Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: Сургутский государственный педагогический университет.
Выборка: 42 студента.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ …………………………… 3
1.ФЕНОМЕН И ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОГО АУТИЗМА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ … 6
1.1.Понятие, формы и особенности проблемы детского аутизма как социального феномена 6
1.2. Факторы возникновения, проблемы и последствия детского аутизма ….... 11
2. ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА К ПРОБЛЕМЕ АУТИЗМА …18
2.1. Отношение общества к феномену детского аутизма (на основе материалов социологических исследований) ……18
2.2. Отношение студенческой молодежи СурГПУ к проблеме детского аутизма … 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………… 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……… 41
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………. 46
Актуальность темы исследования. В последние годы наблюдается увеличение числа детей с диагнозом аутизма во многих странах мира. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), количество детей с аутизмом в мире выросло с 1 из 160 детей в 2016 году до 1 из 100 детей в 2022 году . Но при этом аутизм остается до сих пор малоизвестной и недостаточно изученной проблемой, что ведет к множеству стереотипов и недопониманию со стороны общества. Это, в свою очередь, может приводить к дискриминации и социальной изоляции детей с аутизмом и их семей. Многие молодые люди в настоящее время активно вовлечены в работу волонтеров и благотворительных организаций, занимающихся помощью детям с аутизмом и их семьям. Они могут оказывать значительную поддержку в решении проблем, связанных с аутизмом, и положительно влиять на отношение общества к этой проблеме.
Социологический анализ отношения молодежи к проблеме детского аутизма позволит выявить ряд проблем в формировании такого отношения, на основе которого могут быть разработаны рекомендации для специалистов-практиков, реализующих программы и проекты по просветительской работы по проблеме детского аутизма среди молодежи и общества в целом.
Степень теоретической разработанности темы исследования.
Исследование научной литературы, которая относится к тематике изучения, позволяет отметить некоторые группы работ. В первую группу относятся работы отечественных и зарубежных учёных, интересующихся диагностикой и выявлением людей с аутизмом. Это те, кто изучает факторы риска, особенности развития и динамику проблемы расстройства аутистического спектра. К этой группе относятся: Л. М. Мухарямова, Ж. В. Савельева, И. Б. Кузнецова, Л. Р. Гарапшина, Н. Ю. Заева, А. А. Алымов, Я. А. Ардельянова, С. В. Бизюкевич, Т. В. Кулемзина, И. В. Макаров, Н. А. Мальтинская, Т. Н. Мачурина и другие.
Второй группой являются исследователи, интересующиеся социальной стороной проблемы аутизма: изучение способов эффективной социализации, адаптации и реабилитации для аутистичных детей, внедрение инклюзивного образования в жизнь общества, а также особенности социально-педагогического сопровождения детей с аутизмом. Среди ученых этой группы присутствуют: О. И. Азова, И. А. Галюков, М. А. Лаврова, О. А. Львова, Л. В. Токарская, З. С. Лазаускене, С. А. Морозов, С. С. Морозова, Н. В. Тарасова, С.Г. Чигрина, Д. В. Казанцева, М. А. Кондрашева, Л. М. Беткер, Л. М. Мухарямова, Ж. В. Савельева, М. И. Разживина, И. А. Садко, К. С. Тебенова, А. Е. Жолдаякова, П. А. Хорошун, Л. В. Шаргородская и другие.
Объектом исследования: проблема детского аутизма в современном обществе.
Предметом исследования: особенности отношения студенческой молодежи к проблеме детского аутизма.
Цель исследования: раскрыть особенности отношения молодежи к проблеме детского аутизма в современном обществе.
Достижение поставленной цели предполагает последовательное разрешение следующих задач:
1) Раскрыть понятие и особенности проблемы детского аутизма как социального феномена;
2) Рассмотреть факторы возникновения детского аутизма и проблемы аутистичного ребенка и его семьи;
3) Раскрыть отношение общества к феномену детского аутизма на основе вторичного анализа материалов социологических исследований;
4) Выявить отношение студенческой молодежи СурГПУ к проблеме детского аутизма на основе анализа результатов проведенного социологического исследования.
Методическая база исследования: описание, сравнение, обобщение, вторичный анализ данных социологических исследований, анкетный опрос.
Эмпирическая база исследования: социологическое исследование «Отношение студенческой молодежи к проблеме детского аутизма на примере СурГПУ» проводилось на базе Сургутского государственного педагогического университета.
