Введение 4
Глава 1. Рекламные объявления в журналах мод как объект лингвистического исследования 7
1.1 Общие задачи контрастивного анализа 7
1.2 Особенности рекламного объявления как поликодового текста 11
1.3 Классификация поликодовых текстов 19
1.4 Модели интерпретации текста и визуального компонента рекламы 23
Выводы к главе 1 31
Глава 2. Сопоставительный анализ рекламных объявлений в немецких и российских журналах моды 35
2.1. Анализ 1-го класса «изображение + бренд/коллекция» 41
2.2 Анализ 2-го класса «изображение + бренд/коллекция + слоган» 49
2.3 Анализ 3-го класса «изображение + бренд/коллекция + тезис» 60
2.4 Анализ 4-го класса «изображение + бренд/коллекция + комментарий» 70
Выводы к главе 2 80
Заключение 82
Библиографический список 85
Список приложений 94
Приложение 1. Реклама класса 1 94
Реклама группы 1а 94
Реклама подгруппы 1а.1 94
Реклама подгруппы 1а.2 95
Реклама подгруппы 1а.3 96
Реклама группы 1b 97
Приложение 2. Реклама класса 2 98
Реклама группы 2.1 98
Реклама группы 2.2 99
Реклама группы 2.3 100
Реклама группы 2.4 101
Приложение 3. Реклама класса 3 102
Реклама группы 3.1 102
Реклама группы 3.2 103
Приложение 4. Реклама класса 4 104
Реклама группы 4.1 104
Реклама группы 4.2 105
К рекламе и совокупности ее элементов, направленных на достижение эффективности рекламной целеустановки, проявляют особое внимание многие лингвисты, так как на сегодняшний день реклама как вид текста является одним из самых востребованных тем исследования, потому что рекламная сфера влияет и подчиняет себе многие сферы общественной жизни и формирует наше медиапространство.
Особый интерес вызывает реклама в модных или глянцевых журналах, ведь в каждой стране существует целый ряд подобных изданий, и аудитория таких журналов растет из года в год. Поэтому специалисты по рекламе ставят перед собой одну цель – привлечение внимания аудитории, поскольку именно аудитория решает, насколько тот или иной продукт будет популярен, что приумножит прибыль рекламодателя. Реклама – активно развивающаяся сфера, в которой существует свои условности, приемы и манипуляции, направленные на апеллирование к реципиенту.
К некоторым отдельным аспектам, причастным к теме исследования, долгие годы обращались многие авторы. Например, о креолизованных (поликодовых) текстах в целом упоминает А.А. Бернацкая [Бернацкая, 2000], о поликодовых текстах как части различных дискурсов – А.У. Качмазова и Е.В. Прасолова [Качмазова, 2016; Прасолова, 2015], о составляющих поликодового текста пишут И.В. Вашунина и М.В. Фиськова [Вашунина, 2009; Фиськова, 2014]. Взаимодействию медиа-индустрии, сферы мод и рекламы как поликодового текста, ее языку посвящали свои работы и многие зарубежные коллеги [Barthes, 1985; Burger, 2005; Janich, 2010; Jhering, 2004; Loschek, 2007; Müller, 2010; Venohr, 2010]. Однако в сопоставительном аспекте поликодовый текст рекламы в модных женских журналах пока практически еще не исследовался.
Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что реклама модных журналов постоянно претерпевает изменения в своем развитии, она многослойна и является результатом труда многих людей. Авторы модной рекламы – копирайтер, рекламодатель, художник-фотограф и др. – стремятся создать новые формы репрезентации рекламной идеи. Несмотря на это, реклама модных журналов еще не достаточно исследована. Анализ вербального и невербального компонентов позволит более точно осознать и интерпретировать такие тексты.
Объектом исследования послужили рекламные объявления из российских и немецких журналов мод. Предметом исследования является реклама журналов мод как поликодовый текст и особенности вербальной и невербальной составляющей рекламы модных журналов.
Целью работы является проведение сопоставительного анализа рекламных объявлений в немецких и русских журналах моды, выпускаемых, преимущественно, для женской аудитории в возрасте от 20 до 45 лет. Материалом исследования стали рекламные объявления нескольких крупнейших изданий модных журналов, публикуемых в России и Германии («Vogue» и «Elle») с точки зрения их лексического наполнения и значения визуального компонента, что играет роль при создании модного объявления.
