Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие у детей 4-5 лет мелкой моторики рук посредством пластилинографии

Работа №138525

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы52
Год сдачи2023
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
44
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития у детей 4-5 лет мелкой моторики рук посредством пластилинографии 7
1.1 Психолого-педагогические основы развития у детей 4-5 лет
мелкой моторики рук 7
1.2 Возможности пластилинографии в развитии у детей 4-5 лет
мелкой моторики рук 12
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию у детей 4-5 лет мелкой моторики рук посредством пластилинографии 16
2.1 Выявление уровня развития у детей 4-5 лет мелкой моторики
рук 16
2.2 Содержание и организация работы по развитию у детей
4-5 лет мелкой моторики рук посредством пластилинографии 29
2.3 Выявление результативности работы по развитию у детей
4-5 лет мелкой моторики рук посредством пластилинографии .... 32
Заключение 44
Список используемой литературы 47
Приложение А Список детей экспериментальной выборки 50
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на этапе констатирующего эксперимента 51
Приложение В Сводные таблицы результатов исследования на этапе контрольного эксперимента 53

Всестороннее органичное развитие физических способностей и «здоровья детей в современной педагогике представляется центральной, основополагающей задачей, о чем свидетельствует» [27] федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Мелкая моторика, определяемая как вся общность скоординированных движений мышц кистей рук и нервной системы индивида, является основой не только для развития движений дошкольника, но и для готовности к школьному обучению. Развитие ловких, точных движений пальцев, навыки захвата и удержания необходимых ребенку объектов - все эти проявления мелкой моторики оказывают самое решающее влияние на показатели мышления, внимания, воображения, координации дошкольника.
«Проблеме развития мелкой моторики рук уделяли своё внимание многие исследователи, такие как» [1]: Л.Д. Вавилова, Н.Ф. Виноградова,
Л.В. Загик, М.М. Кольцова, Н.А. Стародубова, И.С. Хомяков.
Для реализации поставленных задач особый интерес представляет изучение пластилинографии как средства развития мелкой моторики у детей 4-5 лет. Данная форма работы с пластилином способствует координации движений пальцев и кистей.
Таким образом, проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы, научных публикаций по проблеме позволил выделить противоречие между необходимостью развития у детей 4-5 лет мелкой моторики рук и недостаточным использованием пластилинографии для решения данной задачи.
В связи с выявленным противоречием возникает актуальная проблема исследования: каковы возможности пластилинографии в развитии у детей 4-5 лет мелкой моторики рук?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие у детей 4-5 лет мелкой моторики рук посредством пластилинографии».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать возможности пластилинографии в развитии у детей 4-5 лет мелкой моторики рук.
Объект исследования: процесс развития у детей 4-5 лет мелкой моторики рук.
Предмет исследования: развитие у детей 4-5 лет мелкой моторики рук посредством пластилинографии.
Гипотеза исследования: развитие у детей 4-5 лет мелкой моторики рук посредством пластилинографии возможно, если:
• разработать комплекс тематических занятий с использованием приемов пластилинографии в соответствии с показателями развития мелкой моторики рук детей 4-5 лет;
• включить разработанный комплекс занятий в образовательный процесс средней группы в качестве занятий по лепке.
Задачи исследования.
1. Изучить теоретические основы развития у детей 4-5 лет мелкой моторики рук посредством пластилинографии.
2. Выявить уровень развития у детей 4-5 лет мелкой моторики рук.
3. Разработать и апробировать содержание и организацию работы по развитию у детей 4-5 лет мелкой моторики рук посредством пластилинографии.
4. Провести анализ результативности работы по развитию у детей 4-5 лет мелкой моторики рук посредством пластилинографии.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• теоретические положения о взаимосвязи мыслительных процессов и развития мелкой моторики (Л.В. Антакова-Фомина, Е.Н. Исенина, М.М. Кольцова);
- теоретические положения И.В. Сушковой, А.С. Спиваковской, Н.Е. Щурковой о возможности применения пластилинографии в работе по развитию мелкой моторики рук детей 4-5 лет....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе изучения теоретических основ развития у детей 4-5 лет мелкой моторики рук посредством пластилинографии нами установлено, что мелкая моторика, определяемая как вся общность скоординированных движений мышц кистей рук и нервной системы индивида, является основой не только для развития движений дошкольника, но и для готовности к школьному обучению. Развитие ловких, точных движений пальцев, навыки захвата и удержания необходимых ребенку объектов - все эти проявления мелкой моторики оказывают самое решающее влияние на показатели мышления, внимания, воображения, координации дошкольника. В возрасте 4-5 лет дети начинают осознавать свое тело и учатся контролировать его движения в пространстве, что является ключевым фактором для «развития мелкой моторики. Недостаток развития такого вида моторики может привести» [1] к трудностям в повседневной жизни, в процессе обучения и взаимодействия с другими людьми.
Пластилинография является нетрадиционным, творческим методом развития у детей 4-5 лет мелкой моторики рук. Пластилинография - это метод работы с пластилином, в ходе которого создаются объемные картины на бумаге или картоне.
На констатирующем этапе исследования мы выявляли уровень развития мелкой моторики рук у детей 4-5 лет по методикам и в соответствии с показателями, предложенными в работах С.Е. Гавриной. У 40% детей экспериментальной группы мы диагностировали низкий уровень развития мелкой моторики рук. Дети не демонстрировали умение сопоставлять визуальный и тактильный образец двигательного акта и свои движения. Серию движений, показанных педагогом, повторить не могли. Дошкольники не владели умением координировать движения пальцев обеих рук по заданному визуальному образцу, умением точного и аккуратного вырезания ножницами. Движения, показанные педагогом, повторить не смогли, фигуры были вырезаны неточно, неаккуратно.
У 60% детей экспериментальной группы был выявлен средний уровень развития мелкой моторики рук. Они могли сопоставлять визуальный и тактильный образец двигательного акта и свои движения при подсказке взрослого. Серию движений, показанных педагогом, повторить смогли только в основных моментах, в остальном допустили неточности. Дошкольники смогли скоординировать движения пальцев обеих рук по заданному визуальному образцу при помощи педагога; точно и аккуратно вырезали ножницами только с помощью педагога. Движения, показанные педагогом, повторить смогли, но не до конца точно; фигуры были вырезаны небрежно, с незначительными ошибками.
Высокого уровня не было выявлено ни у одного ребенка.
В контрольной группе были получены следующие результаты: у 45% детей - низкий уровень, и у 55% - средний.
В процессе формирующего эксперимента нами было доказано, что развитие у детей 4-5 лет мелкой моторики рук посредством пластилинографии возможно, если:
• разработать комплекс тематических занятий с использованием приемов пластилинографии в соответствии с показателями развития мелкой моторики рук детей 4-5 лет;
• включить разработанный комплекс занятий в образовательный процесс средней группы в качестве занятий по лепке.
Опираясь на данные, полученные в ходе констатирующего этапа исследования, на первом этапе работы нами был разработан комплекс тематических занятий с использованием приемов пластилинографии в соответствии с показателями развития мелкой моторики рук детей 4 -5 лет, а именно: умение сопоставлять визуальный образец двигательного акта и свои движения; умение сопоставлять тактильный образец двигательного акта и свои движения; умение координировать движения пальцев обеих рук по заданному визуальному образцу; умение точного и аккуратного вырезания ножницами....


