотреть основные этапы становления ОПБО;
• охарактеризовать основные институты и инструменты ОПБО;
• определить роль ФРГ в развитии военно-политических структур безопасности ЕС;
• проанализировать дискуссии в Германии по вопросам ОПБО;
• определить участие ФРГ в крупных миротворческих операциях;
• исследовать основные тенденции дальнейшего развития ОПБО ЕС.
Хронологические рамки работы охватывают период с начала 1990-х гг. по настоящее время. Выбор начальной точки для изучения связан с объединением Германии в 1990-м году, а также появлением предпосылок для формирования ОПБО как отдельного направления деятельности ЕС. Территориальные рамки ограничиваются границами 28 государств-членов ЕС, а также регионов мира, которые непосредственно затрагиваются деятельностью ОПБО ЕС.
В качестве методологической основы в данном исследовании использовались, прежде всего, общенаучные методы, такие как всесторонний анализ источников и литературы, проблемно-логический метод, хронологический, статистический и синтез полученных данных. Системный подход послужил основой для комплексного рассмотрения ОПБО как системы отдельных элементов, связанных друг с другом, ее структуры, эволюции и взаимодействия государств в рамках данного направления политики. Принцип историзма помог выявить основные закономерности развития и эволюцию превалирующих направлений ОПБО. С помощью метода построения сценариев были проанализированы перспективы развития ОПБО ЕС.
Интеграция в области обороны и безопасности является уникальным феноменом, что обуславливает трудности выбора теоретической основы исследования. ОПБО может быть рассмотрена с различных теоретических позиций. Необходимо учитывать не только теории для объяснения интеграции, такие как федерализм, либеральный межправительственный подход, неореализм, неофункционализм и некоторые другие, но также школы исследования проблем безопасности, вопросов взаимодействия акторов на международной арене, внешней политики европейских государств и поведения акторов внутри объединения, например, благодаря таким теориям, как социальный конструктивизм и бихевиористский подход. Каждая из упомянутых теорий содержит свой фокус объяснения процесса становления и эволюции ОПБО ЕС. Для объяснения процесса образования и становления европейской политики безопасности и обороны необходим комплексный междисциплинарный подход, так как данный феномен выходит за рамки традиционных индивидуальных школ и требует комплексных попыток осмысления. Несмотря на это, в данной работе упор будет сделан в большей степени на теорию либерального интерговернментализма, который рассматривает ОПБО как процесс поиска общего решения национальными государствами.
Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе процесса становления политики обороны и безопасности, как отдельного направления деятельности Европейского союза, а также в изучении роли и оказанном влиянии Германии на развитие данной политики. Рассматриваются инициативы и участие Германии в вопросе определения направления развития ОПБО в разные периоды, прослеживается динамика подхода ФРГ к участию НАТО в ОПБО, а также производится анализ национальных дискуссий в Германии относительно участия государства в общей европейской оборонной политике и политике безопасности. Особое внимание в работе так же уделяется анализу природы самого феномена общей европейской политики обороны и безопасности.
В ходе изучения темы была проработана обширная источниковая база. Источники, которые использовались для написания данной работы, можно разделить на несколько основных категорий – официальные документы институтов ЕС, международные договоры, заявления официальных лиц, а также статистические данные Евростата и справочные материалы. Был проведен анализ некоторых основополагающих договоров и стратегий ЕС, заключающие в себе основы военного и оборонного направления Евросоюза. К данным документам можно отнести Стратегию безопасности ЕС, Стратегию по борьбе с терроризмом, Петерсбергскую декларацию ЗЕС 1992 г., Совместную декларацию по обороне Европы 1998 г., Соглашения «Берлин-плюс» 2002 г., Декларацию ЕС-НАТО по ЕПБО 2002 г. и некоторые другие.Также в работе проводится анализ Белых книг по обороне ЕС за разные годы (1994, 2006, 2016 ). Отдельного внимания заслуживают речь А. Меркель на Мюнхенской конференции в 2017 году и Коалиционный доклад Христианско-демократического союза Германии, Христианско-социального союза и Свободной демократической партии .
