Введение 3
Глава 1 Анализ повести Л.Н. Толстого «Детство» 5
1.1Общая характеристика 5
1.2 Особенности изучения повести в разных классах 9
Глава 2 Методика изучения повести «Детство» 14
2.1 Творческие задания на уроках литературы 14
2.2 Конспект уроков для учения повести «Детство» в средних классах 18
2.3 Педагогика Л.Н. Толстого и современное детство 24
Заключение 31
Список использованной литературы 32
Актуальность. Современное состояние российского образования требует от учителя-словесника высокого уровня как методологической, так и общетеоретической культуры. Однако важнейшим условием организации учебно-воспитательного процесса должна оставаться традиция, общий методологический принцип, требующий связи в области литературоведения, педагогической науке, а также с меняющимися потребностями и интересами современных школьников. Наиболее эффективным на современном этапе модернизации образования нам представляется такой прием, как сопоставительный анализ литературных произведений, который позволяет полнее, глубже, ярче раскрыть «ключевые» темы, способствует формированию культуры чтения у обучающихся, развивает творческие способности, нравственные позиции.
Темы детства глубоко органичны в творчестве Толстого, выражая особенности его взглядов на человека и общество. И неслучайно Толстой посвятил этой теме свое первое художественное произведение. Главными базовыми принципами в духовном развитии Николеньки Иртеньева являются его стремление к добру, истине, правдивости, любви и красоте. Первоисточником этих высоких духовных устремлений для него является образ его матери, которая олицетворяла для него все самое прекрасное. Простая русская женщина Наталья Савишна сыграла огромную роль в духовном становлении Николеньки.
В своей повести «Детство» Толстой называет детство счастливой порой и считает, что не может быть лучше того времени, «когда две лучшие добродетели –невинная весёлость и беспредельная потребность любви –были единственными побуждениями в жизни. Детство Николеньки Иртеньева было беспокойным, и в детстве он испытал много моральных страданий, разочарование окружающих, в том числе самых близких ему людей, свое собственное разочарование.
Цель данной работы состоит в анализе повести Л.Н. Толстого «Детство» и составлении методических рекомендаций по её изучению в школе.
Задачи:
1. Охарактеризовать педагогику Л.Н. Толстого в современных реалиях детства;
2. Выяснить в каких классах и для чего изучается повесть;
3. Охарактеризовать схожие произведения.
Объект исследования – творчество Л. Н. Толстого.
Предмет исследования – повесть Л. Н. Толстого «Детство».
Методологическая база исследования представлена работамиПервовой Г. М. , Рассказовой А. Л. , Щукина В. С..
В работе использовались такие методы исследования как анализ, сравнение, обобщение.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава посвящена изучению места повести в учебном процессе, вторая глава содержит сравнительную характеристику одноименной повести Л.Н. Толстого и М. Горького.
Основная идея повести "Детство" выражена в желании автора показать важность детства в жизни человека. То, что он заработал за это короткое время, останется с ним навсегда, определяя его поведение и выбор пути.
Поэтому все, что окружает семью, близких людей и детей, очень важно и никогда не должно забываться и обесцениваться. Основная идея "детства" выражена в том, что незначительные события и цепочки слов формируют характер главного героя и определяют его судьбу.
Повесть "Детство" учит любви и благочестивому отношению к детям и детству, когда маленький человек не защищен от дурных влияний, примеров, недоброй внешности или едких слов. Когда он неопытен, возникает много нерешенных проблем, и он не защищен от самого себя. Толстой призывает осознать очень важные вещи семьи, любви и уважения в ней. Это напоминает нам о хрупкости земных уз, которые нужно вовремя оценить и никогда не игнорировать.
Кроме того, из повести "Детство" вывод Толстого прост: молодому человеку важно выбрать для себя правильного друга, сохранить самоуважение и не игнорировать самого себя и не уводить его на путь зла: нужно поощрять лучшие эмоции, вдохновение и восхищение красивым человеком. Его нравственность можно объяснить тем фактом, что вы глубоко осознаете свои поступки, взвешиваете свои мысли и не боитесь следовать своим лучшим намерениям.
1. Громов П.П. О стиле Льва Толстого. Становление диалектики души. Л.: Худ. лит., 1971. 390 с.
2. Детство - счастливая пора? (По произведениям М.Горького и Л.Толстого) // dzen.ru URL: https://dzen.ru/a/Y_oDdHIFHgahwbLg (дата обращения: 04.02.2024).
3. Железова О. В. Возрастные инициации в повести Л.Н. Толстого «Детство» // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2019. №1 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnye-initsiatsii-v-povesti-l-n-tolstogo-detstvo (дата обращения: 14.03.2024).
4. Макарова А.А. Образы детства в творчестве Л. Толстого и Л. Андреева // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2022. №1 (94). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazy-detstva-v-tvorchestve-l-tolstogo-i-l-andreeva (дата обращения: 14.03.2024).
5. Нагина К. А. «Роевая жизнь» и радость бытия в произведениях Л. Толстого // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/roevaya-zhizn-i-radost-bytiya-v-proizvedeniyah-l-tolstogo (дата обращения: 14.03.2024).
6. Обухова Е.А., Кузьмин М.Ф. Лев Николаевич Толстой - народный писатель и философ // Вестник магистратуры. 2022. №11-1 (134). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lev-nikolaevich-tolstoy-narodnyy-pisatel-i-filosof (дата обращения: 14.03.2024).
7. Педагогика Л.Н. Толстого и современное детство // dzen.ru URL: https://dzen.ru/a/YH7LQR-Y2HRFYE2Y (дата обращения: 04.02.2024).
8. Первова Г. М. Феномен детства в изображении Л. Н. Толстого // Начальная школа. – 2010. – № 9. – С. 15-19.
9. Примеры творческих домашних заданий по русскому языку и литературе // pedsovet.su URL: https://pedsovet.su/liter/6064?ysclid=ls7jumdt1u621678275 (дата обращения: 04.02.2024).
10. Рассказова А. Л. Психологический анализ повести Л. Н. Толстого «Детство» // Искусство и образование. – 2020. – № 2. – С. 80-87.
11. Токарев Г.В. Диалоговая основа дневника Л.Н. Толстого // Жанры речи. 2022. №2 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dialogovaya-osnova-dnevnika-l-n-tolstogo (дата обращения: 14.03.2024).
12. Толстой Л.Н. Собрание сочинений: В 22 т. Т. 1. М., 1978.
13. Чугунова Т. Б., Моторин А. В., Ширин А. Г. Идеи Льва Николаевича Толстого в научных исследованиях российских и зарубежных ученых // ЧиО. 2020. №1 (62). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/idei-lva-nikolaevicha-tolstogo-v-nauchnyh-issledovaniyah-rossiyskih-i-zarubezhnyh-uchenyh (дата обращения: 14.03.2024).
14. Щукин В. С. С чего начинается Лев Толстой? Размышлениянад первыми страницами «Детства» // Вопросы литературы. – 2011. – № 4. – С. 139-182.
15. Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой. Исследования. Статьи. СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2009. 952 с.
16. Яковлев В. В., Яковлева О. В. Изучение русской «Азбуки» в рамках проектной деятельности младших школьников // Образование и воспитание дошкольников, школьников, молодежи: теория и практика. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-russkoy-azbuki-v-ramkah-proektnoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 14.03.2024).