ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РФ 8
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ НА ПРОЛЕТАРСКОМ ТАМОЖЕННОМ ПОСТУ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ 26
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ НА ПРОЛЕТАРСКОМ ТАМОЖЕННОМ ПОСТУ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. В настоящее время одним из государственных институтов, обеспечивающих экономическую безопасность и экономическое развитие РФ, является Федеральная таможенная служба (далее - ФТС России), деятельность которой номинируется термином «таможенное дело».
Эффективное использование потенциала ФТС России, обеспечение устойчивой результативности ее деятельности и качественного совершенствования в современных условиях - все это самым непосредственным образом связано с решением широкого спектра проблемных вопросов системного характера. Состояние системы таможенных органов России обусловливает и состояние управления в таможенных органах, а последнее оказывает существенное влияние на эффективность деятельности таможенных органов. Таким образом, совершенствование деятельности таможенных органов должно осуществляться в первую очередь на основе оценки эффективности работы таможенных органов и через совершенствование управленческих подходов и технологий.
«Современное таможенное дело - это сложная динамическая система, управление которой можно определить как непрерывный целенаправленный социально¬экономический и организационно-технический процесс, осуществляемый с помощью различных методов. Как совокупность способов гармонизации всего процесса таможенной деятельности они являются взаимосвязанной системой, правильное сочетание элементов которой определяет эффективность внешнеэкономической деятельности РФ» .
Важным компонентом управления является сам процесс управления. Процесс управления - это деятельность органов и аппаратов управления, направленная на достижение целей таможенных органов путем реализации определенных функций с использованием соответствующих методов и принципов управления. Процесс управления отличается специфическим содержанием, в котором выделяются: методологический, функциональный, экономический, организационный, социальный и информационный аспекты.
Несмотря на существенные положительные изменения в деятельности таможенных органов РФ, следует признать, что современный этап их развития характеризуется и рядом недостатков, в первую очередь, связанных с расхождением между фактическим и желаемым положением дел. Реформирование таможенных органов РФ во многом сводилось к
изменениям отдельных процедур. При этом внимание уделялось самым острым проблемам, не затрагивая общих вопросов деятельности таможенных органов. Реформы отвлекали значительные ресурсы и большей частью преследовали цель увеличить поступления в федеральный бюджет. Однако эти изменения не затрагивали всех сторон практической работы таможенной службы и что самое важное не способствовали повышению эффективности процесса управления как системой таможенных органов в целом, так и отдельных ее элементов. Вследствие этого, рассмотрение теоретических и практических аспектов процесса управления в таможенных органах РФ и разработка на их основе предложений по его совершенствованию является актуальной темой дипломного исследования.
Степень изученности темы дипломного исследования. В процессе исследования особый интерес представляют труды ученых, рассматривающих вопросы, связанные с содержанием, функциями и методами управления в таможенных органах РФ. В частности, уделялось внимание исследованиям, посвященным развитию управления таможенным делом, таких авторов как Н.А. Аксеновой, Е.М. Богоевой, В.В. Макрусева, О.В. Павловой и др .
Исследование влияния интеграционных процессов на управление таможенным делом, представлено в трудах В.Ф. Волкова, А.М. Лягина, И.В. Мильшина, А.А. Плетухина, А.О. Прокопова, Е.П. Степанова, Е.Н. Цыганко и др .
Особое внимание уделялось исследованию опыта повышения эффективности управления таможенной деятельностью в странах ближнего зарубежья, в частности,изложенных в трудах Т.Ш. Абдырова, С.В. Борисюка, С.Н. Гармонникова, Г.Ю. Кулик, М.Н. Разумей, Ж.А. Ташиева и др.
Проблема исследования обусловлена противоречием между необходимостью совершенствования процесса управления в таможенных органах РФ и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по оптимизации данного процесса на уровне таможенных постов.
Объектом исследования является процесс управления в таможенных органах РФ.
Предметом исследования выступают методы и технологии управления деятельностью Пролетарского таможенного поста Белгородской таможни.
Целью дипломной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию процесса управления на Пролетарском таможенном посту Белгородской таможни.
Для достижения поставленной цели необходимо решить соответствующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы процесса управления в таможенных органах РФ;
- исследовать практика управления на Пролетарском таможенном посту Белгородской таможни;
- разработать направления по совершенствованию процесса управления на Пролетарском таможенном посту Белгородской таможни.
