Психолого-педагогические условия развития децентрации детьми 5-6 лет
|
Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы изучения психолого-педагогических условий развития децентрации детьми 5-6 лет 7
1.1 Развитие децентрации детьми 5-6 лет как педагогическая проблема исследования 7
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий развития децентрации детьми 5-6 лет 13
Глава 2 Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий развития децентрации детьми 5-6 лет 19
2.1 Выявление уровня развития децентрации детьми 5-6 лет 19
2.2 Содержание и организация работы по реализации психолого-педагогических условий развития децентрации детьми 5-6 лет 35
2.3 Выявление динамики в уровне развития децентрации детьми 5-6 лет 43
Заключение 55
Список используемой литературы 57
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 60
Приложение Б Результаты констатирующего этапа эксперимента 61
Приложение В Результаты контрольного этапа эксперимента 63
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы изучения психолого-педагогических условий развития децентрации детьми 5-6 лет 7
1.1 Развитие децентрации детьми 5-6 лет как педагогическая проблема исследования 7
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий развития децентрации детьми 5-6 лет 13
Глава 2 Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий развития децентрации детьми 5-6 лет 19
2.1 Выявление уровня развития децентрации детьми 5-6 лет 19
2.2 Содержание и организация работы по реализации психолого-педагогических условий развития децентрации детьми 5-6 лет 35
2.3 Выявление динамики в уровне развития децентрации детьми 5-6 лет 43
Заключение 55
Список используемой литературы 57
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 60
Приложение Б Результаты констатирующего этапа эксперимента 61
Приложение В Результаты контрольного этапа эксперимента 63
Развитие децентрации является важным этапом в психологическом развитии ребенка.
Децентрация - это способность ребенка выходить за пределы собственного эгоцентризма и учитывать точку зрения других людей.
Развитие этого навыка имеет важное значение для успешной социализации ребенка и его адаптации к окружающему миру. Они влияют на способность ребенка эффективно взаимодействовать с другими людьми, понимать их мотивы и намерения, а также на его когнитивные способности.
Несмотря на то, что процесс децентрации детьми 5-6 лет имеет особое значение, осуществить его в данном возрасте сложно. Связано это с эгоцентричностью детей, которые в этом возрасте сосредоточены на своих собственных желаниях и потребностях.
Тем не менее, развитие навыков децентрации имеет решающее значение для их психологического и педагогического развития, поскольку они направлены на развитие у детей способности учитывать другие точки зрения, приобретать социальные навыки и эффективно сотрудничать в командах. Следовательно, создание подходящей среды для улучшения децентрации детьми раннего возраста является важной задачей для педагогов и опекунов.
Данной проблемой занимались такие ученые, как Г.М. Бреслав, Е.И. Изотова, Т.П. Гаврилова, В.П. Кузьмина, Ж. Пиаже, Д.Х. Флейвелл, Д.Б. Эльконин и многие другие исследователи.
Теоретический анализ исследований данной проблемы позволил выделить противоречие между важностью децентрации детьми раннего возраста к дошкольной образовательной организации и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий для данного процесса.
Выявленное противоречие обусловило постановку проблемы исследования: каковы психолого-педагогические условия развития децентрации детьми 5-6 лет?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать психолого-педагогические условия развития децентрации детьми 5-6 лет.
Объект исследования: процесс развития децентрации детьми 5-6 лет.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития децентрации детей 5-6 лет...
Децентрация - это способность ребенка выходить за пределы собственного эгоцентризма и учитывать точку зрения других людей.
Развитие этого навыка имеет важное значение для успешной социализации ребенка и его адаптации к окружающему миру. Они влияют на способность ребенка эффективно взаимодействовать с другими людьми, понимать их мотивы и намерения, а также на его когнитивные способности.
Несмотря на то, что процесс децентрации детьми 5-6 лет имеет особое значение, осуществить его в данном возрасте сложно. Связано это с эгоцентричностью детей, которые в этом возрасте сосредоточены на своих собственных желаниях и потребностях.
Тем не менее, развитие навыков децентрации имеет решающее значение для их психологического и педагогического развития, поскольку они направлены на развитие у детей способности учитывать другие точки зрения, приобретать социальные навыки и эффективно сотрудничать в командах. Следовательно, создание подходящей среды для улучшения децентрации детьми раннего возраста является важной задачей для педагогов и опекунов.
Данной проблемой занимались такие ученые, как Г.М. Бреслав, Е.И. Изотова, Т.П. Гаврилова, В.П. Кузьмина, Ж. Пиаже, Д.Х. Флейвелл, Д.Б. Эльконин и многие другие исследователи.
Теоретический анализ исследований данной проблемы позволил выделить противоречие между важностью децентрации детьми раннего возраста к дошкольной образовательной организации и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий для данного процесса.
Выявленное противоречие обусловило постановку проблемы исследования: каковы психолого-педагогические условия развития децентрации детьми 5-6 лет?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать психолого-педагогические условия развития децентрации детьми 5-6 лет.
Объект исследования: процесс развития децентрации детьми 5-6 лет.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития децентрации детей 5-6 лет...
Изучение психолого-педагогических условий развития децентрации у детей в возрасте от 5 до 6 лет включает в себя несколько аспектов.
