Аннотация
Введение 5
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития креативности у детей старшего дошкольного возраста 10
1.1 Психолого-педагогические аспекты развития креативности
у детей старшего дошкольного возраста 10
1.2 Характеристика организационно-педагогических условий
развития креативности у детей старшего дошкольного возраста посредствам эксперимента 16
Глава 2 Экспериментальная работа по реализации организационно - педагогических условий развития креативности у детей старшего дошкольного возраста посредствам эксперимента 24
2.1 Выявление уровня развития креативности у детей старшего
дошкольного возраста 24
2.2 Реализация организационно-педагогических условий
развития креативности у детей старшего дошкольного возраста посредством эксперимента 37
2.3 Выявление динамики уровня развития креативности у детей
старшего дошкольного возраста посредством эксперимента 44
Заключение 49
Список используемой литературы 51
Приложение А Протокол обследования по методике П.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур» 53
Приложение Б Протокол обследования по методике Е.Е. Туник Субтест «Использование предметов» 54
Приложение В Протокол обследования Е.Е. Туник «Эскизы» 55
Приложение Г Протокол обследования Е.Е. Туник «Словесные ассоциации» 56
Приложение Д Протокол обследования по методике В.С. Юркевич
«Древо желаний» 57
Приложение Е. Анкета для родителей, Анкета для педагогов 58
Приложение Ж Список детей участвующих в эксперименте 59
Приложение И Календарно-тематическое планирование 60
В настоящее время прогресса и новых технологий возникает большая необходимость в развитии способности человека к творческой инициативе, умеющих находить решения в любых нестандартных ситуациях. Креативность - это умение человека отступать от стандартных идей, правил и шаблонов, находить те самые нестандартные решения. Термин «креативность» ввел известный психолог Дж. Гилфорд, он считал что: Быть креативным - это значит: обнаруживать и ставить проблемы; регенерировать много идей; предлагать разнообразные идеи; быть оригинальным; уметь усовершенствовать объекты, добавляя детали; уметь решать проблемы - способность к анализу и синтезу.
Креативность стала необходимой способностью человека, а развитие данной способности является ключевой необходимостью личностноориентированной образовательной парадигмы, эти способности необходимо начинать развивать ещё в дошкольном возрасте.
О.Г. Захарова в своей работе отметила что «Дошкольное детство - это уникальный, самоценный период становления личности ребенка, когда появляются задатки особенностей характера, способностей и интересов взрослого человек. Поэтому современное общество, ориентируясь на будущее, особое внимание обращает на развитие ребенка» [7].
Специальные исследования и практический опыт показали, что наиболее эффективным периодом развития креативности у детей выступает старший дошкольный возраст.
Е.В. Алфеева, Л.С. Выготский, М.В. Дуженко, О.М. Дьяченко, А.А. Люблинская, Л.Н. Прохорова, О.П. Рыбникова, А.И. Савенков выделили успешность развития креативности у детей старшего дошкольного возраста, так как именно в данном возрасте отмечается положительная динамика развития творческого мышления, творческого воображения, проявление личностных качеств - любознательности, познавательной активности.
Одним из способов развития творческих способностей у дошкольников является экспериментальная деятельность, которая должна присутствовать в
образовательном процессе.
Экспериментирование с различными материалами способствует активизировать у детей интеллектуальные функции мышления. В процессе эксперимента дети учатся ставить перед собой цели и задачи, находить разные способы их решения. Экспериментирование у детей развивает любознательность, умение применять на практике ранее полученные знания и умения, что несомненно поможет в их дальнейшей жизни. В данном направлении проводили исследования разные ученые, такие как: Л.С. Выготский, О.В. Дыбина, А.Н. Поддьяков, А.И. Савенков и другие. Однако среди многочисленных исследований по данной теме не найдено достаточного количества работ, в которых был бы представлен метод эксперимента, как средства развития креативности старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации.
Сказанное дает основания к выделению противоречия между: необходимостью развития креативности у детей старшего дошкольного возраста и слабой разработкой организационно-педагогических условий развития креативности у детей старшего дошкольного возраста.
