Особенности направленности личности и её статус в системе межличностных отношений (Социальная психология, Российский государственный профессионально-педагогический университет)
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: СОШ № 67 с углубленным изучением отдельных предметов (г. Москва).
Выборка: 65 старшеклассников в возрасте от 15 до 16 лет.
Введение 3
Глава 1. Теоретический аспекты личности 5
1.1 Понятие и структура личности 5
1.2 Основные подходы к изучению направленности личности 7
1.3 Статус в системе межличностных отношений: определение и виды 9
Глава 2. Организация и методы эмпирического исследования 12
2.1 Организация и характеристика выборки эмпирического исследования 12
2.2 Методы и методики исследования 12
2.3 Результаты исследования 15
Заключение 35
Список использованных источников 38
Тема данной работы является актуальной, так как изучение личности и межличностных отношений является важным аспектом понимания и объяснения поведения и взаимодействия людей. Направленность личности и ее связь с статусом в межличностных отношениях влияют на формирование личностного развития, социальной адаптации и качества жизни человека.
Исследование направленности личности и статуса в системе межличностных отношений имеет практическую значимость для различных областей, таких как психология, социология, педагогика и менеджмент. Понимание особенностей направленности личности помогает профессионалам в этих областях более эффективно взаимодействовать с людьми, учитывать их потребности и предпочтения, а также создавать благоприятные условия для развития и достижения успеха.
Также актуальность данной темы обусловлена тем, что современное общество сталкивается с рядом вызовов и проблем, связанных с межличностными отношениями. Например, повышение уровня конфликтов, нарушение коммуникационных навыков, социальная изоляция и одиночество. Исследование направленности личности и статуса в системе межличностных отношений может помочь в поиске эффективных путей решения данных проблем и создания гармоничного социального окружения.
Таким образом, данная тема является актуальной и имеет практическую значимость, что обосновывает необходимость проведения исследования в данной области.
Цель исследования: изучение особенностей направленности личности и статуса в системе межличностных отношений.
Объект исследования - межличностные отношения.
Предмет исследования - особенности направленности личности и ее связь с статусом в системе межличностных отношений.
Гипотезы:
Существуют значимые различия поведения в конфликте у мальчиков и девочек;
Существует взаимосвязь между стилями поведения в конфликте и особенностями межличностных отношений.
Задачи исследования:
- описать понятие и структура личности;
- выявить основные подходы к изучению направленности личности;
- выяснить статус в системе межличностных отношений: определение и виды;
- рассмотреть организацию и характеристику выборки эмпирического исследования;
- охарактеризовать методы и методики исследования;
- определить результаты исследования.
Для исследования предмета и объекта данной темы могут быть использованы различные методы исследования, включая:
1. Анкетирование: проведение опросов с помощью стандартизированных анкет, которые позволяют изучить особенности направленности личности и ее связь с межличностными отношениями. Анкеты могут включать вопросы о предпочтениях в отношениях, уровне коммуникабельности, степени эмоциональной открытости и других характеристиках личности.
2. Наблюдение: наблюдение за поведением людей в различных ситуациях межличностных отношений, чтобы выявить особенности их направленности. Наблюдение может проводиться как в естественной среде, так и в контролируемых условиях.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. В введении рассмотрена актуальность, цель и задачи исследования, а также определены предмет, объект исследования и методы исследования. В первой главе описаны теоретические аспекты личности. Во второй главе определена организация и методы эмпирического исследования. В заключении приведены выводы по задачам указанных в введении.
В данной работе было проведено исследование изучения особенностей межличностных отношений подростков в зависимости от базовых черт личности. Исследование состояло из двух этапов – теоретического анализа проблемы и ее эмпирического изучения.
На основе изученной психологической литературы было определено понятие межличностные отношения – объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
Напряженная обстановка в системе межличностных отношений сказывается на психологическом благополучии подростка, его самооценке и может быть причиной тревожности и дискомфорта. Такая ситуация оказывает негативное влияние на развитие личности и формирование самосознания подростка.
В соответствии с вышесказанным нами была определена следующая цель исследования: изучение особенностей межличностных отношений подростков в зависимости от базовых черт личности.
В качестве гипотез были выдвинуты предположения о том, что:
1. Базовые черты личности подростков значимо связаны с особенностями их межличностных отношений.
2. Подростки, обладающие различными «профилями базовых черт личности» отличаются по характеру и особенностям межличностных отношений.
3. Фактор «профиль базовых черт личности» отказывает значимый статистический эффект на параметры межличностных отношений подростков.
Для проверки выдвинутых гипотез нами было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 65 старших подростков – обучающиеся 9-х классов МБОУ «Уинской средней общеобразовательной школы».
Для выявления базовых черт личности применялся тест «Большая пятерка» Р. МакКрае, П. Коста (в адаптации Б. Хромова). Особенности межличностных отношений определялись по следующим методикам:
1) опросник К. Томаса «Стиль поведения в конфликте» (в адаптации Н.В. Гришиной);
2) диагностика межличностных отношений (ДМО) Т. Лири.
Для обработки результатов использовались статистические методы анализа данных: описательная статистика, критерий Колмогорова – Смирнова, анализ корреляционных связей Ч. Спирмена, кластерный анализ методом k-средних, сравнительный критерий U-критерий Манна-Уитни, однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA).
