Принцип непрерывности процесса физического воспитания и системного чередования в нём нагрузок и отдыха (Сургутский государственный педагогический университет)
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 5
1.1. Принцип непрерывности процесса физического воспитания 5
1.2. Принцип системного чередования в физическом воспитании нагрузок и отдыха 7
ГЛАВА 2.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 11
2.1. Сущность физического воспитания 11
2.2. Цель, задачи и средства физического воспитания 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
Актуальность. Одной из социально значимых целей нашего государства является развитие в стране социально регулируемого массового физкультурного и спортивного движения населения с оздоровительной, образовательной и духовно-воспитательной направленностью. Конечная цель этого движения - формирование здорового образа жизни средствами физической культуры и повышение на этой основе качества жизни народа.
Физическое и культурное воспитание в социальной системе традиционно ответственно за физическое развитие и физическую подготовку молодого поколения к жизни. В Республике Беларусь оно функционирует и развивается на основе опыта и традиций советской системы физического воспитания.
Теоретико-методические основы и содержание этой системы были ориентированы на подготовку подрастающих поколений к определенным условиям жизни. В настоящее время эти условия изменились. Они предъявили новые требования к физическому воспитанию.
На сегодняшний день институт физического воспитания приобретает все большую актуальность, поскольку в современном обществе происходит активная пропаганда здорового образа жизни. Для подрастающего поколения занятия спортом важны, поскольку обладают множеством преимуществ, в частности, происходит процесс физического воспитания.
В рамках предмета «физическая культура» в образовательных учреждениях необходимо уделять особое внимание физическому воспитанию подростков, поскольку на данном этапе взросления происходят важные для организма процессы. Занятия физической культурой способствуют этому в большей эффективности.
Актуальность нашего исследования обуславливается тем, что для эффективного физического воспитания необходимо соблюдать определенные принципы. Однако большинство людей, занимающихся спортом, не придает этому должного внимания. В нашей работе были проанализированы два принципа: принцип непрерывности и принцип чередования в нем нагрузок и отдыха. Кроме того, соблюдение указанных принципов необходимо для уменьшения переутомления организма во время тренировок.
Система физического воспитания существенно влияет на формирование сознания и образа жизни общества, поэтому этот феномен нуждается в изучении, требует при знакомстве с ее содержанием четкого определения наиболее общих исходных понятий, современных тенденций, удовлетворяющих запрос общества.
Объект исследования – процесс физическое воспитание.
Предмет исследования - принцип непрерывности и чередования в нем нагрузок и отдыха в процессе физического воспитания.
Цель исследования – Изучить принцип непрерывности процесса физического воспитания, с учетом системного чередования в нём нагрузок и отдыха.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть принцип непрерывности процесса физического воспитания
2. Дать характеристику системному чередованию нагрузок и отдыха в использовании принципа непрерывности процесса физического воспитания
3. Определить сущность и содержание процесса физического воспитания.
Методологической базой нашего исследования стали такие методы как анализ и синтез.
Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Система физического воспитания - один из действенных инструментов государственного регулирования состояния физического и морального здоровья нации, который должен отражать современные тенденции и решать актуальные задачи как государства, так и прежде всего человека.
Физическое воспитание является универсальным средством укрепления и сохранения здоровья, продления творческого долголетия. Однако оно не должно ограничиваться только задачами достижения физиологических, оздоровительно-реабилитационных и профилактических эффектов. Как сторона государственной системы воспитания оно должно способствовать становлению личности активного гражданина демократического общества, заботящегося о своем нравственном, интеллектуальном и физическом самосовершенствовании.
Исходя из проведенного нами исследования, можно сделать следующие выводы: перед непосредственным изучением вопроса об изучении принципов непрерывности и чередования в физическом воспитании нагрузок и отдыха, нами были поставлены следующие задачи:
1) Определить сущность физического воспитания – на сегодняшний день институт физической культуры наиболее распространен в современном обществе, поскольку процесс физического воспитания обладает множеством преимуществ. Нами была проанализирована научная литература, из чего можно отметить, что сущность физического воспитания заключается в всестороннем развитии личности. Данный процесс включает в себя множество аспектов. Кроме того, он связывает физическую деятельность с умственной и нравственной, что действительно обеспечивает эффективное становление личности подростка.
2) Определить цель и задачи физического воспитания – на основе анализа научной литературы и периодических изданий, нами была определена цель физического воспитания, которая заключается в развитии физических качеств человека, благодаря чему происходит процесс развития личности. Задачи физического воспитания разделают на две категории: общепедагогические и специфические, которые в равной степени способствуют достижению цель физического воспитания.
3) Проанализировать специфические принципы физического воспитания – нами был дан анализ двум важнейшим принципам физического воспитания: принцип непрерывности и принцип чередования нагрузок и отдыха в процессе физического воспитания. Были рассмотрены особенности принципов, которые необходимо учитывать при физических тренировках.
Таким образом, важность соблюдения принципов физического воспитания велика, поскольку это позволяет эффективнее тренироваться и поддерживать собственное здоровье.
1. Аникеева, Н. Г. Принцип непрерывности физического воспитания студентов и проблемы его реализации / Н. Г. Аникеева // Мир Инноваций. – 2022. – № 1. – С. 35-38. – EDN POUMOO.