Из задач исследования можно отметить следующие:
- выявить общие задачи контрастивного (сопоставительного) анализа;
- дефинировать особенности рекламного объявления как поликодового (креолизованного) текста;
- осуществить классификацию поликодовых (креолизованных текстов); выявить модели интерпретации текста и визуального компонента рекламы;
- провести сопоставительный анализ лексического наполнения и иконического компонента в российских и немецких модных рекламных объявлениях с указанием их особенностей.
Методы, используемые в работе: анализ научной литературы, метод сплошной выборки, методы семантического и сопоставительного анализа.
Теоретическая значимость данной работы заключается в создании собственной классификации, применимой к рекламе модных журналов, и выявлении вербальной и иконической особенностей каждого класса рекламы. Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов в курсах лингвокультурологии, семиотики рекламы, сопоставительной лингвистики. В практической деятельности при создании и изучении рекламных текстов результаты данной работы могут использовать специалисты по маркетингу.
По структуре данная работа состоит из введения, теоретической главы, состоящей из четырех параграфов, практической главы, включающей четыре параграфа, выводов по главам, заключения, списка библиографии, включающего 77 наименований, и приложений (четыре приложения по четырем классам рекламных объявлений, где был распределен исследуемый материал из модных журналов по одному примеру из каждого класса/ группы/ подгруппы. В силу некоторых ограничений с полным корпусом примеров можно ознакомиться, перейдя по ссылке в облачное хранилище).
Данная работа посвящена сопоставительному анализу рекламных объявлений журналов мод, исследование которых проводилось на материале русского и немецкого языков. Проведенное исследование позволило раскрыть важность модной рекламы как поликодового (креолизованного) текста, поскольку модная реклама обладает своей особой архитектоникой, семантической составляющей и сложным функционально-стилевым пространством. Цель рекламы – задействовать техники манипулирования и представить рекламируемый продукт значимым, создать у аудитории положительное отношение к рекламируемому товару и его производителю. Реклама, используя механизмы воздействия разных кодовых систем, воздействует комплексно, апеллирует и к эмоциям, и к логике реципиента.
В ходе изучения теоретической базы исследования были рассмотрены общие задачи контрастивного анализа, существующие определения поликодового (креолизованного) текста, мнения разных ученых о текстах такого типа, а также попытки классификации данных поликодовых (креолизованных) текстов. Таким образом, в данной выпускной квалификационной работе был дан обзор основных моделей интерпретации вербально-визуальных составляющих поликодового (креолизованного) текста с учетом взаимоотношений между ними.
Теоретическая база исследования позволила создать основу для дальнейшего изучения, с ее помощью удалось разработать собственную оригинальную классификацию рекламных поликодовых объявлений в модных журналах. Мы предлагаем выделить четыре класса поликодовых текстов, основываясь на форме представленных в них вербальных компонентов:
1) «изображение + бренд/ коллекция» (с двумя группами – «бренд» (и тремя подгруппами – «зарубежный бренд», «локальный бренд», «бренд-перевертыш») и «бренд + коллекция»);
2) «изображение + бренд/коллекция + слоган» (с четырьмя группами – «слоган на английском языке», «слоган на локальном языке», «слоган-гибрид», «слоган-перевертыш»);
3) «изображение + бренд/коллекция + тезис» (с двумя группами – «тезис», «тезис + персоналия»);
4) «изображение + бренд/коллекция + комментарий» (с двумя группами – «с профессиональной специальной лексикой», «с эмоционально-окрашенной лексикой»).
На основе проанализированной лингвистической литературы в данной работе была проведена работа по интерпретации компонентов поликодового (креолизованного) текста в их взаимосвязи. Было выявлено, что в каждом классе между вербальными и невербальными компонентами рекламных текстов существует своя собственная иерархия со сложными семантическими отношениями. Реклама имеет свои особенности вербального (лексическая наполненность, стилистические приемы, особенности синтаксиса и пунктуации и пр.) и визуального выражения (изобразительное сопровождение, типографика текста и др.).
