Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Рецепция творчества Н.В.Гоголя в сербской реалистической литературе

Работа №138624

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы85
Год сдачи2018
Стоимость4835 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
33
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Н.В.Гоголь у сербов во второй половине XIX века……………7
1.1. Первый этап влияния творчества Н. В. Гоголя
на сербскую литературу
1.2. Второй этап влияния творчества Н.В.Гоголя
на сербскую литературу
Глава II. М. Глишич и Н.В.Гоголь………………………………………28
Глава III. Творчество Б.Нушича и комедии Н.В.Гоголя……………….44
Глава IV.Традиции Н.В.Гоголя в творчестве С. Сремаца
Заключение
Список использованной литературы……………………………………80
Список источников…


Данная работа посвящена исследованию рецепции творчества Николая Васильевича Гоголя (1809-1852) в сербской реалистической литературе второй половины XIX – начала ХХ в.
Реализм данного периода характеризуется стремительным развитием сербской литературы, обусловленным особенностями культурных традиций, духовным и историческим наследием сербского общества и его потребностью осознавать себя частью европейского культуры.
На формирование сербского реализма большое и значимое влияние оказал опыт русской литературы. Об этом позволяет говорить этническая, культурная и языковая общность сербой и русских.
Необходимость и стремление сербской литературы второй половины XIX в к острой социальной направленности, идее национального освобождения, сохранению национальных традиций способствовало использованию художественного опыта народов и, прежде всего, русской литературы, уже являющейся на тот момент значимым явлением в европейской художественной культуре.
Сербская реалистическая проза, вдохновляемая типологически сходными явлениями в русской литературе, стремилась к расширению диапазона, исследованию новых пластов жизни разных социальных групп; отражала столкновение патриархального образа жизни и наступающего буржуазного, монархическую бюрократическую систему общества. Человек в сербской реалистической литературе представляет собой среду, бытовые особенности жизненного уклада своего времени. Все это изображается предельно достоверно, детально и многообразно. Эстетические теории, развивающиеся в тот период в русской реалистической прозе, не могли не привлечь внимание сербских писателей родственностью сюжетов и образов. Безусловно, сыграли свою важную роль контакты сербской интеллигенции, непосредственно обучавшейся в учебных заведениях Киева и Петербурга.
В развитии сербской литературы XIX века у славян творчество Гоголя, являвшегося одним из самых популярных русских писателей среди славянских народов, оставило значительный след. Н. В. Гоголь – «современник национального возрождения большинства славянских народов, когда они особенно интенсивно и жадно впитывали чужой творческий опыт» (Будагова 2012:58-67). Русский писатель получил первое признание у сербов в 1849 году, после публикации повести «Сорочинская ярмарка» в журнале «Српске новине». В последующие два десятилетия все произведения Гоголя были переведены на сербский язык.
В сербской литературе с 70-х гг. XIX в. по начало XX в. был период, который сербская исследовательница М. Милидрагович обозначают как «гоголевский».
Интерес к творческому наследию Гоголя в сербском литературоведении не угас и в настоящее время. Об этом свидетельствуют работы Е. Сартакова «Гоголь и сербская литература XIX века: к постановке проблемы”; М. Дробышевой “Гоголь на сценах Белграда и Загреба и югославянский театр на рубеже XIX – XX веков”; С.Мещеряков “Гоголь и Павич”. Последняя работа показывает, что влияние Гоголя дало настолько сильный толчок, что имеет свое продолжение и в работах авторов последующих поколений: “В XX в. сербская литература в большей мере обращалась к опыту Западной Европы, однако и славянские корни не забыты. Многие писатели интересуются Достоевским, в Гоголе же ценится обращение к фантастике, к гротеску”.
Универсальность и неповторимость Гоголя заключается в том, что его творчество никогда не воспринималось одинаково на разных этапах развития сербской литературы. Вопросы сербского гоголеведения и творческих связей Гоголя с сербскими писателями уже привлекали внимание ученых . Но нам кажется, что недостаточно внимания уделялось становлению сербского реализма. Это становление было особо значимым, потому что оно развивалось в период борьбы Балкансокго полуострова за национальное возрождение. Реализм пробивал дорогу в сильнейшей борьбе с царившем в сербской литературе романтизмом, когда русская литература уже твердо стояла на пути реализма. Ускорение развития литературы в Сербии напрямую связано с творчеством Гоголя. Это и обуславливает актуальность выбранной темы.