В дипломной работе использованы публикации российских и зарубежных исследователей, которые рассматривали данную проблему с различных сторон и предлагали свои точки зрения по этому вопросу. Рассмотрение ОПБО с точки зрения функционирования институтов и механизмов, а также процесс формирования ОПБО можно найти в диссертации И. С. Годенова «Формирование институтов и механизмов ОПБО ЕС (1992—2008 гг.)», в работах Иванова В. «Состояние и перспективы развития общей политики в области безопасности и обороны Европейского союза», Кашкина С. Ю. «Основные направления общей политики безопасности и обороны, служащие обеспечению национальной безопасности государств-членов ЕС», Кузнецовой И. С. «Этапы формирования общей политики безопасности и обороны Европейского союза» , Мацепуро Д. М. «Основные направления развития общей политики безопасности и обороны Европейского Союза (1997 – 2009 гг.).
Ряд исследований посвящен тематике миротворческих операций, проводимых европейским союзом, а также участию в кризисном урегулировании Германии. К таким работам относятся, статья Айрапетяна М. С. «Участие Германии в миротворческих миссиях ООН», исследования Арбатовой Н. К. «Европейский союз и региональные конфликты», Благовещенского А. «Операции и миссии Европейского союза», Жолквер Н. «Что делает бундесвер за пределами Германии?» и др. Также интерес представляют работы, затрагивающие политические аспекты внутри Германии, позицию ФРГ в разные этапы и взаимодействие Германии с другими государствами-членами ЕС и НАТО по проблематике ОПБО. Например, исследования Павлова Н. В. «Внешняя политика “Большой коалиции” 2005—2009 гг.» , Родовича Ю. В. «Позиции ФРГ и США по проблемам европейской безопасности: история и современность», работы Семенова О. Ю. «Динамика взглядов федеральных канцлеров ФРГ конца ХХ – начала ХХI века на построение и обеспечение европейской безопасности: историко-политический аспект», «Европейская безопасность и интересы Германии в оценках экспертно-аналитического сообщества ФРГ конца ХХ века» и «Эволюция оборонной политики ФРГ и проблема безопасности ЕС в конце ХХ начале ХХI века». По этой тематике следует также упомянуть о Трунове Ф. «Германия и НАТО», Михайлиной И. «Германия и Франция подписали Ахенский договор о сотрудничестве», Легоставевой О. В. «Внешняя политика правительств Г. Шредера (1998—2005 гг.)», Авдеенко Е. Г. «Европейская политика ФРГ в период правления «красно-зеленой» коалиции (1998—2005 годы)» и др.
Наибольшего внимания из работ зарубежных авторов заслуживают исследования Дрент М. с работой о гражданском направлении ОПБО, Греко E., написавший о кризисе управления в ЕС, Гайне Й, рассмотревший исторический аспект ОПБО, а также проблему участия НАТО в ОПБО, Ортега M с исследованием относительно миротворческих операций ЕС, Штрук П., рассмотревший основные особенности оборонной политики и некоторые другие авторы. В магистерской работе также были использованы новостные статьи из таких известных изданий как Die Welt и DeutscheWelle .
При рассмотрении работ отечественных и зарубежных авторов, можно выявить, что анализ позиций отдельных европейских стран по отношению к ОПБО в основном находится в работах зарубежных авторов. Российские авторы наибольшее внимание уделяют самому процессу построения и развития ОПБО.
Структура работы определяется поставленными задачами. Работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя подразделы, посвященные конкретным тематическим аспектам, заключения и списка использованной литературы и источников. Каждая глава посвящена определенному фрагменту изучаемой темы и имеет завершающие логические выводы.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы исследования, описываются цели и задачи работы, а также объект и предмет, указываются хронологические и территориальные рамки и теоретические и методологические основы. Также во введении предоставляется характеристика примененной источниковой базы и историографический анализ темы исследования.
Первая глава «Эволюция формирования Общей политики безопасности и обороны Европейского союза» состоит из трех подразделов, которые обозначены как «Теоретические предпосылки становления ОПБО ЕС», «Формирование Общей политики безопасности и обороны Европейского союза» и «Институты, инструменты и основные направления ОПБО». Все три подраздела посвящены проблеме становления Общей политики обороны и безопасности Европейского союза. В первом разделе рассматриваются теории, объясняющие сам феномен ОПБО и причины его возникновения. Во втором разделе обозначены этапы развития ОПБО, начиная с исторических предпосылок к формированию данной политики в качестве отдельного направления деятельности ЕС и первой подписанной декларации между Германией и Францией, заканчивая положением ОПБО в настоящее время. Третий раздел посвящен обзору основных институтов и механизмов, необходимых для реализации ОПБО. Также дается краткая характеристика основных направлений деятельности.