В результате исследования было представлено несколько методов интерпретации данных поликодовых текстов, что вполне может быть использовано в качестве материала в учебных курсах по лингвокультурологии, семиотике рекламы и сопоставительной лингвистики. Полученные результаты могут послужить также основой для последующих исследований, тематически связанных с настоящей работой.
Перспектива исследования видится в дальнейшем изучении возможных характеристик поликодовых (креолизованных) рекламных текстов самой разной тематики, представленных в модных журналах, детализации предложенной классификации, уточнении особенностей вербального и визуального уровней каждого из четырех классов текстов.
1. Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов) [Текст] // учеб. пособие для студ. факультета иностр. яз. вузов. М.: ТЕЗАУРУС, 2013. – 128 с.
2. Аниськина Н.В., Зарубалова О.А.. Использование синтаксических конструкций как средства речевого воздействия в рекламе косметики [Текст] / Язык и национальное сознание / Научный ред. И.А. Стернин. − Вып. 20. – Воронеж : Истоки, 2014. – 236 с.
3. Аталаева Н.К. Сравнительно-сопоставительный анализ фонетических систем языков, контактирующих в обучении (немецкий, английский, русский, даргинский, аврский) [Текст] / Н.К. Аталаева // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – Выпуск № 1 (22), 2013. – 5 с.
4. Байрамова Л.К. Введение в контрастивную лингвистику: методические указания и контрольные вопросы [Текст] / Л.К. Байрамова. – 2-ое изд. – Казань, 2005. – 16 с.
5. Басырова Ф.А. Контрастивный анализ коррелятивных корневых слов в индоевропейских и тюркских языках: На материале английского, башкирского и татарского [Текст] : дисс. … канд. филол. наук (10.02.20). – Уфа, 2000. – 196 c.
6. Бердникова О.В. Контрастивно-фонологический анализ систем вокализма русского и испанского языков [Текст] : дис. … канд. филол. наук (10.02.19). – Воронеж, 2003. – 327 с.
7. Бернацкая А.А. К проблеме «креолизации» текста: история и современное состояние [Текст] // Речевое общение: Специализированный вестник, № 3 (11) - 2000. – С. 104–110
8. Вашунина, И. В. Взаимовлияние вербальных и невербальных (иконических) составляющих при восприятии креолизованного текста [Текст]: дис. ... д-ра филол. наук / И. В. Вашунина. - М., 2009. – 511 с.
9. Воробьёва Е.В. К вопросу о взаимодействии вербальных и визуальных средств в креолизованном тексте [Текст] // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2009. № 10. – С. 54–58
10. Ворошилова М.Б. Креолизованный текст: аспекты изучения [Текст] // Политическая лингвистика. 2007. № 20. – С. 75-79
11. Гак В.Г. О контрастивной лингвистике [Текст] / Новое в зарубежной лингвистике. - Вып. XXV. Контрастивная лингвистика. - М., 1989. - С. 5-17
12. Гуляева, Е. А. Хэштег как способ повышения эффективности региональной видеорекламы [Текст] / Е. А. Гуляева, Ю. В. Клюкина, Т. В. Мордовцева // Мир науки, культуры, образования : междунар. науч. журн. - N 5. - 2020. - С.391–393
13. Дедюхин А.А. Модели организации вербальной и визуальной информации в тексте рекламы (на материале английских и русских текстов рекламы автомобилей) [Текст] // дис. … канд. фил. наук, 10.02.19 Краснодар, 2006. - 152 с.
14. Дементьева Е.Ю. Глагол в рекламном тексте [Текст] / автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 Воронеж, 2004. - 20 с.
15. Елина Е.А. Семиотика рекламы [Текст] / учеб. пособие. М.: Дашков и Ко, 2009. – 136 с.