Признание гоголевского гения было повсеместным, усвоение же его творческого метода, стиля Гоголя, оказалось сложным, длительным процессом, зависящим, прежде всего, от литературной структуры, от уровня развития каждого из славянских народов. В процессе, который продолжается и в наши дни - контакты одного писателя с Гоголем. Работы подобного рода необходимы, они дают важный научный материал. Гораздо более перспективным может оказаться системный подход к изучению литературы.
Научная новизна заключается в том, что впервые дается не сопоставление Гоголя с отдельными авторами, а эволюция восприятия Гоголя литературой сербского реализма в целом.
Цели и задачи работы. Целью данной работы является постановка вопроса о системном исследовании взаимодействия с творчеством русского писателя Н. В. Гоголя нескольких сербских писателей, что может способствовать выявлению определенных закономерностей развития сербского реализма, его национальных особенностей. В данном случае мы исходим из того, что каждая национальная литература представляет собою «особую динамическую систему», которая развивается «в генетических, контактных, типологических связях с мировым литературным процессом» (Неупокоева 1976:243).
Восприятие импульсов и влияний, исходящих от других литератур, возможно лишь в полном соответствии с «собственным ритмом развития», то есть с готовностью воспринимать это влияние» (Неупокоева: там же).
Задача работы состоит в том, чтобы:
1) показать формат влияния Гоголя на сербскую литературу;
2) выявить основные тенденции развития рецепции творчества Н. Гоголя в исследуемый период и определить ее специфику.
Для достижения основной цели работы проанализированы следующие вопросы:
1) проблематика и направленность исследований сербских и российских литературоведов о Гоголе;
2) причины, обусловившие влияние его творчества на литературный процесс Сербии второй половины XIX века;
3) влияние и типологические схождения в произведениях Гоголя и сербских писателей, условия и причины их возникновения.
Материалом для исследования послужили произведения Н.В.Гоголя, М. Глишича, С.Сремаца и Б.Нушича.
Методы исследования: сравнительно-сопоставительный, культурно-исторический подход.
Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящей работе, посвященной рецепции творчества Гоголя выдающимися представителями сербской реалистической прозы и драматургии, нами была предпринята попытка проследить процесс зарождения и формирования реализма в Сербии, выявить его национальное своеобразие и те черты, которые способствовали интеграции этого направления в общественном литературном развитии.
Влияние творчества Гоголя на сербских реалистов свидетельствует о том, какую большую роль литературная деятельность великого русского писателя сыграло в формировании национальной литературной типологии, в частности, в создание национального типа реализма, а без выявления общего и особенного в литературном развитии отдельных стран невозможно понять многие важные закономерности мирового литературного процесса.
Национальные варианты развития реализма, роль литературных связей и влияний привлекали и привлекают внимание исследователей. И все-таки мы не можем считать их достаточно изученными.
Отталкиваясь от романтизма сербская реалистическая проза в своих поисках средств сближения с жизнью использует произведения Гоголя и под его влиянием стремится изменить функцию фольклора. Вместо ориентации на героический народный эпос писатели-реалисты обращаются к устной народной прозе, к юмористическим жанрам, к стихии народной смеховой культуры. Вместе в тем деромантизация касается и произведений, связанных мистической и фантастической. Наглядный пример - изображение нечистой силы в глишечевской «Голове сахара».
Влиянием Гоголя, его одухотворенным служением народу, народностью и гражданственностью, во многом объясняется обращение сербских реалистов к народной, преимущественно крестьянской жизни, как основе нации, составляющей ее идеальный и нравственный фундамент.
Гоголевское влияние во многом (хотя и не всегда) препятствовало развитию идеализирующих тенденций в сербском реализме, способствовало усилению его социального критицизма. С этим связано обращение сербских писателей не только к народной смеховой культуре, но и к сатире и гротеску.
Изучение сербского реализма позволяет говорить о том, что его развитие не было плавным поступательным движением. На этом пути были неожиданные прорывы и отступления, был несомненный разрыв между степенью реалистичности отдельных произведений, однако типологическая близость к гоголевскому периоду русской литературы и творчеству Гоголя была той константой, которая неизменно помогала сербским писателям 70-х годов XIX – начала XX века создавать произведения, вошедшие в золотой фонд сербской литературы.
Гоголевское влияние на сербских писателей не ограничивается указанным периодом. Гоголь был одним из любимейших авторов Марко Ристича (1902-1984), лидера сербского сюрреализма.
