Введение
Глава 1
Стиль лолита: истоки и современность…………………………………………...….6
1.1 Зарождение и развитие стиля………… ..…...……………………………..6
1.2 Стиль лолита за пределами Японии…….……….………………………..11
1.3 Будущее стиля лолита
Вывод
Глава 2
Теория ролевой речи и речи персонажа
2.1 Ролевая речь
2.2 Понятие персонажа и речи персонажа………………………….……….21
Вывод
Глава 3
Анализ примеров речи и образов лолит в художественных произведениях..........25
3.1 Особенности анализа и способ отбора произведений …….....………….25
3.2 Детектив Ванко……….…………….………………………..….………….28
3.3. Конец чудесного мира.……………………………………….………...…35
3.4 Лолита-палач…….…………………………………………..…….……….39
3.5 Бродячая кошка…….………………………………………………...…….45
3.6 Мистер Рококо
Вывод
Заключение…
Список использованной литературы и источников
Огромный интерес представляет изучение взаимосвязи между образами персонажей художественных произведений и соответствующими им речевыми характеристиками. Объектом исследования в данной работе являются образы представительниц японской субкультуры лолита, а также их речь. Предметом нашего исследования стала взаимосвязь речь и образов героинь, принадлежащих к этой субкультуре, рассмотренная в свете теории ролевой речи. Вопрос ролевой речи и связанных с ней феноменов является относительно малоизученной областью исследований. Кроме того, число российских исследований, в той или иной мере посвященных субкультуре лолита, невелико. Исходя из этого, актуальность и новизна данной работы не вызывает сомнений. Целью данной работы было рассмотрение примеров речи лолит в произведениях популярной культуры и выявление наличия либо отсутствия у героинь общих речевых характеристик. Перед нами стояли следующие задачи: 1) обзор истории и дальнейших перспектив развития стиля лолита; 2) изложение основных положений теории ролевой речи; 3) поиск художественных произведений, в число персонажей которых входят представительницы субкультуры лолита; 4) рассмотрение данных произведений и выделение примеров речи лолит; 5) перевод и анализ выбранных нами примеров; 6) сопоставление полученных результатов и ответ на вопрос о существовании речевых стереотипов, связанных с образом лолиты. По причине постановки такой задачи мы пришли к использованию описательного метода исследования. Теоретической базой для нашего исследования послужили работы японских ученых по ролевой речи и речи персонажа. Среди них – основоположник теории Кинсуй Сатоси, а также исследователь концепции персонажа Саданобу Тосиюки. По причине того, что изучение ролевой речи в японском языке началось лишь в первом десятилетии XXI века, существует множество аспектов проблемы, которые в настоящий момент рассмотрены недостаточно. Более того, очевидна нехватка русскоязычных исследований на эту тему. В рамках данной работы мы рассматривали следующие произведения: сериал «Детектив Ванко», фильм «Конец чудесного мира», фильм «Лолита-палач», манга «Бродячая кошка» и короткометражный фильм «Мистер Рококо». Данная работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, а также списка литературы и использованных источников. Первая глава посвящена обзору японского стиля лолита и существующей вокруг него субкультуры. Во второй главе мы изложили основы теории ролевой речи и речи персонажа. Наконец, в третьей главе мы поместили анализ примеров из вышеперечисленных произведений.
Ролевая речь в японском языке представляет собой интереснейшее поле для исследований. То же можно сказать и об изучении современных субкультур, к каковым относится лолита. Объединив две этих сферы в данной работе, мы задались целью определить, существует ли особенности речи, характерные для лолит в художественных произведениях. Нашей задачей было сопоставление примеров речи героинь, относящихся к субкультуре лолита, а также особенностей их облика и поведения. По итогам нашего исследования мы заключили, что, поскольку персонажи рассмотренных нами произведений, несомненно, имеют общие речевые характеристики, то можно признать существование кяра, то есть типажа, представляющего субкультуру лолита. В соответствии с теорией ролевой речи, типаж «лолиты» в художественных произведениях имеет ряд лингвистических стереотипов, ассоциирующихся с ним. При этом, поскольку сведения о данном типаже не столь широко распространены, связанные с ним речевые характеристики относятся не к ролевой речи, а к речи персонажа. Кроме того, несмотря на связь образа лолиты с образом «принцессы», мы приняли решение о проведении черты между этими категориями персонажей на основании дополнений к теории ролевой речи. Мы убеждены, что в данной области исследований по-прежнему остается множество вопросов, требующих рассмотрения, а также данных, с помощью которых можно в дальнейшем прийти к более полным и точным выводам. К примеру, расширение круга материалов, с которыми проводится работа, и включение в него большего количества произведений, относящихся к различным областям популярной культуры (от литературы до музыки), несомненно, позволит добиться впечатляющих результатов. Отдельного рассмотрения, на наш взгляд, заслуживает изучение субкультуры лолита. В свете данного исследования определенный интерес представляет проведение параллелей между речью лолит вымышленных и лолит реальных. При этом, несомненно, необходимо принимать во внимание также облик и поведение информантов. Кроме того, сообщество российских лолит может также представлять интересный объект для изучения. Обобщая вышесказанное, в данной работе мы добились поставленных во Введении целей и получили интересующие нас выводы.