Развитие эмоционального интеллекта на основе сотрудничества со сверстниками
|
Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы развития эмоционального интеллекта на основе сотрудничества со сверстниками
1.1 Особенности развития эмоционального интеллекта у
младших школьников 7
1.2 Возможности сотрудничества со сверстниками в развитии
эмоционального интеллекта 14
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию эмоционального интеллекта на основе сотрудничества со сверстниками 21
2.1 Диагностика уровня развития эмоционального интеллекта
младших школьников 21
2.2 Содержание работы по развитию эмоционального интеллекта
на основе сотрудничества со сверстниками 29
2.3 Анализ результатов исследования 34
Заключение 40
Список используемой литературы 44
Приложение А Характеристика выборки исследования 47
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на этапе
констатации 48
Приложение В Сводные таблицы результатов исследования на этапе
контроля 50
Приложение Г Конспект занятия 52
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы развития эмоционального интеллекта на основе сотрудничества со сверстниками
1.1 Особенности развития эмоционального интеллекта у
младших школьников 7
1.2 Возможности сотрудничества со сверстниками в развитии
эмоционального интеллекта 14
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию эмоционального интеллекта на основе сотрудничества со сверстниками 21
2.1 Диагностика уровня развития эмоционального интеллекта
младших школьников 21
2.2 Содержание работы по развитию эмоционального интеллекта
на основе сотрудничества со сверстниками 29
2.3 Анализ результатов исследования 34
Заключение 40
Список используемой литературы 44
Приложение А Характеристика выборки исследования 47
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на этапе
констатации 48
Приложение В Сводные таблицы результатов исследования на этапе
контроля 50
Приложение Г Конспект занятия 52
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО) духовно-нравственное воспитание младших школьников занимает особое, главенствующее положение. Одним из основных направлений данного вида воспитания является формирование у обучающихся ориентации на другого человека. Эмоции играют решающую роль в отношениях человека и социума, создавая как положительные отношения между людьми (симпатии), так и отрицательные (антипатии). Эмоциональный интеллект выражается в том, что индивид может качественно осознавать и анализировать свои эмоции и умеет верно интерпретировать эмоциональные реакции других людей, а также способен управлять эмоциями.
Теоретической основой исследования являются работы по изучению эмоционального интеллекта у младших школьников Д. Гоулмана, А.В. Запорожца, Дж. Гилфорда, Э. Торндайка и других.
Однако отметим, что до сих пор в педагогической практике процесс обучения младших школьников является доминирующим, а воспитание таких аспектов, как эмоциональный интеллект, носит фрагментарный характер.
При этом развитие эмоционального интеллекта проявляется в том числе в умении устанавливать смысловой и эмоциональный контакт, организовывать взаимодействие на основе восприятия, выполнять совместную деятельность на основе сотрудничества. Навыки сотрудничества важны для ребенка младшего школьного возраста потому, что они лежат в основе общения и коммуникации учеников. Исследование вопросов возможности сотрудничества со сверстниками в развитии эмоционального интеллекта младших школьников освещено в трудах И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной, B.C. Мухиной, Я.Л. Коломинского, A.M. Прихожан, Е.О. Смирновой, В.Г. Утробиной, Д.И. Фельдштейна и др...
Теоретической основой исследования являются работы по изучению эмоционального интеллекта у младших школьников Д. Гоулмана, А.В. Запорожца, Дж. Гилфорда, Э. Торндайка и других.
Однако отметим, что до сих пор в педагогической практике процесс обучения младших школьников является доминирующим, а воспитание таких аспектов, как эмоциональный интеллект, носит фрагментарный характер.
При этом развитие эмоционального интеллекта проявляется в том числе в умении устанавливать смысловой и эмоциональный контакт, организовывать взаимодействие на основе восприятия, выполнять совместную деятельность на основе сотрудничества. Навыки сотрудничества важны для ребенка младшего школьного возраста потому, что они лежат в основе общения и коммуникации учеников. Исследование вопросов возможности сотрудничества со сверстниками в развитии эмоционального интеллекта младших школьников освещено в трудах И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной, B.C. Мухиной, Я.Л. Коломинского, A.M. Прихожан, Е.О. Смирновой, В.Г. Утробиной, Д.И. Фельдштейна и др...