В качестве теоретико-методологической основы дипломного исследования выступают основные положения организации и совершенствования процесса управления в таможенных органах РФ, изложенных в трудах Л.М. Марченковой, Е.М. Самородовой, И.Б. Илюхиной, Е.Н. Рудаковой.
Особое место занимают итоговые доклады, отчеты, результаты практических работников - руководителей (заместителей) таможенных органов, занимающихся вопросами совершенствования информационного обеспечения деятельности таможенных органов РФ. Автором изучены итоговые доклады об основных результатах деятельности Пролетарского таможенного поста Белгородской таможни в 2014-2016 гг.
Важную роль в процессе написания дипломной работы играют такие методы, как системный анализ и синтез, сравнения и аналогий, графический, экономико-статистический, экономико-статистический методы, методы анализа рядов динамики и другие.
Эмпирической базой исследования послужили: ТК ТС, Решения ЕЭК (Комиссии ТС), федеральные законы, Указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, приказы и распоряжения ФТС России, Центрального таможенного управления (ЦТУ), Белгородской таможни.
Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что результаты дипломного исследования конкретизируют общетеоретические представления о порядке применения вывозных таможенных пошлин в Российской Федерации
Результаты исследования могут быть использованы в деятельности Белгородского таможенного поста Белгородской таможни.
Структура дипломной работы обусловливается поставленной целью и задачами исследования. Дипломная работа состоит из введения; трёх разделов; заключения; списка источников и литературы; приложения.
В настоящее время результативность деятельности таможенных органов РФ во многом определяется эффективностью управления характеризующей организованность таможенной системы Российской Федерации, обеспечение сохранение её структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программ и целей. Вследствие этого, управление в таможенных органах представляет собой целенаправленное воздействие на таможенные органы для упорядочивания, сохранения, совершенствования и развития его определенной качественной специфики.
Эффективное использование потенциала ФТС России, обеспечение устойчивой результативности ее деятельности и качественного совершенствования в современных условиях - все это самым непосредственным образом связано с решением широкого спектра проблемных вопросов системного характера. Состояние системы таможенных органов России обусловливает и состояние управления в таможенных органах, а последнее оказывает существенное влияние на эффективность деятельности таможенных органов. Поэтому эти понятия необходимо исследовать в их взаимной связи, используя принципы и методы системной методологии.
Особенности процесса управления в таможенных органах обусловлены системной природой таможенной системы и таможенной политики, общественных характеров труда, необходимостью, осуществления внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. К их числу можно также отнести ярко выраженную нацеленность управления на конечный результат служебной деятельности; сочетание управленческой деятельности внутри системы с работой с участниками внешнеэкономической деятельности; осуществление полномочий органа государственного управления; допустимость разумного риска в процессе управления; динамичность процессов управления в условиях противоборства сотрудников таможенных органов с недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности и т.д.
Современный подход к управлению деятельностью таможенных органов основывается на использовании технологий управления, как способов выполнения управленческих операций и их элементов в оптимальной последовательности при рациональном распределении между исполнителями с учетом их квалификации и затрат. К числу наиболее часто используемых технологий управления в деятельности таможенных органах можно отнести: линейную технологию, технологию управления по отклонениям, технологию управления по ситуации, технологию управления по результатам, технологию поискового управления и др.
Современные социально-экономические тенденции развития деятельности таможенных органов требует дальнейшего совершенствования инструментов и методов управления таможенным делом, особенно на уровне таможенных постов. Связано это с тем, что именно от эффективности управления деятельностью таможенных постов во многом зависит осуществление выпуска товаров, что в свою очередь определяет скорость товарооборота и эффективность внешнеторговой деятельности в целом.
Белгородской таможне непосредственно подчинено 11 таможенных постов и 3 отдела таможенного оформления и таможенного контроля с самостоятельным кодом в составе таможенных постов. В структуру таможни также входят 2 службы, 39 отделов и отделений, врачебный здравпункт и 4 отдельные должности. В зону деятельности исследуемого Пролетарского таможенного поста входят три района Белгородской области: Ракитянский, Краснояружский и Ивнянский, в соответствии с Приказом ФТС России «О местонахождении и регионах деятельности таможенных органов Центрального таможенного управления». Штатная численность Пролетарского таможенного пота составляет 25 человек.
