Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности развития профессиональных интересов в старшем школьном возрасте (Белгородский Госудaрственный Нaционaльный Исследовaтельский Университет)

Работа №138488

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы36
Год сдачи2024
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
47
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: Муниципальное общеобразовательное учреждение Новосадовская Средняя общеобразовательная школа «Территория успеха» п. Новосадовый.
Выборка: 17 учащихся 10 класса .
Есть приложение.

Введение…………………………………………………………………….. 3
1. Теоретические аспекты изучения возрастных профессиональных интересов…6
1.1. Теоретические особенности понятия интерес...……………………... 6
1.2. Теоретические аспекты понятия профессиональный интерес. …. 10
1.3. Психологическая характеристика старшего школьного возраста.. 13
2. Экспериментальное исследование особенностей развития профессиональных интересов в старшем школьном возрасте…25
2.1. Обоснование методов исследования…25
2.2. Анализ результатов исследования особенностей развития профессиональных интересов в старшем школьном возрасте 28
Заключение………………………………………………………………….. 31
Список использованных источников……32
Приложения…………………………………………………………………. 35

Старший школьный возраст– это период стремительного развития и быстрых изменений личности. Состояние, в котором находится старшеклассник в это время, психологи называют «стрессом развития». Перед учащимся стоят несколько серьезнейших задач развития: построение новых отношений с окружающими, выбор области будущих профессиональных интересов, автономизация от семьи и другие важные составляющие вхождения во взрослость. От интересов старшеклассников многое зависит: выбранный путь во взрослую жизнь, статус среди сверстников, развитие личности.
Вопросы выбора профессии являются одними из наиболее актуальных в жизни любого человека. Работа дает возможность не только обеспечить себе достойный материальный уровень жизни, но и реализовать свои способности, цели, устремления. На работу тратится много времени, сил, она занимает немалую часть жизни большинства людей. Поэтому так важно, чтобы профессия была выбрана верно. Этот вопрос является не только индивидуально-значимым, но и имеет большое значение для общества в целом. Существует потребность общества в подготовке специалистов по определенным профессиям, а также в качественном выполнении этими специалистами своих обязанностей.
Большое значение имеет выбор профессии старшеклассниками, так как именно в этом возрасте деятельность по профессиональному самоопределению является наиболее естественной, что определяется как возрастными особенностями, так и в целом социальной ситуацией, в которой находятся выпускники школы. Родители и общество в целом ждут от молодого поколения профессионального выбора, сами школьники в большинстве своем заинтересованы в том, чтобы сделать этот выбор. И, тем не менее, профессиональное самоопределение старшеклассников по- прежнему в силу разных причин носит преимущественно стихийный, не достаточно осознанный характер. Данное противоречие обуславливает актуальность данного исследования.
Проблема профессионального самоопределения отражена в трудах многих отечественных и зарубежных исследователей, различные аспекты готовности к профессиональному выбору изучали Е.А. Климов, А.Н. Леонтьев, Н.С. Пряжников, Э.Ф. Зеер, А.Е. Голомшток, Л.И. Божович, Н.В. Самоукина, Г.В. Резапкина, Е. Кеммемер и другие. На современном этапе исследование данной проблемы продолжают И.В. Кузнецова, О.А. Рудакова, Я.А. Корнеева, А.С. Юрьева, Е.Ю. Пряжникова и другие.
Работы данных и других авторов послужили теоретической базой данного исследования.
Одним из наиболее актуальных представляется ситуация профессионального выбора, в которой находятся современные учащиеся старших классов.
Старшеклассники находятся в кризисной ситуации, связанной с тем, что они сталкиваются с большим количество новых задач, таких как выбор и сдача экзаменов и принятие решения о дальнейшем учебном и профессиональном пути, а имеющихся навыков по решению подобных ситуацией у них еще недостаточно.
Цель исследования: изучение особенностей развития профессиональных интересов в старшем школьном возрасте.
Объект исследования: старший школьный возраст.
Предмет исследования: особенности развития профессиональных интересов в старшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования: В своем исследовании мы предполагаем, что
- Интерес к профессии у старших школьников опирается на систематизированные знания о содержании труда (предметы, средства, результаты и процесс труда).
- В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. Выбор профессии способствует формированию учебных интересов, изменению отношения к учебной деятельности.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
– изучить теоретическую литературу по проблеме исследования,
– Рассмотреть развитие профессиональных интересов как составляющих процесса профессионального самоопределения
– Определить психологические особенности развития профессиональных интересов в старшем школьном возрасте
- Провести экспериментальное исследование особенностей профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте.
Методологическая база исследования: Для определения особенностей развития профессиональных интересов детей старшегошкольного возраста мы использовали Для определения особенностей развития профессиональных интересов в старшем школьном возрасте мы использовали Тест Д.Голланда по определению типа личности. И дифференциально диагностический опросник Е.А. Климова.
Перед анкетированием нами был проведен анализ успеваемости детей и в каждом классе определены три группы: дети с высоким уровнем успеваемости, со средним и с низким уровнем успеваемости.
Экспериментальная база исследования: Исследование проводилось на базе Муниципального общеобразовательного учреждения Новосадовская Средняя общеобразовательная школа « Территория успеха» п. Новосадовый. В исследовании приняли участие старшие школьники – учащиеся 10 класса (11 класса в школе в текущем году нет). Общее количество испытуемых составило17 человек.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, заключения и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, полученные результаты дают основание сделать вывод о том, что поставленная цель исследования достигнута, выдвинутая гипотеза доказана, поставленные задачи решены.
В данной работе нами были рассмотрены некоторые аспекты вопросов, связанных с исследованием особенностей развития профессиональных интересов в старшем школьном возрасте.
Изучаемая тема актуальна и значима в силу того, что развитие и формирование профессионального самосознания является одним из центральных моментов становления личности.
Самоопределившийся человек открыт и готов к переменам в жизни, изменению своего мироощущения в ней. Старший школьный возраст отличается ростом самосознания, возрастающим интересом к собственному «Я». Поэтому этап профессионального самоопределения личности связан с этапом юности, поскольку он характеризуется развитием самосознания, решением задач самоопределения и вступлением во взрослую жизнь.
Основу профессионального самоопределения составляют следующие психологические факторы:
1. осознание ценности общественно полезного труда;
2. общая ориентировка в мире профессионального труда;
3. выделение дальней профессиональной цели;
4. согласование мечты с другими важными жизненными целями;
5. знание о выбираемых целях.
Профессиональный интерес – это эмоционально окрашенное отношение человека к определенному виду профессиональной деятельности.
Основной показатель уровня профессионального самоопределения – содержательность и глубина профессионального интереса с учетом его положения в системе мотивов, образующих профессиональную направленность. Итогом профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте является личная профессиональная перспектива, жизненный план.
В ходе проведенного экспериментального исследования было выявлено, что все После обработки результатов мы выяснили, что в 10 классе (из 17 человек) 4 человека (25%) имеют реалистический тип; 10 учащихся (60%) – социальный тип; 1 ученик (5%) – исследовательский, 1 ученик (5%) – предприимчивый; 1 ученик (5%) – артистический.
Эти данные вполне соответствуют нашим наблюдениям. Учащиеся 10 класса – активные участники школьных и районных мероприятий. Большинство ребят обладают социальными умениями, организаторскими способностями, эмоциональные и общительны.
По Дж. Холланду этими особенностями обладают социальный, предприимчивый типы личности. Большинство из них уже сделали свой профессиональный выбор, но не самостоятельно, а под влиянием чужого мнения. А раз выбор уже совершён, то не о чем беспокоиться: уровень тревожности низок, самооценка устойчива.

