Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие представлений о сохранении количества и величины у детей 6-7 лет посредством феноменов Ж. Пиаже

Работа №138437

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы83
Год сдачи2023
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Теоретические аспекты развития представлений о сохранении количества и величины у детей 6-7 лет посредством феноменов Ж. Пиаже 9
1.1 Развитие представлений о сохранении количества и величины у детей 6-7 лет в психолого-педагогических
исследованиях 9
1.2 Характеристика феноменов Ж. Пиаже в развитии представлений о сохранении количества и величины у детей 6-7 лет 16
Глава 2 Экспериментальное исследование развития представлений о сохранении количества и величины у детей 6-7 лет посредством феноменов Ж. Пиаже 24
2.1 Выявление уровня развития представлений о сохранении
количества и величины у детей 6-7 лет 24
2.2 Содержание работы по развитию представлений о сохранении количества и величины у детей 6-7 лет посредством феноменов Ж. Пиаже 37
2.3 Контрольный этап эксперимента 48
Заключение 60
Список используемой литературы 63
Приложение А Задачи Пиаже 66
Приложение Б Результаты констатирующего этапа эксперимента 74
Приложение В Результаты контрольного этапа эксперимента 75
Приложение Г Расчет результатов развития понимания сохранения дискретных величин на констатирующем и контрольном этапах по U-критерию Манна-Уитни 76
Приложение Д Расчет результатов развития понимания сохранения недискретных величин на констатирующем и контрольном этапах по U-критерию Манна-Уитни 78
Приложение Е Расчет результатов развития понимания сохранения количества твердого вещества на констатирующем и контрольном этапах по U-критерию Манна-Уитни 80
Приложение Ж Расчет результатов развития понимания сохранения количества жидкого вещества на констатирующем и контрольном этапах по U-критерию Манна-Уитни 82

Жан Пиаже отмечал, что понимание сохранности величины и количества объектов в ходе трансформирования их формы является значимым «условием всей рациональной деятельности» личности и предпосылкой развития мышления, поскольку именно осознание сохранения непосредственно связано со способностью человека мыслить и рассуждать, различать свойства предметов. Концепция понимания сохранения предполагает, что индивиду доступно осмысление и понимание того факта, что определенные свойства окружающих предметов (например, величина пластилинового шарика) остаются неизменными при трансформировании иных свойств данных предметов (например, формы пластилинового шарика при его расплющивании).
По версии Ж. Пиаже, «познание сохранения (обратимости) является показателем образования операционных систем, а именно определенных интеллектуальных операций, для которых принципиальны два аспекта: во- первых, интериоризация (переход) внешних действий с объектами во внутренний, интеллектуальный план, и, во-вторых, координирование их с другими умственными действиями. Понимание обратимости представляет собой «сердцевину» познания. Только когда действия становятся умственными, они могут быть перестроены, поскольку только в уме можно одновременно представить себе прямое и обратные действия и благодаря этому скомпенсировать изменения объекта».
Только когда ребенок способен представить действия в уме, он может осознать, что изменение свойств объектов не во всех случаях приводит к изменению других его свойств, они остаются сохранны. В ситуации же, если умственные операции у дошкольника не достигли понимания обратимости, он демонстрирует явления несохранения, которые наблюдаются в психическом развитии каждого ребенка, и носят название «феномены Пиаже».
Феноменами Пиаже исследователи называют психологическое явление, которое отмечается у детей, и заключается в отсутствии у них «принципа сохранения», и поэтому дети с наличием феномена Пиаже считают, что если изменяется одно из измерений (высота воды в стакане, диаметр шарика из пластилина), то меняется и общее количество воды, величина (масса) пластилинового шарика.
Преодоление феноменов Ж. Пиаже многие психологи, в числе которых А.В. Астахова, Г.В. Бурменская, Л.Ф. Обухова, И.К. Кечакмадзе, Е.Д. Сергеева и другие, считали одним из критериев интеллектуальной готовности к началу обучения в школе, в связи с тем, что понимание сохранения является обязательным условием формирования у старшего дошкольника научных понятий. Авторами отмечается, что эффективность в овладении математическими знаниями, взаимосвязана с наличием или отсутствием у ребенка феноменов Ж. Пиаже на сохранение количества и величины.
Анализ научных источников позволил определить наличие противоречия между присутствием у дошкольников 6-7 лет феноменов Ж. Пиаже, необходимостью их преодоления к началу школьного периода для эффективного овладения математическими знаниями и малой изученности психолого-педагогических условий реализации данного процесса.
На базе выявленного противоречия была обозначена проблема исследования: каковы условия развития понимания сохранения количества и величины у детей 6-7 лет через преодоление феноменов Ж. Пиаже?
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать развитие представлений о сохранении количества и величины у детей 6-7 лет через преодоление феноменов Ж. Пиаже.
Объект исследования: процесс развития понимания сохранения количества и величины у детей 6-7 лет.
Предмет исследования: развитие представлений о сохранении количества и величины у детей 6-7 лет посредством преодоления феноменов Ж. Пиаже...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность рассматриваемой в работе проблемы обусловлена тем, что наличие у ребенка понимания сохранения количества и величины оказывает значительное воздействие на его умственное развитие, поскольку связано с формированием навыков идентификации, различения, сравнения, классификации, обобщения, подводит к пониманию величины и количества как математических понятий и способствует в дальнейшем эффективному освоению программы по математике.
Овладевая принципом сохранения количества и величин предметов, у детей осуществляется развитие понимания независимости количества предметов от их внешнего расположения в пространстве; неизменности величины жидких и сыпучих материалов от размера и формы сосуда. Только когда ребенок способен представить действия в уме, он может осознать, что изменение свойств объектов не во всех случаях приводит к изменению других его свойств, они остаются сохранны. В ситуации, когда умственные операции дошкольника не достигли обратимости, он демонстрирует явления несохранения, которые наблюдаются в психическом развитии каждого ребенка, и носят название «феномены Пиаже». Так, дети с наличием феномена Пиаже считают, что если изменяется одно из измерений (высота воды в стакане, диаметр шарика из глины), то меняется и общее количество воды, величина (масса) глиняного шарика.
Теория Ж. Пиаже оказала серьезное влияние на психологию, поэтому подвергалась тщательной проверке и частой критике со стороны других исследователей. Анализ существующей критики теории Ж. Пиаже свидетельствует об одном значимом обстоятельстве: Ж. Пиаже обнаружил и охарактеризовал общий ход развития детского интеллекта. Его критиками было выявлено, что в зависимости от конкретных условий интеллектуального развития данный процесс может варьировать, также было экспериментально подтверждено, что у дошкольников 6-7 лет возможно формирование понимания сохранения количества и величины, при условии наличия у детей умения применять эталоны меры и пользоваться логическими правилами сравнения.
С целью проверки рассмотренных в первой главе теоретических положений в период с января 2023 года по май 2023 года было проведено экспериментальное исследование развития представлений о сохранении количества и величины у детей 6-7 лет.
Базой исследования послужила подготовительная группа МБДОУ д/с № 50 «Северянка» города Ульяновска. В эксперименте участвовали 27 воспитанников в возрасте от 6,1 до 6,9 лет.
Для диагностики развития представлений о сохранении количества и величины были использованы задачи Пиаже, направленные на выявление понимания сохранение дискретных и недискретных величин, понимания сохранения твердых и жидких веществ, поскольку в результате анализирования научных источников было выявлено, что задачи Пиаже спроектированы таким образом, чтобы по возможности устранить явления предварительного научения и установить уровень развития интеллекта. В результате первоначальной диагностики на констатирующем этапе у большинства из обследуемых детей отмечается наличие феноменов Пиаже....


