Психолого-педагогические условия развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
|
Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра 10
1.1 Особенности развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами
аутистического спектра 10
1.2 Психолого-педагогические условия развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра 15
Глава 2 Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра 20
2.1 Выявление уровня развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра 20
2.2 Реализация психолого-педагогических условий развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра 35
2.3 Определение эффективности психолого-педагогических условий развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра 44
Заключение 54
Список используемой литературы 56
Приложение А Характеристика выборки исследования 60
Приложение Б Результаты констатирующего этапа эксперимента 61
Приложение В Результаты контрольного этапа эксперимента 62
Введение 5
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра 10
1.1 Особенности развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами
аутистического спектра 10
1.2 Психолого-педагогические условия развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра 15
Глава 2 Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра 20
2.1 Выявление уровня развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра 20
2.2 Реализация психолого-педагогических условий развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра 35
2.3 Определение эффективности психолого-педагогических условий развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра 44
Заключение 54
Список используемой литературы 56
Приложение А Характеристика выборки исследования 60
Приложение Б Результаты констатирующего этапа эксперимента 61
Приложение В Результаты контрольного этапа эксперимента 62
Значение развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра возрастает многократно в нынешних реалиях, когда программа дошкольного образования предъявляет высокие требования к уровню развития детей. Полноценное развитие детей старшего дошкольного возраста невозможно без развитых коммуникативных навыков. Однако выполнение этой задачи у детей с расстройствами аутистического спектра сопряжено с определенными трудностями, являющимися следствием чрезвычайной сложности самого нарушения. В силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей развития у некоторых детей с расстройствами аутистического спектра несовершенства коммуникативных навыков принимают характер стойкого дефекта. Преодоление нарушений коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра требует определенной коррекционной системы и особых методов коррекционной работы.
Актуальность темы нашего исследования обусловлена тенденцией к постоянному росту детей с расстройствами аутистического спектра, имеющих различные проблемы развития коммуникативных навыков. На сегодняшний день эта проблема требует дальнейшего углубленного изучения, так как нарушение коммуникативных навыков у детей расстройствами аутистического спектра весьма затрудняют их дальнейшее развитие, что будет иметь негативные последствия для личностного развития данной группы детей.
Вопросами развития детей с расстройствами аутистического спектра занимались многие исследователи Е.Р. Баенская, Л.Г. Бородина,
К.С. Лебединская, С.С. Морозова, О.С. Никольская, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, Н.В. Симашкова. Характеристика развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами
аутистического спектра приведена исследователями С.В. Андреева, С.И. Анищенко, О.И. Богдашина, Н.В. Борисова, К.Б. Калинин, К.К. Меснянкина, М.М. Панасенко, С.А. Розенблюм С.В. Сахьянова, А.И. Сарелайнен, Л.В. Шаргородская.
В отличие от проблемы развития коммуникативных навыков детей с нормальным развитием, которая была изучена всесторонне, проблеме развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра было уделено меньше внимания. Между тем известно, что у этой категории детей недоразвитие коммуникативных навыков ярко выражено. Именно поэтому на современном этапе особую актуальность приобретает выявление и использование эффективных, целесообразных психолого-педагогических условий развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью создания благоприятных условий для развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Коммуникативные навыки способствуют гармоничному развитию детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Анализ психолого-педагогических исследований и педагогического опыта позволил определить противоречие между необходимостью развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра и недостаточной методической изученностью данного процесса.
Актуальность данного исследования усиливает необходимость разрешения, указанного выше противоречия, а также определяет проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия развития
коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра?...
Актуальность темы нашего исследования обусловлена тенденцией к постоянному росту детей с расстройствами аутистического спектра, имеющих различные проблемы развития коммуникативных навыков. На сегодняшний день эта проблема требует дальнейшего углубленного изучения, так как нарушение коммуникативных навыков у детей расстройствами аутистического спектра весьма затрудняют их дальнейшее развитие, что будет иметь негативные последствия для личностного развития данной группы детей.
