Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Религиозная философия А.Ф. Лосева

Работа №138680

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

религиоведение

Объем работы93
Год сдачи2018
Стоимость4870 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
56
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Истоки религиозно-философской концепции А.Ф. Лосева…….8
1.1. Литургический опыт………………………………………………………..8
1.2. Античный и византийский неоплатонизм
1.3. Русская религиозная философия
1.4. Символизм
1.5. Имяславие…
Глава 2. Структурные элементы религиозно-философской концепции А.Ф.Лосева
2.1. Энергия-символ
2.2. Имя
2.3. София
2.4. Миф
2.5. Абсолютная мифология
Заключение
Список использованной литературы


Наследие русских религиозных философов представляет собой уникальную традицию европейской мысли. Ее уникальность заключается в творческом развитии достижений европейской философии на основании другого религиозного и мировоззренческого фундамента, слабо представленного в западной Европе – православия, в свою очередь приводящего к реализации скрытых философских возможностей этой религии. Религиозно-философские проекты русских религиозных философов Серебряного века были направлены на преодоление кризиса европейской культуры и поиска ее новых оснований.
Актуальность темы исследования связана с путями нахождения выхода из продолжающегося культурного и мировоззренческого кризиса современности, связанного с процессами модернизации, секуляризации и конфликта религиозного и светского сознания. Религиозно-философский проект Лосева может выступить одним из возможных путей решения этих проблем. Кроме того, лосевская концепция религии как субстанциально-телесного феномена может внести ценный вклад в феноменологию религии.
Научная новизна заключается в последовательном биографическом рассмотрении идейных истоков религиозно-философской мысли Лосева и системном анализе ее структурных элементов и их религиозного содержания.
Степень изученности темы
Религиозно-философское наследие Лосева на данный момент недостаточно изучено в силу целого ряда причин. Во-первых, свою роль сыграла его обширность и относительно недавнее время публикации (с середины 90-х годов ΧΧвека по наши дни). Во-вторых, религиозно-философское наследие Лосева помимо большой масштабности отличается чрезвычайной сложностью. И, наконец, Лосев является завершающей фигурой в традиции русской религиозной философии Серебряного века, поэтому во многом его наследие было отодвинуто на второй план исследователями русской религиозной философии, стремившимися исследовать ее истоки и основных представителей старшего поколения.
Среди публикаций, затрагивающих тему религиозно-философского творчества Лосева, можно выделить работы Л.А. Гоготишвили, Т. Оболевич, Д. Лескина, еп. Илариона (Алфеева), А.А. Тахо-Годи, В. В. Бибихина, В.И. Постоваловой, Д. Иоффе, Н.К. Бонецкой, С.С. Хоружего, В.П. Троицкого, Н.А. Чупахиной, А.И. Резниченко, А.Л. Доброхотова, С.Н. Астапова, Е.С. Петриковской, М.В. Гранковой и др.
Объект и предмет исследования
В представленной диссертационной работе в качестве объекта исследования выступают сочинения А.Ф. Лосева и работы исследователей о нем.
Предметом исследования является религиозно-философская концепция А.Ф. Лосева.
Цели и задачи
Цели исследования заключались:
1) в выявлении наиболее значимых истоков религиозно-философской концепции А.Ф. Лосева;
2) в определении специфики религиозно-философской концепции А.Ф. Лосева и ее структурных элементов.
Для достижения данных целей были поставлены следующие задачи:
1) определить влияние литургического опыта на формирование религиозно-философской концепции А.Ф. Лосева;
2) определить влияние античного и византийского неоплатонизма на формирование религиозно-философской концепции А.Ф. Лосева;
3) определить влияние русской религиозной философии на формирование религиозно-философской концепции А.Ф. Лосева;
4) определить влияние символизма на формирование религиозно-философской концепции А.Ф. Лосева;
5) определить влияние имяславия на формирование религиозно-философской концепции А.Ф. Лосева;
6) выявить роль категории энергии-символа как структурного элемента религиозно-философской концепции А.Ф. Лосева;
7) выявить роль категории имени как структурного элемента религиозно-философской концепции А.Ф. Лосева;
8) выявить роль софийности как структурного элемента религиозно-философской концепции А.Ф. Лосева;
9) выявить роль категории мифа как структурного элемента религиозно-философской концепции А.Ф. Лосева;
10) выявить роль абсолютной мифологии как структурного элемента религиозно-философской концепции А.Ф. Лосева.
Методология исследования
В качестве методологии исследования были использованы биографический метод и системный подход.