На основании полученных данных можно предложить ряд рекомендаций педагогу-психологу и классному руководителю по работе с подростками, направленных на улучшение социально-психологического климата в малых учебных группах:
1) Проведение занятий по темам лидерства и командной работы, что позволит выявить лидеров в группе, а также научить их слушать и слышать свою группу. Что в свою очередь приведет к снижению авторитарности общительных подростков, и создаст поддержку для закрытых и неуверенных в себе подросткам;
2) Развитие рефлексивных навыков каждой из подгрупп позволят им выделять свои личностные особенности и акцентироваться на сильных сторонах личности, что приведет к более успешным социальным контактам;
3) Для профилактики агрессивного и сопернического поведения в конфликтах, необходимо проводить занятия по развитию навыков позитивного и конструктивного общения, нахождения альтернативные мирные пути решения конфликтов;
4) Для неуверенных, «закрытых» подростков проводить занятия по умению открыто показывать и отстаивать свои интересы.
Для достижения данных рекомендаций можно использовать различные методы и средства: тренинги, игры, арт-терапию, дискуссию.
1. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект пресс, 2021. - 368 c.
2. Анцупов, А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях. Учебное пособие / А.Я. Анцупов. - М.: Проспект, 2021. - 700 c.
3. Баронин, А. С. Этническая психология. Учебное пособие / А.С. Баронин. - М.: Тандем, 2019. - 264 c.
4. Белинская, Е.П. Социальная психология. Хрестоматия / Е.П. Белинская. - М.: Аспект-пресс, 2020. - 862 c.
5. Битянова, М. Р. Социальная психология / М.Р. Битянова. - М.: Питер, 2018. - 368 c.
6. Веракса, Н. Е. Социальная психология / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Academia, 2021. - 224 c.
7. Ефимова, Н. С. Социальная психология. Учебник / Н.С. Ефимова, А.В. Литвинова. - М.: Юрайт, 2021. - 448 c.
8. Журавлев, А.Л. Социальная психология / А.Л. Журавлев. - М.: Форум, 2019. - 707 c.
9. Земедлина, Е. А. Конфликтология: Уч. пос./Е.А.Земедлина - 2 изд.- М.: ИЦ РИОР:НИЦ Инфра-М, 2013-141с.(ВПО: Бакалавр.) / Е.А. Земедлина. - Москва: Мир, 2018. - 701 c.
10. Змановская, Е. В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения / Е.В. Змановская. - М.: Академия, 2021. - 288 c.
11. Змановская, Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Изд. 2-е, испр. / Е.В. Змановская. - Москва: Высшая школа, 2020. - 288 c.
12. Имашева, Е.Г. Социальная психология / Е.Г. Имашева. - М.: Омега-Л, 2020. - 412 c.
13. Лютова, С.Н. Основы психологии и коммуникативной компетентности / С.Н. Лютова. - М.: МГИМО-Университет, 2021. - 244 c.
14. Майерс, Дэвид Социальная психология. Интенсивный курс / Дэвид Майерс. - М.: Прайм-Еврознак, 2021. - 512 c.
15. Мандель, Борис Рувимович Этнопсихология. Учебное пособие / Мандель Борис Рувимович. - М.: Флинта, 2020. - 592 c.
16. Мельниченко, Р. Г. Медиация. Учебное пособие / Р.Г. Мельниченко. - М.: Дашков и Ко, 2020. - 192 c.
17. Мудрик, А. В. Социализация человека / А.В. Мудрик. - М.: МПСИ, МОДЭК, 2020. - 624 c.
18. Носкова, О. Г. Психология труда / О.Г. Носкова. - М.: Академия, 2019. - 384 c.
19. Одинцова, Мария Антоновна Психология жизнестойкости. Учебное пособие / Одинцова Мария Антоновна. - М.: Флинта, 2019. - 695 c.
20. Парыгин, Борис Социальная психология / Борис Парыгин. - М.: СПбГУП, 2020. - 620 c.
21. Петрова, Е. А. Психология / Е.А. Петрова, С.В. Шмелева, А.В. Голенков. - М.: РГСУ, Омега-Л, 2018. - 352 c.
22. Ричард, П. Багоцци Социальная психология потребителя / Ричард П. Багоцци, Цейнеп Герхан-Канли , Йозеф Р. Пристер. - М.: Академия, 2020. - 272 c.
23. Руденко, Андрей Михайлович Психология социальной работы для бакалавров. Учебник / Руденко Андрей Михайлович. - М.: Феникс, 2020. - 151 c.
24. Самыгин, С. И. Психология управления / С.И. Самыгин, А.М. Руденко. - М.: Феникс, 2019. - 192 c.
25. Советова, О. Основы социальной психологии инноваций / О. Советова. - М.: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), 2021. - 790 c.
26. Социальная психология образования. - М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2019. - 320 c.
27. Степанов, Е. И. Современная конфликтология. Общие подходы к моделированию, мониторингу и менеджменту социальных конфликтов. Учебное пособие / Е.И. Степанов. - М.: ЛКИ, 2021. - 176 c.
28. Столяренко, Л. Д. Социальная психология / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - М.: Феникс, 2018. - 256 c.
29. Столяренко, Л. Д. Социальная психология. Учебное пособие / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - М.: Юрайт, 2019. - 220 c.
30. Хьюстон, М. Введение в социальную психологию / М. Хьюстон, В. Штребе. - М.: Юнити-Дана, 2019. - 624 c.