Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты профессионального (эмоционального) выгорания 7
1.1 Профессиональное (эмоциональное) выгорание: причины,
характеристики, стадии, симптомы 7
1.2 Тревожность как характеристика профессионального
выгорания 16
1.3 Гендерные особенности профессионального
(эмоционального) выгорания 21
Глава 2 Эмпирическое исследование гендерных особенностей эмоционального выгорания у педагогов 25
2.1 Методологическая основа исследования, описание
выборки и выбранных методик 25
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов
исследования 29
2.3 Рекомендации психологу-консультанту по работе с
учителями с учетом полученных результатов 54
Заключение 64
Список используемой литературы 67
Актуальность темы исследования обосновывается потребностью повышения эффективности труда учителей. Эмоциональное выгорание (с английского - «burnout») является актуальной проблемой современного общества.
Эмоциональное выгорание - это состояние, которое возникает у учителей в результате чрезмерной нагрузки, стресса и отсутствия поддержки со стороны коллег и руководства. Оно может привести к ухудшению физического и психического здоровья, а также к снижению эффективности работы.
Проблема профессионального выгорания на протяжении последних десятилетий является одной из актуальных проблем психологии труда. Начиная с 1974 года, когда американским психолог Г. Фрейденбергер (Freudenberger H.J.) ввел в психологическую науку термин «выгорание» (с английского - burnout), для описания психического состояния эмоционального перенапряжения здоровых людей, возникшего после продолжительного интенсивного общения с клиентами при оказании профессиональной помощи, прошло четыре десятилетия дискуссий о генезисе синдрома выгорания, закономерностей протекания и влияния на профессиональную деятельность. Этой проблемой занимались такие зарубежные исследователи как М. Буриш, Р. Вегнер, Р. Гольдберг, K. Кондо, К. Маслач, С. Джексон, Б. Перлман, А. Пинес, Г. Соннек, Л. Чанг, Дж. Чонг, В.Б. Шауфели, K. Чернис, а также отечественные исследователи
В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, В.Е. Орел, Т.И. Рогинская,
А.А. Рукавишников, Е.С. Старченкова.
Цель исследования: выявить гендерные особенности эмоционального выгорания у педагогов.
Объект исследования: профессиональное выгорание.
Предмет исследования: гендерные особенности эмоционального выгорания у педагогов.
Гипотеза исследования: женщины больше подвержены
эмоциональному выгоранию, чем мужчины.
Задачи, предполагаемые для достижения цели:
• проанализировать понятие профессионального (эмоционального) выгорания: причины, характеристики, стадии, симптомы;
• исследовать тревожность как характеристику профессионального выгорания;
• рассмотреть гендерные особенности профессионального (эмоционального) выгорания и провести эксперимент.
Теоретическая и методологическая основы исследования: методологическая база исследования представлена работами М.В. Агаповой, Н.А. Аминова, Л.А. Базалевой, М.В. Борисовой, М.М. Бахтина,
Ю.Б. Гиппенрейтера, У. Джеймса, А.Н. Леонтьева, М.К. Мамардашвили, К. Роджерса, С.Л. Рубинштейна, П. Тиллих, В.Э. Франкла, В.Н. Цапкина, В.В. Бойко, Н.Е. Водопьяновой, С. Джексон, K. Маслач, Н.В. Самоукиной, Г. Фрейденбергера.
База исследования: МБОУ СОШ с. Ныш, Сахалинская область, Ногликский район, с. Ныш. Выборка 63 человека. В связи с низкой численностью учителей в школе с. Ныш, для обеспечения репрезентативной выборки, были задействованы учителя из других соседних школ, всего 63 человека: 43 женщины и 20 мужчин.
Новизна исследования: исследование гендерных особенностей
эмоционального выгорания педагогов может быть новым и актуальным, так как многие работы в этой области были сосредоточены на изучении эмоционального выгорания в целом, без учета гендерных различий. Изучение гендерных особенностей может помочь более точно определить факторы, влияющие на эмоциональное выгорание у педагогов, и разработать более эффективные методы профилактики и лечения этого состояния....
Опираясь на полученные результаты исследования и анализ теоретического материала по проблеме, можно сделать следующие выводы.
Эмоциональное выгорание - это состояние, при котором человек испытывает постоянное чувство усталости, апатии, отсутствия интереса к жизни и работе. Это может происходить из-за постоянного стресса, перегруженности работой или другими факторами. Эмоциональное выгорание может привести к различным проблемам со здоровьем, включая бессонницу, депрессию, снижение иммунитета и другие. Для предотвращения эмоционального выгорания необходимо находить время для отдыха, заниматься спортом, общаться с друзьями и близкими, а также учиться управлять своим временем и стрессом.
Тревожность - это психическое состояние, характеризующееся ощущением беспокойства, страха и напряжения. Это может быть вызвано различными факторами, такими как стресс, беспокойство, неопределенность, социальные факторы, физические проблемы. Тревожность может проявляться в различных формах, таких как мышечное напряжение, учащенное сердцебиение, потливость, дрожь, головная боль и т.д. Она может иметь как краткосрочные, так и долгосрочные последствия для физического и психического здоровья человека.
