Формирование коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста
|
Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретический анализ проблемы формирования коммуникативных навыков в младшем школьном возрасте 7
1.1 Проблема коммуникации и коммуникативных навыков в
отечественной и зарубежной литературе 7
1.2 Специфика формирования коммуникативных навыков
младших школьников 13
1.3 Условия развития коммуникативных навыков младших
школьников 18
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных навыков младших школьников 28
2.1 Организация и методы исследования 28
2.2 Диагностика актуального уровня коммуникативных навыков
младших школьников 31
2.3 Содержание опытно-экспериментальной работы
по формированию коммуникативных навыков младших школьников 37
2.4 Анализ результатов исследования 41
Заключение 47
Список используемой литературы 49
Введение 4
Глава 1 Теоретический анализ проблемы формирования коммуникативных навыков в младшем школьном возрасте 7
1.1 Проблема коммуникации и коммуникативных навыков в
отечественной и зарубежной литературе 7
1.2 Специфика формирования коммуникативных навыков
младших школьников 13
1.3 Условия развития коммуникативных навыков младших
школьников 18
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных навыков младших школьников 28
2.1 Организация и методы исследования 28
2.2 Диагностика актуального уровня коммуникативных навыков
младших школьников 31
2.3 Содержание опытно-экспериментальной работы
по формированию коммуникативных навыков младших школьников 37
2.4 Анализ результатов исследования 41
Заключение 47
Список используемой литературы 49
Актуальность темы исследования обосновывается необходимость формирования у младших школьников коммуникативных навыков и умений, как основы для дальнейшего личностного и профессионального развития. Современный мир человека невозможно представить без общения, данный процесс играет важную роль в жизни и деятельности каждого человека. На разных возрастных этапах жизни человека общение имеет свои отличительные особенности. В младшем школьном возрасте именно процесс общения является важным компонентом в развитии гармоничной личности. С помощью правильно настроенного коммуникативного процесса у школьников формируются организаторские способности. К сожалению, не все дети обладают необходимыми качествами и чертами характера, позволяющими им свободно и комфортно общаться как со сверстниками, так и с взрослыми. Многие школьники испытывают повышенный уровень тревожности или неуверенность и робость в процессе общения.
Каждому человеку независимо от его возраста, и других характеристик необходимо общение. В процессе общения человек приобретает необходимую информацию, развивается, приобретает опыт и знания, а также получает набор эмоций и чувств. Можно сказать, что процесс общения - жизненно необходим человеку.
Изучением вопросов особенностей формирования коммуникативных навыков и умений детей дошкольного и школьного возраста занимались такие исследователи, как: С.Д. Поляков [29], Л.С. Выготский [7],
О.А. Веселкова [6], Д.Б. Эльконин [39], А.А. Леонтьев [18] и другие.
Цель исследования - изучить особенности формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования - коммуникативные навыки детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - особенности формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что разработанная нами программа, направленная на развитие потребности в общении с использованием средств речевого этикета, умения согласовывать свои действия с мнением других участников общения, соотносить средства вербального и невербального общения позволит сформировать коммуникативные навыки у младших школьников.
Задачи исследования:
• проанализировать теоретическую литературу по проблеме исследования;
• выявить уровень владения коммуникативными навыками;
• разработать и апробировать формирующую программу коммуникативных навыков;
• проанализировать полученные результаты.
Теоретическая и методологическая основы исследования: теория развития личности; концептуальные подходы о роли общения в развитии личности (Л. С. Выготский, М. И. Лисина, А. В. Мудрик).
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 6 г. Белгород (краткое название МБОУ ЦО №6) г. Белгород ул. Шумилова, 4.
Для проведения исследования была сформирована выборка из 20 детей младшего школьного возраста (контрольная группа - 10 чел.,
экспериментальная группа - 10 чел.) в возрасте 8 лет.
Методы и методики исследования;
• метод теоретического анализа;
• эмпирические методы: (беседа, наблюдение, эксперимент);
• диагностические методы (методика В.В. Синявского и
В.А. Федорина «Определение уровня сформированности
коммуникативных способностей у детей школьного возраста», методика Р.В. Овчаровой «Выявление коммуникативных склонностей учащихся», методика «Совместная сортировка», автор Бурменская Г. В.;...