Теоретическая и практическая значимость исследования: состоит в рассмотрении степени осведомленности студенческой молодежи о признаках, проявлении и общих знаниях о проблеме аутизма; позволяет выявить степень актуальности проблемы и отношение обучающихся СурГПУ к феномену детского аутизма.
Материалы проведенного исследования могут быть использованы при разработке различных программ, практических и методических разработок в области просветительской работы по проблеме детского аутизма среди молодежи.
Апробация работы: основные теоретические положения проведенного нами исследования также были озвучены на Окружной студенческой научно-практической конференции «Молодежь в мире науки» (СурГПУ, 2023 г.).
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, содержащих 4 параграфов, заключения, списка использованных источников. Общий объем работы 45 страниц, приложений – 3. Список использованной литературы включает в себя 31 наименование.
Актуальность данной темы заключается в том, что в последние годы наблюдается увеличение числа детей с расстройством аутистического спектра во многих странах мира. Аутизм – это серьезная проблема в современном обществе, которая требует внимания и решения. Однако, несмотря на усилия врачей, огромное количество научных исследований и увеличение доли диагностики случаев, эта проблема все еще остается значительной.
Аутизм представляет собой нарушение психического развития, которое характеризуется проблемами в социальном взаимодействии и коммуникации, а также ограниченным кругом интересов и повторяющимися стереотипными действиями. Среди основных форм расстройств аутистического спектра выделяют следующие: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Ретта, синдром Аспергера и другие дезинтегративные расстройства. Главной особенностью аутизма является то, что его течение и симптомы проходят тяжело, происходят неоднородно и индивидуально, поэтому обычно диагноз ставится детям разного возраста, однако проявление симптомов можно заметить в некоторой степени уже в первые годы жизни. Среди направлений изучения аутизма выделяют три группы: исследования дефицита питательных веществ, изучение связи микробиома с аутизмом и изучение связи между уровнем развития моторных навыков и их влиянием на эффективность лечения аутизма.
Факторы возникновения детского аутизма все еще остаются не до конца понятными, и на данный момент нет определенного метода лечения, который был бы эффективен для всех детей, страдающих этим расстройством. Однако, наука продолжает работать над выявлением причин и выработкой эффективных методов лечения. На данный момент, чаще всего причинами, обуславливающими появление РАС, называют: генетические нарушения, нарушения в развитии центральной нервной системы, инфекции и токсические отравления во время беременности, эпилептические состояния, схожие с аутизмом, нарушения аминокислотного обмена, проблемы с щитовидной железой. Среди проблем аутичного ребенка и его семьи самая основная – это инвалидность, а также ограничения в социальном взаимодействии детей и их семей. После постановки диагноза возникает немало трудностей, которые касаются всех сфер жизнедеятельности: экономические проблемы, медицинские, проблемы с отсутствием знаний и навыков у родителей, а также различные психологические проблемы и долгосрочный стресс. Также, почти единственное существующее лечение для детей с аутизмом – это общение и обучение, то есть реабилитация и интеграция ребенка в общество. Сделать это можно посредством инклюзивного образования, которое помогает аутичным детям быстрее и легче социализироваться, если соблюдать рекомендации для обустройства учебных заведений, а также использовать грамотные методы инклюзии: постепенное нарастание времени, которое проводит ребенок с аутизмом в классе здоровых детей, а также специальные индивидуальные образовательные планы. Кроме того, еще существует ряд мероприятий и программ, направленных на поддержку семей, в которых есть дети с аутизмом.
Анализ вторичных данных об отношении общества к феномену детского аутизма показал, что сегодня даже молодежь интересуется данной проблемой и готова оказывать поддержку этим детям и их семьям. Однако, большинство молодых людей имеют недостаточные знания о специфике расстройства аутистического спектра, а, соответственно, им требуется дополнительная информация и изучение проблемы аутизма. При этом стоит отметить, что существующие программы и проекты по поддержке детей с аутизмом оцениваются молодежью как недостаточные и неэффективные. Поэтому, возможно, стоит увеличить финансирование таких программ и привлечение большего числа специалистов для их реализации на государственном уровне.
Исследование отношения студенческой молодежи СурГПУ выявило, что большинство обучающихся считают проблему детского аутизма актуальной в современном мире и осведомлены об основных проявлениях расстройства, хоть некоторые молодые люди и подвержены ложным мифам. Но при этом половина респондентов все еще не знают правильной методики общения с людьми, страдающими аутизмом, что может вызывать трудности во взаимодействии и стать препятствием для инклюзивного образования. К тому же, чтобы сделать комфортнее жизнь аутистичных детей и их семей, требуется проводить информационную работу среди общества, а также поддерживать и развивать научные исследования в данной области.
