Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра 10
1.1 Особенности развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами
аутистического спектра 10
1.2 Психолого-педагогические условия развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра 15
Глава 2 Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра 20
2.1 Выявление уровня развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра 20
2.2 Реализация психолого-педагогических условий развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра 35
2.3 Определение эффективности психолого-педагогических условий развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра 44
Заключение 54
Список используемой литературы 56
Приложение А Характеристика выборки исследования 60
Приложение Б Результаты констатирующего этапа эксперимента 61
Приложение В Результаты контрольного этапа эксперимента 62
Значение развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра возрастает многократно в нынешних реалиях, когда программа дошкольного образования предъявляет высокие требования к уровню развития детей. Полноценное развитие детей старшего дошкольного возраста невозможно без развитых коммуникативных навыков. Однако выполнение этой задачи у детей с расстройствами аутистического спектра сопряжено с определенными трудностями, являющимися следствием чрезвычайной сложности самого нарушения. В силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей развития у некоторых детей с расстройствами аутистического спектра несовершенства коммуникативных навыков принимают характер стойкого дефекта. Преодоление нарушений коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра требует определенной коррекционной системы и особых методов коррекционной работы.
Актуальность темы нашего исследования обусловлена тенденцией к постоянному росту детей с расстройствами аутистического спектра, имеющих различные проблемы развития коммуникативных навыков. На сегодняшний день эта проблема требует дальнейшего углубленного изучения, так как нарушение коммуникативных навыков у детей расстройствами аутистического спектра весьма затрудняют их дальнейшее развитие, что будет иметь негативные последствия для личностного развития данной группы детей.
Вопросами развития детей с расстройствами аутистического спектра занимались многие исследователи Е.Р. Баенская, Л.Г. Бородина,
К.С. Лебединская, С.С. Морозова, О.С. Никольская, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, Н.В. Симашкова. Характеристика развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами
аутистического спектра приведена исследователями С.В. Андреева, С.И. Анищенко, О.И. Богдашина, Н.В. Борисова, К.Б. Калинин, К.К. Меснянкина, М.М. Панасенко, С.А. Розенблюм С.В. Сахьянова, А.И. Сарелайнен, Л.В. Шаргородская.
В отличие от проблемы развития коммуникативных навыков детей с нормальным развитием, которая была изучена всесторонне, проблеме развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра было уделено меньше внимания. Между тем известно, что у этой категории детей недоразвитие коммуникативных навыков ярко выражено. Именно поэтому на современном этапе особую актуальность приобретает выявление и использование эффективных, целесообразных психолого-педагогических условий развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью создания благоприятных условий для развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Коммуникативные навыки способствуют гармоничному развитию детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Анализ психолого-педагогических исследований и педагогического опыта позволил определить противоречие между необходимостью развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра и недостаточной методической изученностью данного процесса.
Актуальность данного исследования усиливает необходимость разрешения, указанного выше противоречия, а также определяет проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия развития
коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра?...
Актуальность работы несомненна. С опорой на исследования Э. Бонди, И.Ю. Захаровой, Е.В. Моржина, Ч. Роуленд, М. Сандберга, Л. Фрост были выбраны показатели для определения уровня коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра и ряд диагностических заданий, наиболее подходящих для данного исследования.
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют, что у детей низкий уровень (66%) развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Такие дети могут использовать невербальные средства коммуникации, такие как жесты и зрительный контакт, для общения с другими людьми. Однако им может быть трудно понимать и использовать более сложные формы коммуникации, такие как мимика и интонация голоса, что может затруднять их социальное взаимодействие и общение с окружающими. Дети обладают достаточно большим активным словарем, дети могут использовать различные части речи в своей речи и понимать речь окружающих. Они могут отвечать на вопросы, задавать свои вопросы и участвовать в беседе, однако дети испытывают трудности в более сложных формах коммуникации, таких как понимание нюансов интонации или выражение сложных эмоций через мимику.
Формирующий эксперимент доказал важность:
- построения коррекционного процесса с учетом принципа индивидуализации особенностей развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра;
- составления серий игровых заданий с целью развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра;
- организации просветительской работы с родителями по проблеме развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Результаты контрольного эксперимента позволили оценить динамику уровня развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Изменилась позиция педагогов, стали уделять внимание развитию коммуникативных навыков, привлекать родителей к данному процессу.