Пролетарский таможенный пост в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, международными договорами Российской Федерации, таможенным законодательством Таможенного союза, законодательством Российской Федерации о таможенном деле, иным законодательством Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, актами органов валютного регулирования, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами Банка России, иными нормативными правовыми актами в области таможенного дела, нормативными и иными правовыми актами ФТС России.
На фоне ухудшения внешнеполитической и внешнеэкономической ситуации происходит стремительное сокращение снижение как экспортных, так и импортных операций, соответственно и всех основных показателей, характеризующих эффективность процесса управления деятельностью Пролетарского таможенного поста Белгородской таможни. Несмотря на то, что лидирующие позиции в торговых отношениях традиционно остаются за Украиной, на долю которой на сегодняшний день приходиться около 40% внешнеторгового оборота Белгородской таможни. При этом активно развивается торгово-экономическое сотрудничество в рамках ЕАЭС, что требует дальнейшего развития управленческого инструментария на Пролетарском таможенном посту Белгородской таможни.
Процессы интеграции российской экономики в систему внешнеэкономических операций на современном этапе невозможны без управления конкурентоспособностью хозяйственных субъектов, включая и саму систему государственных органов. Именно поэтому становятся актуальными вопросы развития и модернизации управления в государственных органах исполнительной власти, в частности в таможенных органах РФ, активно взаимодействующих с участниками внешнеэкономической деятельности.
Повышение эффективности работы таможенной службы РФ и, в частности, Пролетарского таможенного поста Белгородской таможни в значительной мере определяется организованностью системы управления, зависящей от ее структуры и деятельности всех элементов. При этом необходимость совершенствования системы управления на современном этапе определяется многими факторами. Это и оптимизация численности аппарата управления, его функций и организационной структуры, внедрение автоматизированных систем управления, разработка систем принятия решения.
К числу основных направлений совершенствования процесса управления на Пролетарском таможенном посту Белгородской таможни можно отнести: развитие системного анализа в сфере таможенного менеджмента, модернизация организационной структуры управления, внедрение и использование современных методов управления, в частности, процессно-ориентированного подхода к управлению таможенной деятельностью, развитие кадровых технологий в системе управления таможенных органов, совершенствование управления качеством таможенных услуг.
1. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года *Текст+ // Российская газета. - 2009. - № 7 (4831). - 21 января.
2. Таможенный кодекс Таможенного союза *Текст+ : приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010. - № 50. - Ст. 6615.
3. О службе в таможенных органах Российской Федерации *Текст+ : федер. закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ (ред. от 22.12.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1997. - № 30. - Ст. 3586.
4. О таможенном регулировании в Российской Федерации *Текст+ : федер. закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010. - № 48. - Ст. 6252.
5. О Федеральной таможенной службе *Текст+ : Постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. № 809 (ред. от 27.12.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 38. - Ст. 4823.
6. Вопросы Министерства финансов Российской Федерации *Текст+ : Указ Президента Российской Федерации от 15 января 2016 г. № 12 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2016. - № 3. - Ст. 473.
7. О Концепции развития таможенных органов Российской Федерации [Текст] : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 2225-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2006. - № 2. - Ст. 260.
8. О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года [Текст] : Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2575-р (ред. от 15.04.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 2. - Ст. 109.
9. О внесении изменений в Стратегию развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2575-р [Текст] : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 612-р (ред. от 15.04.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 18 - Ст. 2220.
10.О создании таможенных органов *Электронный ресурс+ : Приказ Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 14 февраля 1992 г. № 45 (ред. от 14.02.1992) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
11.Об утверждении Концепции системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации *Текст+ : Приказ ФТС России от 10 марта 2006 г. № 192 //
Таможенный вестник. - 2006. - № 7.
12. Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне [Текст] : Приказ ФТС России от 04 сентября 2014 г. № 1700 // Российская газета. - 2015. - 14 января.
13. Об утверждении перечня и порядка применения технических средств таможенного контроля в таможенных органах Российской Федерации [Текст] : Приказ ФТС России от 21 декабря 2010 г. № 2509 (ред. от 15.05.2014) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2011. - № 14. - 4 апреля.