Каждому человеку независимо от его возраста, и других характеристик необходимо общение. В процессе общения человек приобретает необходимую информацию, развивается, приобретает опыт и знания, а также получает набор эмоций и чувств. Можно сказать, что процесс общения - жизненно необходим человеку.
Изучением вопросов особенностей формирования коммуникативных навыков и умений детей дошкольного и школьного возраста занимались такие исследователи, как: С.Д. Поляков [29], Л.С. Выготский [7],
О.А. Веселкова [6], Д.Б. Эльконин [39], А.А. Леонтьев [18] и другие.
Цель исследования - изучить особенности формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования - коммуникативные навыки детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - особенности формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что разработанная нами программа, направленная на развитие потребности в общении с использованием средств речевого этикета, умения согласовывать свои действия с мнением других участников общения, соотносить средства вербального и невербального общения позволит сформировать коммуникативные навыки у младших школьников.
Задачи исследования:
• проанализировать теоретическую литературу по проблеме исследования;
• выявить уровень владения коммуникативными навыками;
• разработать и апробировать формирующую программу коммуникативных навыков;
• проанализировать полученные результаты.
Теоретическая и методологическая основы исследования: теория развития личности; концептуальные подходы о роли общения в развитии личности (Л. С. Выготский, М. И. Лисина, А. В. Мудрик).
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 6 г. Белгород (краткое название МБОУ ЦО №6) г. Белгород ул. Шумилова, 4.
Для проведения исследования была сформирована выборка из 20 детей младшего школьного возраста (контрольная группа - 10 чел.,
экспериментальная группа - 10 чел.) в возрасте 8 лет.
Методы и методики исследования;
• метод теоретического анализа;
• эмпирические методы: (беседа, наблюдение, эксперимент);
• диагностические методы (методика В.В. Синявского и
В.А. Федорина «Определение уровня сформированности
коммуникативных способностей у детей школьного возраста», методика Р.В. Овчаровой «Выявление коммуникативных склонностей учащихся», методика «Совместная сортировка», автор Бурменская Г. В.;...
Развитие коммуникативных навыков в младшем школьном возрасте является чрезвычайно актуальной задачей. От степени развития этих навыков зависит не только успешность или не успешность обучения детей, но и процесс их социальной адаптации и общее развитие личности.
Проведенный теоретический анализ научной и методической литературы позволил сделать следующие выводы:
Вопросы развития коммуникации и уровня коммуникативной компетентности уже длительное время являются важными и актуальными в работах многих исследователей психологии и педагогики.
Процесс коммуникации - это взаимодействия в процессе двухстороннего обмена какой-либо информаций, которая ведет к взаимопониманию. Согласно определению, представленного в толковом словаре С.И. Ожегова «коммуникация - это сообщение или общение. Данный процесс осуществляется с помощью различных средств общения, например, жесты, речь, мимика, проявление эмоций - это все инструменты общения. Также процесс коммуникации можно рассматривать, как особенности взаимодействия двух или более лиц, направленные на решение каких-либо вопросов.
«Коммуникативные навыки» - это автоматизированные коммуникативные компоненты речевой деятельности, процесс формирования которых осуществляется в процессе взаимодействия с взрослыми (родителями, педагогами и др.). Особенности формирования навыков в течение межличностного общения - это трудоемкий процесс, который характеризуется поэтапным обрабатыванием определенных действий.
Процесс формирования коммуникативных навыков у младших школьников реализуется в различных видах и сферах деятельности, наиболее часто процесс затрагивает следующие сферы: учебная деятельность (процесс взаимодействия с учителем и одноклассниками); внеклассная деятельность; взаимодействия со сверстниками в процессе игровой деятельности; взаимодействие с родителями.
Низкий уровень коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста, как правило, ведет к появлению всевозможных трудностей и проблем в процессе учебно-познавательной и социокультурной деятельности. Такие дети, часто не готовы отвечать на уроках, даже если и знаю учебный материал, в игровой деятельности занимают второстепенные роли. Средний уровень коммуникативных навыков позволяет младших школьникам применять коммуникативные средства для выстраивания взаимоотношений в классе со сверстниками, учителями и родителями, но при этом данных средств недостаточно для организации полного взаимопонимания с окружающими.