Вторая глава звучит как «Позиция Германии относительно вопроса становления Общей политики безопасности и обороны Европейского союза» и включает в себя четыре подраздела: «Роль Германии в развитии военно-политических структур безопасности Европейского союза», «Реализация положений Европейской стратегии безопасности во внутреннем законодательстве Германии», «Дискуссии в ФРГ по вопросам Общей политики безопасности и обороны ЕС» и «Вектор НАТО во внешней политике Германии по проблеме европейской безопасности и обороны». Основной задачей данной главы является анализ отношения Германии к процессу становления ОПБО ЕС, а также изучение ее непосредственного участия в развитии данного направления. Первый раздел включает характеристику участия Германии в процессе становления и развития ОПБО ЕС, ее деятельности в данном направлении, описанию ее политики как в отношении Европейского союза, так и НАТО. Второй раздел посвящен Европейской стратегии безопасности и интерпретации Германией положений данной стратегии ЕС во внутриполитических документах по обороне и безопасности. В третьем разделе приводятся мнения и оценки политической верхушки, экспертов, исследователей и представителей политических партий относительно построения ОПБО и вклада ФРГ в данную политику. В четвертом параграфе рассматриваются отношения Германии с НАТО и вклад НАТО в развитие ОПБО ЕС.
Третья глава называется «Деятельность Германии в области реализации европейской Общей политики безопасности и обороны». Она состоит из трех подразделов, которые звучат как «Военный потенциал Германии в рамках кризисного урегулирования», «Участие ФРГ в миротворческих операциях и гуманитарных миссиях ОПБО ЕС» и «Перспективы дальнейшего развития ОПБО ЕС». Данная глава показывает непосредственное активное участие Германии в осуществлении деятельности в области обороны и безопасности Европейского союза. Изучение производится за счет рассмотрения участия Германии в миротворческих операциях и антикризисном урегулировании, которые рассматриваются в первом и втором разделах. В третьем разделе проводится характеристика основных возможных сценариев развития ОПБО ЕС в ближайшие несколько лет и рассматриваются основные факторы, препятствующие дальнейшему интенсивному развитию политики.
В заключении представляются конкретные выводы, полученные в результате исследования данной темы.
Для того чтобы оценить роль Германии в процессе становления ОПБО ЕС был проведен в первую очередь анализ структуры и эволюции ОПБО. Европейская общая политика безопасности и обороны является производной Общей европейской внешней политики и политики безопасности. Для Европейского союза выделение данной политики в качестве отдельного направления послужило новым этапом развития всего интеграционного объединения на рубеже XX - XXI веков. Несмотря на попытки Европы предпринимать самостоятельные действия в области безопасности, до террористических атак 11 сентября 2001 года проблемы европейской безопасности решались преимущественно Западом в рамках Североатлантического альянса.
Общая европейская политика безопасности и обороны имеет преимущественно межгосударственный характер, что выражается в определенном порядке совместного принятия решений и участия в совместных действиях. Данную особенность политики обороны и безопасность связывают с нежеланием стран передавать слишком большой объем полномочий на наднациональный уровень, что может привести к ослаблению суверенитета стран-участниц. Государства-члены в основном предпочитают оставлять за собой право принятия окончательного решения. В связи с наличием в данной политике национального и наднационального уровней принятия решений, возникают трудности с выработкой единой линии политики и с принятием единогласных решений. Для рассмотрения разных уровней принятия решений в ОПБО наиболее применимой является теория либерального интерговернментализма. Хотя даже эта теория международных отношений не может полностью раскрыть все аспекты такого многогранного явления как политика обороны и безопасности. Для более комплексного анализа сущности ОПБО необходимо взаимодействие сразу нескольких теорий, включая неореализм, конструктивизм и некоторые другие.
Процесс становления и развития общей политики безопасности и обороны Европейского союза проходил в несколько основных этапов. Документом, послужившим толчком для формирования ОПБО, стал Маастрихтский договор, подписанный в 1992 году. Однако основы данного направления политики были заложены Декларацией, подписанной в Сен-Мало в 1998 году, а также последовавшими за ней саммитами в Кельне, Хельсинки, Ницце и Лакене. Второй этап представляет собой непосредственное подписание соглашения и разгар политических кризисов вокруг границ ЕС, что вызвало необходимость более тесного оборонного сотрудничества. На третьем этапе на первый план вышло участие в миротворческих операциях, а также борьба с новыми угрозами безопасности, в первую очередь, с терроризмом. Современный этап построения ОПБО ЕС характеризуется внесением значительных изменений в механизм деятельности, что связано с появлением новых вызовов безопасности, в первую очередь, терроризмом, кибербезопасностью, распространением ОМУ и т. д.