Выявленное противоречие и необходимость его разрешения определило проблему исследования: какие организационно-педагогические условия окажут действенное влияние на развитие креативности у детей старшего дошкольного возраста посредством эксперимента?
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор темы исследования: «Организационно-педагогические условия развития креативности у детей старшего дошкольного возраста посредствам эксперимента»
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия развития креативности у детей старшего дошкольного возраста посредством эксперимента.
Объект исследования: процесс развития креативности у детей старшего дошкольного возраста посредством эксперимента....
На основании проведенной исследовательской работы можно сделать ряд выводов.
1. Развитием креативного потенциала у подрастающего поколения, необходимо начинать с дошкольного возраста. Критериями формирования креативности у детей старшего дошкольного возраста являются: оригинальность, разработанность, продуктивность.
2. С целью проведения диагностики уровня развития креативности у детей старшего дошкольного возраста были определены показатели и комплекс диагностических заданий для их изучения.
В ходе констатирующего этапа была проведена первичная диагностика детей, которая выявила необходимость работы по развитию креативности у детей старшего дошкольного возраста.
3. Было установлено и экспериментально проверено что, процесс развития креативности у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при соблюдении следующих условий:
• повышения педагогической компетентности воспитателей по проблеме развития креативности детей старшего дошкольного возраста. Организация разных мероприятий по обмену опыта, например: семинары, «Круглые столы», открытые занятия, участия в конкурсах;
• разработка календарно-тематического планирования, пополнение картотек экспериментов;
• организации предметно-пространственной среды, а именно наполняемости уголка экспериментирования необходимыми материалами и оборудованием;
• разработка форм взаимодействия с семьями воспитанников.
Организация совместных с родителями открытых занятий, фото - выставки, беседы, консультации, буклеты.
В ходе контрольной диагностики выявленные критерии и показатели позволили проследить положительную динамику развития креативности у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, можно отметить, что при выполнении данной работы были достигнуты поставленные цели и задачи. Это стало возможным в ходе изучения трудов разных психологов и обзоре литературы по данной теме. Так же стоит отметить, что развитие креативности у детей старшего дошкольного возраста будет успешным при выполнении ранее указанных условий.
Успешные результаты практической части показали эффективность проведенной работы по развитию креативности у детей старшего дошкольного возраста посредствам эксперимента, на основании этого представленная работа может быть рекомендована для использования в практике дошкольных учреждений.
1. Ватлина Е. А. Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду / Ватлина Е. А // Молодой ученый. 2019.
2. Вахрушева Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет : научное издание. М. : Сфера, 2012. 128 с.
3. Высогодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. : «Просвещение» 1991.
4. Дмитриева Е. А., Зайцева О. Ю., Калиниченко С. А. Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2016 (Библиотека Воспитателя).
5. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. М. : Издательство «Наука», 1994.
6. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников : методическое пособие. М. : Творческий центр «Сфера», 2002.
7. Захарова О. Г. Диагностика креативности как психолого
педагогическая проблема / Захарова О. Г. // Инновационные педагогические технологии: материалы VIII Международная научная конференция
(г. Казань, май 2018 г.). Казань: Молодой ученый, 2018.
8. Захарова О. Г. Развитие креативности дошкольника в научнопедагогических исследованиях / Захарова О. Г. // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Международная научная конференция (г. Москва, июнь 2018 г.). М. : Буки-Веди, 2018.
9. Ильин Е. П. Психология творчества креативности одаренности. СПб. : ООО Издательство «Питер», 2012.
10. Квитко И. И. Современные взгляды на проблемы креативности / Квитко И. И. // Молодой ученый. 2017. № 10.
11. Огородник С. И. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование с различными материалами / Огородник С. И., Тюрина О. Н. // Вопросы дошкольной педагогики. 2016. № 3.
12. Осянина Е. И., Вейса Л. Н. Вопросы дошкольной педагогики / Е. И. Овсянина, Л. Вейса // Международный научный журнал. 2016. № 3 (06).
13. Поддьяков А. Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве / Под ред. А. С. Обухова. М. : НИИ школьных технологий, 2006.
14. Поддъяков Н. Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. М., 2010.
15. Пономарев Я А. Психология творчества. М. : Издательство «Наука», 1976.....20