Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблемы профессиональной мотивации сотрудников в сфере образования на примере педагогического коллектива

Работа №138689

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы100
Год сдачи2017
Стоимость4960 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
57
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Теоретические основы трудовой мотивации 8
1.2. Характеристика педагогической деятельности 20
1.3 Управление профессиональным развитием педагогических работников 30
Глава 2. Прикладные исследования проблем профессиональной мотивации сотрудников в сфере образования на примере педагогического коллектива (ГБОУ СОШ № 193) 42
2.1. Общая характеристика и организационная структура управления ГБОУ СОШ № 193 42
2.2. Анализ результатов исследования проблем профессиональной мотивации педагогического коллектива ГОУ СОШ № 193 46
3.3. Разработка практико-ориентированных рекомендаций для руководителей по совершенствованию профессиональной мотивации педагогов ГБОУ СОШ № 193
Заключение 75
Список использованной литературы 79
Приложение 1. Программа исследования 85
Приложение 2. Топик-гайд для проведения фокус-группы 88
Приложение 3. Материалы исследования 93


Качество образования является многомерным понятием, включающим в себя особое внимание к носителю знаний, педагогу, который передает эти знания с помощью различных методик обучающимся. Внимание к педагогической профессии появилось тогда, когда образование обособилось и стало выполнять определённую социальную функцию. Оно стало приковываться к сути и назначению педагогической профессии, к существующим проблемам, связанным с успешной и качественной ее реализацией. В свою очередь, успешная реализация любой деятельности неразрывно связана с понятием профессиональной мотивации. Х. Хекхаузен, исследователь проблематики движущих сил поведения человека, подразумевает под понятием мотивации «процесс выбора между различными возможными действиями, процесс, регулирующий, направляющий действие на достижение специфических для данного мотива целевых состояний и поддерживающий эту направленность» . Под мотивацией профессионального развития понимается сложный процесс побуждения индивида к такой деятельности, которая будет направлена на получение определённых результатов в процессе труда и нацелена на достижение личного смысла в профессии. Профессиональная деятельность является той областью человеческой жизнедеятельности, в которой происходит реализация человеком своего потенциала, который, в свою очередь, стремится в зону своей наибольшей компетентности, чтобы чувствовать себя уверенно в процессе деятельности, выполняя ее более эффективно.
Педагоги отличаются от других категорий людей тем, что они серьезным образом ориентированы в своей работе на профессиональное развитие - в них превалирует чувство профессионального и гражданского долга, ответственность за будущее поколение, идейная убежденность и социальная активность.
Теоретически проблема мотивации профессионального развития учителей развита, но недостаточна практическая разработанность конкретных механизмов, обеспечивающих развитие такого рода мотивации, оставляет эту проблему неразрешенной. В исследованиях психолога Э. Зеера поднимается проблематика профессионального становления педагога. Также проблема выбора профессиональной деятельности и ее дальнейшее развитие рассматривалась в теории У. Мозера. Продолжали изучение профессионального развития и карьеры следующие отечественные авторы: П.Н. Ермаков, А.А. Деркач, Т.П. Скрипина, А.К. Маркова (становление и развитие личности в ходе карьерного продвижения); Н.С. Пряжников, Е.А. Климова, вышеупомянутый Э.Ф. Зеер (изучение взаимосвязи профессионального и личностного развития). К.Г. Митрофанов, отечественный исследователь мотивации педагогов, писал о том, что мотивация учителей развивается поэтапно и ее основу составляет содержание самой профессии, то есть в приоритете высокие идейные и человеческие ценности. Среди отечественных ученых, которые изучали проблемы мотивов и мотивации труда находятся Л.А. Верещагина, И.М. Карелина, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, С.А. Четвертаков, А.Ф. Лазурский, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, А.Н. Леонтьев, В.А. Иванников, В.С. Мерлин, К.Г. Митрофанов, А.К. Байметов, А.С. Макаренко, Е.П. Ильин, Д.А. Зарайский, А.П. Панкрухин, В.А. Ядов, Г.П. Зинченко.