ОПБО – это политика Европейского союза, направленная на развитие тесных взаимоотношений с различными регионами мира. При чем основной целью в данном случае является обеспечение мира и безопасности во всем мире и, прежде всего, в Европе. Именно поэтому поддержание хороших отношений с НАТО и Россией, а также создание крепких отношений с перспективными регионами Средиземноморья и Азии стало для ЕС важной составляющей в определении направления развития ОПБО. Первоначально приоритетной задачей ОПБО было проведение миротворческих операций, стабилизация конфликтов и обеспечение безопасности. Данные принципы до сих пор представляют собой основу деятельности ОПБО, несмотря на определенные модификации и изменение международной обстановки.
На сегодняшний день многие исследователи изучают дальнейшие перспективы общей политики безопасности и обороны ЕС. В качестве основных факторов, препятствующих развитию ОПБО, выделяются такие как, приоритет национального суверенитета, затрудняющий процесс единогласного принятия решений; недостаточный военный потенциал некоторых стран-членов ЕС; приоритет развития отношений в рамках НАТО, а не как полноценного отдельного направления политики ЕС; а также недостаточное финансирование в военно-промышленный комплекс и в целом в оборону. Все эти аспекты являются причинами замедления процесса развития ОПБО в необходимом направлении. В результате, речь идет о том, что, вероятно, в ближайшем будущем ОПБО столкнется с проблемами финансово-экономического и политического характера, при чем политический фактор будет выражен в несогласованности действий стран-членов и их разногласий относительно вопросов формирования ОПБО. Но, стоит отметить, что сам Европейский союз намерен и дальше совершенствовать эту область европейской политики, при чем в кратчайшие сроки, о чем говорится в документе относительно будущего европейской обороны.
Германия рассматривает ОПБО ЕС в качестве одного из важнейших механизмов для продвижения и становления Европейского союза в качестве самостоятельного центра силы. Интерес самой Германии при этом заключается в формировании положительного имиджа самой страны и увеличения своего влияния как в европейском союзе, так и на международной арене. Но стоит отметить, что для ФРГ в военно-политической сфере приоритетное значение имеют именно национальные интересы.
Для становления ОПБО как отдельного направления политики решающим стало сотрудничество Германии и Франции. Именно эти страны стали инициаторами создания ОПБО и положили начало ее деятельности. ФРГ стала страной, которая стремилась и стремится обеспечить безопасность не только в своей стране и на всей территории Евросоюза, но и во всем мире. Важным является тот факт, что ФРГ провела реформу своих вооруженных сил, в частности оптимизировала командно-штабную структуру, необходимую для адаптации к проведению многосторонних зарубежных военных операций под эгидой ЕС, НАТО и ООН. Были созданы оперативные силы кризисного урегулирования в дополнение к основным оборонительным силам. Целью данной реформы было полноценное участие представителей Европейского союза в обеспечении европейской и международной безопасности. Для того чтобы занять ключевые позиции в ОПБО ФРГ увеличила свои расходы на оборону и военное оснащение. Кроме того, именно Германии принадлежала инициатива, согласно которой использование ресурсов государств-членов ЕС на проведение миротворческих операций возможно только на основе суверенных решений.
Германия не только поддержала Европейскую стратегию безопасности, но также включила некоторые ее положения в свою Белую книгу. По большей части, единогласие политики ФРГ с политикой Евросоюза проявляется в одинаковом подходе к определению новых угроз безопасности и в необходимости совместных усилий для успешной борьбы с ними. Также Германия поддерживает стремление ЕС к самостоятельности в сфере обороны и безопасности, усиленно поддерживая и принимая участие в углублении взаимодействия государств в направлении ОПБО.
