ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОЦЕССОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ 5
1.1. Понятие о процессе социализации и факторы, влияющие на его протекание 5
1.2. Характеристика основных институтов и агентов социализации 7
1.3. Современные условия протекания процессов социализации 15
ГЛАВА II. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ 22
2.1 Характеристика влияния истории как школьного предмета на протекание процессов социализации 22
2.2 Методическая разработка урока истории 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 41
Полноценная жизнь и деятельность человека напрямую связана с его постоянным нахождением в обществе. Каждому из нас необходимо общение с другими людьми, ведь это позволяет ощущать себя полноценным. Именно процесс социализации отвечает за интеграцию индивида в существующую социальную систему. Благодаря успешному осуществлению социализации человек становится личностью.
Проблема социализации является очень актуальной в наше время. Темпы общественного развития за последние десятилетия существенно возросли, появились качественно новые качества и факторы, определяющие успешность человека. Сегодня общество предъявляет новые требования к каждому вступающему в него человеку. Очень важно им соответствовать. Социум испытывает потребность в социально активных субъектах, имеющих некоторую индивидуальность. Именно изучение процесса социализации, факторов, помогающих добиться успеха в его осуществлении, позволит воспитать как можно больше полноценных личностей. Очень важно постоянно отслеживать изменения, происходящие в процессе социализации, ведь это напрямую влияет не только на общемировое развитие, но и на каждого из нас. Социализация-залог жизненного успеха для большинства людей. Необходимо понимать, что способствует протеканию данного процесса и как повысить уровень его успешности. От этого зависит будущее каждого из нас.
Таким образом, можно сделать вывод, что тема курсовой работы является актуальной.
Проблема данного исследования заключается в выявлении и изучении дополнительных факторов, которые могли бы оказывать значительное влияние на социализацию личности.
Степень разработанности и место в науке: процессы социализации исследуются в различных аспектах социально-гуманитарных наук. Стоит отметить, что современная воспитательная ситуация постоянно меняется, появляются новые неизученные факторы, влияющие на социализацию личности.
Объект исследования: социализация как процесс.
Предмет исследования: культурно-исторический опыт как фактор, оказывающий влияние на процесс социализации.
Цель: изучить степень влияния культурно-исторического опыта на процесс социализации подростков.
Задачи:
1) Изучить теорию в области факторов, влияющих на социализацию;
2) Изучить особенности социализации современного российского школьника;
3) Познакомиться с проблемами социализации современных подростков;
4) Установить значимость процесса социализации при становлении личности;
5) Определить культурно-исторический опыт;
6) Изучить восприятие и отношение к культурно-историческому опыту у школьников;
7) Сделать выводы о возможной степени влияния данного фактора на процесс социализации школьников.
Методы исследования: в качестве инструментов исследования использовались общенаучные методы познания: анализ литературы, синтез, теоретическая интерпретация, научная рефлексия....
Структура работы: курсовая работа представлена на 46 страницах и включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы.
Социализация человека в современном мире имеет общие или сходные черты в большинстве современных обществ. Получение необходимого образования, воспитания, усвоение ключевых ценностных ориентаций, норм и традиций - ключевые характеристики успешности осуществления данного процесса. Его особенность заключается в том, что человек взаимодействует не с обществом в целом, а с различными его сегментами.
Именно поэтому сейчас как никогда ценится образование. Школа играет ключевую роль в процессе становления личности. Гуманитарные предметы, в том числе история, не только позволяют расширить знания в той или иной предметной области, но и способствуют развитию таких личностных качеств как:
● Патриотизм;
● Гражданственность;
● Гуманизм и т.д.
В рамках уроков и внеурочных мероприятий по истории обучающиеся овладевают следующими навыками:
● Критическое мышление;
● Способность анализировать большой объём информации;
● Возможность прогнозирования будущих событий;
● Способность сопоставлять разного рода информацию и т.д.