Актуальность рассматриваемой проблемы отражается в социальной важности исследуемой тематики, которая заключается в следующем. С одной стороны, профессиональное педагогическое развитие является непрерывным процессом, с другой стороны, проблемы осуществления профессионального развития педагогом особенно актуальны в условиях модернизации образования в России, за счет высокого спроса на квалифицированных работников, эффективно справляющихся со своими должностными обязанностями.
Проблема мотивации личности, рассматриваемая как зарубежными, так и отечественными специалистами, остается неоднозначной. Пристальный анализ профессиональной мотивации с позиций социологической науки способствует созданию основ для дальнейших теоретических и практических разработок при решении проблем, связанных с формированием эффективной мотивации. В связи с таким подходом, профессиональная мотивации выступает в качестве важного предмета социологического анализа.
Основная проблема заключается в том, что на фоне возрастающих требований к современному педагогу, не уделяется должного внимания развитию его профессиональных компетенции. Педагогам с каждым годом предъявляется огромный перечень требований соответствия государственному профессиональному стандарту, но государство не обеспечивает должные условия для мотивация профессионального развития учителей. Образовательная политика, которая обращена в сторону педагогов в нашей стране, не удовлетворяет их профессиональных запросов. Вследствие этого, появляются определённые проблемы, негативно влияющие на мотивацию в процессе педагогической деятельности. К сожалению, существуют противоречия именно между степенью теоретической разработанности вопросов мотивации труда педагогов и недостаточной разработанностью механизмов, обеспечивающих развитие мотивации их профессионального развития.
Таким образом, целью данной работы будет анализ проблем профессиональной мотивации сотрудников в сфере образования (на примере педагогического коллектива ГБОУ СОШ Центрального района № 193), решаемые при этом задачи:
1. Провести анализ теоретических источников по проблеме исследования;
2. Определить содержание профессионально-педагогической деятельности;
3. Проанализировать механизмы управления профессиональным развитием педагогов;
4. Дать общую характеристику и проанализировать организационную структуру образовательного учреждения;
5. Произвести анализ проблем профессиональной мотивации педагогов;
6. На основе выявленных проблем разработать практико-ориентированных рекомендаций для руководителей по совершенствованию профессионального развития педагогов конкретного образовательного учреждения.
В качестве объекта изучения будет выступать профессиональная мотивация, а предмета – профессиональная мотивация сотрудников в сфере образования (на примере педагогического коллектива ГБОУ СОШ № 193).
Основой теоретико-методологической базы данной выпускной квалификационной работы будет выступать системный подход, предполагающий рассмотрение профессиональной мотивации как целостной динамической системы, влияющей на эффективность деятельности. Помимо теоретического анализа выбранной проблемы, был предпринят анализ организации профессиональной мотивации педагогов с учетом влияния теоретических положений науки и современных образовательных требований.
Для решения поставленных задач в качестве метода исследования был использован метод фокус-группы. Данный метод относится к качественной категории методов социологического исследования и определяется как метод сбора социологической информации в гомогенных группах, имеющих конкретную тематику обсуждения и основанный на принципах групповой динамики. Характер интересующих нас проблем является сугубо профессиональным с примесью личностного индивидуального фактора. Переживаемые индивидами проблемы, существующие в процессе профессиональной деятельности, не лежат на поверхности и их дефиниция затруднена без использования специфической исследовательской методики. Использованный метод способствовал выявлению принципиально новых аспектов изучаемой проблемы и постановке новых исследовательских вопросов.
В качестве гипотез данной работы, которые будут эмпирически проверены, выступают следующие положения. Положение первое: если государственная образовательная политика и институциональные механизмы регулирования педагогической деятельности не удовлетворяют профессиональных запросов учителей, то появляются проблемы, негативно влияющие на профессиональную мотивацию педагога. Положение второе: если мотивы профессионального и личностного роста занимают высокое место в мотивационной сфере личности педагога, то эффективность его деятельности возрастает. Положение третье: если при выработке механизмов и методов трудовой мотивации учитывать педагогический стаж учителя, то это снизит затруднения и проблемы, с которыми сталкиваются педагоги на разных этапах развития профессиональной деятельности.