Касательно внутриполитических дискуссий в Германии, необходимо отметить, что и политическая верхушка, и многие эксперты и исследователи положительно относятся к построению общей европейской политики обороны и безопасности, а также к активному участию в этом процессе Германии. Но нельзя исключать и наличие негативных мнений по данному вопросу, прежде всего от представителей некоторых политических партий, например, таких как партия левых и «Альтернатива для Германии». Одними из наиболее частых аргументов против являются высказывания о том, что стремление к построению ОПБО и ОВПБ в целом могут привести к милитаризации всего европейского континента, а участие бундесвера в зарубежных операциях негативно скажется на состоянии страны.
На сегодняшний день Германия активно принимает участие в антикризисном урегулировании и миротворческих операциях. Германия поощряет превентивные меры для урегулирования конфликтов и стремится к исполнению гражданского кризисного урегулирования, делая акцент на разведывательных работах, медико-санитарном обеспечении, а также подготовке и обучении составов вооруженных сил в странах, находящихся в зоне конфликта, при одновременном сокращении прямого участия в боевых действиях. Стоит отметить, что участие бундесвера в операциях за рубежом возможно только после одобрения Парламентом, а применение оружия разрешено только в случае крайней необходимости. Согласно законодательству ФРГ, большое внимание уделяется системе коллективной безопасности, а именно тому факту, что бундесвер обязан реагировать быстро как в случае угрозы безопасности стране, так и в целом Европейского союза.
Миротворческие операции обеспечивают европейскому союзу положительный имидж и помогают поддерживать статус одного из ключевых международных акторов, стремящихся обеспечить международную безопасность. Для Германии это также является хорошей возможностью повысить свой политический вес. Кроме того, для Европейского союза совместные миротворческие операции являются необходимыми, так как именно они могут стать инструментом углубления ОПБО ЕС путем совместной деятельности всех государств-членов. Но в нынешнем состоянии Европа не обладает необходимым потенциалом для проведения крупных миротворческих операций и антикризисных мероприятий за рубежом самостоятельно. Именно поэтому распространено мнение, что, разделив данную функцию с НАТО, у Европейского союза есть возможность сконцентрироваться и развивать свою деятельность в невоенном направлении, а именно в гражданском урегулировании и в области применения превентивных мер.
На пути построения общей европейской политики обороны и безопасности всегда стояли отношения с НАТО. Для Германии сотрудничество с НАТО являлось одним из ключевых аспектов внешней политики. Североатлантический альянс оказывал и продолжает оказывать значительное влияние на европейскую политику обороны и безопасности. На сегодняшний день прослеживаются две основных тенденции отношения Германии к НАТО. С одной стороны, альянс постепенно теряет свое ведущее положение во внешней политике Германии, при одновременном стремлении ФРГ и ЕС к созданию механизмов альтернативных НАТО. С другой стороны, одной из задач ФРГ является не просто сохранение своего статуса в Североатлантическом альянсе, а его увеличение. Очевидно, что Германия не стремится к проведению такого курса, который бы полностью исключил влияние НАТО на европейскую политику, но при этом ее целью является рациональное взаимодействие усилий Европы по обеспечению собственной безопасности с частичным американским участием в этом процессе.
Таким образом, Германия сыграла одну из ключевых ролей в построении общей европейской политики обороны и безопасности. С самого начала она стала одним из инициаторов создания отдельного направления политики Европейского союза, которое бы отвечало за обеспечение безопасности на европейском континенте независимо от других институтов. На сегодняшний день ФРГ продолжает свое стремление к углублению взаимодействия государств-членов ЕС в области обороны, при этом, очевидно, что ее положение как самостоятельно международного актора значительно окрепло не только в европейском союзе, но и на международной арене.
Общая европейская политика безопасности и обороны имеет преимущественно межгосударственный характер, что выражается в определенном порядке совместного принятия решений и участия в совместных действиях. Данную особенность политики обороны и безопасность связывают с нежеланием стран передавать слишком большой объем полномочий на наднациональный уровень, что может привести к ослаблению суверенитета стран-участниц. Государства-члены в основном предпочитают оставлять за собой право принятия окончательного решения. В связи с наличием в данной политике национального и наднационального уровней принятия решений, возникают трудности с выработкой единой линии политики и с принятием единогласных решений. Для рассмотрения разных уровней принятия решений в ОПБО наиболее применимой является теория либерального интерговернментализма. Хотя даже эта теория международных отношений не может полностью раскрыть все аспекты такого многогранного явления как политика обороны и безопасности. Для более комплексного анализа сущности ОПБО необходимо взаимодействие сразу нескольких теорий, включая неореализм, конструктивизм и некоторые другие.