Положения, выносимые на защиту:
1) Несмотря на огромное количество направлений, повлиявших на формирование религиозно-философской концепции А.Ф. Лосева, можно выделить основные истоки, то есть наиболее влиятельные направления, сформировавшие фундамент его творчества;
2) Подобно тому, как религиозно-философская концепция Лосева имеет определенные истоки, повлиявшие на ее формирование, она также имеет определенные структурные элементы, то есть основные категории, вокруг которых развертывается пространство мысли А.Ф. Лосева;
3) Ядром религиозно-философской концепции А.Ф. Лосева выступает проект абсолютной мифологии, представляющий собой феноменолого-диалектическое раскрытие основных интуиций имяславия и русской религиозной философии.
Структура работы соответствует целям и задачам исследования. Работа состоит из введения, двух глав, десяти параграфов, заключения и списка использованных источников и исследований.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Религиозно-философская концепция А.Ф. Лосева несет на себе печать своего происхождения: она вобрала в себя все богатство своих идейных истоков и претворила его в разветвленную, но целостную систему категорий. В то же время эта система не является безжизненной абстракцией, поскольку она выступает диалектическим упорядочиванием основных феноменов полноценного и живого опыта («Диалектика – абсолютный эмпиризм, ставший абсолютной мыслью» ).
Проект абсолютной мифологии призван обновить европейскую культуру и вдохнуть в нее новую жизнь посредством переопределения ее мировоззренческих оснований и базовых понятий. В конечном итоге, этот проект можно рассматривать как своеобразную версию «радикальной ортодоксии», предвосхитившую основные идеи этого направления: критика идеи секулярной автономии, деконструкция основных понятий модерна, стремление переосмыслить святоотеческое наследие в новой исторической ситуации и др. В то же время он имеет и ряд существенных отличий: в то время как представители современной «радикальной ортодоксии» стремятся построить надконфессиональную христианскую теологию, религиозно-философский проект А.Ф. Лосева является сугубо конфессиональным, призванным интегрировать всю историю православной мысли и раскрыть ее философские возможности. Можно сказать, что религиозно-философский проект А.Ф. Лосева более соответствует названию и сути этого движения, поскольку он представляет собой «радикальное православие», одновременно обращенное к своим историческим корням в виде святоотеческого и библейского наследия и стремящееся интегрировать достижения новоевропейской науки и европейской философии на всем протяжении ее истории: от античности до неклассической философии.



1. Иванов Вяч. И. Две стихии символизма// Иванов Вяч.И. Родное и вселенское / Сост., вступ. Ст. и прим. В. М. Толмачева. – М.: Республика, 1994. – С. 143 – 169.
2. Иванов Вяч. И. Мысли о символизме// Иванов Вяч.И. Родное и вселенское / Сост., вступ. Ст. и прим. В. М. Толмачева. – М.: Республика, 1994. – С. 191 – 198.
3. Иванов Вяч. И. Основной миф в романе «Бесы» // Иванов В.И. Собрание сочинений: в 4 т.Т.4. – Брюссель: FoyerOrientalChretien, 1974. С. 437 – 444.
4. Иванов Вяч. И. Символизм // Иванов В.И. Собрание сочинений: в 4 т.Т.2. – Брюссель: FoyerOrientalChretien, 1974. – С. 652 – 669.
5. Лосев А.Ф. 11 тезисов о Софии, Церкви, Имени // Лосев А.Ф. Личность и Абсолют / Сост. и общ.ред. А. А. Тахо-Годи.— M.: Мысль, 1999. С. 243 – 246.
6. Лосев А.Ф. Абсолютная диалектика – Абсолютная мифология / Лосев А.Ф. Миф — Число — Сущность/Сост, А. А. Тахо-Годи; Общ. ред. А. А. Тахо-Годи и И. И. Маханькова.—М.: Мысль, 1994. С. 263 – 298.
7. Лосев А. Ф. Анализ религиозного сознания // Лосев А.Ф. Личность и Абсолют / Сост. и общ.ред. А. А. Тахо-Годи.— M.: Мысль, 1999. С. 265 – 269.
8. Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука // Лосев А.Ф. Бытие — имя — космос/Сост. и ред. А.А. Taxо­Годи.—М.: Мысль, 1993. С. 61 – 612.
9. Лосев А.Ф Владимир Соловьев и его время / А.Ф.Лосев: предисл. А.А. Тахо-Годи. – 2-е изд., исправл. –М.: Молодая гвардия, 2009. – 617 [7] с.: ил.
