Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие эмоционального интеллекта у детей 6-7 лет посредством кукольного театра

Работа №138477

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2023
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития эмоционального интеллекта у детей 6-7 лет посредством кукольного театра 8
1.1 Особенности развития эмоционального интеллекта у детей
6-7 лет 8
1.2 Кукольный театр как средство развития эмоционального
интеллекта у детей 6-7 лет 16
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию эмоционального интеллекта у детей 6-7 лет посредством кукольного театра 22
2.1 Выявление уровня развития эмоционального интеллекта
у детей 6-7 лет 22
2.2 Содержание и организация работы по развитию
эмоционального интеллекта у детей 6-7 лет посредством кукольного театра 41
2.3 Оценка динамики уровня развития эмоционального
интеллекта у детей 6-7 лет посредством кукольного театра 49
Заключение 65
Список используемой литературы 69
Приложение А Характеристика выборки исследования 72
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на этапе констатации 73
Приложение В Сводные таблицы результатов исследования на этапе контроля 75

На сегодняшний день вследствии происшедших за последние десятилетия политических, экономических, социальных перемен в жизни общества потребность людей в сочувствии, эмпатии продолжает расти. По этой причине сейчас в системе дошкольного образования, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, ключевую роль играет духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. В связи с тем, что старшие дошкольники не обладают возможностью регулировать свои эмоции, они часто подвержены переполнению эмоций, проявляют импульсивность и испытывают трудности во взаимодействии с сверстниками и взрослыми. Поэтому особенно важно развивать эмоциональный интеллект именно у детей 6-7 лет. Феномен эмоционального интеллекта отражает способность личности понимать, интерпретировать, управлять своими и чужими эмоциями. Эмоциональный интеллект обеспечивает способность работать в команде, самореализацию и самоактуализацию резервов, умение воодушевлять окружающих.
Теоретической основой исследования являются работы по изучению развития эмоционального интеллекта у детей 6-7 лет К.А. Абульхановой- Славской, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Дж. Гилфорда, Д. Гоулмана, А.В. Запорожца, Э. Торндайка, Д.Б. Эльконина.
Кукольный театр представляется эффективным средством развития эмоционального интеллекта у детей 6-7 лет. Данный вид театрализованных игр с точки зрения развития эмоций и эмоционального интеллекта представляет собой моделирование поведения и переживаний других людей, проживание их жизненного опыта, что влечет за собой погружение в переживаемые ими эмоции и способствует увеличению уровня развития эмоционального интеллекта.
Таким образом, проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы, научных публикаций по проблеме позволил выделить противоречие между необходимостью развития эмоционального интеллекта у детей 6-7 лет и недостаточным использования кукольного театра в данном процессе.
В связи с выявленным противоречием возникает актуальная проблема исследования: каковы возможности кукольного театра в развитии
эмоционального интеллекта у детей 6-7 лет?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие эмоционального интеллекта у детей 6-7 лет посредством кукольного театра».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать возможность развития эмоционального интеллекта у детей 6-7 лет посредством кукольного театра.
Объект исследования: процесс развития эмоционального интеллекта у детей 6-7 лет.
Предмет исследования: развитие эмоционального интеллекта у детей 6-7 лет посредством кукольного театра.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что развитие эмоционального интеллекта у детей 6-7 лет посредством кукольного театра возможно, если:
• разработаны сценарии театрализованных игр с применением кукольного театра в соответствии с показателями развития эмоционального интеллекта у детей 6-7 лет;
• включен кукольный театр в режимные моменты при организации совместной деятельности детей и педагога;
• обогащена развивающая предметно-пространственная среда игровым материалом (театр штоковых кукол, пальчиковый театр, театр игрушки, материалы, необходимые для изготовления кукол своими руками) с целью развития эмоционального интеллекта у детей 6-7 лет посредством кукольного театра....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе изучения теоретических основ проблемы развития эмоционального интеллекта у детей 6-7 лет посредством кукольного театра мы установили, что эмоции - это такие особенные процессы, которые устойчиво имеют форму переживаний, различных по интенсивности и продолжительности, и четко воспроизводят степень индивидуальной значимости для человека того или иного события. Эмоциональный интеллект - это навык человека не только четко различать и всесторонне анализировать свои собственные эмоции, но и подвергать аналогичному анализу эмоциональные проявления других, а также применять данную информацию в жизни. Старший дошкольный возраст - один из самых важных этапов в жизни, который определяет дальнейшее формирование человека как личности. Эмоциональный интеллект детей старшей дошкольной группы выражается в том, что дети 6-7 лет в большинстве случаев обладают хорошим пониманием эмоционального состояния человека. Они легко распознают проявления радости, удивления и удовольствия, однако испытывают затруднения в распознавании печали, страха и шока. Поэтому одним из ключевых условий развития эмоционального интеллекта является развитие личности ребенка, которая постоянно обогащается опытом. Развитие эмоций имеет особую важность, поскольку оно непосредственно связано с нравственностью. Кукольный театр - такая разновидность театрализованной игры, в ходе которой осуществляется манипуляция куклами. С целью развития эмоционального интеллекта у детей 6-7 лет с применением кукольного театра, педагог использует специальные приемы, такие как: вовлечение ребенка в игру с кукольным театром посредством специальных наводящих вопросов; применение диалога в случае игровых затруднений у детей; вопросы, направленные именно на развитие эмоционального интеллекта. Кукольный театр для ребенка начинается с игры. Достаточно надеть маску, элемент костюма, изменить голос, жесты, движения - и начинается театр. Игра, как и игра актера, подчинена единому закону искусства, высшему закону творчества - закону преображения. Но самое главное - это совместная организация и участие взрослых и детей в театрализованных играх создают очень светлый, радостный тон, учат ребят самостоятельно мыслить, фантазировать, творить, ярко и образно говорить, свободно проявлять свою индивидуальность, двигаться, думать и действовать, соображая - быстро, на ходу.
На констатирующем этапе исследования у 40% детей можно диагностировать низкий уровень развития эмоционального интеллекта у детей 6-7 лет. Такой ребенок не отличает или путает основные эмоции, не может первично проанализировать свои эмоциональные проявления и рассказать о них собеседнику понятно и доступно. Он не может рассказать, что делает в ситуации проявления той или иной эмоции. Ребенок не может обосновать свою оценку эмоций другого человека, путает названия первичных эмоций, пытается отвечать наугад. Рассказать, что чувствует другой человек, не пытается. Ребенок не демонстрирует адекватной ситуации эмоциональной реакции в ответ на эмоциональные проявления постороннего индивида. Он не в состоянии проанализировать и определить, что ощущает иной человек, не проявляет сопереживания или стремления утешить человека. Часть вопросов или ситуаций не понимает. Ребенок затрудняется вербализировать, чем одна эмоция отличается от другой, не может их изобразить на своем лице и рассказать об этом собеседнику понятно и доступно. В ходе совместной игры не желает взаимодействовать с другим дошкольником, проявляет негативные эмоции. После возникновения разногласий не контролирует свои эмоции, негативные эмоции проявляет активно, не старается сохранять дружелюбие, партнера не пытается слушать даже после вмешательства педагога, не может продолжать игру спокойно, без обиды или раздражения....


1. Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 2021. №1. С. 111-131.
2. Андреева И. Н. Азбука эмоционального интеллекта. М. : «БХВ- Петербург», 2022. 288 с.
3. Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. 2022. № 5. С. 57-65.
4. Антонова Г. П. Учёт особенностей мышления детей-шестилеток в процессе обучения. Ульяновск, 2019. 197 с.
5. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М. : МПСИ, 2019. 352 с.
6. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М. : Изд-во Моск. ун-та, 2019. 143 с.
7. Гарскова Г. Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию // Ананьевские чтения: тез. науч.практ. конф.; редкол.: А.А. Крылов [и др.]. СПб. : Изд-во Санкт-Петерб.ун-та, 2023. С. 25-26.
8. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М. : АСТ: АСТ М. : Хранитель, 2022. 478 с.
9. Гоулман Д. Эмоциональная саморегуляция. М. : Хранитель, 2020. 478 с.
10. Деревянко С. П. Эмоциональный интеллект: проблемы категориальности // Психология в современном информационном пространстве: материалы международной научной конференции. Смоленск : Изд-во СмолГУ, 2020. Ч. 1. С. 108-112.
11. Загвоздкин В. К. Эмоциональный интеллект и его развитие в условиях семейного воспитания // Культурно-историческая психология. №2. 2021. С. 97-103.
12. Иванова Е. С. Особенности эмоционального интеллекта в
дошкольном возрасте // Психологический вестник Уральского
государственного университета. Вып. 6. 2023. С. 264-267.
13. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб. : Питер., 2023. 783 с.
14. Ковалец И. В. Азбука эмоций. Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. М. : Владос, 2022. 136 с.
15. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. М. : Институт психологии РАН, 2020...26


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