Процесс становления и развития общей политики безопасности и обороны Европейского союза проходил в несколько основных этапов. Документом, послужившим толчком для формирования ОПБО, стал Маастрихтский договор, подписанный в 1992 году. Однако основы данного направления политики были заложены Декларацией, подписанной в Сен-Мало в 1998 году, а также последовавшими за ней саммитами в Кельне, Хельсинки, Ницце и Лакене. Второй этап представляет собой непосредственное подписание соглашения и разгар политических кризисов вокруг границ ЕС, что вызвало необходимость более тесного оборонного сотрудничества. На третьем этапе на первый план вышло участие в миротворческих операциях, а также борьба с новыми угрозами безопасности, в первую очередь, с терроризмом. Современный этап построения ОПБО ЕС характеризуется внесением значительных изменений в механизм деятельности, что связано с появлением новых вызовов безопасности, в первую очередь, терроризмом, кибербезопасностью, распространением ОМУ и т. д.
ОПБО – это политика Европейского союза, направленная на развитие тесных взаимоотношений с различными регионами мира. При чем основной целью в данном случае является обеспечение мира и безопасности во всем мире и, прежде всего, в Европе. Именно поэтому поддержание хороших отношений с НАТО и Россией, а также создание крепких отношений с перспективными регионами Средиземноморья и Азии стало для ЕС важной составляющей в определении направления развития ОПБО. Первоначально приоритетной задачей ОПБО было проведение миротворческих операций, стабилизация конфликтов и обеспечение безопасности. Данные принципы до сих пор представляют собой основу деятельности ОПБО, несмотря на определенные модификации и изменение международной обстановки.
На сегодняшний день многие исследователи изучают дальнейшие перспективы общей политики безопасности и обороны ЕС. В качестве основных факторов, препятствующих развитию ОПБО, выделяются такие как, приоритет национального суверенитета, затрудняющий процесс единогласного принятия решений; недостаточный военный потенциал некоторых стран-членов ЕС; приоритет развития отношений в рамках НАТО, а не как полноценного отдельного направления политики ЕС; а также недостаточное финансирование в военно-промышленный комплекс и в целом в оборону. Все эти аспекты являются причинами замедления процесса развития ОПБО в необходимом направлении. В результате, речь идет о том, что, вероятно, в ближайшем будущем ОПБО столкнется с проблемами финансово-экономического и политического характера, при чем политический фактор будет выражен в несогласованности действий стран-членов и их разногласий относительно вопросов формирования ОПБО. Но, стоит отметить, что сам Европейский союз намерен и дальше совершенствовать эту область европейской политики, при чем в кратчайшие сроки, о чем говорится в документе относительно будущего европейской обороны.
Германия рассматривает ОПБО ЕС в качестве одного из важнейших механизмов для продвижения и становления Европейского союза в качестве самостоятельного центра силы. Интерес самой Германии при этом заключается в формировании положительного имиджа самой страны и увеличения своего влияния как в европейском союзе, так и на международной арене. Но стоит отметить, что для ФРГ в военно-политической сфере приоритетное значение имеют именно национальные интересы.
Для становления ОПБО как отдельного направления политики решающим стало сотрудничество Германии и Франции. Именно эти страны стали инициаторами создания ОПБО и положили начало ее деятельности. ФРГ стала страной, которая стремилась и стремится обеспечить безопасность не только в своей стране и на всей территории Евросоюза, но и во всем мире. Важным является тот факт, что ФРГ провела реформу своих вооруженных сил, в частности оптимизировала командно-штабную структуру, необходимую для адаптации к проведению многосторонних зарубежных военных операций под эгидой ЕС, НАТО и ООН. Были созданы оперативные силы кризисного урегулирования в дополнение к основным оборонительным силам. Целью данной реформы было полноценное участие представителей Европейского союза в обеспечении европейской и международной безопасности. Для того чтобы занять ключевые позиции в ОПБО ФРГ увеличила свои расходы на оборону и военное оснащение. Кроме того, именно Германии принадлежала инициатива, согласно которой использование ресурсов государств-членов ЕС на проведение миротворческих операций возможно только на основе суверенных решений.