В качестве методический основы были использованы теории мотивации. Сильная школа изучения мотивации сложилась в рамках именно управленской науки, прежде всего зарубежной. Неоценимый вклад в ее изучение внесли А.Файоль, Г.Эмерсон, А.Маслоу, Ф. Тэйлор, П. Друкер, Дж. Грейсон. К данной работе были применены действующие законодательные акты Российской федерации, также будут упомянуты различные авторы, такие как Т. Парсонс, Г. Мюррей, Э. Фромм, У. Макдоугалл, У. Телли, Ф. Герцберг, Д. Мак-Клеланд, Х.Хекхаузен, Д. Мак-Грегор, С. Адамс, В. Врум, Л. Портер, Э. Лоулера, Р. Вудвортс, Дж. Аткинсон, Г. Келли и многие другие, которые помогли изучить систему мотивации труда в разных ее аспектах.
Практическое значение дипломной работы состоит в том, что вопросы, которые в ней поднимаются, непосредственно связаны с актуальными проблемами мотивации профессиональной деятельности педагогов.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения, списка литературы из 70 наименований и 3приложений.В первой главе работы раскрыта сущность мотивации, основные теории и формы мотивационного воздействия на человека, структура профессионально-педагогической деятельности, а также специфика мотивации труда в сфере образования. Вторая глава работы содержит результаты эмпирического исследования, а также практико-ориентированные рекомендации, выработанные с связи с наличием существующих проблем. Общий объем работы 99 листов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данное исследование показало, что на фоне повышенного внимания к качеству образования в нашей стране, особую актуальность приобретает вопрос об устойчивой мотивации профессионального развития педагогов. Мотивация определяется как многофакторное явление, требующее тщательного исследования. Первая глава данной работы посвящена теоретическому рассмотрению понятия мотивации, однако, несмотря на значительную степень концептуализации рассмотренных теорий, их теоретическую и методологическую обоснованность, проблема мотивации личности, рассматриваемая как зарубежными, так и отечественными специалистами, остается неоднозначной.
Усиление внимания к проблеме профессиональной мотивации педагогов связано, в первую очередь, с тем, что она является до сих пор является сложной и неразрешенной. Успешность мотивации педагогов оказывает сильное влияние на дальнейшую их успешность в профессии. Важным для нашего исследования было положение о том, что педагогический труд сам по себе несет ценность.
В первом параграфе была раскрыта сущность мотивации, ее основных компонентов и процесса в целом. Разнообразие существующих теорий мотивации свидетельствует о разнообразии человеческих потребностей и мотивов, иерархия и ранжирование которых могут отличаться. Рассмотренные теории мотивации, так или иначе, включают в себя элементы психологии, без которых было бы затруднено понимание природы человеческих мотивов и потребностей. Во втором параграфепервой главы фокус исследования остановился на той социальной группе, проблемы профессиональной мотивации которой вызывают исследовательский интерес. Был произведен анализ педагогической деятельности. Целью третьего параграфа выступил анализ профессионального развития личности как с теоретической точки зрения, так и с практической. Необходимость проделанного анализа исходит из положения о том, что достигнутый профессионализм и квалификация педагогических работников, осознание ими ценности и задач собственной деятельности являются необходимыми факторами, определяющими эффективность и успешность образовательных процессов.
Таким образом, проведенный теоретический анализ основ мотивации трудовой деятельности, педагогической специальности, социального портрета педагога и современных условий, в рамках которых реализуют свою деятельность педагогические сотрудники, есть попытка поднять актуальнейшую тему и разобраться, что движет педагогом и что препятствует ему в его профессиональном росте.
