Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Особенности изучения английских артиклей в начальной школе….5
1.1. Психолого–педагогические особенности младших школьников………..5
1.2. Важные аспекты обучения английскому языку для младших классов...13
1.3. Особенности употребления артиклей в английском языке……………..16
Выводы по первой главе………22
Глава 2. Методические аспекты обучения употреблению артиклей английского языка в начальной школе…………………………………….….24
2.1. Методические приемы обучения употреблению артиклей……………..23
2.2. Разработка упражнений для обучения употреблению артиклей в начальной школе…27
Выводы по второй главе……29
Заключение…………………………………….………………………………..29
Список использованной литературы…33
Актуальность исследования. Овладение грамматическим строем языка – важное условие грамотной речи. Правильное оформление устного или письменного высказывания зависит от прочности сформированных грамматических навыков. Особую значимость в данном случае приобретают грамматические явления, отсутствующие в родном языке. Одним из таких грамматических явлений является английский артикль.
Артикль – это грамматический элемент, выступающий в языке в виде служебного слова или аффикса и служащий для выражения определенности – неопределенности категории (именной), т.е. вида референции (В.Н. Ярцева).
В современной лингвистике существует проблема определения грамматического значения артикля и его места в английском языке. Доминирующими теориями являются теория аналитической формы (сочетание артикля и существительного представляет собой аналитическую форму существительного) и теория служебной части речи (артикль – вспомогательная грамматическая единица).
Количество артиклей в английском языке также является спорным вопросом. Кроме определенного и неопределенного артикля отдельные исследователи выделяют нулевой артикль (нулевой артикль – нулевая морфема, структурный компонент существительного).
Также существует проблема поиска эффективных способов обучения английским артиклям на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе (бессистемное изложение материала, отсутствие системы упражнений по ознакомления с данным грамматическим явлением и пр.).
В данном ракурсе рассмотрения выявление особенностей английских артиклей и способов их изучения в начальной школе представляется актуальной, недостаточно изученной проблемой.
Цель исследования: выявить особенности английских артиклей и способы их изучения в начальной школе.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть психолого–педагогические особенности младших школьников;
2. Изучить важные аспекты обучения английскому языку для младших классов;
3. Выявить особенности употребления артиклей в английском языке;
4. Определить методические приемы обучения употреблению артиклей;
5. Разработать упражнения для обучения употреблению артиклей в начальной школе.
Объект исследования: артикль как явление грамматического строя английского языка.
Предмет исследования: особенности изучения артиклей на уроках английского языка в начальной школе.
Методы исследования: теоретические (анализ, сравнение, обобщение, синтез, систематизация); эмпирические (изучение педагогического опыта обучения английскому языку в начальной школе).
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что настоящее исследование вносит определенный вклад в развитие методики преподавания английского языка.
Практическая значимость заключается в том, что результаты данного исследования могут быть применены в процессе работы над грамматической темой артиклей в современном английском языке на разных этапах изучения.
Степень научной разработанности. Изучением данного вопроса занимались такие авторы как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, М.А. Данилов, Л.В. Занков, З.И. Калмыкова, Е.А. Реймен, М.А. Колпакчи и др.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка использованной литературы.
В данной курсовой работе были рассмотрены особенности изучения английских артиклей в начальной школе. Полученные результаты позволяют сделать следующие основные выводы:
Младший школьный возраст, охватывающий период с 6-7 до 10-11 лет, является важнейшим этапом в развитии ребенка, характеризующимся переходом к новому виду ведущей деятельности - учебной, перестройкой всех психических процессов, формированием личности. Учет психолого-педагогических особенностей младших школьников является необходимым условием эффективного обучения, в том числе обучения английскому языку Обучение английскому языку в начальной школе имеет свою специфику, обусловленную возрастными особенностями учащихся. Оно требует тщательного отбора содержания с учетом интересов и потребностей младших школьников, использования разнообразных методов и приемов, способствующих поддержанию интереса и активности детей.
Артикли играют важную роль в английском языке, являясь одним из самых распространенных и в то же время сложных для усвоения грамматических явлений. Сложность обусловлена отсутствием артиклей в русском языке и многообразием правил их употребления в английском. В связи с этим обучение правильному использованию артиклей является одной из важных задач в системе обучения английскому языку. Существует ряд эффективных методических приемов обучения употреблению артиклей в начальной школе, таких как использование игровых ситуаций, наглядности, иллюстрированных грамматических заданий, работа с картами, план-схемами. Эти приемы позволяют сделать процесс усвоения данного грамматического явления более интересным и эффективным для младших школьников.
Разработанные в ходе курсовой работы упражнения направлены на отработку навыков употребления артиклей в типичных контекстах, актуальных для младших школьников. Их использование в сочетании с другими методическими приемами может способствовать успешному усвоению данного грамматического материала учащимися начальной школы.
Перспективы дальнейшего исследования могут быть связаны с более детальной разработкой системы упражнений по обучению употреблению артиклей, адаптированной к конкретным УМК по английскому языку для начальной школы, а также с экспериментальной проверкой эффективности предложенных методических решений.
Таким образом, проведенное исследование вносит определенный вклад в развитие методики преподавания английского языка в начальной школе, а его результаты могут найти применение в практической деятельности учителей.
1. Айрапетян, А. Г. Особенности употребления артиклей в английском языке / А. Г. Айрапетян, М. А. Пьянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 21 (155). — С. 70-72. — URL: https://moluch.ru/archive/155/43783/ (дата обращения: 05.03.2024).
2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций //Собр. соч.: В 6т. – М., 2003.-Т.З.-328с.
3. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. – 2002. – № 3-4.–14-19с.
4. Данилов М.А. Умственное воспитание // Сов. Педагогика. – 2004. – № 12. – 70-86с.
5. Данилов М.А., Компов Б.П. Дидактика /Под общей ред. Б.П. Компова. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 2007. – 518с.
6. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: НИИОПП, 2006. – 27,48с.
7. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: НИИОПП, 2006. – 27,48с.
8. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. – М., 2007. – 152с.
9. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М.: Педагогика, 2001. – 200с.
10. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование примеров умственной деятельности и умственного развития учащихся. – М.: Просвещение, 2008. – 288с.
11. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. – М., 2007. –151, 198с.
12. Колпакчи М. А. Дружеские встречи с английским языком. Л., 1975г.
13. Лукьянчикова Н.В. Обучение иностранному языку на начальном этапе обучения. // Начальная школа - 2009 - №11 - с. 49-51
14. Миронец Ю. История учений об артикле в грамматиках английского языка. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Л.,1969г.
15. Никитенко З.Н. Обучение иностранным языкам на начальном этапе.// Иностранные языки в школе. 2003-5-6-С.34-35.
16. Практикум на тему «Употребление артикля» для учащихся 2-4 классов//[Электронный ресурс]/ URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/inostrannyi-yazyk/2016/02/24/praktikum-po-otrabotke-upotrebleniya-artiklya-v
17. Рогова Г. В., Верещагина И. Н. и др. Рогова. Английский язык. 1-4 кл. Методика обучения. - М., 2008 - 483 с.