16. Есильбаева А. Основные признаки поликодового текста [Текст] // Вестник КазНТУ. Алма-ата, № 3 (85) - 2011. – С. 253–255
17. Зимина Л.И. Контрастивная фразеография в современной лингвистике [Текст] / Л.И. Зимина // Ярославский педагогический вестник. – 2012 – №2 — Том I (Гуманитарные науки). – С. 142-146
18. Злотникова Т.С., Гапонова Ж.К. Наш русский супер-гипер-мульти-проект [Текст] / статья «Ярославский педагогический вестник» № 4, 2017. — С. 280–289
19. Кан Е. В. Хэштеги как новое лингвистическое явление [Текст] // Филологический аспект: междунар. науч.-практ. журн., 2017. — № 1. — С. 90–98
20. Качмазова А.У. Креолизованный текст как жанр интернет-дискурса [Текст] // А.У. Качмазова // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. – 2016. – № 3 (23). – С. 108–110
21. Ковалева Е.А. К вопросу о саморегулировании рекламой деятельности (опыт Германии) [Текст] // Инновационное развитие экономики: предпринимательство, образование, наука: сб. науч. ст. / – Минск : ГИУСТ БГУ, 2017. – С. 52-54
22. Копров В.Ю. Сопоставительный синтаксис русского и английского языков [Текст]: учебное пособие. – М.: «Русский язык. Курсы», 2011. – 168 с.
23. Максименко О.И. Поликодовый vs креолизованный текст: проблема терминологии [Текст] // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2012. № 2. – С. 93–102
24. Мягких А.В. Лексические языковые средства воздействия на адресата в рекламных текстах (на материале женских журналов) [Текст] // Сборник материалов конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия», 2015. – С. 199–202
25. Немец Г.П. Грамматические средства выражения модальности в русском языке [Текст] / монография, Г.П. Немец. - Харьков: Око, 1991. – 164 с.
26. Назайкин А.Н. Эффективный рекламный текст в СМИ [Текст] / монография, издательство МГУ, 2011. – 480 с.
27. Пойманова, О. В. Семантическое пространство видеовербального текста [Текст]: дис. ... канд. филол. наук / О. В. Пойманова. 10.02.19. - М., 1997. – 237 с.
28. Полякова О.А. Лексика ограниченного употребления в рекламных и PR-текстах (функциональный аспект) [Текст] / статья «Труды Ростовского государственного университета путей сообщения» № 1, 2017. – С. 86-95
29. Прасолова Е.В. Поликодовость как жанровая доминанта мультимедийной истории в Интернет-СМИ [Текст] / Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, № 12(54): в 4-х ч. Ч. IV., 2015. – C. 171-174
30. Сенцова В.А. Поликодовые тексты как средство обучения итальянских учащихся русской грамматике (I сертификационный уровень) [Текст] : дисс. … канд. пед. наук.— Санкт-Петербургский государственный университет. — Санкт-Петербург, 2017. — 184 с.
31. Сергеева Ю. М., Уварова Е. А. Поликодовый текст: особенности построения и восприятия [Текст] / Наука и школа, жур., №4, 2014. – С. 128-134
32. Сердобинцева Е. Н. Структура и язык рекламных текстов: учебное пособие. [Текст] : учебное пособие / Е. Н. Сердобинцева. - 2-е изд., стер. - Москва : ФЛИНТА : Наука, 2014. - 159 с.
33. Сонин А.Г. Моделирование механизмов понимания поликодовых текстов [Текст]: дис. ... док. филол. наук / А. Г. Сонин. - М., 2006. – 323 с.
34. Сорокин, Ю. А. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция [Текст] / Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов // Оптимизация речевого воздействия: кол. моногр. / отв. ред. Р. Г. Котов. - М.: Наука, 1990. – 180 с.
35. Стернин И.А. Контрастивный анализ в современной лингвистике [Текст] / SLAVICA HELSINGIENSIA 35: Festschrift in Honour of Professor Arto Mustajoki on the Occasion of his 60th Birthday. Ed. by Jouko Lindstedt et al. Helsinki, 2008. – С. 390-400
36. Таюпова О. И. Медицинская реклама и фармацевтический рынок в Германии [Текст] // Доклады Башкирского университета. - 2020. - Том 5. -№1. - С. 60-65
37. Феофанов О.А. США: реклама и общество: Монография, социология, психология, политология, экономика, американистика, "информационный империализм" [Текст] / Феофанов О.А. – М.: Книга по Требованию, 2012. – 262 с.