Вторая глава данной работы посвящена прикладному исследованию проблем профессиональной мотивации сотрудников в сфере образования на примере педагогического коллектива ГБОУ СОШ № 193. Перед тем, как было проведено непосредственно исследование, был произведен анализ организационной структуры школы и дана ей общая характеристика. С социологической точки зрения, школа определяется как основной институт общего образования. Жизнедеятельность школы следует рассматривать как сложную систему с множеством взаимосвязей и взаимосвязанных структур. Еще раз подчеркивая важность рассмотрения именно педагогической системы, которая является операционным ядром, следует отметить, что достижение высокого результата образовательной деятельности обусловлено грамотным подбором педагогических кадров и правильно выстроенной системы мотивации трудовой деятельности.
Образовательная организация - это организация, в которой люди на всех управленческих уровнях, рассмотренных ранее в работе, коллективно взаимодействуют и наращивают способность создавать приемлемые условия для качественного образования в стране. Однако, при таком положении дел, не менее важным является обращение фокуса внимания на развитие профессиональных навыков педагогических работников, чтобы помочь им выполнять их работу наиболее эффективно.
Таким образом, цель данной работы была достигнута, а исследовательские задачи – выполнены, все три гипотезы исследования, заявленные ранее, нашли свое подтверждение. Проведенное исследование показало, что решение существующих проблем должно приниматься всеми участниками педагогического процесса, а выделенные проблемы, характерные для педагогической деятельности, с одной стороны, указывают на природу существующих затруднений, с другой - на потенциальные разрешения профессиональных проблем, на выработку эффективных алгоритмов и технологий их преодоления. Следует заключить, что педагогические кадры испытают трудности, связанные с внедрением ФГОС, поскольку не все в одинаковой мере профессионально готовы. В связи с разным уровнем и возможностями овладения педагогическими технологиями, возникают проблемы с успешной реализацией образовательного процесса в соответствии со стандартами. Отсутствие системы контроля за правильным внедрением ФГОС, ослабляет мотивацию педагогов, которые, в свою очередь, испытывают дискомфорт от отсутствия методического сопровождения и поддержки их деятельности со стороны государства, что ведет к тенденции нежелания профессионального роста и самообразования. В общем и целом, снижение профессиональной мотивации связано с проблемами новой структуры и содержанием образовательного процесса, обновлениями организационных форм и методов.
Как показало исследование, довольно высоко в иерархии педагогических мотивов находятся мотивы личностного и профессионального роста, самоактуализации и самоутверждения, познавательные и мотивы признания, а приоритетными факторами, определяющими деятельность педагогов, являются возможности получения дополнительного профессионального образования, совершенствование профессиональных навыков, методическая помощь. Таким образом, при составлении мотивационных методов стоит учитывать выявленные педагогические мотивы, присущие данному коллективу и по, возможности, совершать упор именно на них, не забывая о специфики мотивации и потребностях педагогов разного трудового стажа.
Поскольку одной из исследовательских задач данного исследования была выработка практико-ориентированных рекомендаций, для руководителя образовательного учреждения были сформулированные конкретные предложения, направленные на развитие, поддержку и совершенствование профессиональных компетенций педагогов.
Полученные результаты расширяют представления об актуальных проблемах трудовой деятельности педагогических сотрудников в условиях протекания инновационных процессов в образовании. Основываясь на результатах проделанного анализа, стоит утверждать, что в настоящий момент система образования характеризуется стремительно протекающими процессами преобразования. Опыт показал, что не все внедряемые образовательные новшества и стандарты с легкостью адаптируются под российский менталитет. С одной стороны, это результат того, что российское образование достаточно долгое время не могло отойти от принципов советской школы, с другой стороны, некоторые внедряемые европейские стандарты игнорируют национальные традиции, что влечет за собой появление негативных последствий.



1. Конституция Российской Федерации - М., 1994
2. Трудовой кодекс Российской Федерации - М.: Ось-89, 2002 - 208 с.
3. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
6. Приказ Минобрнауки РФ от 24.03.2010 № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».
7. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37)
Статьи
8. Айнабек, К. С. Мотивация творческого труда и пути совершенствования научно-образовательной деятельности //Экономика образования. - 2008. - N 4. - С. 32-38.
9. Вардаян, И. Предложение по совершенствованию системы нематериального стимулирования сотрудников // Кадровик. – 2005. - N 10. - С. 63-65.
