Особенности направленности личности и её статус в системе межличностных отношений (Социальная психология, Российский государственный профессионально-педагогический университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: СОШ № 67 с углубленным изучением отдельных предметов (г. Москва).
Выборка: 65 старшеклассников в возрасте от 15 до 16 лет.
Введение 3
Глава 1. Теоретический аспекты личности 5
1.1 Понятие и структура личности 5
1.2 Основные подходы к изучению направленности личности 7
1.3 Статус в системе межличностных отношений: определение и виды 9
Глава 2. Организация и методы эмпирического исследования 12
2.1 Организация и характеристика выборки эмпирического исследования 12
2.2 Методы и методики исследования 12
2.3 Результаты исследования 15
Заключение 35
Список использованных источников 38
База исследования: СОШ № 67 с углубленным изучением отдельных предметов (г. Москва).
Выборка: 65 старшеклассников в возрасте от 15 до 16 лет.
Введение 3
Глава 1. Теоретический аспекты личности 5
1.1 Понятие и структура личности 5
1.2 Основные подходы к изучению направленности личности 7
1.3 Статус в системе межличностных отношений: определение и виды 9
Глава 2. Организация и методы эмпирического исследования 12
2.1 Организация и характеристика выборки эмпирического исследования 12
2.2 Методы и методики исследования 12
2.3 Результаты исследования 15
Заключение 35
Список использованных источников 38
Тема данной работы является актуальной, так как изучение личности и межличностных отношений является важным аспектом понимания и объяснения поведения и взаимодействия людей. Направленность личности и ее связь с статусом в межличностных отношениях влияют на формирование личностного развития, социальной адаптации и качества жизни человека.
Исследование направленности личности и статуса в системе межличностных отношений имеет практическую значимость для различных областей, таких как психология, социология, педагогика и менеджмент. Понимание особенностей направленности личности помогает профессионалам в этих областях более эффективно взаимодействовать с людьми, учитывать их потребности и предпочтения, а также создавать благоприятные условия для развития и достижения успеха.
Также актуальность данной темы обусловлена тем, что современное общество сталкивается с рядом вызовов и проблем, связанных с межличностными отношениями. Например, повышение уровня конфликтов, нарушение коммуникационных навыков, социальная изоляция и одиночество. Исследование направленности личности и статуса в системе межличностных отношений может помочь в поиске эффективных путей решения данных проблем и создания гармоничного социального окружения.
Таким образом, данная тема является актуальной и имеет практическую значимость, что обосновывает необходимость проведения исследования в данной области.
Цель исследования: изучение особенностей направленности личности и статуса в системе межличностных отношений.
Объект исследования - межличностные отношения.
Предмет исследования - особенности направленности личности и ее связь с статусом в системе межличностных отношений.
Гипотезы:
Существуют значимые различия поведения в конфликте у мальчиков и девочек;
Существует взаимосвязь между стилями поведения в конфликте и особенностями межличностных отношений.
Задачи исследования:
- описать понятие и структура личности;
- выявить основные подходы к изучению направленности личности;
- выяснить статус в системе межличностных отношений: определение и виды;
- рассмотреть организацию и характеристику выборки эмпирического исследования;
- охарактеризовать методы и методики исследования;
- определить результаты исследования.
Для исследования предмета и объекта данной темы могут быть использованы различные методы исследования, включая:
1. Анкетирование: проведение опросов с помощью стандартизированных анкет, которые позволяют изучить особенности направленности личности и ее связь с межличностными отношениями. Анкеты могут включать вопросы о предпочтениях в отношениях, уровне коммуникабельности, степени эмоциональной открытости и других характеристиках личности.
2. Наблюдение: наблюдение за поведением людей в различных ситуациях межличностных отношений, чтобы выявить особенности их направленности. Наблюдение может проводиться как в естественной среде, так и в контролируемых условиях.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. В введении рассмотрена актуальность, цель и задачи исследования, а также определены предмет, объект исследования и методы исследования. В первой главе описаны теоретические аспекты личности. Во второй главе определена организация и методы эмпирического исследования. В заключении приведены выводы по задачам указанных в введении.
Исследование направленности личности и статуса в системе межличностных отношений имеет практическую значимость для различных областей, таких как психология, социология, педагогика и менеджмент. Понимание особенностей направленности личности помогает профессионалам в этих областях более эффективно взаимодействовать с людьми, учитывать их потребности и предпочтения, а также создавать благоприятные условия для развития и достижения успеха.