14. Об утверждении типового положения о службе таможенного контроля после выпуска товаров регионального таможенного управления и типового положения о подразделении таможенного контроля после выпуска товаров таможни [Электронный ресурс] : Приказ ФТС России от 07 ноября 2012 г. № 2255 (ред. от 01.12.2014) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
15. Абдыров, Т.Ш. Система управления таможенными органами как основа система управления качеством таможенных услуг [Текст] / Т.Ш. Абдыров, Ж.А. Ташиев // Известия Вузов Кыргызстана. - 2015. - №4. - С. 25¬35.
16. Аксенова, Н.А. Понятия «управление» и «эффективность» в таможенном деле [Текст] / Н.А. Аксенова // Вестник Российской таможенной академии. - 2013. - №1. - С. 93-103.
17. Антропова, Ю.Ю. Современные кадровые технологии на государственной гражданской службе [Текст] : монография / Ю.Ю. Антропова. - Екатеринбург, 2015. - 142 с.
18. Афонин, П. Н. Повышение качества таможенных услуг на таможенно-логистических терминалах [Текст] / П. Н. Афонин, Е. Н. Денисова, Г. Е. Мютте // Российское предпринимательство. - 2012. - № 8 (206).- С. 138-144.
19. Баглаенко, И.А. Основные принципы управления развитием таможенного дела в России [Текст] / И.А. Баглаенко // Актуальные проблемы экономики современной России. - 2015. - №2. - С. 295-230.
20. Барамзин, С. В. Управление качеством таможенной деятельности [Текст] / С. В. Барамзин. - М.: РИО РТА, 2011. - 356 с.
21. Богоева, Е.М. Коллективные методы и технологии в управлении таможенным делом [Текст] / Е.М. Богоева, В.В. Макрусев. - М.: Проспект, 2013. - 220 с.
22. Борисюк, С.В. Таможенная служба Беларуси: современный этап развития в аспектах правоохранительной и организационно-управленческой деятельности [Текст] / С.В. Борисюк // Проблемы управления. - 2012. - №3 (44). - С. 85-95.
23. Боровикова, Н.В. Совершенствование методов государственного регулирования экономики в современной России [Текст] / Н.В. Боровикова // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. - 2014. - № 14. - С. 40-43.
24. Зимин, И.В. Таможенно-тарифное регулирование мясной отрасли в Российской Федерации [Текст] / И.В. Зимин // Молодежь и наука. - 2013. - № 3. - С. 6-9.
25. Волков, В.Ф. Некоторые особенности и проблемные вопросы управления таможенным делом [Текст] / В.Ф. Волков. - М.: Ника, 2013. - 150 с.
26. Гармонников, С.Н. О вопросах модернизации системы органов государственного управления Республики Казахстан в сфере таможенного дела [Текст] / С.Н. Гармонников // Ученые записки Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала РТА. - 2015. - №1 (53). - С. 45-51.
27. Гончаров, С. В. Совершенствование системы управления и качества услуг таможенного представителя в международной торговле [Текст] / С. В. Гончаров // Проблемы современной экономики. - 2013. - № 3 (47). - С. 170-175.
28. Дафт, Р. Л. Менеджмент [Текст] / Р. Л. Дафт. - СПб.: Питер, 2010. -864 с.
29. Жигун, Л. А. Выявление факторов, определяющих качество управления государственными таможенными услугами [Текст] / Л. А. Жигун // Вестник Российской таможенной академии. - 2013. - № 3. - С. 30-39.
30. Кулик, Г.Ю. Электронное государственное управление таможенным делом в Украине [Текст] / Г.Ю. Кулик, М.Н. Разумей // Государственное управление. - 2014. - №47. - С. 67-74.
31. Лягин, А.М. Информационные системы управления в таможенном деле [Текст] / А.М. Лягин, А.А. Плетухина, Е.П. Степанова, Е.Н. Цыганко // Экономические и информационные проблемы развития региона. - 2016. - № 4. - С. 51-66.
32. Макмиллан, Г. Словарь современной экономической теории Макмиллана [Текст] / Г. Макмиллан. - М.: Оникс, 2010. - 736 с.
33. Макрусев, В.В. Управление институтом таможенного дела России на основе целостно-эволюционного подхода [Текст] / В.В. Макрусев // Вестник Государственного университета управления. - 2012. - №6. - С. 43¬49.
34. Макрусев, В.В. Таможенный менеджмент [Текст] / В.В. Макрусев. - М.: Феникс, 2015. - 350 с.