Решение проблемы детского аутизма важно, как из гуманитарных, так и из экономических соображений. Вместе с тем, каждый ребенок, страдающий этим расстройством, заслуживает максимального внимания и поддержки общества. Это обуславливает необходимость последующего анализа форм и методов работы, ориентированных на решение выявленных проблем.
1. Азова, О. И. Социальная реабилитация детей с аутизмом / О. И. Азова. – Текст : непосредственный // Специальное образование и социокультурная интеграция. – 2021. – № 4. – С. 261-270.
2. Алымов, А. А. Экспериментальное исследование расстройств аутистического спектра на разных этапах постнатального развития и их фармакологическая коррекция : специальность 3.3.6 – фармакология, клиническая фармакология. : дис. на соиск…. канд. мед. наук / Алымов Александр Александрович : Федер. гос. бюдж. науч. учреждение «Науч-исслед. инст-т. фармакол. им. В.В. Закусова» – М., 2022. – 141 с. – Текст: непосредственный.
3. Ардельянова, Я. А. Макро- и микро социологический ракурс в исследовании аутизма / Я. А. Ардельянова. – Текст : непосредственный // Гуманитарный научный вестник. – 2022. – № 6. – С. 101-106.
4. Аутизм // Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) : сайт / Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) – 2023. – . – URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/autism-spectrum-disorders (дата обращения: 11.03.2023). – Режим доступа: свободный. – Текст : электронный.
5. Барнаш, А. В. Особенности аутизма / А. В. Барнаш, О. А. Плотникова. – Текст : электронный // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 1226-1230. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970260.htm. (дата обращения: 11.04.2023).
6. Беткер, Л. М. Организация инклюзивного образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра : методич. рекоменд. по разраб. локальных актов образоват. организации, реализующей инклюзивное образование, и созданию модели ресурсного класса для детей с расстройствами аутистического спектра / под общ. ред. Л. М. Беткер ; автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования». – Ханты-Мансийск : Институт развития образования. – Ханты-Мансийск, 2018. – 70 с. – Текст: непосредственный.
7. Бизюкевич, С. В. Генетические и перинатальные факторы риска расстройств аутистического спектра / С. В. Бизюкевич. – Текст : непосредственный // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. – 2021. – Т. 19, № 3. – С. 306-310.
8. Васягина, Н. Н. Психолого-педагогические аспекты реабилитации детей с расстройством аутистического спектра в условиях дошкольного образования / Н. Н. Васягина, Е. Н. Григорян, Е. А. Казаева. – Текст : непосредственный // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 2(30). – С. 92-101.
9. Всероссийский опрос населения о представлениях россиян о расстройстве аутистического спектра (аутизме) // Официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ): сайт / гл. ред. Т.А. Волчанская – 2021. – . – URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/chto-my-znaem-ob-autizme (дата обращения: 25.04.2023). – Режим доступа: свободный. – Текст : электронный.
10. Всероссийское исследование ВЦИОМ, Фонда «Обнаженные сердца» и Ассоциации «Аутизм-Регионы», посвященное информированности россиян об инклюзивном образовании и отношении к нему. // Официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ): сайт / гл. ред. Т.А. Волчанская – 2021. – . – URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/chto-my-znaem-ob-autizme (дата обращения: 25.04.2023). – Режим доступа: свободный. – Текст : электронный.
11. Галюков, И. А. Психолого-социально-медицинская характеристика детей и подростков с аутизмом / И. А. Галюков. – Текст : непосредственный // Вестник ЮУрГГПУ. – 2020. – №1 (154). – С. 247-260.
12. Заева, Н. Ю. Ранняя диагностика аутизма / Н. Ю. Заева. – Текст : непосредственный // Интерактивная наука. – 2023. – №3 (79). – С. 21-22.
13. Казанцева, Д. В. Семья ребенка с аутизмом: особенности, проблемы, направления помощи / Д. В. Казанцева. – Текст : непосредственный // Информация и образование: границы коммуникаций INFO. – 2020. – №12 (20). – С. 233-234.
14. Кондрашева, М. А. Трудности школьной адаптации детей с аутизмом / М. А. Кондрашева. – Текст : непосредственный // Актуальные исследования. – 2020. – №12 (15). – С. 80-82.
15. Кулемзина, Т. В. Скрининг факторов риска расстройств аутистического спектра у детей с позиций психогигиены / Т. В. Кулемзина, В. Е. Папков. – Текст : непосредственный // Медико-социальные проблемы семьи. – 2022. – Т. 27, № 3. – С. 66-73.
