Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие ситуативной речи у детей 3-4 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством вербальных и невербальных средств общения

Работа №138435

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы65
Год сдачи2023
Стоимость4630 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
39
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития ситуативной речи у детей 3-4 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством вербальных и невербальных средств общения 9
1.1 Психолого-педагогические основы развития ситуативной речи у детей 3-4 лет с тяжелыми нарушениями речи 9
1.2 Характеристика вербальных и невербальных средств общения как средства развития ситуативной речи у детей 3-4 лет
с тяжелыми нарушениями речи 17
Глава 2 Экспериментальное исследование развития ситуативной речи у детей 3-4 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством вербальных и невербальных средств общения 23
2.1 Изучение уровня развития ситуативной речи у детей 3-4 лет с тяжелыми нарушениями речи 23
2.2 Содержание и организация работы по развитию ситуативной речи у детей 3-4 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством вербальных и невербальных средств общения 34
2.3 Выявление динамики уровня развития ситуативной речи у детей 3-4 лет с тяжелыми нарушениями речи 47
Заключение 55
Список используемой литературы 58
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 61
Приложение Б Количественные результаты констатирующего эксперимента 62
Приложение В Перспективное планирование по развитию ситуативной речи 63
Приложение Г Количественные результаты контрольного эксперимента 65

Роль речи в становлении психики, мышления и сознания ребенка невозможно переоценить. Речь - средство общения людей, а ее нарушения сказываются на психологическом развитии ребенка, приводят к отклонениям в поведении, что бесспорно находит свое подтверждение в работах многих психологов и ученых, таких как: Л.А. Венгер, Т.А. Маркова, М.А. Васильева и многие другие.
Статистика современного мира отражает неуклонный рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжелые нарушения речи. Так, по данным Всемирной Организации Здравоохранения, доля таких детей в общей структуре детской инвалидности составляет 38%. У этих детей отмечается позднее развитие речевой активности: первые слова начинают появляться только к 3-4 годам. Речь их малообразна, трудно разборчива и фонетически неграмотна.
Неполноценность речевой деятельности откладывает отпечаток на развитие интеллектуальной, сенсорной и познавательных сфер ребенка. Из-за особенностей словесно-логического мышления дети не могут овладеть навыками синтеза, анализа и рассуждения.
«Развитие речи становится серьезной проблемой в современном обществе. Развитие речи подрастающего поколения - это огромная ответственность педагогов».
«Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. В развитии связной ситуативной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. У детей с нормой речевого развития в дошкольном возрасте связная речь достигает довольно высокого уровня. Это очень важно для дальнейшего успешного обучения в школе, для всестороннего развития личности ребенка».
Проблема развития связной ситуативной речи детей с тяжелыми нарушениями речи актуальна, так как развитие речи влияет на развитие познавательной деятельности и на совершенствование устной речи детей данной категории, что повышает их уровень общего развития.
В работах И.Ю. Боряковой, В.А. Ковшикова, Ю.Р. Демьянова, Р.И. Лалаевой, И.А. Симиновой раскрываются особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи. Исследователи отмечают отставание в овладении речью, позднее возникновение периода детского творчества, затягивание периода функционирования неологизмов, слабую речевую активность, бедность и недифференцированность словаря...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное нами исследование показало, что рассмотренная проблема развития ситуативной речи у детей 3-4 лет с тяжелыми нарушениями речи является актуальной. «Ситуативная речь, как средство общения, предполагает, что индивидуальное сознание детей не ограничивается только своим личным опытом, а также обобщается опыт других людей в гораздо большей степени».
«С увеличением роста количества детей, страдающих нарушениями речи, большое внимание уделяется разработке наиболее эффективных методов и приемов коррекционного обучения и воспитания данной категории детей».
По результатам нашего исследования нами был получен ряд выводов.
«Теоретическое изучение специальной литературы по аспекту развития ситуативной речи у детей 3-4 лет с ТНР позволило установить, что данная проблема является актуальной в педагогической теории и практике, требует дальнейшего теоретического осмысления». В результате анализа литературы мы выявили, что интеграция вербальных и невербальных средств общения способствует формированию у детей способов взаимодействия с окружающими людьми что, следовательно, стимулирует развитие лексической стороны речи, развивает в ребенке способность к подражанию, к развитию ситуативной речи в разных видах детской деятельности.
«Целью констатирующего эксперимента являлось выявление уровня развития речи у детей 3-4 лет с тяжелыми нарушениями речи».
Для реализации поставленной цели на основе исследований В.К. Воробьевой, В.П. Глухова, Е.А. Стребелевой, О.С. Ушаковой, Т.Б. Филичевой были определены показатели уровня развития речи у детей 3-4 лет с ТНР и подобраны диагностические методики
«На констатирующем этапе нами были получены следующие результаты развития ситуативной речи детей 3-4 лет с ТНР: к низкому уровню мы условно отнесли по 67% детей, как в экспериментальной, так и в контрольной группах; к среднему уровню мы условно отнесли по 33% детей, как в экспериментальной, так и в контрольной группах; высокий уровень развития ситуативной речи, как в ЭГ, так и в КГ, не был выявлен.
Были замечены определенные трудности в овладении детьми ситуативной речью. Задания выполнялись с определенными трудностями, связанными с лексико-грамматической стороной речи. Дети были мало мотивированы для выполнения данных заданий, не прослеживался интерес, при неуспехе дети редко пытались исправить ситуацию. Можно наблюдать, что трудности в освоении ситуативной речи влияют на общий психологический показатель таких детей».
Согласно полученным результатам констатирующего эксперимента, а также опираясь на работы С.С. Бухвостовой, Н.А. Дмитриевой, Ю.Г. Илларионовой, А.П. Усовой, О.С. Ушаковой нами было разработано содержание коррекционно-развивающей работы по развитию ситуативной речи у детей 3-4 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством вербальных и невербальных средств общения.
На данном этапе эксперимента были решены следующие задачи:
«- отобраны вербальные средства развития ситуативной речи: тексты русских народных сказок: «Курочка Ряба», «Репка», при обсуждении которых дети составляли короткие описательные рассказы для активизации ситуативной речи;
- отобраны невербальные средства развития ситуативной речи: позы, движения (жесты), мимика, взгляд, которые использовались в ходе организации игр-драматизаций по содержанию сказок;
- создание условий для дальнейшего переноса детьми ситуативной речи в самостоятельную деятельность»].
На первом этапе дети составляли короткие описательные рассказы при обсуждении сказок; участвовали в играх-этюдах, где учились выражать образ в движении, сочетая с интонацией...


1. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М. : ACT: Астрель: Транзит книга, 2021. 158 с.
2. Выготский Л. С. Мышление и речь. М. : Лабиринт, 1999. 352 с.
3. Выготский Л. С. Основы дефектологии. СПб. : Лань.,2003. 656 с.
4. Глухов В. П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи. М., 2019. С. 13-24.
5. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Сост. : В. П. Балобанова, Л. Г. Богданова, Р. И. Лалаева [и др.]. СПб. : Детство-пресс, 2001. 240 с.
6. Зикеева А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. М. : Академия, 2000. 200 с.
7. Левина Р. Е. Воспитание правильной речи у детей. М., 1958. 414 с.
8. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М. : Смысл; СПб. : Лань, 2019. 287 с.
9. Логопедия. Методическое наследие : Пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / Под ред. Л. С. Волковой. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 480 с.
10. Логопедия : учебник / Под ред. Л. С. Волковой и С. Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. 680 с.
11. Медведева Т. В. Координирование работы логопеда и воспитателя по формированию связной речи детей с III уровнем речевого развития. 2020. № 3. С. 84-92.
12. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие. Под ред. Т.В. Волосовец. М. : Институт общегуманитарных исследований, 2002. 256 с.
13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 №1022 «Об утверждении федеральной адаптированной
образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2023 №72149) [Электронный ресурс]. URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/406149049/ (дата обращения: 24.09.2023).
14. Речевые игры и упражнения для дошкольников. Пособие для учителей-логопедов, воспитателей и родителей. Сост. В. П. Невская М. : Сфера, 2019. 64 с.
15. Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. М. : Издательский центр «Академия», 2003. 144 с....(24)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