35. Марченкова, Л.М. Роль таможенного управления в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
Российской Федерации [Текст] / Л.М.Марченкова, Е.М. Самородова, И.Б. Илюхиной // Евразийский юридический журнал. — 2016. — №5 (96). — С. 77¬91.
36. Матвеева, О.П. Управление в таможенных органах [Текст] / О.П. Матвеева, Е.Н. Гончарова. — Белгород: Константа, 2014. — 200 с.
37. Мескон, М.Х. Основы менеджмента [Текст] / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. — М.: Феникс, 2015. — 350 с.
38. Мильшина, И.В. Влияние интеграционных процессов на управление таможенным делом [Текст] / И.В. Мильшина. — М.: Ника, 2015. — 150 с.
39. Михеева, Н. М. Внедрение системы менеджмента качества в деятельность таможенных органов [Текст] / Н. М. Михеева, В. А. Плотников // Материалы межвузовской научно-практической конференции. — 2011. — №4. — С. 21-29.
40. Мячин, А.М. Актуальные проблемы теории и практики таможенного дела: взгляд молодых лидеров [Текст] // Сборник материалов Всероссийской молодежной научно-практической конференции / Под общ. ред. профессора А.Н.Мячина. — СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова филиал РТА. — 2014. — 392 с.
41. Осипов, В.А. Основы управления в таможенных органах [Электронный ресурс] / В.А. Осипов. Режим доступа: http: //tchsp. ru/h/f0/1/1 /index 15. html.
42. Остапенко, Ю.С. Понятие, формы и правовые последствия экономической интеграции государств [Текст] / Ю.С. Остапенко // Вестник волжского университета им. В.Н. Татищева. — 2013. — № 4. — С. 31—32.
43. Павлова, О.В. Развитие процессно-ориентированного подхода к управлению деятельностью таможенных органов России [Текст] / О.В. Павлова // Kant. — 2012. — №2. — С. 21-29.
44. Порошин, Ю. ^.Таможенное дело [Текст] / Ю. Б. Порошин. — Саратов: СГСЭУ, 2017. — 160 с.
45. Прокопов, А.О. Управление таможенным делом в Евразийском экономическом союзе: теоретико-правовой аспект [Текст] / А.О. Прокопов // Парадигмальные основания государственного управления. - 2015. - №4. -
С.91-101.
46. Прохоренко, И.Л. Организационная теория в анализе глобального управления [Текст] / И.Л. Прохоренко // Вестник Московского университета. Серия 25. Международные отношения и мировая политика. - 2014. - № 3. -
С. 150-173.
47. Рудакова, Е.Н. К вопросу о формировании системы критериев и показателей оценки эффективности деятельности таможенных органов Российской Федерации [Текст] / Е.Н. Рудакова // Вестник Государственного университета управления. - 2015. - №13. - С. 25-35.
48. Селюков, М.В. Управление таможенной деятельностью [Текст] / М.В. Селюков, Н.П. Шалыгина, О.А. Немченко, А.В. Тарасенко. - Белгород: Константа, 2016. - 200 с.
49. Семенов, А.В. Политико-экономические санкции в современных международных отношениях [Текст] / А.В. Семенов // Власть. - 2015. - № 7. - С. 67-72.
50. Толкачев, С.А. История экономических учений [Текст] / С.А. Толкачев. - М. : Юрайт, 2015. - 511 с.
51. Консультации по таможенному законодательству [Электронный ресурс] : Официальный сайт Центрального таможенного управления ФТС России. Режим доступа:
http://ctu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=284&Itemid=317.
52. Официальный сайт Центрального таможенного управления ФТС России [Электронный ресурс] : 2004-2017. Режим доступа : http://ctu.customs.ru.
53. Статистическая информация о деятельности Белгородской таможни [Электронный ресурс] : Официальный сайт Центрального таможенного управления ФТС России. - Режим доступа:
http://ctu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=category&id=193&Itemid=235.
54. Федеральной таможенной службе РФ 25 лет. Белгородская таможня на страже экономической безопасности России с 1992 года. [Электронный ресурс] : Официальный сайт ФТС России. Режим доступа: http://ctu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=12913:-25-1992-&catid=4:news-tam-cat&Itemid=62.
55. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] / Режим доступа : URL: http://www. gks.ru.