Развитие координационных способностей футболистов на этапе начальной специализации (Нижегородское Областное Училище Олимпийского Резерва)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ФУТБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ 6
1.1 Понятие и характеристика различных видов координационных способностей 6
1.2 Средства и методы развития координационных способностей 12
1.3 Общая физиологическая характеристика футбола 16
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ФУТБОЛИСТОВ 24
2.1 Организация констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы 24
2.2 Результаты констатирующего этапа 28
ГЛАВА 3. РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ФУТБОЛИСТОВ31
3.1 Развитие координационных способностей у футболистов 31
3.2 Результаты контрольного исследования33
ВЫВОДЫ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ФУТБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ 6
1.1 Понятие и характеристика различных видов координационных способностей 6
1.2 Средства и методы развития координационных способностей 12
1.3 Общая физиологическая характеристика футбола 16
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ФУТБОЛИСТОВ 24
2.1 Организация констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы 24
2.2 Результаты констатирующего этапа 28
ГЛАВА 3. РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ФУТБОЛИСТОВ31
3.1 Развитие координационных способностей у футболистов 31
3.2 Результаты контрольного исследования33
ВЫВОДЫ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40
Актуальность исследования. Одним из важнейших факторов работы является развитие координации движений у юных футболистов. В течение 1-2 года обучения футболисты осваивают первые навыки работы с мячом, поэтому развитие координации приобретает важное значение и является одной из значимых задач учебно-тренировочного процесса. Координация и гибкость движений – одни из важных качеств в футболе, без развития гибкости и без совершенствования координации движений невозможно достичь каких-либо результатов в спорте.
Техническая подготовка в современном футболе характеризуется сложно-координационными действиями спортсменок, выполняемых манипуляций мячом на быстро меняющихся игровых позициях. Специфика вида спорта предъявляет высокие требования к спортсменкам в развитии координационных способностей.
В спорте воспитанию координационных способностей всегда уделялось пристальное внимание. Т.В. Нестеровой были рассмотрены начальные этапы подготовки, Т.С. Лисицкой было упомянуто о развитие координационных способностей футболистов в многолетнем аспекте, Ж.А. Белокопытова проанализировала развитие координационных способностей футболистов на этапе высших спортивных достижений [5; 19, 25].
Так как футбол является сложно-координационным видом спорта, которому присуще быстрота выполнения технических действий, быстрота мышления, способность проявлять лучшие психологические и физические качества в напряженной игровой ситуации, поэтому развитие координационных способностей является приоритетным направлением в подготовке футболистов.
Применительно к детскому спорту выделяют следующие наиболее значимые координационные способности в процессе управления двигательными действиями: способность к реагированию, способность к равновесию, ориентационная способность, дифференцированная способность, разновидностями которой является способность к дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движения, ритмическая способность.
Изучением механизмов развития координационных способностей занимались многие исследователи: В.И. Лях, Н.А. Бернштейн, В.К. Бальсевич, Н.А. Фомин, А.Г. Кравцев, И.Ю. Горская, А.Г. Карпеев, А.В. Маслюков, О.Н. Урлова. Вместе с тем в данных работах в большей мере рассматриваются вопросы, связанные с общим изучением понятия координационные способности, особенностями их развития в различные возрастные периоды. Методам развития координационных способностей в футболе отражены научные труды: Н.А. Бернштейна, Е.П. Ильина и других, однако важно понимать, что проблема развития координационных способностей футболистов нуждается в дальнейшем изучении и разработке.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что развитие координационных способностей юных футболистов будет эффективным, если будут использованы такие методы как наглядный, словесный и практический методы, а так же если будет учтено исходное состояние координационных способностей.
Объект исследования: тренировочный процесс футболистов
Предмет исследования: развитие координационных способностей футболистов на этапе начальной специализации.
Цель исследования – изучить особенности развития координационных способностей футболистов на этапе начальной специализации.
Задачи исследования:
1) Изучить понятие и характеристику различных видов координационных способностей.
2) Рассмотреть средства и методы развития координационных способностей.
3) Описать общую физиологическую характеристику футбола.
4) Провести опытно-экспериментальную работу по развитию координационных способностей футболистов.
5) Провести работу по развитию координационных способностей у футболистов и выявить ее эффективность.