Очень важно в период обучения в школе прививать данные компетенции, поскольку именно они в дальнейшем станут основой для становления законопослушного гражданина, успешно осуществляющего производственную деятельность на благо самому себе, и государству.
1. Азизова, Т. А. Проблемы социализации подростков в современном обществе / Т. А. Азизова // European research. – 2016. – № 7 (18). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sotsializatsii-podrostkov-v-sovremennom-obschestve (дата обращения: 12.12.2021).
2. Беличева, С. А. Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних : учеб. пособие / С. А. Беличева, А. Б. Белинская. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2013. – 383 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=256429 (дата обращения: 14.12.2021).
3. Веденеева, Г. И. Функции краеведческой работы и процесс социализации личности школьника / Г. И. Веденеева // Вестник ТГПУ. – 2010. – № 12. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsii-kraevedcheskoy-raboty-i-protsess-sotsializatsii-lichnosti-shkolnika (дата обращения: 14.03.2022).
4. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка : учеб. пособие /
Н. Ф. Голованова. – Москва : Инфра-Инженерия, 2021. – 252 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=617990 (дата обращения: 14.12.2021).
5. Ипполитов, В. В. Досуговая деятельность как средство социализации подростка в образовательном процессе школы / В. В. Ипполитов // Трибуна
ученого. – 2021. – № 4. – С. 42-50. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46254558 (дата обращения: 07.03.2022).
6. Лебедев, В. С. Психолого-педагогические аспекты социализации
школьников / В. С. Лебедев // Гуманизация образования. – 2015. – № 6. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-aspekty-sotsializatsii-shkolnikov (дата обращения: 17.04.2022).
7. Лебедев, В. С. Роль школьной среды, семьи и социума в социализации школьников / В. С. Лебедев // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – № 10. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-shkolnoy-sredy-semi-i-sotsiuma-v-sotsializatsii-shkolnikov (дата обращения: 17.04.2022).
8. Московцева, Е. А. Социализация подростков в трансформирующемся социуме / Е. А. Московцева // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2020. – № 11-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya-podrostkov-v-transformiruyuschemsya-sotsiume (дата обращения: 03.05.2022).
9. Пардаев, Б. У. Компоненты и факторы социализации школьников /
Б. У. Пардаев // Вестник науки и образования. – 2020. – № 9-3 (87). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/komponenty-i-faktory-sotsializatsii-shkolnikov (дата обращения: 11.05.2022).
10. Петряева, Т. А. Использование биографий известных людей в образовательном процессе как средства социализации личности школьника /
Т. А. Петряева // Воспитание в контексте социализации: современные вызовы и практики : материалы открытой регион. конф. Всерос. науч.-практ. форума, 17 апр. 2019 г., Воронеж / под ред. М. В. Шакуровой. – Воронеж : Науч. кн., 2019. –
С. 323-326. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38571086 (дата обращения: 24.05.2021).
11. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. — Ростов-н/Д: Феникс, 2002. — 544 с. — Гл
12. Садовская И.Л. Методы обучения. Новая концепция/Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева №4,2016 г.//стр.58.
13. .Харламов, И.Ф. Воспитательные функции методов обучения/ И.Ф. Харламов// Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе/ под ред. под ред. Ю.К. Бабанского, И.Д. Зверева, Э.И. Мозонсона. – М.Педагогика, 1980.- С.100
14. Щукина, Г.И. Методы обучения как компонент учебного процесса/ Г.И. Щукина// Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе/ под ред. под ред. Ю.К. Бабанского, И.Д. Зверева, Э.И. Мозонсона. – М.Педагогика, 1980.- С.22-26
15. Зверев, И.Д. Состояние и перспективы разработки проблемы методов обучения в современной школе/И.Д. Зверев// Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе/ под ред. Ю.К. Бабанского, И.Д. Зверева, Э.И. Мозонсона. – М.Педагогика, 1980.- С.5-16
16. Соболева О.Б. Использование личного опыта учащихся при изучении обществознания./О.Б. Соболева// Преподавание истории и обществознания в школе. -2003, №10. СПб, стр.41-4