О гоголевском характере творчества Бранко Чопича (1915-1984) писал Й. Деретич в своей “Истории сербской литературы”. Гоголевский след в прозе М. Павича обнаружил С. Мещеряков. Но это уже тема для другого исследования. Как утверждал Гете “каждое решение какой-либо проблемы, есть новая проблема”.



1. Бадалич И.М. Русские писатели в Югославии. М.,1966.
2. Белый А. Мастерство Гоголя. М., 1996.
3. Беляева Ю.Д. Сербская литература в русской науке и критике последней четвертиXIX –начала XX века. // Из истории русско-славянских литературных связей XIX в. М. –Л., 1963.
4. Бошков Ж. Русско-югославские литературные связи. Вторая половина XIX – начало XX века. М., 1975.
5. Брагин Ю.А. Гоголь в Сербии. // Русские писатели в Югославии. Из истории русско-югославских литературных связей. М.,1966.
6. Будагова Л.Н. Восприятие Гоголя в литературах западных и южных славян // Гоголь и традиционная славянская культура. Двенадцатые Гоголевские чтения. Новосибирск: Новосиб. Изд. Дом, 2012.
7. Взаимосвязи и взаимовлияние русской и европейских литератур. СПб, 1997.
8. Виноградов В.В. Различия между закономерностями развития славянских литературных языков и донациональную и национальную эпохи // В кн,: У Международный Съезд славистов 1963. М.,1963.
9. Витомир Р. Вулетић. Светозар Марковић и руски револуционарни демократи. Нови Сад, 1964.
10. Воробьев Л. Любен Каравелов. М., 1980.
11. Воропаев В. Гоголь и «русско-украинский вопрос» // Московский журнал. №1.М.,2002.
12. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л., 1971.
13. Доронина Р.Ф. Литература славянских и балганских народов конца XIX – начала XX веков. Реализм и дургие течения. М., 1976.
14. Доронина Р.Ф. Становление реализма в сербской литературе. М.,1983.
15. Дробышева М.Н., Гоголь на сценах Белграда и Загреба. // в кн. Н.В. Гоголь и славянские литературы. М., 2012.
16. Зарубежные славянские литературы XX век. М.,1970.
17. История литератур западных и южных славян: в 3-х тт. М.: Изд. «Индрик», 1997-2001.
18. Кулешов В.И., История русской критики XVIII – XIX веков. Учебное пособие для студентов филологических специальных университетов и педагогических институтов. М.,1972.
19. Кулешов В.И., Литературные связи России и Западной Европы в XIX веке. 2-е издание. М.,1977.
20. Липатов А.В., Смена парадигм // История литератур западных и южных славян. Т.1. М., 1997.
21. Литература славянских и балканских народов конца XIX – начала XX веков. М.:Наука, 1976.
22. Литература славянских и балканских народов конца XIX – начала XX веков. Реализм и другие течения. М., Наука, 1976.
23. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. М.,1996.
24. Манн Ю.В. Творчество Гоголя: смысл и форма. Спб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2007.
25. Н.В.Гоголь и славянские литературы / отв. Редактор Л.Н. Будагова. М.: Индрик, 2012.
26. Н.В.Гоголь и славянские литературы. Индрик, М.,2012.
27. Неупокоева И.Г. История всемирной литературы. Проблема сравнительного и системного анализа. М.,1976.
28. Никольский С.В., Соловьева А.П. Гоголь и становление реализма в чешской литературе. Краткие сообщения Ин-та славяноведения АН СССР. М.,1952. Вып 8.
29. Попович Т. К вопросу о рецепции Гоголя в сербской литературе // Н.В. Гоголь и русская литература. К 200- летию со дня рождения великого писателя. Девятые Гоголевские чтения. М.: Фестпартнер, 2010.
30. Соливетти К. Возрождение Хомы и кривизна мира// Гоголь как явление мировой литературы, Сб. ст. По материалам международной науной конференции, посвященной 150-летию со дня смерти Н.В. Гоголя. Ред. Ю.В. Манн, М., 2003.
31. Солнцева Л.П., Бранислав Нушич и его комедии // Нушич Б. Комедии. М.: искусствр, 1956.
32. Сравнительное изучение славянских литератур // Международная клнцеренция 18-20 мая 1971 года. М.,Наука, 1973.
33. Стойнич М. Сербский реализм и русская литература // Из истории русско-славянских литературных связей XIX в. М.,-Л. 1975.
34. Толстой Н.И. Заметки по славянской демонологии: Откуда дьяволы разные? Каков облик дьявольский? // Язык и народная культура. Очерки по славянской демонологии. М., 1995.