38. Фиськова М.В. Зрительный компонент креолизованного текста [Текст] // Филологические науки. Вопросы теории и практики – 2014. № 8. Ч. II. – С. 177–179
39. Чернявская В.Е. Медиальный поворот в лингвистике: поликодовые и гибридные тексты [Текст] / Вестник Иркутского государственного лингвистического университета, журнал, 2013. – С. 122-127
40. Чигаев Д.П. Способы креолизации современного рекламного текста [Текст]: дис. канд. филол. наук. Москва, 2010. – 223 с.
41. Шикина Д.С. О терминах "поликодовость" и "креолизация" в описании рекламного текста глянцевых журналов [Текст] / Вестник Московского государственного областного университета, статья, №2, 2018. – С. 351-363
42. Balsliemke P. Da sieht die Welt schon anders aus. Phraseologismen in der Anzeigenwerbung: Modifikation und Funktion in Text-Bild-Beziehungen. Baltmannsweiler: Schneider Verlag, 2001. – 339 S.
43. Barthes R. Die Sprache der Mode. Frankfurt a. Main: Suhrkamp, 1985. – 384 S.
44. Bräm H. Die Macht der Farben. - München: Langen-Müller Verlag, 2006. – 228 S.
45. Burger H. Mediensprache. Eine Einführung in Sprache und Kommunikationsformen der Massenmedien. Berlin/ New York: de Gruyter, 2005. – S. 486
46. Danciu V. Manipulative marketing: persuasion and manipulation of the consumer through advertising. // Theoretical and Applied Economics, vol. XXI, issue 2(591), 2014. – 19-34 pp.
47. Ebner C.C. Kleidung verändert. Mode im Kreislauf der Kultur. Bielefeld: transcript Verlag, 2007. – 170 S.
48. Fink H. Von Kuh-Look bis Fit for Fun: Anglizismen in der heutigen deutschen Allgemein- und Werbesprache. Frankfurt: Peter Lang, 1997. – 228 S.
49. Hoffmann D. Farben in der Werbung. - München: GRIN Verlag, 2007. – 32 S.
50. Janich N. Werbesprache. Ein Arbeitsbuch. Tübingen: Narr Verlag, 2010. – 324 S.
51. Jhering R. Soziologische Schriften. Über Mode, Tracht, Essen und Umgangsformen. Baden: Schutterwald, 2004. – 62 S.
52. Karlavaris B. Semiotische Aspekte bei Illustration von Schulbüchern. Leipzig: Didaktische Typographie, 1984. – 213-223 S.
53. König G.M. Medien der Mode (= Textil – Körper – Mode; Band 6). Berlin: Edition Ebbach, 2010. – 173 S.
54. Loschek I. Reclams Mode- und Kostümlexikon. Stuutgart: Philipp Reclam jun., 2005. – 623 S.
55. Loschek I. Wann ist Mode? Strukturen, Strategien und Innovationen. Berlin: Dietrich Reimer Verlag, 2007. – 272 S.
56. Müller K.F. Frauenzeitschriften aus der Sicht ihrer Leserinnen. Die Rezeption von Brigitte im Kontext von Biografie, Alltag und Doing Gender. Bielefeld: transcript, 2010. – 456 S.
57. Sommer C.M. Mode. In: Frey, Dieter / Hoyos, Carl Graf (Hrsg.) Psychologie in Gesellschaft, Kultur und Umwelt. Handbuch. Weinheim, Basel: Beltz, 2005 – 440 S.
58. Suchert A. Die Sprache der Mode: Eine linguistische Betrachtung lexikalischer und stilistischer Besonderheiten in der Sprache der Modewelt / Inaugural-Dissertation zur Erlangung der Doktorwürde der Philosophischen Fakultät I der Julius-Maximilians-Universität Würzburg, 2013. – 293 S.
59. Thim-Mabrey C. Werbekommunikation syntaktisch. In: Janich N. (Hrsg.). Handbuch Werbekommunikation. Sprachwissenschaftliche und interdisziplinäre Zugänge. Tübingen: Narr, 2012. – 600 S.