Также актуальность данной темы обусловлена тем, что современное общество сталкивается с рядом вызовов и проблем, связанных с межличностными отношениями. Например, повышение уровня конфликтов, нарушение коммуникационных навыков, социальная изоляция и одиночество. Исследование направленности личности и статуса в системе межличностных отношений может помочь в поиске эффективных путей решения данных проблем и создания гармоничного социального окружения.
Таким образом, данная тема является актуальной и имеет практическую значимость, что обосновывает необходимость проведения исследования в данной области.
Цель исследования: изучение особенностей направленности личности и статуса в системе межличностных отношений.
Объект исследования - межличностные отношения.
Предмет исследования - особенности направленности личности и ее связь с статусом в системе межличностных отношений.
Гипотезы:
Существуют значимые различия поведения в конфликте у мальчиков и девочек;
Существует взаимосвязь между стилями поведения в конфликте и особенностями межличностных отношений.
Задачи исследования:
- описать понятие и структура личности;
- выявить основные подходы к изучению направленности личности;
- выяснить статус в системе межличностных отношений: определение и виды;
- рассмотреть организацию и характеристику выборки эмпирического исследования;
- охарактеризовать методы и методики исследования;
- определить результаты исследования.
Для исследования предмета и объекта данной темы могут быть использованы различные методы исследования, включая:
1. Анкетирование: проведение опросов с помощью стандартизированных анкет, которые позволяют изучить особенности направленности личности и ее связь с межличностными отношениями. Анкеты могут включать вопросы о предпочтениях в отношениях, уровне коммуникабельности, степени эмоциональной открытости и других характеристиках личности.
2. Наблюдение: наблюдение за поведением людей в различных ситуациях межличностных отношений, чтобы выявить особенности их направленности. Наблюдение может проводиться как в естественной среде, так и в контролируемых условиях.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. В введении рассмотрена актуальность, цель и задачи исследования, а также определены предмет, объект исследования и методы исследования. В первой главе описаны теоретические аспекты личности. Во второй главе определена организация и методы эмпирического исследования. В заключении приведены выводы по задачам указанных в введении.
В данной работе было проведено исследование изучения особенностей межличностных отношений подростков в зависимости от базовых черт личности. Исследование состояло из двух этапов – теоретического анализа проблемы и ее эмпирического изучения.
На основе изученной психологической литературы было определено понятие межличностные отношения – объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
Напряженная обстановка в системе межличностных отношений сказывается на психологическом благополучии подростка, его самооценке и может быть причиной тревожности и дискомфорта. Такая ситуация оказывает негативное влияние на развитие личности и формирование самосознания подростка.
В соответствии с вышесказанным нами была определена следующая цель исследования: изучение особенностей межличностных отношений подростков в зависимости от базовых черт личности.
В качестве гипотез были выдвинуты предположения о том, что:
1. Базовые черты личности подростков значимо связаны с особенностями их межличностных отношений.
2. Подростки, обладающие различными «профилями базовых черт личности» отличаются по характеру и особенностям межличностных отношений.
3. Фактор «профиль базовых черт личности» отказывает значимый статистический эффект на параметры межличностных отношений подростков.
Для проверки выдвинутых гипотез нами было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 65 старших подростков – обучающиеся 9-х классов МБОУ «Уинской средней общеобразовательной школы».
Для выявления базовых черт личности применялся тест «Большая пятерка» Р. МакКрае, П. Коста (в адаптации Б. Хромова). Особенности межличностных отношений определялись по следующим методикам:
1) опросник К. Томаса «Стиль поведения в конфликте» (в адаптации Н.В. Гришиной);
2) диагностика межличностных отношений (ДМО) Т. Лири.
Для обработки результатов использовались статистические методы анализа данных: описательная статистика, критерий Колмогорова – Смирнова, анализ корреляционных связей Ч. Спирмена, кластерный анализ методом k-средних, сравнительный критерий U-критерий Манна-Уитни, однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA).