35. Флакер А. Хорватская литература XIX века и русский реализм // Русско- югославянские литературные связи. М., 1975.
36. Хватов А. Бранислав Нушич. М.; Л.: искусство, 1964.
37. Эйхенбаум Б.М. Как сделана Шинель Гоголя// О прозе. О поезии. Л., 1986.
38. Бобовић М. Достоjевски код Срба. Титоград, 1961.
39. Богдановић М. О руским утицаjгма у српскоj књижевности. Београд,1949.
40. Боковић М. Бранислав Нушич. Београд, 1964.
41. Витомир Р. Вулетић. Светозар Марковић и руски револуционарни демократи. Нови Сад, 1964.
42. Вулетић В. Н.В. Гогољ и српска књижевна ориентациja пре jедног века // Зборник Матице српске за славистику. Нови Сад, 1976.
43. Вулетић С. Руси и Срби у сусрету. Нови Сад, 1995.
44. Вулетић С. Руско-српска књижевна поређена. Нови Сад. 1997.
45. Вученов Д. О српским реалистима и њиховим предходницима. Београд, 1970.
46. Вученов Д. Трагом епохе реализма. Крушевац,1981.
47. Глигорић В. Позоришта у Србиjи // Књижевност. 1950. № 7-8.
48. Глигорић В. Ревизор Гоголя // Нова светлост. № 8. 1921.
49. Глигорић В. Српске реалисти. Београд, 1954.
50. ДеретићJ. Српски роман 1800-1950. Београд, 1981.
51. Добрашиновић Г. Милован Глишић: Живот и дела. Београд, 1963.
52. Живковић Д. Народна фантастика у тквину српске уметничке приповетке друге половине XIX века. Београд., 1973.
53. Здравковић Р. Ревизор код Срба // Покрет. 1902.
54. Иванић Д. Српски реализам. Нови Сад.1996.
55. Иванић М. Помен Гогољу о педесетгодишици смрти његове. Нова исквра. 1902.
56. ИгнтятовићJ. Поглед на књижевность. Српски летопис. 1857.
57. ИгњатовићJ. Поглед на књижевност. Српски летопис. Београд.,1857.
58. Маркович С. Избранные сочинения. М.,1956.
59. Маслеша В. Проблеми наше књижевне графе. №6. 1931.
60. Милидраговиx М. Гоголь у сербов во второй половине XIXвека // Русско-югославянские литературные связи. Вторая половина XIX - начало XX века. М.: Наука, 1975.
61. Митропан П. Глишић и Гогољ// Књижевность. 1951.
62. НадановићМ. Сеоска реаличтичка приповетка у српскоj књижевности XIX века. Београд, 1968.
63. Ничев Б. Бранислав Нушич. Београд,1964.
64. Ничев Б. От фолклор кем литература. София,1976.
65. Погодин А. Руски писци у српским преводима. Кн.28.Београд, 1928.
66. Погодин А. Руско-српска библиографиjа 1800-1925 I-II, Београд, 1932, 1936.
67. Радонић Н. Списатељ и списатељство. Даница. Нови Сад, 1865.
68. Савковић М. Социjални покрет у српскохрватском реализму. Кн.25.Београд, 1928.
69. СкерлићJ. Омладина и њена књижевности. Београд.,1906.
70. СкерлићJ. Писци и књиге. Београд, 1964.
71. СкерлићJ. Сабрана дела. Београд: Мисао, 1964-1967.
72. СкерлићJ. Светозар Марковић. Његов живот, род и идеjе. Београд,1910.
73. СкерлићJ. Стеван Сремац. Сабрана дела. Београд, 1964.
74. СкерлићJ. Историjа нове српске књижевности. Београд, 1953.
75. Стоjнић М. Руско-српска књижевна преплитања. Београд, 1994.
76. Чаjкановић В. Стара српска религиja и митологиja. Сабрана дела. Т 5.
77. Jовановић Р. Бранислав Нушич: живот и дело. Београд: Службени гласник, 2012.
78. Marjanovic P. Mala istorija pozorista: XIII- XXI vek. Novi Sad, 2005.

Список источников:

1. Глишић М. Сабрана дела. Просвета. Београд, 1963.
2. Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений в 14 томах. М.-Л.: Издательство АН.СССР, 1937-1952.
3. Нушић Б. Сабрана дела Бранислав Нушић, 20 књига. Прсвета. 2015.
4. Сремац С. Сабрана дела Стевана Сремцу у 6 књига. Просвета. 1977.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