Аннотация
Введение 4
1 Теоретические аспекты стратегического развития организации 6
1.1 Роль стратегического планирования в развитии организации 6
1.2 Стратегическое развитие организации: понятие и виды 11
2 Исследование особенностей направления стратегического развития
организации на примере ООО «ЭстетикПРОФ» 20
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «ЭстетикПРОФ» 20
2.2 Анализ рынка и направление стратегического развития ООО
«ЭстетикПРОФ» 25
2.3 Производственный (операционный) и организационный планы реализации стратегии ООО «ЭстетикПРОФ» 34
3 Совершенствование направления стратегического развития организации на примере ООО «ЭстетикПРОФ» 39
3.1 Финансовый план реализации стратегии ООО «ЭстетикПРОФ» 39
3.2 Оценка рисков реализации стратегии ООО «ЭстетикПРОФ» 42
3.3 Оценка эффективности реализации стратегии ООО «ЭстетикПРОФ» . 44
Заключение 46
Список используемой литературы и используемых источников 48
Приложение А Бухгалтерский баланс «ЭстетикПРОФ» на 31 декабря 2022 г., тыс. руб 53
Приложение Б Отчет о финансовых результатах «ЭстетикПРОФ» за 2022 г., тыс. руб 55
Актуальность исследования. Стратегическое развитие - это процесс определения долгосрочных целей организации и определения путей и способов их достижения. В основе этого процесса лежит анализ сильных и слабых сторон организации, выявление возможностей и угроз, которые могут повлиять на его развитие. Основная цель стратегического развития - создание устойчивой и сильной организации, которая будет способная выдерживать конкуренцию на рынке и экономически эффективно функционировать.
Н.А. Дубровина, Ю.И. Ряжева отмечают, что «процессы становления современных рыночных отношений в России существенно изменили характеристики и условия предпринимательской деятельности, поэтому большинство предприятий столкнулись с необходимостью поиска новых концепций, методов и подходов к управлению и, в частности, планированию деятельности. Одним из таких новых подходов к планированию рассматривается выбор стратегической позиции, получившей теоретическое обоснование в странах с развитой рыночной экономикой в 70-е годы прошлого столетия»[ 23, с.4].
Разработка стратегии - важный этап планирования в деятельности любой организации, поскольку от правильно сформулированной миссии, постановки целей и задач, грамотного анализа внешней и внутренней среды, а также грамотного распределения всех имеющихся ресурсов будет зависеть эффективность ее функционирования.
Именно поэтому знание основ стратегического развития и особенностей выбора направления стратегического развития в условиях конкуренции является особенно актуальным.
Цель бакалаврской работы - на основе исследования внешней и внутренней среды разработать и обосновать выбор направления стратегического развития ООО «ЭстетикПРОФ».
Задачи исследования:
• изучить теоретические аспекты стратегического развития организации;
• провести исследование факторов, влияющих на выбор направления стратегического развития ООО «ЭстетикПРОФ»;
• разработать рекомендации по совершенствованию направления стратегического развития организации на примере ООО «ЭстетикПРОФ».
Объект исследования - ООО «ЭстетикПРОФ».
Предмет исследования - направления стратегического развития ООО «ЭстетикПРОФ».
Базовые теоретические и методологические положения по выбору стратегий изложены в работах известных российских учёных Басовкого Л.Е., Бухалкова М.И., Волкова О.И., Левашова Д.Н., Логинова Г.В., Шмелева В.В., Завьялова П.С., Голубкова Е.П., Идрисова А., Селезнёва А.З., Фатхутдинова Р.А., Виханского О.С., Зуба А.Т., Райзберга Б.А., Юданова А.Ю., Панкрухина А.Г., Поршнева и др.
Методы исследования: анализ, синтез, классификация, табличный, графический, SWOT-анализ.
Практическая значимость исследования заключается в возможности внедрения разработанной стратегии для ООО «ЭстетикПРОФ» для повышения эффективности функционирования организации.
Структура работы. Бакалаврская работа включает в себя введение, три раздела, заключение, список используемых источников и литературы, приложения.
Разработка стратегии имеет значимость для организаций любого размера и различной специфики деятельности. Поэтому организации должны грамотно распределять и использовать имеющиеся ресурсы с целью обеспечения эффективности функционирования. Правильная постановка целей и задач, объективность анализа внешней и внутренней среды - все это позволит повысить эффективность функционирования предприятия в условиях рынка.
В бакалаврской работе было проведено исследование особенностей направления стратегического развития организации на примере ООО
«ЭстетикПРОФ и разработаны рекомендации по совершенствованию направления стратегического развития организации на примере ООО
«ЭстетикПРОФ».
В настоящее время ООО «ЭстетикПроф» (EstheticPROF, г. Хабаровск) - это профессиональный лицензированный учебный центр, на базе которого проходит обучение и повышение квалификации бьюти-мастеров, таких как мастера массажа, косметик-эстетитисты.
Динамика основных технико-экономических показателей ООО «ЭстетикПРОФ» за 2021-2022 гг. свидетельствует о том, что за исследуемый период наблюдается снижение эффективности деятельности ООО «ЭстетикПРОФ».