1. Астахова И. В., Погожина, И. Н. О попытке обучения принципу сохранения через формирование структуры логических операций классификации и сериации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2014. № 2. С. 30-36.
2. Большой психологический словарь / под общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб. : ЕВРОЗНАК, 2021. 672 с.
3. Брунер Дж. С. О понимании детьми принципа сохранения количества жидкого вещества // Исследование развития познавательной деятельности / Под ред. Дж. Брунера. М. : Наука, 1971. С. 224-250.
4. Бурменская Г. В. Возможности планомерного развития познавательных процессов дошкольника: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1978. 210 с.
5. Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М. : Просвещение, 1996. 442 с.
6. Гальперин П. Я. Основные результаты исследований по проблеме формирования умственных действий и понятий: Автореф. ...дис. д-ра психол. наук. М., 1965. 32 с.
7. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. // Под ред. В. И. Лубовского. М. : Педагогика, 1985. 192 с.
8. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учеб. пособие. М. : Изд-во ун-та Рос. Академии образования, 2018. 176 с.
9. Лоренцо О., Мачадо А. В защиту теории Пиаже: ответ на десять основных пунктов критики // Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: сб. ст. / под общ. ред. Л. Ф. Обуховой, Г. В. Бурменской. М. : Гардарики, 2001. С. 478-544
10. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. СПб : Питер, 2021. 320 с.
11. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка: пер. с. англ. СПб : Питер, 2019. 640 с.
12. Обухова Л. Ф. Детская возрастная психология: Учеб. пособие для студентов вузов. М. : Пед. общ-во России 2016. 442 с.
13. Обухова Л. Ф. Этапы развития детского мышления. М. : Наука, 1972. 240 с.
14. Обухова Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М. : Наука, 1981. 139 с.
15. Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсина, А. Адэрбаха. СПб : Питер, 2020. 1096 с...(25)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