Проанализировав теоретические аспекты проблемы развития эмоционального интеллекта на основе сотрудничества со сверстниками, мы установили, что эмоциональный интеллект - это навыки конкретного человека не только адекватно понимать свои эмоции, но и умение верно интерпретировать эмоциональные реакции других людей, а также способность управлять эмоциями. У младших школьников эмоциональный интеллект еще не сформирован. Дети не могут верно интерпретировать мимику, что затрудняет процесс распознавания эмоций других людей. Однако они эмоциональны и чувствительны, легко могут понять эмоциональное состояние партнера по общению, то есть эмпатия развита у них на достаточно высоком уровне.
Возможности сотрудничества со сверстниками в развитии эмоционального интеллекта выражаются в том, что сотрудничество выступает как метод коллективной продуктивной деятельности людей, цель которой - эффективное достижение конкретной общей цели, в ходе которого развивается эмоциональный интеллект. В учебно-воспитательном процессе начальной школы данный метод целесообразно реализовывать в рамках организуемой внеурочной деятельности.
Этап констатации позволил получить данные о том, что на констатирующем этапе у 40 % детей экспериментальной группы и у 45 % младших школьников контрольной группы диагностирован низкий уровень развития эмоционального интеллекта. У школьника нет навыка анализа и вербализации собственных эмоций. Он не в состоянии проанализировать и объяснить, что он чувствует, не знает, в каких ситуациях он переживает те или иные эмоции. Ответы на вопросы краткие, тема школьника не интересует. У учащегося нет навыка анализа и вербализации эмоциональных переживаний иного человека. Эмоций другого человека определить не может, путает названия основных эмоциональных состояний, свой выбор вербализировать не в состоянии. Нет сформированности эмоциональной реакции на переживания иного человека. Школьник не может распознать, что чувствует другой человек, не может отличить одну эмоцию от другой. Другим людям не сопереживает, не сочувствует, не знает, как облегчить переживания других...
Возможности сотрудничества со сверстниками в развитии эмоционального интеллекта выражаются в том, что сотрудничество выступает как метод коллективной продуктивной деятельности людей, цель которой - эффективное достижение конкретной общей цели, в ходе которого развивается эмоциональный интеллект. В учебно-воспитательном процессе начальной школы данный метод целесообразно реализовывать в рамках организуемой внеурочной деятельности.
Этап констатации позволил получить данные о том, что на констатирующем этапе у 40 % детей экспериментальной группы и у 45 % младших школьников контрольной группы диагностирован низкий уровень развития эмоционального интеллекта. У школьника нет навыка анализа и вербализации собственных эмоций. Он не в состоянии проанализировать и объяснить, что он чувствует, не знает, в каких ситуациях он переживает те или иные эмоции. Ответы на вопросы краткие, тема школьника не интересует. У учащегося нет навыка анализа и вербализации эмоциональных переживаний иного человека. Эмоций другого человека определить не может, путает названия основных эмоциональных состояний, свой выбор вербализировать не в состоянии. Нет сформированности эмоциональной реакции на переживания иного человека. Школьник не может распознать, что чувствует другой человек, не может отличить одну эмоцию от другой. Другим людям не сопереживает, не сочувствует, не знает, как облегчить переживания других...
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ОСНОВЕ СОТРУДНИЧЕСТВА СО СВЕРСТНИКАМИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ АРТТЕРАПИИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2021 - Соотношение эмоционального интеллекта и
социометрического статуса подростков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2021 - Психолого-педагогические условия формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - Развитие чувственного интеллекта у детей дошкольного возраста (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2020 - Социально-педагогическое сопровождение развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении (Новосибирский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - Социально-коммуникативное развитие детей
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017