В настоящее время ООО «ЭстетикПРОФ» использует стратегию развития рынка - услуги реализуются не только в г. Хабаровск, но и в крае и за его пределами. Также в своей деятельности ООО «ЭстетикПРОФ» активно применяет стратегию дифференцированного роста, предлагая своим клиентам обучение по программам мастера массажа, косметик-эстетитистов.
Учитывая тенденции развития рынка, наиболее оптимальной для компании будет стратегия глубокого внедрения на рынок.
Для реализации данной стратегии ООО «ЭстетикПРОФ» потребуется введение дополнительной штатной единицы - маркетолога, который будет заниматься анализом рынка и конкурентов, а также разработкой четкой стратегии развития компании, ее реализацией и оценкой.
На основании рассчитанных данных можно сделать вывод, что реализация стратегии глубокого внедрения на рынок будет иметь рентабельность продаж 66 % с размером чистой прибыли в месяц 594 500 руб., эффективность составит 236%.
Расчетные данные свидетельствуют о целесообразности внедрения стратегии глубокого внедрения на рынок для ООО «ЭстетикПРОФ».
1. Андреева А.А. Виды и элементы стратегии развития предприятия
// Вестник ВУиТ. 2010. №20. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/vidy-i-
elementy-strategii-razvitiya-predpriyatiya (дата обращения: 08.08.2023).
2. Ансофф: И Стратегическое управление. М. 1989. // Электронная
публикация: Центр гуманитарных технологий. 20.02.2012. URL:
https://gtmarket.ru/library/basis/4155/4158.
3. Васина Н.В., Коба Е.Е., Коба Е.Е., Жилкина Л.В. Роль стратегического планирования в системе современного менеджмента // Человек и труд. 2015. №4 (76). С.78-83.
4. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. М.: Гардарика, 1998. 296 с.
5. Гарина Е.П., Абросимова М.А., Скороходов И.А., Уткин В.Е.
Виды маркетинговых стратегий, их роль в стратегии управления предприятием // Московский экономический журнал. 2022. №7. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/vidy-marketingovyh-strategiy-ih-rol-v-strategii- upravleniya-predpriyatiem (дата обращения: 30.10.2023).
6. Дмитриева Д.С. Различия стратегии предприятия и ее
маркетинговой стратегии // Вестник науки. 2020. №10 (31). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/razlichiya-strategii-predpriyatiya-i-ee- marketingovoy-strategii (дата обращения: 25.10.2023).
7. Имидж как нематериальный актив и его роль в обеспечении конкурентоспособности организации : монография / И. В. Христофорова, Д. Р. Макеева, М. А. Меньшикова [и др.]. Москва : Ruscience, 2020. 239 с.
8. Инновационные направления деятельности учреждений дополнительного образования как фактор их конкурентоспособности / К. Т. Ибрагимов . Челябинск : ЧГИК, 2019. 166 с.
9. Конкурентоспособность и инвестиционная привлекательность регионов : учебное пособие : для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 38.04.04 "Государственное и муниципальное управление" (квалификация (степень) "бакалавр") / Н. К. Попадюк, И. А. Рождественская ; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. - Москва : ИНФРА-М, 2023 (Москва). 145 с.
10. Конкурентоспособность организации: оценка и управление: монография / Х. А. Фасхиев ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Уфимский государственный авиационный технический университет". - Уфа : РИК УГАТУ, 2019. 271 с.
11. Конкурентоспособность организации: совершенствование
методических подходов к оценке и направления повышения : монография / Е. В. Токарь, Л. Т. Снитко, А. А. Фирсова, В. Н. Ковалева ; Автономная некоммерческая организация высшего образования "Белгородский университет кооперации, экономики и права". Белгород : Эпицентр, 2018. 137 с.
12. Конкурентоспособность организаций и территорий : учебник : для студентов высших учебных заведений обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 "Менеджмент" (профиль "Производственный менеджмент"), по магистерской программе "Производственный менеджмент", а также для экономико-организационной подготовки студентов технологических направлений и специальностей по дисциплинам экономикоорганизационного и управленческого циклов / Г. Д. Антонов, О. П. Иванова, В. М. Тумин, П. А. Костромин. Москва : ИНФРА-М, 2021. 374 с.
13. Конкурентоспособность региона: формирование, оценка, резервы роста : диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.05 / Кагарманова Алина Ильгизовна; [Место защиты: Ин-т проблем регион. экономики РАН]. Санкт-Петербург, 2019. 165 с.
14. Литвак Б. Г. Стратегический менеджмент : учебник для
бакалавров. Москва : Издательство Юрайт, 2022. 507 с. (Бакалавр.
Академический курс). — ISBN 978-5-9916-2929-4. Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/425854 (дата обращения: 25.10.2023).
15. Менеджмент конкурентоспособности организаций сферы услуг : учебное пособие / И. Г. Головцова, К. М. Туманов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт- Петербургский государственный экономический университет", Кафедра проектного менеджмента и управления качеством. - Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского гос. экономического ун-та, 2018....29