2. Бектурганова Н.И. Влияние личностных качеств тренера и спортсменов на эффективность межличностных отношений / Н.И. Бектурганова, Н.Д. Эрмешов // Вестник физической культуры и спорта. — 2016. — № 3. — 218-225 с.
3. Василенко М.Н. Психологический профиль личности фитнес-тренера как фактор моделирования системы профессиональной подготовки в вузе / М.Н. Василенко // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2014. — № 11-1. — 291-294 с.
4. Васильева М.И. Анализ физической подготовленности студентов вуза (на примере Республики Саха (Якутия)) / М.И. Васильева // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2020. — № 1 (179). — 47-49 с.
5. Виленский, М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента (для бакалавров) / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - М.: КноРус, 2018. - 256 c.
6. Гадоев Махмадулло Аттоевич ПРИВЛЕЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ К СПОРТУ- СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ // Вестник Педагогического университета. 2018. №3 (75). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/privlechenie-studentov-k-sportu-sredstvo-vospitaniya-zdorovogo-obraza-zhizni (дата обращения: 07.07.2022).
7. Гарбузов, С. П. Общие принципы системы физического воспитания, их сущность и основные аспекты реализации на практике / С. П. Гарбузов, Р. Ю. Шаламов, Д. О. Паномарев // EurasiaScience : Сборник статей XLI международной научно-практической конференции, Москва, 15 ноября 2021 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Актуальность.РФ", 2021. – С. 85-88. – EDN FFWKDB.
8. Гилев Г.А. О необходимости модернизации физического воспитания в высших учебных заведениях / Г.А. Гилев, А.А. Плешаков, С.В. Румянцев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2017. — № 6 (148). — 60-62 с.
9. Гилев Г.А. Формирование действенной политики физического воспитания студенческой молодежи / Г.А. Гилев, И. В. Борисова // Наука и школа. — 2017. — № 2. — 201-2014 с.
10. Гогоберидзе, З. М. Принцип преемственности и системности в системе физического воспитания студенческой молодежи / З. М. Гогоберидзе, М. Х. Джукаев // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 64-2. – С. 63-66. – EDN RHTUXR.
11. Жолудева С.В. Особенности представлений тренеров разных видов спорта о профессии и о работе тренера / С.В. Жолудева // Профессиональные представления. — 2017. — № 1. — 120-130 с.
12. Кибенко Елена Ивановна, Занина Татьяна Николаевна, Ткачук Полина Васильевна ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ЗАВЕДЕНИИ - ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/planirovanie-obrazovatelnogo-protsessa-po-fizicheskomu-vospitaniyu-v-obrazovatelnom-zavedenii-osnova-formirovaniya-fizicheskoy (дата обращения: 28.05.2022).
13. Копылов Ю.А. Система физического воспитания в образовательных учреждениях / Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская. – М.: Арсенал образования, 2018. – 393 c.
14. Коробченко Андрей Иванович ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ФОРМИРОВАНИЮ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-organizatsii-deyatelnosti-studentov-po-samostoyatelnomu-formirovaniyu-dvigatelnogo-rezhima (дата обращения: 30.06.2022).
15. Кочкаров Э.Э. Общее образование в сфере физической культуры: ее место в системе физического воспитания и анализ взглядов на сущность понятия / Э.Э. Кочкаров // Проблемы и перспективы развития образования в России. — 2015. — №34. — 186-196 с.
16. Курасбедиани З.В. Формирование мотивации студентов к саморазвитию в процессе физического воспитания / З.В. Курасбердиани, С.В. Токарева, О.В. Котова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2020. — № 11 (189). — 294-301 с.
17. Лопатин Н.А. Роль кафедры ВУЗа в формировании здорового образа жизни студентов / Н.А. Лопатин // Медицина в Кузбассе. Серия: Педагогика. — 2017. — № 2. — 55-58 с.
18. Мелехин А.В. Менеджмент физической культуры и спорта / А.В. Мелехин // М.: Юрайт, 2019. — 480 с.
19. Овечкина И.В. Изучение межличностных отношений в системе «тренер - спортсмен» / И.В. Овечкина // Инновационная наука. — 2017. — № 2-2. — 269 – 273 с.
20. Селезнева Е.В. Спортивный тренер - эталон в восприятии студентов / Е.В. Селезнева, Ю.К. Алдошина // Акмеология. — 2016. — № 1. — 57 – 63 с.
21. Скобликова Т.В. Содержание и структура построения организационно-педагогической модели становления физической культуры личности студента в университете / Т.В. Скобликова, Е.В. Скриплева, В.Ю. Андреева // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2014. – №4. – 104–110 с.
22. Хазова С.А. Актуальные проблемы и современное состояние научных исследований в сфере физической культуры и спорта / С.А. Хазова // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 12-3. – 637-641 с.
23. Чернов И.В., Ревунов Р.В. Организация учебно-тренировочного процесса по физической культуре в высшем учебном заведении (на примере тяжёлой атлетики). М.: Лань, 2019. 104 с.
24. Чукалина Я.В. Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта в Российской Федерации / Я.В. Чукалина // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(42). – 2016. – 130-134 с.
25. Швыдкая Н.С. Формирование ценностного отношения учащихся среднего школьного возраста к занятиям физической культурой средствами ИКТ / Н.С. Швыдкая, Т.В. Скобликова // Культура физическая и здоровье. – 2019. – №6 (42). – 32–34 с.