Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование бережного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности

Работа №138447

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2023
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
41
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические основания формирования бережного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности 8
1.1 Психолого-педагогические основы формирования бережного
отношения к природе у младших школьников 8
1.2 Педагогические условия формирования бережного
отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности 12
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию бережного отношения к природе младших школьников во внеурочной деятельности 22
2.1 Диагностика уровня сформированности бережного
отношения к природе у младших школьников 22
2.2 Проектирование комплекса внеурочных занятий по
формированию бережного отношения к природе у младших школьников 32
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 41
Заключение 46
Список используемой литературы 48
Приложение А Ситуации к методике Т.А. Серебряковой «Характер отношения к миру природы» 51
Приложение Б Диагностика экологических знаний (адаптированная методика О. А. Соломенниковой) 52
Приложение В Ассоциативная методика «ЭЗОП» 55


В современном мире стремительно обостряется экологическая обстановка, угрожающая стать катастрофой. Несмотря на это, всего лишь десять процентов людей в мире и в нашей стране относится к природе рачительно. Чтобы эту скорбную ситуацию и статистику улучшить радикально, необходимо коренным образом изменить подход к воспитанию у молодого поколения ответственного, созидательного отношения к природе. Для этого необходимо разумно использовать научные исследования ученых, накопленный педагогической практикой опыт воспитания у детей любви к природе, обогатив его новым содержанием. Взяв в системе передового педагогического опыта экологического воспитания все лучшее, усовершенствовать его новыми подходами и инновационными технологиями, соответствующими духу сегодняшнего времени и активно использовать в образовательно-воспитательном процессе школьников сегодня.
Свою обеспокоенность за сохранение природных богатств ученые всего мира и нашей страны выразили научными исследованиями и гипотезами, разработали пути выхода из кризисной экологической ситуации, а психологи и педагоги предложили наиболее эффектные формы и методы воспитания у детей бережного отношения к природе. Все они единодушны во мнении, что экологическое воспитание нужно начинать с самого раннего детства. Вот почему такое пристальное внимание школы обращено к экологическому воспитанию младших школьников.
Во ФГОС начального общего образования интегрирована программа экологического образования и воспитания школьников. Она внедряет природоохранную идею экологического воспитания, которая содержит в своей основе личную причастность каждого обучающегося к защите и возрождению природы, что в итоге обеспечит ему достойное место в окружающем мире.
При изучении психолого-педагогических исследований ученых и исследователей таких как Л.Б. Симонова, М.М. Иванова, И.В. Цветкова, С.Д. Дерябо, И.Т. Суровегина, А.Н. Захлебный и других на эту тему стало ясно, что в нынешней практике экологического образования существуют противоречия между:
- школьными программами начального общего образования по окружающему миру и отсутствием современных разработок моделей формирования любви к природе у младших школьников, которые нашли подтверждение эффективности в практике;
- потребностью активного отношения к природе у младшего школьника и недостаточным количеством часов у учебной программы по окружающему миру;
- существующей потребностью в новизне воспитания подрастающего поколения заботливому отношению к природе и современным начальным образованием, недостаточно ориентированным на формирование у младших школьников экологического сознания.
Выявленные противоречия и необходимость их разрешения позволили нам обозначить проблему исследования: как использовать внеурочную деятельность для формирования бережного отношения к природе у младших школьников?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность инновационных методов и форм работы в развитии бережного отношения к природе младших школьников во внеурочной деятельности...