Германия не только поддержала Европейскую стратегию безопасности, но также включила некоторые ее положения в свою Белую книгу. По большей части, единогласие политики ФРГ с политикой Евросоюза проявляется в одинаковом подходе к определению новых угроз безопасности и в необходимости совместных усилий для успешной борьбы с ними. Также Германия поддерживает стремление ЕС к самостоятельности в сфере обороны и безопасности, усиленно поддерживая и принимая участие в углублении взаимодействия государств в направлении ОПБО.
Касательно внутриполитических дискуссий в Германии, необходимо отметить, что и политическая верхушка, и многие эксперты и исследователи положительно относятся к построению общей европейской политики обороны и безопасности, а также к активному участию в этом процессе Германии. Но нельзя исключать и наличие негативных мнений по данному вопросу, прежде всего от представителей некоторых политических партий, например, таких как партия левых и «Альтернатива для Германии». Одними из наиболее частых аргументов против являются высказывания о том, что стремление к построению ОПБО и ОВПБ в целом могут привести к милитаризации всего европейского континента, а участие бундесвера в зарубежных операциях негативно скажется на состоянии страны.
На сегодняшний день Германия активно принимает участие в антикризисном урегулировании и миротворческих операциях. Германия поощряет превентивные меры для урегулирования конфликтов и стремится к исполнению гражданского кризисного урегулирования, делая акцент на разведывательных работах, медико-санитарном обеспечении, а также подготовке и обучении составов вооруженных сил в странах, находящихся в зоне конфликта, при одновременном сокращении прямого участия в боевых действиях. Стоит отметить, что участие бундесвера в операциях за рубежом возможно только после одобрения Парламентом, а применение оружия разрешено только в случае крайней необходимости. Согласно законодательству ФРГ, большое внимание уделяется системе коллективной безопасности, а именно тому факту, что бундесвер обязан реагировать быстро как в случае угрозы безопасности стране, так и в целом Европейского союза.
Миротворческие операции обеспечивают европейскому союзу положительный имидж и помогают поддерживать статус одного из ключевых международных акторов, стремящихся обеспечить международную безопасность. Для Германии это также является хорошей возможностью повысить свой политический вес. Кроме того, для Европейского союза совместные миротворческие операции являются необходимыми, так как именно они могут стать инструментом углубления ОПБО ЕС путем совместной деятельности всех государств-членов. Но в нынешнем состоянии Европа не обладает необходимым потенциалом для проведения крупных миротворческих операций и антикризисных мероприятий за рубежом самостоятельно. Именно поэтому распространено мнение, что, разделив данную функцию с НАТО, у Европейского союза есть возможность сконцентрироваться и развивать свою деятельность в невоенном направлении, а именно в гражданском урегулировании и в области применения превентивных мер.
На пути построения общей европейской политики обороны и безопасности всегда стояли отношения с НАТО. Для Германии сотрудничество с НАТО являлось одним из ключевых аспектов внешней политики. Североатлантический альянс оказывал и продолжает оказывать значительное влияние на европейскую политику обороны и безопасности. На сегодняшний день прослеживаются две основных тенденции отношения Германии к НАТО. С одной стороны, альянс постепенно теряет свое ведущее положение во внешней политике Германии, при одновременном стремлении ФРГ и ЕС к созданию механизмов альтернативных НАТО. С другой стороны, одной из задач ФРГ является не просто сохранение своего статуса в Североатлантическом альянсе, а его увеличение. Очевидно, что Германия не стремится к проведению такого курса, который бы полностью исключил влияние НАТО на европейскую политику, но при этом ее целью является рациональное взаимодействие усилий Европы по обеспечению собственной безопасности с частичным американским участием в этом процессе.
Таким образом, Германия сыграла одну из ключевых ролей в построении общей европейской политики обороны и безопасности. С самого начала она стала одним из инициаторов создания отдельного направления политики Европейского союза, которое бы отвечало за обеспечение безопасности на европейском континенте независимо от других институтов. На сегодняшний день ФРГ продолжает свое стремление к углублению взаимодействия государств-членов ЕС в области обороны, при этом, очевидно, что ее положение как самостоятельно международного актора значительно окрепло не только в европейском союзе, но и на международной арене.
Подобные работы
- Балканское направление внешней политики ФРГ в период с 1991 по 2014 гг
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Внешняя политика СССР в 1930-е гг. в контексте системы коллективной безопасности в Европе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Японо-китайская война 1937-1945 гг.: причины и последствия
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2020