Таким образом, гипотеза о том, одной из основных особенностей юношеского возраста является формирование профессионального самоопределения личности, выдвинутая в начале исследования подтвердилась.
Теоретический анализ проблемы профессионального самоопределения, а также результаты проведенного исследования позволяют сделать ряд выводов:
-отношение к профессии, мотивы её выбора являются чрезвычайно важными факторами, обусловливающими успешность профессионального обучения;
-большинство учащихся нашей школы выбирают профессию с учетом своих интересов, способностей, интеллекта;
-у выпускников школы доминирующими являются внутренние, а не внешние мотивы;
-для более осознанного выбора профессии старшеклассников в школе необходимо проводить диагностику склонностей учащихся, личностных качеств, способностей и интересов, межличностных отношений, повышать самооценку.
Таким образом, полученные результаты дают основание сделать вывод о том, что поставленная цель исследования достигнута, выдвинутая гипотеза доказана, поставленные задачи решены.



1. Бабушкин Г.Д. Взаимосвязь профессионального интереса и склонности к педагогической деятельности: Вопросы психологии, 1987.
2. Глебова М.В. Психолого-педагогическое условие развития продуктивного мышления старшеклассника. 2009
3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2004.
4. Кревневич В.В. Формирование профессиональной направленности у учащихся старших классов: Дис. канд. пед. наук. М., 1958.
5. Кузнецова Н.А. Формирование личностных компетенций учащихся: 2013
6.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – Санкт-Петербург: Питер, 2016. – 720 с.
7. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа: М.: Просвещение, 2011.
8. Собчик, Л. Н. Психология индивидуальности: теория и практика психодиагностики / Л. Н. Собчик. – Санкт-Петербург: Речь, 2015. - 624 с.
9. Убанова М.И. Современный старший школьник на этапе реализации профессиональных и жизненных планов / М.И. Губанова // Психолого-педагогические основы непрерывного образования: сб. науч. тр. - Кемерово, 1992.
10.Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин.  М.: 2011.  482 с.
11. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П.М. Якобсон. М.: 2012.  290 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