На основании полученных данных можно предложить ряд рекомендаций педагогу-психологу и классному руководителю по работе с подростками, направленных на улучшение социально-психологического климата в малых учебных группах:
1) Проведение занятий по темам лидерства и командной работы, что позволит выявить лидеров в группе, а также научить их слушать и слышать свою группу. Что в свою очередь приведет к снижению авторитарности общительных подростков, и создаст поддержку для закрытых и неуверенных в себе подросткам;
2) Развитие рефлексивных навыков каждой из подгрупп позволят им выделять свои личностные особенности и акцентироваться на сильных сторонах личности, что приведет к более успешным социальным контактам;
3) Для профилактики агрессивного и сопернического поведения в конфликтах, необходимо проводить занятия по развитию навыков позитивного и конструктивного общения, нахождения альтернативные мирные пути решения конфликтов;
4) Для неуверенных, «закрытых» подростков проводить занятия по умению открыто показывать и отстаивать свои интересы.
Для достижения данных рекомендаций можно использовать различные методы и средства: тренинги, игры, арт-терапию, дискуссию.
На основе изученной психологической литературы было определено понятие межличностные отношения – объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
Напряженная обстановка в системе межличностных отношений сказывается на психологическом благополучии подростка, его самооценке и может быть причиной тревожности и дискомфорта. Такая ситуация оказывает негативное влияние на развитие личности и формирование самосознания подростка.
В соответствии с вышесказанным нами была определена следующая цель исследования: изучение особенностей межличностных отношений подростков в зависимости от базовых черт личности.
В качестве гипотез были выдвинуты предположения о том, что:
1. Базовые черты личности подростков значимо связаны с особенностями их межличностных отношений.
2. Подростки, обладающие различными «профилями базовых черт личности» отличаются по характеру и особенностям межличностных отношений.
3. Фактор «профиль базовых черт личности» отказывает значимый статистический эффект на параметры межличностных отношений подростков.
Для проверки выдвинутых гипотез нами было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 65 старших подростков – обучающиеся 9-х классов МБОУ «Уинской средней общеобразовательной школы».
Для выявления базовых черт личности применялся тест «Большая пятерка» Р. МакКрае, П. Коста (в адаптации Б. Хромова). Особенности межличностных отношений определялись по следующим методикам:
1) опросник К. Томаса «Стиль поведения в конфликте» (в адаптации Н.В. Гришиной);
2) диагностика межличностных отношений (ДМО) Т. Лири.
Для обработки результатов использовались статистические методы анализа данных: описательная статистика, критерий Колмогорова – Смирнова, анализ корреляционных связей Ч. Спирмена, кластерный анализ методом k-средних, сравнительный критерий U-критерий Манна-Уитни, однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA).
На основании полученных данных можно предложить ряд рекомендаций педагогу-психологу и классному руководителю по работе с подростками, направленных на улучшение социально-психологического климата в малых учебных группах:
1) Проведение занятий по темам лидерства и командной работы, что позволит выявить лидеров в группе, а также научить их слушать и слышать свою группу. Что в свою очередь приведет к снижению авторитарности общительных подростков, и создаст поддержку для закрытых и неуверенных в себе подросткам;
2) Развитие рефлексивных навыков каждой из подгрупп позволят им выделять свои личностные особенности и акцентироваться на сильных сторонах личности, что приведет к более успешным социальным контактам;
3) Для профилактики агрессивного и сопернического поведения в конфликтах, необходимо проводить занятия по развитию навыков позитивного и конструктивного общения, нахождения альтернативные мирные пути решения конфликтов;
4) Для неуверенных, «закрытых» подростков проводить занятия по умению открыто показывать и отстаивать свои интересы.
Для достижения данных рекомендаций можно использовать различные методы и средства: тренинги, игры, арт-терапию, дискуссию.
Подобные работы
- Психологическая программа коррекции межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022 - Особенности доверительных отношений и социально-псикологические характеристики субъектов рекрутинговой деятельности
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006 - ОСОБЕННОСТИ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУБЪЕКТОВ РЕКРУТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ В ИННОВАЦИОННОЙ ГИМНАЗИИ С ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДОЙ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МОЛОДЫХ КАК СУБЪЕКТОВ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ НА СТАТУС СТУДЕНТА В ГРУППЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2016 - Формирование у подростков представлений о межличностных отношениях в процессе создания комиксов
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - Развитие межличностных отношений подростков с разными возможностями здоровья в досуговой деятельности
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2022 - Формирование социокультурного опыта школьников в процессе краеведческих исследований (по материалам повседневной жизни сельского учителя)
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018



