Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогические условия развития децентрации детьми 5-6 лет

Работа №138431

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы64
Год сдачи2023
Стоимость4620 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
32
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы изучения психолого-педагогических условий развития децентрации детьми 5-6 лет 7
1.1 Развитие децентрации детьми 5-6 лет как педагогическая проблема исследования 7
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий развития децентрации детьми 5-6 лет 13
Глава 2 Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий развития децентрации детьми 5-6 лет 19
2.1 Выявление уровня развития децентрации детьми 5-6 лет 19
2.2 Содержание и организация работы по реализации психолого-педагогических условий развития децентрации детьми 5-6 лет 35
2.3 Выявление динамики в уровне развития децентрации детьми 5-6 лет 43
Заключение 55
Список используемой литературы 57
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 60
Приложение Б Результаты констатирующего этапа эксперимента 61
Приложение В Результаты контрольного этапа эксперимента 63

Развитие децентрации является важным этапом в психологическом развитии ребенка.
Децентрация - это способность ребенка выходить за пределы собственного эгоцентризма и учитывать точку зрения других людей.
Развитие этого навыка имеет важное значение для успешной социализации ребенка и его адаптации к окружающему миру. Они влияют на способность ребенка эффективно взаимодействовать с другими людьми, понимать их мотивы и намерения, а также на его когнитивные способности.
Несмотря на то, что процесс децентрации детьми 5-6 лет имеет особое значение, осуществить его в данном возрасте сложно. Связано это с эгоцентричностью детей, которые в этом возрасте сосредоточены на своих собственных желаниях и потребностях.
Тем не менее, развитие навыков децентрации имеет решающее значение для их психологического и педагогического развития, поскольку они направлены на развитие у детей способности учитывать другие точки зрения, приобретать социальные навыки и эффективно сотрудничать в командах. Следовательно, создание подходящей среды для улучшения децентрации детьми раннего возраста является важной задачей для педагогов и опекунов.
Данной проблемой занимались такие ученые, как Г.М. Бреслав, Е.И. Изотова, Т.П. Гаврилова, В.П. Кузьмина, Ж. Пиаже, Д.Х. Флейвелл, Д.Б. Эльконин и многие другие исследователи.
Теоретический анализ исследований данной проблемы позволил выделить противоречие между важностью децентрации детьми раннего возраста к дошкольной образовательной организации и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий для данного процесса.
Выявленное противоречие обусловило постановку проблемы исследования: каковы психолого-педагогические условия развития децентрации детьми 5-6 лет?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать психолого-педагогические условия развития децентрации детьми 5-6 лет.
Объект исследования: процесс развития децентрации детьми 5-6 лет.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития децентрации детей 5-6 лет...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение психолого-педагогических условий развития децентрации у детей в возрасте от 5 до 6 лет включает в себя несколько аспектов.
Прежде всего, ключевую роль играет создание соответствующей образовательной среды. Дети должны иметь доступ к разнообразным материалам, играм и игрушкам, которые позволяют им исследовать мир и экспериментировать. Это помогает развить их наблюдательность, воображение и логическое мышление. Также важно позволять детям работать в группах, чтобы они могли обмениваться идеями и учиться сотрудничать. Развитие критического мышления играет важную роль в формировании децентрации у детей. Индивидуальный подход также является важным аспектом изучения психолого-педагогических условий развития децентрации детьми 5-6 лет.
С целью изучения особенностей развития децентрализации детей старшего дошкольного возраста было проведено исследование, которое проходило в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.
На первом этапе проводилось эмпирическое исследование с целью выявления детей уровней развития децентрации; осуществлялась количественная и качественная обработка, анализ и интерпретация полученных данных. Для выявления уровня формирования децентрации использовались методики Ж. Пиаже «Левая и правая стороны», «Братья и сестры», «Ваза с яблоками» и другие. Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что большинство детей, как в экспериментальной, так и в контрольной группе имеют низкий и средний уровень развития децентрации, что свидетельствует об актуальности дальнейшей работы в данном направлении.
На следующем этапе проводился формирующий эксперимент, в ходе которого реализовывалась работа по развитию децентрации старших дошкольников средствами психологических упражнений: «Куклы», «Кто не видит экран телевизора?», «Нарисуй экран телевизора», «Семья», «Кто прав?» и сюжетно-ролевых игр: «Город профессий», «Игрушки у врача» и другие.
Анализ полученных результатов констатирующего и контрольного этапов, позволили констатировать, что уровень децентрации детей экспериментальной группы, после проведенной работы посредством психологических упражнений и сюжетно-ролевых игр значительно вырос. Так низкий уровень в экспериментальной группе стал ниже на 20% и составил 17% (на констатирующем этапе он был у 37% детей). В контрольной группе тоже есть некоторые незначительные изменения за счет тех детей, которые получили свое развитие, посещая дополнительные занятия и кружки. Таких детей зафиксировано 28% (на констатирующем этапе их было 41%). Детей среднего уровня в экспериментальной группе стало 47%, что на 6% меньше, чем на констатирующем этапе. В контрольной группе этот показатель остался без изменения.
Высокий уровень в экспериментальной группе зафиксирован у 36% детей, что на 26% выше, чем у детей этой группы на констатирующем этапе. В контрольной группе таких детей стало 14%.
Таким образом, результаты, полученные детьми экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе, свидетельствуют о положительной динамике в уровне развития децентрации: низкий уровень снизился у 20%, средний - у 6%, а высокий - стал выше у 26% детей, по сравнению с констатирующим этапом исследования. Гипотеза исследования нашла свое подтверждение. Задачи - решены, цель исследования достигнута.


1. Андреева А. Д. Становление способности к децентрации в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/stanovlenie-sposobnosti-k-detsentratsii-v- doshkolnom-vozraste(дата обращения: 22.11.2023).
2. Баштаков Н. М. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста // Экология, здоровья и безопасность в современном образовательном пространстве: сб. науч. тр. по результатам Всерос.науч.-практ. конф. с междунар. участ. Магнитогорск,2018. С.49-52.
3. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М., 1990.
4. Гаврилова Т. П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста // Вопросы психологии. 1974. № 5. С. 107-114.
5. Гайворонская Т. А. Развитие эмпатии детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности : автореферат дис. ... канд. пед. наук / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2009.
6. Дошкольная педагогика и психология. М. : Мозаика-Синтез, 2018. 560 с.
7. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / Коллектив авторов. М. : Питер, 2020. 818 с.
8. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. М. : Питер, 2020. 464 с.
9. Дошкольная педагогика. М. : Просвещение, 2022. 304 с.
10. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену. М. : Форум, 2021. 256 с.
11. Дошкольная педагогика (комплект из 2 книг). Москва : Высшая школа, 2022. 526 с.
12. Дошкольная педагогика / ред. А. М. Леушина. Л. : Пед. институт им. Герцена, 2018. 286 с.
13. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии / под ред. Л. Ф. Обуховой, Г. В. Бурменской. М., 2001.
14. Изотова Е. И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика. М. : Академия, 2004.
15. Карпенко Н. Н. Дистанционное общение педагогов и родителей посредством контактных групп в сети интернет // Молодой ученый. 2020. № 44 (334). С. 5-7. URL: https://moluch.ru/archive/334/74681/(дата обращения: 26.11.2023)...(26)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