Эмоциональное выгорание (burnout) является актуальной проблемой современного общества. Оно чаще встречается у женщин, так как они сталкиваются с необходимостью балансирования между семейной жизнью и работой, а также из-за низкой самооценки и недостатка мотивации. Женщины часто стремятся к достижению высоких результатов в работе и личной жизни, но не всегда имеют достаточно ресурсов для этого. Они могут чувствовать себя перегруженными и неспособными справиться со всеми задачами одновременно.
Мужчины учителя в меньшей степени подвержены эмоциональному выгоранию, также формирование симптомов эмоционального выгорания у них происходит медленнее и в меньшей степени, чем у женщин. Данный тезис требует дальнейшего подтверждения, так как в исследуемой совокупности у всех мужчин не большой преподавательский стаж, что может быть причиной того, что эмоциональное выгорание у них еще не сформировалось.
Основным симптомом эмоционального выгорания мужчин является эмоциональная отстранённость, выражающаяся в приглушенности, притупленности собственных эмоций. Среди негативных факторов, влияющих на эмоциональное выгорание женщин, мы выделили следующие: склонность к чувству вины, тревожность, робость, озабоченность. Присутствует тенденция испытывать затруднения в связи с проявляющейся во всем эмоциональностью. Мужчины в целом менее эмоциональны, чем женщины. Женщины «выгорают» в основном за счёт высокой степени эмоциональной привязанности к ученикам, они больше им сопереживают, с ними взаимодействуют, потому у них быстрее развивается эмоциональное выгорание.
Все исследуемые мужчины преподают сравнительно не долго, их педагогический стаж до 5 лет преподавания. В то время как большая часть исследуемых женщин (75%) имеет стаж свыше 10 лет преподавания. А те женщины, которые имеют педагогический стад также до 5 лет, имеют, как и мужчины, низкие показатели эмоционального выгорания.
Мы выявили еще одну интересную закономерность, наибольшие показатели профессионального выгорания показали учителя начальных классов, русского языка и математики. Большинство исследуемых мужчин являются преподавателями физкультуры, ОБЖ, физики и труда. Женщины, которые преподают эти же дисциплины, то же, как и мужчины показали сравнительно низкие результаты профессионального выгорания....
1. Агапова М. В. Социально-психологические аспекты социального выгорания и самоактуализация личности: дис. канд. психол. наук / Агапова М.В. Ярославль, 2004.
2. Аминов Н. А. Синдром эмоционального сгорания / Н.А. Аминов // Российская энциклопедия социальной работы / Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холстовой: В 2-х т. Т.2. М. : Ин-т соц. работы, 1997. 406 с.
3. Аракелов Н., Шишкова Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции / Н. Аракелов., Н. Шишкова // Вестник МГУ. 2019. № 2. С. 18-20.
4. Базалева Л. А. Личностные факторы эмоционального «выгорания» матерей / Л.А. Базалева, А.А. Смирнова // European Social Science Journal. 2014. Т. 1. № 2 (41). С. 378-384.
5. Барсукова Е. В., Гуссейнова Э. Г. Реактивная тревожность - естественное или приобретенное состояние организма / Е. В. Барсукова., Э. Г. Гуссейнова // Современная педагогика. 2020. №12. С. 70-77.
6. Бахтин М. М., Гиппенрейтер Ю. Б., Джеймс У. Психология личности / М. : АСТ Астрель, 2019. 690 с.
7. Безносов С. П. Профессиональная деформация и воспитание личности / С.П. Безносов. СПб. : Питер, 2009. 367 с.
8. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в
профессиональном общении / В.В. Бойко. СПб. : Питер, 1999. 105 с.
9. Борисова М. В. Основные направления профилактики и
коррекции профессионального выгорания / М.В. Борисова, Н.П. Анисимова // Ярославский педагогический вестник. 201. Т.2 № 2. С. 212-215.
10. Бочарова Ю. Ю. Профессиональное сознание как фактор профилактики эмоционального выгорания специалиста социальной сферы / Ю.Ю. Бочарова // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2011. Т.1. №3. С. 47-52.
11. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. 2-е изд., пер. СПб. : Питер, 2016. 336 с.
12. Волобаев В. М. Групповая мультимодальная психотерапия синдрома эмоционального выгорания / В.М. Волобаев // Сибирский вестник психиатрии и наркологии : научно-практический рецензируемый журнал. 2008. № 3. С. 81-84.
13. Горбат Т. В. Выраженность синдрома эмоционального выгорания у пациентов со стрессиндуцированной гипертензией/ Т.В. Горбат // Здравоохранение. 2009. № 2. С. 35-38.
14. Горбунова М. Ю. Эмоциональный труд работников помогающих профессий / М.Ю. Горбунова // Проблемы гуманитарных наук: история и современность: Альманах. Вып. 4. Саратов : Саратовский государственный социально-экономический университет, 2008. С.101-107.
15. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман. М. : АСТ; АСТ МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009....50