60. Venohr D. Medium macht Mode. Zur Ikonotextualität der Modezeitschrift. Bielefeld: transcript, 2010. – 310 S.
Список электронных ресурсов:
61. Рекламная кампания L'Instant Chanel [Электронный ресурс] / ANNARUSSKA. Интернет-журнал URL: https://www.annarusska.ru/fashion/collections/reklamnaya-kampaniya-l-instant-chanel/ (дата обращения - 1.05.2021)
62. «Поймай меня»: новая коллекция «Capture Me» от Akillis [Электронный ресурс] / Glosymag.ru. Онлайн-журнал URL: https://glossymag.ru/woman/style/articles/capture-me-collection-by-akillis (дата обращения – 1.05.2021)
63. #MYCALVINS | Calvin Klein Россия [Электронный ресурс] / Calvin Klein Official Website URL: https://www.calvinklein.ru/mycalvins (дата обращения - 1.05.2021)
64. Карманные часы часы Marie-Antoinette [Электронный ресурс] / Breguet. Official website - URL: https://www.breguet.com/ru/Дом-breguet/МАНУФАКТУРА/карманные-часы-marie-antoinette (дата обращения - 1.05.2021)
65. «ВКР Корпус примеров» [Электронный ресурс]/ Облачное хранилище Я.Диск. URL https://disk.yandex.ru/d/Om9hXAAaqH8fdA (дата обращения 21.05.2021)
66. Онлайн-статья Большого толкового словаря русского языка. под ред. С. А. Кузнецова [Электронный ресурс] / Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ URL: http://gramota.ru/slovari/dic/?word=грёза&all=x] (дата обращения - 1.05.2021)
67. О рекламе [Электронный ресурс] // Федеральный закон РФ от 13.03.2006 N 38-ФЗ. – ст. 16, 25 (последняя редакция) – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/ (дата обращения - 1.05.2021)
68. Duden [Электронный ресурс] // Onlinewörterbuch URL: https://www.duden.de/rechtschreibung/zugreifen (дата обращения - 1.05.2021)
69. Gesetz gegen den unlauteren Wettbewerb, UWG [Электронный ресурс] // Gesetz vom 03.07.2004 (BGBl. I S. 1414), zuletzt geändert durch Gesetz vom 26.11.2020 (BGBl. I S. 2568) m.W.v. 02.12.2020 URL: https://www.gesetze-im-internet.de/uwg_2004/ (дата обращения - 1.05.2021)
70. Gesetz über die Werbung auf dem Gebiete des Heilwesens (Heilmittelwerbegesetz - HWG) [Электронный ресурс] // Heilmittelwerbegesetz in der Fassung der Bekanntmachung vom 19. Oktober 1994 (BGBl. I S. 3068), das zuletzt durch Artikel 6 des Gesetzes vom 12. Mai 2021 (BGBl. I S. 1087) geändert worden ist URL: https://www.gesetze-im-internet.de/heilmwerbg/BJNR006049965.html (дата обращения - 1.05.2021)
71. Elle [Электронный ресурс] / Website URL: https://www.elle.com/culture/celebrities/a27409909/calvin-klein-mycalvins-campaign-billie-eilish-noah-centineo/ (дата обращения – 1.05.2021)
72. HStern. Collection Genesis HStern. [Электронный ресурс] // Website URL: https://www.hstern.net/jewelry/collection/genesis-hstern (дата обращения - 1.05.2021)
73. LuxuryLaunches Mumbai [Электронный ресурс] // Website URL: https://luxurylaunches.com/mumbai/quirky-witty-arty-hermes-unveils-2017-theme/ (дата обращения - 1.05.2021)
74. Lidia [Электронный ресурс] / Website URL: http://www.lidiacovello.com/2017/09/12/hermes-theme-2017-object-sense/ (дата обращения - 1.05.2021)
75. Harper's Bazaar [Электронный ресурс] // Интернет-сайт URL: https://harpersbazaar.kz/remeslo-innovatsiy-hermes/ (дата обращения - 1.05.2021)
76. Mantle Magazin [Электронный ресурс] / Website URL: https://www.mantlemagazine.com/index.php/2019/04/05/hermes-is-playing-with-our-dreams/ (дата обращения - 1.05.2021)
77. Hermès Paris [Электронный ресурс] / Official Website URL: https://www.hermes.cn/cn/en/story/220711-eau-des-merveilles-blueue-2019/ (дата обращения - 1.05.2021)