Таким образом, в целом у детей средний уровень (80%) развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра, что позволяет утверждать, что проведенная работа оказалась эффективной и положительно повлияла на уровень развития детей.
Анализ полученных результатов исследования свидетельствую, что задачи решены, гипотеза доказана.
1. Андреева С. В. Систематизация нарушений функционального языка у детей с расстройствами аутистического спектра // Специальное образование. 2022. №4 (68). URL: https://sistematizatsiya-narusheniy-funktsionalnogo-yazyka-u-detey-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra (дата обращения: 12.09.2023).
2. Багаева А. И. Формирование у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра зрительно-моторной координации посредством музыкально-дидактических игр. Магистерская диссертация. ТГУ. Тольятти. 2023. 130 с.
3. Балашова В. П. Особенности развития социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра // Молодой ученый. 2018. № 46 (232). С. 247-249. URL: https://moluch.ru/archive/232/53728/(дата обращения: 12.09.2023).
4. Бадартдинова Н. А. Специфика коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС на начальном этапе дошкольного образования: метод. пособие. Самара, 2020. 80 с.
5. Бессмертная Ю. В., Алмазова О. В. Определение уровня развития коммуникативных способностей у дошкольников с нарушениями аутистического спектра // Вестник ЮУрГГПУ. 2008. №11. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-urovnya-razvitiya-kommunikativnyh- sposobnostey-u-doshkolnikov-s-narusheniyami-autisticheskogo-spektra (дата обращения: 12.09.2023).
6. Борозинец Н. М., Шеховцова Т. С., Бугаева Е. А. Условия формирования навыков коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра // Специальное образование. 2022. №1 (65). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-formirovaniya-navykov-kommunikatsii- u-detey-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra(дата обращения: 12.09.2023).
7. Браткова М.В., Караневская О.В. Методические рекомендации к организации и проведению адаптационного периода включения детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольную образовательную организацию. М.: Парадигма, 2016. 45 с.
8. Виневская А. В. О проблеме использования монометодик для коррекции и обучения детей с РАС // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №76-3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/o-probleme-ispolzovaniya-monometodik-dlya- korrektsii-i-obucheniya-detey-s-ras(дата обращения: 12.09.2023).
9. Григоренко Е. Л. Расстройства аутистического спектра. Вводный курс. Учебное пособие для студентов. М. : Практика, 2018. 280 с.
10. Гермогентова М. В., Никифорова С. Н. Особенности развития социально-коммуникативной сферы детей с расстройствами аутистического спектра // Комплексные исследования детства. 2022. №4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-sotsialno-kommunikativnoy- sfery-detey-s-rasstroystvom-autisticheskogo-spektra (дата обращения: 12.09.2023).
11. Дети с нарушениями общения. Ранний детский аутизм / К. С. Лебединская, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская. М. : Просвещение, 1989. 92 с.
12. Дорофеева Н. В. Включение детей с РАС в совместную деятельность в рамках комплексных нейропсихологических занятий // Мировая наука. 2021. №12 (57). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/vklyuchenie-detey-s-ras-v-sovmestnuyu- deyatelnost-v-ramkah-kompleksnyh-neyropsihologicheskih-zanyatiy (дата обращения: 12.09.2023).
13. Конева И. А., Быстрова И. А. Особенности коммуникативных навыков дошкольников с расстройствами аутистического спектра // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №63-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-kommunikativnyh-navykov- doshkolnikov-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra (дата обращения: 12.09.2023).
14. Курбанова М. З. Особенности речевой коммуниции у детей с расстройствами аутистического спектра // Теория и практика современной науки. 2021. №11 (77). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-rechevoy-kommunitsii-u-detey-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra (дата обращения: 12.09.2023).
15. Леонова И. В. Развитие коммуникативных и речевых навыков
дошкольников с расстройствами аутистического спектра // Современное педагогическое образование. 2020. №2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kommunikativnyh-i-rechevyh-navykov- doshkolnikov-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra(дата обращения: 12.09.2023)...(21)