1. Беззубцева В. Г., Андриевская Т. Н. Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму. М. : Изд. «ГНОМ и Д», 2019. 120 с.
2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды 2-е изд., стереотип; под редакцией Д.И. Фельдштейна. М. : Эксмо, 2017. 352с.
3. Веракса А. Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника. М. : Мозаика-Синтез, 2020. 136 с.
4. Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве. М. : Мозаика-Синтез, 2020. 336 с.
5. Веракса Н. Е. Диагностика психического развития и проблема способностей / Н. Е. Веракса // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2021. № 1. С. 22-27.
6. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду: пособие для воспитателей. М. : Айрис-пресс, 2018. 208 с.
7. Гаврина С. Е. Развиваем руки, чтобы и писать, и красиво рисовать. М., 2021. 180 с.
8. Годовикова Д. Б. Формирование познавательной активности / Д. Б. Годовикова // Дошкольное воспитание. 2022. №1. С. 35-42.
9. Голицин В. Б. Познавательная активность дошкольников / В. Б. Голицин // Советская педагогика. 1991. №3. С. 33-38.
10. Гузеев В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М. : Народное образование, 2019. 240 с.
11. Доронова Т. Н., Карабанова О. А., Соловьева Е. В. Игра в дошкольном возрасте. М. : Слово, 2019. 216 с.
12. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. М. : Сфера, 2019. 64 с.
13. Зубкова Т. И. Исследование познавательной активности детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 2020. 63 с.
14. Казакова Т. Г. Развитие у дошкольников творчества: учебное пособие. М. : Просвещение, 2020. 189 с.
15. Каличенко А. В., Микляева Ю. В Развитие игровой деятельности дошкольников. М. : Просвещение, 2019...30


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