10. Введенский, В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. 2003. N 10. С. 51— 55.
11. Голенкова, Л.А., Черняева, В.В. Специфика карьерных установок у студентов высших учебных заведений // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 6 (часть 4). – С. 1017-1021.
12. Жданова, С.Ю. Особенности представлений студентов о карьере // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2011. – № 4. – С. 102–105.
13. Жуина, Д.В. Диагностика профессиональной карьеры студентов педагогиче¬ ского вуза // Акмеология. – 2011. – №3. – С. 260–262.
14. Жуина, Д.В. Планирование развития карьеры студентов педагогического вуза // Гуманитарные науки и образование. – 2011. – № 2 (6). – С. 82–85. 5. Ломов Б.Ф. О состоянии и перспективах развития психологической науки в СССР // Вопросы психологии. – 1977. – № 5. – С. 9-24.
15. Завалишина, Д.Н. Динамика ценностно-смыслового отношения субъекта к профессиональной деятельности // Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни. М., 2001. С. 193–203.
16. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. С. 34-42.
17. Иванов, В., Гурье Л., Зерминов А. Педагогическая деятельность: проблемы, сложности // Высшее образование в России. - N 4, 1997, с. 44 - 49.
18. Мельникова, Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга // Нар. образование . – 2000 . - № 8 .- С. 75-85
19. Мониторинг качества образования школьников // Педагогика . – 2003 . - № 7 . – С. 61-66
20. Поташник, М.М. Управление качеством образования на муниципальном уровне //Нар. образование . – 2000 . - № 8 . – С. 56-60.
21. Поташник, М.М. Управление качеством образования в вопросах и ответах // Нар. образование . – 2002 . – № 1 . – С. 86 – 93.
22. Поташник, М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. М., 2010. С. 81—82.
23. Пряжников, Н.С. Личная профессиональная перспектива // Школьный психолог. - N 16, 2000, с. 14.
24. Солнцева, Н. Мотивационная основа педагогической деятельности // Высшее образование в России. - N 4, 1999, с. 90 - 99.
25. Чирков, В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека// Вопросы психологии. - N3, 1996, с. 116 - 133.
26. Ядов, В. А. Мотивация труда: проблемы и пути развития исследований //Советская социология. М.: Наука, 1982.Т. 2, С. 29-38.
27. Ядов, В. А., Киссель А„ А. Удовлетворенность работой: анализ эмпирических обобщений и попытка их теоретического обоснования //Социологические исследования. 1974. № 1, С. 78-87.

Специальная литература
28. Андреева, Г.М. Социальная психология. М., 1998. С. 137-303.
29. Базаров, Т.Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом. Учебник - М.: ЮНИТИ, 2006. - 560 с
30. Вторина, Е. Проблема профессиональной компетентности учителя // Лучшие страницы педагогической прессы. 2003. N 2. С. 28-31.
31. Диагностика мотивационно-ценностной сферы в профессиональном самоопределении: Психологический практикум ШГПИ. Автор-составитель: канд. психол. наук Ю.Е. Иванова, Шадринск, 2003. 60 с.
32. Друкер, П. Эффективный руководитель. – М.: Вильямс, 2007. – 224 с.
33. Егоршин, А.П. Управление персоналом. – М.: Экономика, 2005. - 720с.
34. Зеер, Э. Ф. Психология профессий. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос. проф.-пед. ун-та, 1997. – 244 с.
35. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336 с.
36. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб: Изд-во Питер, 2000. - 512 с.
37. Каверин, С.Б. Мотивация труда. -- М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. — 224 с.
38. Мотивация персонала в современной организации: Учебное пособие / Под общ. ред. С. Ю. Трапицына. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. – 240 с.
39. Мотивация трудовой деятельности : учебное пособие для студентов высших учебных заведений по специальности "Управление персоналом". – М.: ИНФРА-М , 2011. - 393 с.
40. Никитина, И.А. Эффективность систем управления персоналом. СПб.: СПбГИЭА, 1998. – 118 с.