10. Лосев А.Ф. Высший синтез как счастье и ведение // Лосев А.Ф. На рубеже эпох. Работы 1910-х - начала 1920-х годов / Общая ред. A.A. Тахо-Годи, Е.А. Тахо-Годи, В.П. Троицкий. – М.: Прогресс- Традиция, 2015. С. 63 –77.
11. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Миф — Число — Сущность/Сост, А. А. Тахо-Годи; Общ. ред. А. А. Тахо-Годи и И. И. Маханькова.—М.: Мысль, 1994. С. 5 – 216.
12. Лосев А.Ф. Диалектика художественной формы // Лосев А. Ф. Форма — Стиль — Выражение/Сост. А. А. Тахо- Годи; Общ. ред. А. А. Тахо-Годи и И. И. Маханькова.— М.: Мысль, 1995.— С. 5 – 296.
13. Лосев А.Ф Дополнения к «Диалектике мифа» // Лосев А.Ф. Личность и Абсолют / Сост. и общ.ред. А. А. Тахо-Годи.— M.: Мысль, 1999. С. 377 – 514.
14. Лосев А.Ф. Избранные труды по имяславию и корпусу сочинений Дионисия Ареопагита. С приложением перевода трактата «О божественных именах» / А.Ф.Лосев; подг. текста и общ.ред. А.А.Тахо-Годи. – СПб.: «Издательство Олега Абышко»; «Университетская книга – СПб», 2009.– 224 с.
15. Лосев А.Ф. Из последних воспоминаний о Вячеславе Иванове/ Эсхил Трагедии в пер. Вячеслава Иванова. – М.: Наука, 1989. С.464 – 466.
16. Лосев А.Ф.Имяславие //Лосев А.Ф. На рубеже эпох. Работы 1910-х - начала 1920-х годов / Общая ред. A.A. Тахо-Годи, Е.А. Тахо-Годи, В.П. Троицкий. – М.: Прогресс- Традиция, 2015. С.593 – 604.
17. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика/Худож.- офор. Б.Ф. Бублик. — Харьков: Фолио; М.: ООО «Издательство ACT», 2000. – 624 с.
18. Лосев А.Ф.История античной эстетики. Поздний эллинизм / Худож.- офор. Б.Ф. Бублик. — Харьков: Фолио; М.: ООО «Издательство ACT», 2000. – 960 с.
19. Лосев А.Ф. История эстетики (фрагмент). Эллинистически-римская эстетика / Сост., подг. текста, общ.ред. А. А. Тахо-Годи, В. П. Троицкого. — М.: Мысль, 2010. С. 573 – 600.
20. Лосев А. Ф. Краткая история имяславия // Лосев А.Ф. Личность и Абсолют / Сост. и общ.ред. А. А. Тахо-Годи.— M.: Мысль, 1999. С. 284 – 288.
21. Лосев А.Ф. Миф – развернутое магическое имя. // Лосев А.Ф. Миф — Число — Сущность/Сост, А. А. Тахо-Годи; Общ. ред. А. А. Тахо-Годи и И. И. Маханькова.—М.: Мысль, 1994. С.217 – 232.
22. Лосев А.Ф. Первозданная сущность // Лосев А.Ф. Миф — Число — Сущность/Сост, А. А. Тахо-Годи; Общ. ред. А. А. Тахо-Годи и И. И. Маханькова.—М.: Мысль, 1994. С. 233 – 262.
23. Лосев А.Ф. Реальность общего. Слово о Кирилле и Мефодии https://pravzhizn.ru/pravme/2017-05-25-slovo-o-kirille-i-mefodiiinok-andronik.html
24. Лосев А.Ф. Самое само // Лосев А. Ф. Миф — Число — Сущность/Сост, А. А. Тахо-Годи; Общ. ред. А. А. Тахо-Годи и И. И. Маханькова.—М.: Мысль, 1994.— С. 299 – 526.
25. Лосев А.Ф Страсть к диалектике: Литературные размышления философа. – М.: Советский писатель, 1990. – 320 с.
26. Лосев А.Ф. Философия имени // Лосев А.Ф. Бытие — имя — космос/Сост. и ред. А. А. Taxо­Годи.—М.: Мысль, 1993. С. 613 – 801.
27. Лосев А. Ф. Философия имени у Платона // Лосев А.Ф. Личность и Абсолют / Сост. и общ.ред. А. А. Тахо-Годи.— M.: Мысль, 1999. С. 246 – 253.