Методы исследования:
- теоретические - анализ научно-методической литературы по теме, систематизация, обобщение, анализ собранных данных;
- эмпирические - педагогический эксперимент;
- методы обработки результатов - количественный и качественный анализ полученных данных.
Практическая значимость. Собранный теоретический материал и данные полученные в ходе исследования могут в дальнейшее использоваться педагогами, тренерами и студентами при изучении вопросов развития координационных способностей футболистов на этапе начальной специализации.
Техническая подготовка в современном футболе характеризуется сложно-координационными действиями спортсменок, выполняемых манипуляций мячом на быстро меняющихся игровых позициях. Специфика вида спорта предъявляет высокие требования к спортсменкам в развитии координационных способностей.
В спорте воспитанию координационных способностей всегда уделялось пристальное внимание. Т.В. Нестеровой были рассмотрены начальные этапы подготовки, Т.С. Лисицкой было упомянуто о развитие координационных способностей футболистов в многолетнем аспекте, Ж.А. Белокопытова проанализировала развитие координационных способностей футболистов на этапе высших спортивных достижений [5; 19, 25].
Так как футбол является сложно-координационным видом спорта, которому присуще быстрота выполнения технических действий, быстрота мышления, способность проявлять лучшие психологические и физические качества в напряженной игровой ситуации, поэтому развитие координационных способностей является приоритетным направлением в подготовке футболистов.
Применительно к детскому спорту выделяют следующие наиболее значимые координационные способности в процессе управления двигательными действиями: способность к реагированию, способность к равновесию, ориентационная способность, дифференцированная способность, разновидностями которой является способность к дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движения, ритмическая способность.
Изучением механизмов развития координационных способностей занимались многие исследователи: В.И. Лях, Н.А. Бернштейн, В.К. Бальсевич, Н.А. Фомин, А.Г. Кравцев, И.Ю. Горская, А.Г. Карпеев, А.В. Маслюков, О.Н. Урлова. Вместе с тем в данных работах в большей мере рассматриваются вопросы, связанные с общим изучением понятия координационные способности, особенностями их развития в различные возрастные периоды. Методам развития координационных способностей в футболе отражены научные труды: Н.А. Бернштейна, Е.П. Ильина и других, однако важно понимать, что проблема развития координационных способностей футболистов нуждается в дальнейшем изучении и разработке.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что развитие координационных способностей юных футболистов будет эффективным, если будут использованы такие методы как наглядный, словесный и практический методы, а так же если будет учтено исходное состояние координационных способностей.
Объект исследования: тренировочный процесс футболистов
Предмет исследования: развитие координационных способностей футболистов на этапе начальной специализации.
Цель исследования – изучить особенности развития координационных способностей футболистов на этапе начальной специализации.
Задачи исследования:
1) Изучить понятие и характеристику различных видов координационных способностей.
2) Рассмотреть средства и методы развития координационных способностей.
3) Описать общую физиологическую характеристику футбола.
4) Провести опытно-экспериментальную работу по развитию координационных способностей футболистов.
5) Провести работу по развитию координационных способностей у футболистов и выявить ее эффективность.
Методы исследования:
- теоретические - анализ научно-методической литературы по теме, систематизация, обобщение, анализ собранных данных;
- эмпирические - педагогический эксперимент;
- методы обработки результатов - количественный и качественный анализ полученных данных.
Практическая значимость. Собранный теоретический материал и данные полученные в ходе исследования могут в дальнейшее использоваться педагогами, тренерами и студентами при изучении вопросов развития координационных способностей футболистов на этапе начальной специализации.
1. Обобщение данных учебно-методической литературы показывает, что одной из главных задач становится обеспечение всестороннего развития координационных способностей, так как в современных условиях спортивной деятельности возрастает значение таких качеств человека, как способность быстро ориентироваться в пространстве, тонко дифференцировать свои мышечные ощущения и регулировать степень напряжения мышц, быстро реагировать на сигналы внешней среды. Под координационными способностями мы понимаем возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия.
2. Сложные упражнения, содержащие элементы новизны являются основным средством развития координационных способностей. Так же существуют методические подходы, связанные с развитием и совершенствованием координации: упражнения на развитие координации должны всегда меняться и быть новыми; необходимо развивать способность к перестроению своей деятельности; улучшать точность движений различных параметров, для более лучшего восприятия; уметь преодолевать излишнюю напряженность мышц, для этого на занятии целесообразно использовать упражнения на расслабление и растяжку. Так же выделяют повторный метод и игровой.