Вопросами развития детей с расстройствами аутистического спектра занимались многие исследователи Е.Р. Баенская, Л.Г. Бородина,
К.С. Лебединская, С.С. Морозова, О.С. Никольская, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, Н.В. Симашкова. Характеристика развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами
аутистического спектра приведена исследователями С.В. Андреева, С.И. Анищенко, О.И. Богдашина, Н.В. Борисова, К.Б. Калинин, К.К. Меснянкина, М.М. Панасенко, С.А. Розенблюм С.В. Сахьянова, А.И. Сарелайнен, Л.В. Шаргородская.
В отличие от проблемы развития коммуникативных навыков детей с нормальным развитием, которая была изучена всесторонне, проблеме развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра было уделено меньше внимания. Между тем известно, что у этой категории детей недоразвитие коммуникативных навыков ярко выражено. Именно поэтому на современном этапе особую актуальность приобретает выявление и использование эффективных, целесообразных психолого-педагогических условий развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью создания благоприятных условий для развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Коммуникативные навыки способствуют гармоничному развитию детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Анализ психолого-педагогических исследований и педагогического опыта позволил определить противоречие между необходимостью развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра и недостаточной методической изученностью данного процесса.
Актуальность данного исследования усиливает необходимость разрешения, указанного выше противоречия, а также определяет проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия развития
коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра?...
Актуальность работы несомненна. С опорой на исследования Э. Бонди, И.Ю. Захаровой, Е.В. Моржина, Ч. Роуленд, М. Сандберга, Л. Фрост были выбраны показатели для определения уровня коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра и ряд диагностических заданий, наиболее подходящих для данного исследования.
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют, что у детей низкий уровень (66%) развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Такие дети могут использовать невербальные средства коммуникации, такие как жесты и зрительный контакт, для общения с другими людьми. Однако им может быть трудно понимать и использовать более сложные формы коммуникации, такие как мимика и интонация голоса, что может затруднять их социальное взаимодействие и общение с окружающими. Дети обладают достаточно большим активным словарем, дети могут использовать различные части речи в своей речи и понимать речь окружающих. Они могут отвечать на вопросы, задавать свои вопросы и участвовать в беседе, однако дети испытывают трудности в более сложных формах коммуникации, таких как понимание нюансов интонации или выражение сложных эмоций через мимику.
Формирующий эксперимент доказал важность:
- построения коррекционного процесса с учетом принципа индивидуализации особенностей развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра;
- составления серий игровых заданий с целью развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра;
- организации просветительской работы с родителями по проблеме развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Результаты контрольного эксперимента позволили оценить динамику уровня развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Изменилась позиция педагогов, стали уделять внимание развитию коммуникативных навыков, привлекать родителей к данному процессу.
Таким образом, в целом у детей средний уровень (80%) развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра, что позволяет утверждать, что проведенная работа оказалась эффективной и положительно повлияла на уровень развития детей.
Анализ полученных результатов исследования свидетельствую, что задачи решены, гипотеза доказана.
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют, что у детей низкий уровень (66%) развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Такие дети могут использовать невербальные средства коммуникации, такие как жесты и зрительный контакт, для общения с другими людьми. Однако им может быть трудно понимать и использовать более сложные формы коммуникации, такие как мимика и интонация голоса, что может затруднять их социальное взаимодействие и общение с окружающими. Дети обладают достаточно большим активным словарем, дети могут использовать различные части речи в своей речи и понимать речь окружающих. Они могут отвечать на вопросы, задавать свои вопросы и участвовать в беседе, однако дети испытывают трудности в более сложных формах коммуникации, таких как понимание нюансов интонации или выражение сложных эмоций через мимику.
Формирующий эксперимент доказал важность:
- построения коррекционного процесса с учетом принципа индивидуализации особенностей развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра;
- составления серий игровых заданий с целью развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра;
- организации просветительской работы с родителями по проблеме развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Результаты контрольного эксперимента позволили оценить динамику уровня развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Изменилась позиция педагогов, стали уделять внимание развитию коммуникативных навыков, привлекать родителей к данному процессу.
Таким образом, в целом у детей средний уровень (80%) развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра, что позволяет утверждать, что проведенная работа оказалась эффективной и положительно повлияла на уровень развития детей.
Анализ полученных результатов исследования свидетельствую, что задачи решены, гипотеза доказана.