28. Лосев А.Ф. Я сослан в 20 век…: В 2 т.- Т. 2. – М.: Время, 2002. – 688 с.
29. Тахо- Годи А.А. Лосев. – 2-е изд., испр. и доп. — М: Молодая гвардия, 2007. – 534 [10] с.: ил.
30. Религиоведение: Учебное пособие / Под ред. М.М. Шахнович – СПБ.: Питер, 2006. – 430 с.

Исследования:
1. Илларион (Алфеев), еп.Священная тайна Церкви: введение в историю и проблематику имяславских споров - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2007. – 910 с.
2. Алфеев Илларион, архиеп. Имяславие: [Электронный ресурс] URL: http://www.pravenc.ru/text/389527.html (Дата обращения 20.05.2018 г.)
3. Астапов С.Н.Отрицательная диалектика как методологическая основа русской религиозной философии: [Электронный ресурс] URL: http://www.edit.muh.ru/content/mag/trudy/11_2009/12.pdf (Дата обращения 20.05.2018 г.)
4. Барт Р. Мифологии / Пер. с фр., вступ. ст. и коммент. С. Зенкина. – М.: Академический Проект, 2008. – 351 с.
5. Бибихин В.В. Двери жизни // Лосев А.Ф. Личность и Абсолют / Сост. и общ.ред. А. А. Тахо-Годи.— M.: Мысль, 1999. С. 670 – 683.
6. Бибихин В.В. Энергия — М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2010. – 488 с.
7. Бонецкая Н.К. Имяславец-схоласт // Вопросы философии. 2001. № 1. С. 123–142.
8. Гоготишвили Л.А. Религиозно-философский статус языка // Лосев А.Ф. Бытие — имя — космос/Сост. и ред. А. А. Taxо­Годи.—М.: Мысль, 1993. С.906–923.
9. Гоготишвили Л.А. Коммуникативная версия исихазма // Лосев А.Ф. Миф — Число — Сущность/Сост, А. А. Тахо-Годи; Общ. ред. А. А. Тахо-Годи и И. И. Маханькова.—М.: Мысль, 1994. С.878 – 893.
10. Гоготишвили Л.А. Платонизм в Зазеркалье XX века, или Вниз по лестнице, ведущей вверх // Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии/Сост. А. А. ТахоТоди; Общ.ред. А. А. Тахо-Годи и И. И. Маханькова.— М.: Мысль, 1993. С. 922 – 942.
11. Гоготишвили Л.А. «Эйдетический язык» (реконструкция и интерпретация радикальной феноменологической новации А.Ф.Лосева) // Гоготишвили Л.А. Непрямое говорение. – М.: Языки славянских культур, 2006. – С.220 – 415.
12. Гранкова М.В. Идея философии религии в творчестве А.Ф. Лосева // Вестник РХГА Т.16 №4 (2015). С. 199 – 205.
13. Грэхэм Л., Кантор Ж.-М. Имена бесконечности: правдивая история о религиозном мистицизме и математическом творчестве. – СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2001. – 230 с.
14. Денисенко А.В. Миссия "радикальной ортодоксии", как богословская деконструкция понятия "секулярный":[Электронный ресурс] URL: https://www.academia.edu/29057261(Дата обращения 20.05.2018 г.)
15. Доброхотов А.Л. «Волны смысла», или генология А.Ф. Лосева в трактате «Самое само»// Доброхотов А. Л. Избранное.— М.: Издательский дом «Территория будущего», 2008. С. 337 – 356.
16. Доброхотов А.Л. Мир как имя. Логос. № 7 (1996). С. 47 – 61. Логос. № 7 (1996). С. 47 – 61.
17. Доброхотов А.Л. Онтология символа в ранних трудах Лосева// Вопросы классической филологии-М., 1990. Вып. 10. С. 215–221.
18. Иоффе Д. Русская религиозная критика языка и проблема имяславия (о. Павел Флоренский, о. Сергий Булгаков, А.Ф. Лосев) // Критика и семиотика. Вып. 11, 2007. С. 109 –172.
19. Лескин Д., свящ. Спор об имени Божием: Философия имени в России в контексте афонских событий 1910-х гг. – СПб.: Алетейя, 2004. – 368 с.
20. Лукомский Л.Ю. Апофасис и язычество. // УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ I
Вестник СПбГУ. Сер. 6, 1994, вып. 3 (№ 20).С. 32 – 37.