41. Новоселова, О. Н. Исследования мотивации труда в работах российских и зарубежных ученых. - Екатеринбург : Ин-т экономики УрО РАН , 2000. - 89 с.
42. Поташник, М.М., Моисеев, А.М. Управление современной школой ( в вопросах и ответах ) : Пособие Для рук. ОУ и органов образования . – М. : Новая школа, 1997 . – 352 с.
43. Потемкин, В.К. Социальные индикаторы трудового потенциала. Институт социально-экономических проблем Российской Академии наук. – СПб, 1995, 111 с.
44. Пригожин, А.И. Современная социология организаций. Учебник. – М.: 1995, 296 с.
45. Прикладная социология и менеджмент: Хрестоматия / Сост. и научн. ред. А.И. Кравченко. – М.: Изд-во МГУ, 1998, 512 с.
46. Ребзуев, Б.Г. Трудовая мотивация: измерение и изменение. Учебно-методическое пособие, СПб., 2006.
47. Социология: Учебник / Под. Ред. проф. Н.Г. Скворцова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006, 539 с.
48. Спивак, В.А. Организационное поведение и управление персоналом. -СПб.: Питер,2000, 416с
49. Управление качеством образования: практико-ориентированная Монография и методическое пособие / Под ред. М.М. Поташника . – М. : Педагогическое общество России, 2000 . – 448 с.
50. Управление школой: теоретические основы и методы. Под ред. B.C. Лазарева. -М., 1997
51. Учитель. Школа. Общество. Социологический очерк 90-х / Курлов В.Ф., Тумалев В.В. и др.; под ред. Смирновой Е.Э. СПб., 1995, 224 с.
52. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность. М., 2003.
53. Храмов, В.В., Бовтрук А.П. Учебное пособие. Основы управления персоналом: Учеб-метод пособие. М., 2001.
54. Чернышов, В.Н. Теория систем и системный анализ. Учебное пособие. Тамбов, 2008, 96 с.
55. Четвертаков, С.А. Реконструкция теории Маслоу / С.А. Четвертаков. – СПб.: Алетейя, 2011, 576 с.
56. Шапиро, С. А. Мотивация и стимулирование персонала. М.: ГроссМедиа, 2005. - 224 с.
57. Шапиро, С.А. Мотивация и стимулирование персонала. – М.: ГроссМедиа, 2006. – 224 с.
58. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании. М.: ВЛАДОС, 1995. - 544 с.
59. Шереги, Ф.Э., Дмитриев Н.М., Арефьев А.Л. Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов (социологический анализ). М., 2002.

Адреса ресурсов Internet

60. Административно-управленческий портал [Электронный ресурс]. – [М.], сор. 1997–2007. – Режим доступа: http://www.aup.ru/
61. Журнал «Кадры предприятия» [Электронный ресурс]: [Издательская группа «Дело и сервис»]. – [М.], сор. 2000–2007. Режим доступа: http://dis.ru/kp/
62. Кадровый менеджмент [Электронный ресурс]. – [М.], сор. 2000–2007. – Режим доступа: http://www.hrm.ru/
63. Национальный союз кадровиков [Электронный ресурс]. – [М.], сор. 2002–2007. – Режим доступа: http://kadrovik.ru/
64. Обучение и развитие персонала [Электронный ресурс]. – [М], сор. 2007. – Режим доступа: http://trainings.ru/
65. Официальный сайт ГБОУ СОШ № 193. Режим доступа: http://school193spb.ru/
66. Официальный сайт Государственной Думы. Режим доступа: http://www.duma.gov.ru/
67. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/
68. Практический журнал по кадровой работе «Кадровое дело» [Электронный ресурс]. – [М.], сор. 2006. – Режим доступа: http://www.kdelo.ru/
69. Управление персоналом – менеджмент, подбор персонала, кадровый менеджмент [Электронный ресурс]. – [М.], сор. 2005-2007. – Режим доступа: http://staff-control.ru/
70. Электронный журнал «Работа с персоналом» [Электронный ресурс]. – [М.], сор. 2002–2007. – Режим доступа: http://www.hr-journal.ru/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