Введение
1. Глава. Технико-технологическое исследование портсигара ювелирной фирмы Хлебникова.
1.1.Описание исследуемого предмета.
1.2.Результаты технико-технологического исследования.
1.3.Стилистический анализ исследуемого предмета и сравнительный стилистический анализ с идентичными предметами музейного образца.
1.4.Описание предназначения портсигара как одного из предметов личного пользования конца XIX начала XX века.
1.5. Атрибуционное заключение.
2. Глава. Общеисторический контекст и стилистические особенности исследуемого предмета произведения искусства.
2.1. История ювелирной фирмы и ее основателя И.П. Хлебникова.
2.2. Введения результатов в общеисторический контекст бытования портсигара, техники его изготовления, стилистики исполнения, формы, декора, определения сюжета.
Примечания
Библиография
На сегодняшний день антикварные портсигары времен царской России представляют большой интерес среди коллекционеров, антикваров и любителей старины. Портсигар является объектом внимания среди специалистов в области антикварного бизнеса. Кого-то в первую очередь привлекают художественные достоинства, стилистические особенности и многообразие сюжетов, техника исполнения, кого-то – история и имена бывших владельцев. Коллекционирование как интереснейший культурно-социологический феномен всегда отражает не только личность, интересы и вкусы самого собирателя, но также и уровень существующей культуры того или иного общества, позволяя проследить степень восприимчивости общества к художественным ценностям. Представляя собой продукт культуры, и зачастую соседствуя с меценатством, коллекционирование является одним из интереснейших видов человеческой деятельности. Изучение частного собирательства имеет особую важность, так как позволяет не только проследить приобретение отдельных произведений и формирование состава целых коллекций, но и выявить художественные вкусы предшествующих эпох. Благодаря материальным средствам, собирательским усилиям и упорству лучших представителей русского общества произошло зарождение национального музейного фонда. [1]
В Москве, на рубеже XIX-XX веков существовало большое количество ювелирных фирм по изготовлению портсигаров, среди которых была фирма Ивана Петровича Хлебникова, поставщика Двора его Императорского Величества, которая в своих работах использовала все стилистические направления модерна. Все работы ювелирной фирмы Хлебникова отличались качеством исполнения, художественному уровню которых уделялось особое внимание. В первую очередь приобрели славу серебряные изделия, выполненные в стилистике модерна, а присутствующая на них эмаль имела самые разнообразные оттенки. Продукция Хлебникова, среди которой была представлена глубина ассортимента портсигаров, высоко ценилась и постоянно присутствовала во множестве королевских дворов разных стран, участвовала в международных и российских выставках, получала различные награды. [2]
Помимо коллекционирования портсигаров среди коллекционеров и знатоков антиквариата в наше время резко стоит вопрос об их атрибуции, подлинности и аутентичности, соответствии стилистических особенностей портсигаров, месту и времени их бытования.
Актуальность темы исследования портсигара обусловлена несколькими аспектами, среди которых ювелирное искусство Москвы на рубеже XIX - XX веков, представляющее один из интересных этапов развития московской ювелирной фирмы Хлебникова, период активных стилистических поисков во времена становления и развития отечественной ювелирной промышленности, а также вопросом о подлинности предметов коллекционирования, покупаемых в антикварных салонах и широко известных аукционах, а целевые задачи дипломной работы заключаются в исследовании одного из представленных портсигаров, установлении его подлинности, определении места и времени создания, автора ювелирного произведения искусства, художественной ценности. На основе исследований, стилевых, художественных, сюжетно-тематических и технологических параметров сделать заключение о подлинности исследуемого предмета ювелирного искусства, соответствии его стилистических особенностей месту и времени его бытования.
1. Гончарова И. Стиль модерн. «Ювелирный мир», - М., 1997.
2. Дереневская В. Новые материалы и технологии в ювелирном
искусстве модерна (Венская школа). /Ювелирное искусство и
материальная культура. Тезисы докладов. / - СПБ, Изд-во
Государственного Эрмитажа, 2002.
3. Зуйкова Т.Г., Пивоваров А.Я. Модерн в ювелирном искусстве.
/Ювелирное искусство и материальная культура. Тезисы докладов. / -
СПБ, Изд-во Государственного Эрмитажа, 2003.
4. Иванов А.П. Пробирное дело в России (1700-1946). Руководство для
экспертов-искусствоведов. — М., Издательство Русский национальный музей,2002.
5. Историзм и модерн: Каталог выставки. /Вест. Х. Ёдинг, Сост.
Б. Хофмейстер / Государственный Эрмитаж. - Л., Государственный
Эрмитаж, 1986.
6. Казакова А.В. Женские и флоральные мотивы в декоративно-прикладном искусстве модерна. /Научные чтения памяти
В.М. Василенко. Сб. статей/ - М., 1998.
7. Кириченко Е.И. Еще раз о модерне. Декоративное искусство СССР», -
М., 1978.
8. Кириченко Е.И. Модерн. К вопросу об истоках и типологии.
/Советское искусствознание, 1978. Выпуск. 1. / - М., «Советский
художник», 1979.
9. Киселев М.Ф. Символизм и модерн в художественной культуре конца
XIX - начала XX веков, проблема стиля. /Тезисы докладов научной
конференции, но выставке: «С.И. Мамонтов и русская художественная
культура второй половины XIX века» / - М., 1992.
10. Киселев М.Ф. Символизм и модерн. Проблема стиля. / Наедине с
совестью. Костинские чтения. / - М., 2002.
11. Коварская С.Я. Хлебников — первой гильдии купец. «Ювелирный мир»
- М., 1997.
12. Коварская С.Я. Хлебников в Кремле или торжество русского стиля.
«Мир Музея» - М., 1999.
13. Коварская С.Я. Произведения московской ювелирной фирмы
Хлебникова. Каталог. - М., Московский Кремль, 2001.
14. Поспелов Г.Г. Линия модерна. «Декоративное искусство СССР» - М.,
1983.
15. Постникова-Лосева М.М., Платонова Н.Г., Ульянова Б.Л. Золотое и
серебряное дело XV-XX вв. (Территория России, СНГ и ближнего
зарубежья). - СПБ. 2003.
...
всего 25 источников