21. Морозова Я. В. Московское религиозно-философское общество памяти Вл. Соловьева: вопросы возникновения // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. — 2008. — Т. 9. — № 2. — С. 181–191.
22. Оболевич Т. От имяславия к эстетике. Концепция символа Алексея Лосева. Историко-философское исследование / Пер. с польск. Е. Твердисловой. (Серия «Философия и наука»). – М.: Издательство ББИ, 2014. – 443 с.
23. Петриковская Е.С. Диалог науки и религии в философском наследии А.Ф. Лосева // Наука і релігія: Проблемидіалогу. /Одеськ. нац. ун-т ім. І.І. Мечникова: Наук.-дослідн. центр «Компаративістськідослі- дженнярелігії»; Ред. кол.: Е.І. Мартинюк (гол. ред.), О.А. Івакін, В.А. Кравченко, та ін.; – Одеса: «Наука і техніка», 2004. С. 57–70.
24. Постовалова В.И. Афонский спор об Имени Божием в философско-богословском осмыслении А.Ф. Лосева (имяславская доктрина) // А.Ф. Лосев: творчество, традиции, интерпретации/Под общей научной редакцией А.А. Тахо-Годи, Е.А. Тахо-Годи. Сост. Е.А. Тахо-Годи. М.: Водолей, 2014. С. 95 – 106.
25. Постовалова В.И.Исихазм в творческом осмыслении А.Ф. Лосева (монаха Андроника): [Электронный ресурс] URL: http://synergia-isa.ru/wp-content/uploads/2011/05/postovalova_losev.pdf (Дата обращения 20.05.2018 г.)
26. Резниченко А. И. О смыслах имён: Булгаков, Лосев, Флоренский, Франк etdiiminores. – М.:Издательский дом РЕГНУМ, 2012. – 416 с.
27. РистДж.М. Плотин: путь к реальности / Пер. с англ. Е.В. Афонасина, И.В. Берестова. – СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2005. – 320 с.
28. Сапенько Р. Концепция мифа А.Ф. Лосева в контексте современной теории письменности // А.Ф. Лосев: творчество, традиции, интерпретации / Под общей научной редакцией А.А. Тахо-Годи, Е.А. Тахо-Годи. Сост. Е.А. Тахо-Годи. М.: Водолей, 2014. С. 180 – 191.
29. Тахо-Годи А.А. А.Ф. Лосев о личности и Абсолюте // Лосев А.Ф. Личность и Абсолют / Сост. и общ.ред. А. А. Тахо-Годи.— M.: Мысль, 1999. С. 648 – 661.
30. Тихеев. Ю. А.Ф.Лосев и немецкая наука о Платоне первой половины XX в. // Платоновский сборник. Т.II. / Ред. И.А. Протопопова, О.В.Алиева, А.В. Гараджа, А.А. Глухов, А.В. Михайловский, Р.В.Светлов. М.–СПб.: РГГУ–РХГА, 2013. С. 450 – 462.
31. Троицкий В.П. К философии чуда // Троицкий В.П. Разыскания о жизни и творчестве А.Ф. Лосева – М.: Аграф, 2007. С. 68 – 77.
32. Троицкий В.П. Теория множеств как «научно-аналитический» слой имяславия // Троицкий В.П. Разыскания о жизни и творчестве А.Ф. Лосева – М.: Аграф, 2007. С. 227 – 242.
33. Трубачёв Андроник, иг. Давид (Мухранов): [Электронный ресурс] URL: http://www.pravenc.ru/text/168502.html (Дата обращения 20.05.2018 г.)
34. Хоружий С.С.Имяславие и культура Серебряного века: феномен Московской школы христианского неоплатонизма // Хоружий С.С. Современные проблемы православного миросозерцания: [Электронный ресурс] URL: https://predanie.ru/horuzhiy-sergey-sergeevich/book/72497-sovremennye-problemy-pravoslavnogo-mirosozercaniya/ (Дата обращения 20.05.2018 г.)
35. Хоружий С.С.Арьегардный бой //Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии: [Электронный ресурс] URL: https://predanie.ru/horuzhiy-sergey-sergeevich/book/159423-posle-pereryva/ (Дата обращения 20.05.2018 г.)
36. Чупахина Н.А. Философия языка А.Ф. Лосева: [Электронный ресурс] URL: http://philosophy.spbu.ru/userfiles/rusphil/Aktualnyie%20problemyi-4.pdf(Дата обращения 20.05.2018 г.)
37. Эрн В.Ф. Григорий Саввич Сковорода: жизнь и учение – М. : Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1912. – 343 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