Прежде всего, ключевую роль играет создание соответствующей образовательной среды. Дети должны иметь доступ к разнообразным материалам, играм и игрушкам, которые позволяют им исследовать мир и экспериментировать. Это помогает развить их наблюдательность, воображение и логическое мышление. Также важно позволять детям работать в группах, чтобы они могли обмениваться идеями и учиться сотрудничать. Развитие критического мышления играет важную роль в формировании децентрации у детей. Индивидуальный подход также является важным аспектом изучения психолого-педагогических условий развития децентрации детьми 5-6 лет.
С целью изучения особенностей развития децентрализации детей старшего дошкольного возраста было проведено исследование, которое проходило в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.
На первом этапе проводилось эмпирическое исследование с целью выявления детей уровней развития децентрации; осуществлялась количественная и качественная обработка, анализ и интерпретация полученных данных. Для выявления уровня формирования децентрации использовались методики Ж. Пиаже «Левая и правая стороны», «Братья и сестры», «Ваза с яблоками» и другие. Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что большинство детей, как в экспериментальной, так и в контрольной группе имеют низкий и средний уровень развития децентрации, что свидетельствует об актуальности дальнейшей работы в данном направлении.
На следующем этапе проводился формирующий эксперимент, в ходе которого реализовывалась работа по развитию децентрации старших дошкольников средствами психологических упражнений: «Куклы», «Кто не видит экран телевизора?», «Нарисуй экран телевизора», «Семья», «Кто прав?» и сюжетно-ролевых игр: «Город профессий», «Игрушки у врача» и другие.
Анализ полученных результатов констатирующего и контрольного этапов, позволили констатировать, что уровень децентрации детей экспериментальной группы, после проведенной работы посредством психологических упражнений и сюжетно-ролевых игр значительно вырос. Так низкий уровень в экспериментальной группе стал ниже на 20% и составил 17% (на констатирующем этапе он был у 37% детей). В контрольной группе тоже есть некоторые незначительные изменения за счет тех детей, которые получили свое развитие, посещая дополнительные занятия и кружки. Таких детей зафиксировано 28% (на констатирующем этапе их было 41%). Детей среднего уровня в экспериментальной группе стало 47%, что на 6% меньше, чем на констатирующем этапе. В контрольной группе этот показатель остался без изменения.
Высокий уровень в экспериментальной группе зафиксирован у 36% детей, что на 26% выше, чем у детей этой группы на констатирующем этапе. В контрольной группе таких детей стало 14%.
Таким образом, результаты, полученные детьми экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе, свидетельствуют о положительной динамике в уровне развития децентрации: низкий уровень снизился у 20%, средний - у 6%, а высокий - стал выше у 26% детей, по сравнению с констатирующим этапом исследования. Гипотеза исследования нашла свое подтверждение. Задачи - решены, цель исследования достигнута.
Прежде всего, ключевую роль играет создание соответствующей образовательной среды. Дети должны иметь доступ к разнообразным материалам, играм и игрушкам, которые позволяют им исследовать мир и экспериментировать. Это помогает развить их наблюдательность, воображение и логическое мышление. Также важно позволять детям работать в группах, чтобы они могли обмениваться идеями и учиться сотрудничать. Развитие критического мышления играет важную роль в формировании децентрации у детей. Индивидуальный подход также является важным аспектом изучения психолого-педагогических условий развития децентрации детьми 5-6 лет.
С целью изучения особенностей развития децентрализации детей старшего дошкольного возраста было проведено исследование, которое проходило в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.
На первом этапе проводилось эмпирическое исследование с целью выявления детей уровней развития децентрации; осуществлялась количественная и качественная обработка, анализ и интерпретация полученных данных. Для выявления уровня формирования децентрации использовались методики Ж. Пиаже «Левая и правая стороны», «Братья и сестры», «Ваза с яблоками» и другие. Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что большинство детей, как в экспериментальной, так и в контрольной группе имеют низкий и средний уровень развития децентрации, что свидетельствует об актуальности дальнейшей работы в данном направлении.
На следующем этапе проводился формирующий эксперимент, в ходе которого реализовывалась работа по развитию децентрации старших дошкольников средствами психологических упражнений: «Куклы», «Кто не видит экран телевизора?», «Нарисуй экран телевизора», «Семья», «Кто прав?» и сюжетно-ролевых игр: «Город профессий», «Игрушки у врача» и другие.
Анализ полученных результатов констатирующего и контрольного этапов, позволили констатировать, что уровень децентрации детей экспериментальной группы, после проведенной работы посредством психологических упражнений и сюжетно-ролевых игр значительно вырос. Так низкий уровень в экспериментальной группе стал ниже на 20% и составил 17% (на констатирующем этапе он был у 37% детей). В контрольной группе тоже есть некоторые незначительные изменения за счет тех детей, которые получили свое развитие, посещая дополнительные занятия и кружки. Таких детей зафиксировано 28% (на констатирующем этапе их было 41%). Детей среднего уровня в экспериментальной группе стало 47%, что на 6% меньше, чем на констатирующем этапе. В контрольной группе этот показатель остался без изменения.
Высокий уровень в экспериментальной группе зафиксирован у 36% детей, что на 26% выше, чем у детей этой группы на констатирующем этапе. В контрольной группе таких детей стало 14%.
Таким образом, результаты, полученные детьми экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе, свидетельствуют о положительной динамике в уровне развития децентрации: низкий уровень снизился у 20%, средний - у 6%, а высокий - стал выше у 26% детей, по сравнению с констатирующим этапом исследования. Гипотеза исследования нашла свое подтверждение. Задачи - решены, цель исследования достигнута.