3. Футбол относится к видам спорта, в которых большая часть времени занимают перемещения, характеризующиеся разными скоростями выполнения. Игроки различных амплуа имеют существенные отличия не только по специальной физической и психической характеристикам игры, но и требуют различной технико-тактической подготовленности. Эффективность соревновательной деятельности в футболе зависит от личности юного спортсмена, его психофизиологических особенностей, которые влияют на надежность выполнения технико-тактических действий. Футбол характеризуется высокой интенсивностью игры и частым использованием технико-тактических действий. Поэтому к футболистам предъявляются повышенные требования к физической подготовленности.
4. Нами была проведена опытно-экспериментальная работа целью которой стало - развитие координационных способностей у юных футболистов. Педагогический эксперимент проводился в ДЮСШ №1. В исследовании участвовала группа 2-го года обучения в количестве 10 человек в возрасте 12 лет. Исследование координационных способностей в сентябре 2020 года по четырем показателям: прыжок в длину с места (см); метание набивного мяча (см); «челночный бег» 3х10 м (сек.); метание малого мяча 150 г (м) показало следующие результаты. Таким образом, из общего количества спортсменов, на констатирующем этапе 1 ученик имеет удовлетворительные результаты по челночному бегу, более половины учеников имеют хороший результат, треть – отличный.
5. Составленный комплекс упражнений, направленный на развитие координационных способностей юных футболистов, оказал положительное влияние. Применение дополнительных средств развития координационных способностей на занятиях с юными футболистами оказалось эффективным, что подтверждается результатами исследования. После проведение контрольного этапа, мы заметили разницу, и в целом, динамика оценок по результатам тестирования составила: 10% в челночном беге, 6% в метании малого мяча, 14% в броске мяча 1 кг, 6% в прыжке в длину. Средний прирост составил 9%. Возможно, что при более длительной реализации комплекса упражнений прирост будет выше.
2. Сложные упражнения, содержащие элементы новизны являются основным средством развития координационных способностей. Так же существуют методические подходы, связанные с развитием и совершенствованием координации: упражнения на развитие координации должны всегда меняться и быть новыми; необходимо развивать способность к перестроению своей деятельности; улучшать точность движений различных параметров, для более лучшего восприятия; уметь преодолевать излишнюю напряженность мышц, для этого на занятии целесообразно использовать упражнения на расслабление и растяжку. Так же выделяют повторный метод и игровой.
3. Футбол относится к видам спорта, в которых большая часть времени занимают перемещения, характеризующиеся разными скоростями выполнения. Игроки различных амплуа имеют существенные отличия не только по специальной физической и психической характеристикам игры, но и требуют различной технико-тактической подготовленности. Эффективность соревновательной деятельности в футболе зависит от личности юного спортсмена, его психофизиологических особенностей, которые влияют на надежность выполнения технико-тактических действий. Футбол характеризуется высокой интенсивностью игры и частым использованием технико-тактических действий. Поэтому к футболистам предъявляются повышенные требования к физической подготовленности.
4. Нами была проведена опытно-экспериментальная работа целью которой стало - развитие координационных способностей у юных футболистов. Педагогический эксперимент проводился в ДЮСШ №1. В исследовании участвовала группа 2-го года обучения в количестве 10 человек в возрасте 12 лет. Исследование координационных способностей в сентябре 2020 года по четырем показателям: прыжок в длину с места (см); метание набивного мяча (см); «челночный бег» 3х10 м (сек.); метание малого мяча 150 г (м) показало следующие результаты. Таким образом, из общего количества спортсменов, на констатирующем этапе 1 ученик имеет удовлетворительные результаты по челночному бегу, более половины учеников имеют хороший результат, треть – отличный.
5. Составленный комплекс упражнений, направленный на развитие координационных способностей юных футболистов, оказал положительное влияние. Применение дополнительных средств развития координационных способностей на занятиях с юными футболистами оказалось эффективным, что подтверждается результатами исследования. После проведение контрольного этапа, мы заметили разницу, и в целом, динамика оценок по результатам тестирования составила: 10% в челночном беге, 6% в метании малого мяча, 14% в броске мяча 1 кг, 6% в прыжке в длину. Средний прирост составил 9%. Возможно, что при более длительной реализации комплекса упражнений прирост будет выше.