В практической части опытно-эмпирической работы было проведено исследование на базе МБОУ ЦО №6 г. Белгород. Для проведения исследования была сформирована выборка из 20 детей младшего школьного возраста (контрольная группа - 10 чел., экспериментальная группа - 10 чел.) в возрасте 8 лет. Использовались следующие практические методы работы: тесты, беседа, методы качественной и количественной обработки эмпирических сведений. В соответствии с выдвинутой гипотезой исследования, по результатам исследования в экспериментальной группе проводилась работа по организации в процессе учебно-воспитательной деятельности мероприятий, направленных на формирование
коммуникативных умений у младших школьников. По окончанию данной работы, было проведено повторное исследование, с помощью психодиагностических методик, которые применялись во время первичной диагностики. Результаты повторного исследования подтвердились важность и необходимость организации занятий с детьми по развитию у них коммуникативных навыков, таким образом можно сделать вывод, что гипотеза исследования подтвердилась, цель, а также задачи исследования выполнены в полном объеме.
Проведенный теоретический анализ научной и методической литературы позволил сделать следующие выводы:
Вопросы развития коммуникации и уровня коммуникативной компетентности уже длительное время являются важными и актуальными в работах многих исследователей психологии и педагогики.
Процесс коммуникации - это взаимодействия в процессе двухстороннего обмена какой-либо информаций, которая ведет к взаимопониманию. Согласно определению, представленного в толковом словаре С.И. Ожегова «коммуникация - это сообщение или общение. Данный процесс осуществляется с помощью различных средств общения, например, жесты, речь, мимика, проявление эмоций - это все инструменты общения. Также процесс коммуникации можно рассматривать, как особенности взаимодействия двух или более лиц, направленные на решение каких-либо вопросов.
«Коммуникативные навыки» - это автоматизированные коммуникативные компоненты речевой деятельности, процесс формирования которых осуществляется в процессе взаимодействия с взрослыми (родителями, педагогами и др.). Особенности формирования навыков в течение межличностного общения - это трудоемкий процесс, который характеризуется поэтапным обрабатыванием определенных действий.
Процесс формирования коммуникативных навыков у младших школьников реализуется в различных видах и сферах деятельности, наиболее часто процесс затрагивает следующие сферы: учебная деятельность (процесс взаимодействия с учителем и одноклассниками); внеклассная деятельность; взаимодействия со сверстниками в процессе игровой деятельности; взаимодействие с родителями.
Низкий уровень коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста, как правило, ведет к появлению всевозможных трудностей и проблем в процессе учебно-познавательной и социокультурной деятельности. Такие дети, часто не готовы отвечать на уроках, даже если и знаю учебный материал, в игровой деятельности занимают второстепенные роли. Средний уровень коммуникативных навыков позволяет младших школьникам применять коммуникативные средства для выстраивания взаимоотношений в классе со сверстниками, учителями и родителями, но при этом данных средств недостаточно для организации полного взаимопонимания с окружающими.
В практической части опытно-эмпирической работы было проведено исследование на базе МБОУ ЦО №6 г. Белгород. Для проведения исследования была сформирована выборка из 20 детей младшего школьного возраста (контрольная группа - 10 чел., экспериментальная группа - 10 чел.) в возрасте 8 лет. Использовались следующие практические методы работы: тесты, беседа, методы качественной и количественной обработки эмпирических сведений. В соответствии с выдвинутой гипотезой исследования, по результатам исследования в экспериментальной группе проводилась работа по организации в процессе учебно-воспитательной деятельности мероприятий, направленных на формирование
коммуникативных умений у младших школьников. По окончанию данной работы, было проведено повторное исследование, с помощью психодиагностических методик, которые применялись во время первичной диагностики. Результаты повторного исследования подтвердились важность и необходимость организации занятий с детьми по развитию у них коммуникативных навыков, таким образом можно сделать вывод, что гипотеза исследования подтвердилась, цель, а также задачи исследования выполнены в полном объеме.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ УСПЕШНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2020 - Программа формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование навыков коммуникации у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом (ДЦП) (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2024 - Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2020 - Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного
возраста посредством театрализованной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Формирование коммуникативных навыков у детей с детским аутизмом
на логопедических занятиях
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2019 - Оптимизация коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством игровых технологий
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019