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Природа - основа всякой жизни. Отсутствие экологической культуры у людей - основная причина экологических бедствий. Оберегать природу сегодня - это значит сохранять то, что имеем, восстанавливать ее богатства, бережно их расходовать.
Сегодня только равнодушный человек не говорит об экологических проблемах современности, о том, что природу нужно спасать, что в ней исчезло множество видов животных и растений, меняется климат и все это неизменно ведет ко всевозможным природным катаклизмам. Но мало кто задумывается над тем, что отношение к природе закладывается в раннем детстве. Если мы не воспитаем любовь к природе у ребенка с первых шагов, то откуда же она возьмется, когда дитя вырастет? Основы любви к родному краю закладываются именно в детстве.
Целые плеяды ученых и исследователей прошлого и современности занимались и занимаются вопросом формирования у детей бережного отношения к природе. Все исследователи единодушны во мнении, что экологическое воспитание нужно начинать с самого раннего детства. Вот почему такое пристальное внимание школы обращено к экологическому воспитанию младших школьников.
Опытно-экспериментальная работа по формированию бережного отношения к природе у младших школьников заключалась в проведении в трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
При проведении констатирующего этапа диагностическим путем были выявлены уровни сформированности бережного отношения к природе у обучающихся третьего класса общеобразовательной школы. По результатам исследования было определено, что среди обучающихся третьего класса низкое количество детей с высоким или средним уровнем сформированности бережного отношения к природе.
Формирующий этап имел своей целью повышение эмоционального, деятельностного и познавательного уровней сформированности бережного отношения к природе у обучающихся. Был использован комплекс мероприятий различной направленности с использованием инновационных методов и форм образовательно-воспитательной работы, с помощью которых внимание, сознание, эмоции, чувства ребят были направлены на формирование в них любви к природе. Используя элемент привлекательности, педагог добился активного участия каждого участника экспериментальной группы в проводимых внеурочных мероприятиях. Формы групповой, индивидуальной и массовой работы пересекались между собой, дополнительно мотивируя обучающихся на получение новых знаний. Непосредственный контакт с живой природой способствовал повышению эмоциональности младших школьников, а также получению бесценного социального опыта взаимодействия с окружающей средой, а также закреплению знаний и умений природоохранной деятельности.
Контрольный этап исследовательской работы доказал эффективность использования инновационных методов и форм внеурочной работы в развитии бережного отношения к природе младших школьников. Значительно вырос процент школьников со средним и высоким уровнем сформированности у них бережного отношения к природе.
Таким образом, возможность успешного формирования навыков бережного отношения к природе с помощью инновационных методов и форм внеурочной работы (командная игра, групповая викторина, квест, квилт, виртуальная экскурсия) подтверждена экспериментально.



1. Андреева И. Н. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: учебное пособие. М. : Академия, 2002. 416 с.
2. Андриади И. П. Педагогический словарь. М. : Инфра-М, 2020. 224 с.
3. Асмолов А. Г. Психология личности. М. : Смысл, 2001. 414 с.
4. Валиева С. Психологические основы формирования экологического воспитания детей младшего школьного возраста // Журн. Бюллетень науки и практики. 2021. № 8. С. 339-346.
5. Виноградова Н.Ф. Познаем мир природы. М. : Просвещение, 2021. 144 с.
6. Виноградова Н.Ф., Рыдзе О.А., Хомякова И.С. Формирование познавательных универсальных учебных действий: методическое пособие. М. : Просвещение, 2018. 112 с.
7. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М. : АСТ, 2008. 671 с.
8. Горохов В. А., Образование в области охраны окружающей среды: методическое пособие. Л. : Гидрометеоиздат, 1987. 40 с.
9. Даррелл Дж. Моя семья и другие звери: перевод с английского Л.А. Деревянкиной. М. : Мир, 1986. 480 с.
10. Дерябо С. Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Д. : Феникс, 1996. 480 с.
11. Дик Н. Ф. Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности в начальной школе. Ростов н/Д. : Феникс, 2009. 285 с.
12. Еремеева О. А., Хабибуллина В. Ю. Особенности организации внеурочной деятельности в условиях начальной школы // Вестник Науки. 2023. № 4. С 9-11.
13. Захлебный А. Н. Школа и проблемы охраны природы. М. : Педагогика, 1981. 184 с.
14. Зверев И. Д. С любовью к природе. М. : Педагогика, 2003. 232 с.
15. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М. : Издательство психологической литературы, 2018...30



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