16. Лаврова, М. А. Значение детско-родительского взаимодействия как фактора риска атипичного развития детей с расстройствами аутистического спектра / М. А. Лаврова, О. А. Львова, Л. В. Токарская, З. С. Лазаускене. – Текст : непосредственный // Вопросы современной педиатрии. – 2018. – Т. 17, № 3. – С. 186-191.
17. Макаров, И. В. Диагностика детского аутизма: ошибки и трудности / И. В. Макаров, А. С. Автенюк. – Текст : непосредственный // Социальная и клиническая психиатрия. – 2018. – Т. 28, № 3. – С. 74-81.
18. Мальтинская, Н. А. История развития учения об аутизме / Н. А. Мальтинская. – Текст : электронный // Научно-методический электронный журнал "Концепт". – 2017. – № S11. – С. 53–61. – URL: http://e-koncept.ru/2017/470137.htm. (дата обращения: 11.04.2023).
19. Мачурина, Т. Н. Детский аутизм: диагностика, терапия, м / Т. Н. Мачурина. – Текст : непосредственный // International Scientific Review. – 2016. – № 20(30). – С. 105-108.
20. Морозов, С. А. Исследование отношений внутри семьи, имеющей ребенка с аутизмом, и ее отношений с социальным окружением / С. А. Морозов, С. С. Морозова, Н. В. Тарасова, С. Г. Чигрина. – Текст : непосредственный // Аутизм и нарушения развития. – 2023. – Т. 21, № 1. – С. 86-93.
21. Мухарямова, Л. М. Аутизм в России: противоречивое поле диагностики и статистики / Л. М. Мухарямова, Ж. В. Савельева, И. Б. Кузнецова, Л. Р. Гарапшина. – Текст : непосредственный // ЖИСП. – 2021. – №3. – С. 437-450.
22. Мухарямова, Л. М. Социальная среда для людей с аутизмом в России: проблема доступности в оценках экспертов / Л. М. Мухарямова, Ж. В. Савельева. – Текст : непосредственный // Экология человека. – 2021. – №1. – С. 45-50.
23. Разживина, М. И. Особенности адаптивного поведения детей с аутизмом / М. И. Разживина, В. А. Заболотская. – Текст : непосредственный // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. – 2020. – Т. 8, № 2(29). – С. 201-215.
24. Рожкова, А. В. Теоретические основы детского аутизма: факторы, проявления, проблемы / А. В. Рожкова. – Текст : непосредственный // Colloquium-journal. – 2020. – №12 (64). – С. 119-121.
25. Садко, И. А. Опыт организации и реализации инклюзивной практики для детей с расстройствами аутистического спектра в образовательное пространство ДОУ / И. А. Садко, Т. В. Карпенко. – Текст : непосредственный // Образование и воспитание. – 2017. – № 1.1 (11.1). – С. 24-31.
26. Семина, И. И. Современное состояние проблемы расстройств аутистического спектра - некоторые медико-биологические и социально-гуманитарные аспекты / И. И. Семина, Л. М. Мухарямова, И. С. Сабиров [и др.] – Текст : непосредственный // Казанский медицинский журнал. – 2019. – Т. 100, № 6. – С. 918-929.
27. Семянникова, А. А. Расстройства аутистического спектра: классификации, определение понятий, симптомы / А. А. Семянникова – Текст : непосредственный // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2013. – №32. – С. 67-71.
28. Такие дела – медиа о социальных проблемах и жизни людей в России : сайт / АНО «Портал „Такие дела“» – 2018. – . – URL: https://takiedela.ru/news/2018/04/25/670-tysyach-test-autizm/ (дата обращения: 24.04.2023). – Режим доступа: свободный. – Текст : электронный.
29. Тебенова, К. С. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра в условиях реабилитации / К. С. Тебенова, А. Е. Жолдаякова. – Текст : непосредственный // StudNet. – 2020. – №12. – С. 903-910.
30. Хорошун, П. А. Проблемы социализации лиц, страдающих аутизмом / П. А. Хорошун. – Текст : непосредственный // Вестник «ИМЦ». – 2017. – №14. – 222-225.
31. Шаргородская, Л. В. Организационно-педагогические условия инклюзивного обучения младших школьников с расстройством аутистического спектра (РАС) / Л. В. Шаргородская. – Текст : непосредственный // Журнал педагогических исследований. – 2017. – Т. 2, № 2. – С. 60-73.