Формирование творческих способов действий у детей 4-5 лет с задержкой психического развития в различных видах изобразительной деятельности и конструирования
|
Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования творческих способов действий у детей 4-5 лет с задержкой психического развития в различных видах изобразительной деятельности и конструирования 8
1.1 Особенности творческого развития детей 4-5 лет с задержкой психического развития 8
1.2 Характеристика изобразительной деятельности и конструирования как средств формирования творческих способов действий у детей 4-5 лет с задержкой психического развития 13
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию творческих способов действий у детей 4-5 лет с задержкой психического развития в различных видах изобразительной деятельности и конструирования 20
2.1 Выявление уровня сформированности творческих способов действий у детей 4-5 лет с задержкой психического развития 20
2.2 Содержание и организация работы по формированию творческих способов действий у детей 4-5 лет с задержкой психического развития в различных видах изобразительной деятельности и конструирования 31
2.3 Выявление динамики уровня сформированности творческих способов действий у детей 4-5 лет с задержкой психического развития 35
Заключение 43
Список используемой литературы 46
Приложение А Характеристика выборки исследования 49
Приложение Б Картотека игр по формированию у детей способов творческих действий 50
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования творческих способов действий у детей 4-5 лет с задержкой психического развития в различных видах изобразительной деятельности и конструирования 8
1.1 Особенности творческого развития детей 4-5 лет с задержкой психического развития 8
1.2 Характеристика изобразительной деятельности и конструирования как средств формирования творческих способов действий у детей 4-5 лет с задержкой психического развития 13
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию творческих способов действий у детей 4-5 лет с задержкой психического развития в различных видах изобразительной деятельности и конструирования 20
2.1 Выявление уровня сформированности творческих способов действий у детей 4-5 лет с задержкой психического развития 20
2.2 Содержание и организация работы по формированию творческих способов действий у детей 4-5 лет с задержкой психического развития в различных видах изобразительной деятельности и конструирования 31
2.3 Выявление динамики уровня сформированности творческих способов действий у детей 4-5 лет с задержкой психического развития 35
Заключение 43
Список используемой литературы 46
Приложение А Характеристика выборки исследования 49
Приложение Б Картотека игр по формированию у детей способов творческих действий 50
«Одно из направлений, которое способствует комплексному развитию дошкольников с задержкой психического развития - это изобразительная деятельность и конструирование. В процессе рисования и конструирования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения».
«Творчество ребенка с задержкой психического развития представляет собой его особый мир, характеризующийся неповторимостью образов, искренностью переживаний, ярко выраженной оценкой того или иного явления. Во-вторых, детское творчество неразрывно связано с игрой и по мере взросления ребенка может стать его доминирующей деятельностью. Следует отметить, что немаловажную роль для развития детского творчества играет обогащение воображения и деятельностного опыта дошкольников разными творческими способами действий. Творческие способы действий представляют собой совокупность определенных приемов, направленных на создание нового объекта или преобразование существующего».
«Влияние изобразительной деятельности и конструирования на формирования творческих способов действий детей 4-5 лет с задержкой психического развития рассматривали» А.Р. Лурия, Н.А. Ветлугина, Л. А. Парамонова, Е.С. Романова, В.Б. Синельников, В.Г. Ткаченко.
Анализ психолого-педагогических исследований и педагогического опыта позволил определить противоречие между необходимостью формирования творческих способов действий детей 4-5 лет с задержкой психического развития и недостаточным использованием ресурсов изобразительной деятельности и конструирования для организации данного процесса в условиях дошкольной образовательной организации.
Актуальность данного исследования определяет необходимость разрешения, указанного выше противоречия, а также определяет проблему исследования: каковы возможности изобразительной деятельности и
конструирования в формировании творческих способов действий детей 4-5 лет с задержкой психического развития?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование творческих способов действий детей 4-5 лет с задержкой психического развития в различных видах изобразительной деятельности и конструирования»...
«Творчество ребенка с задержкой психического развития представляет собой его особый мир, характеризующийся неповторимостью образов, искренностью переживаний, ярко выраженной оценкой того или иного явления. Во-вторых, детское творчество неразрывно связано с игрой и по мере взросления ребенка может стать его доминирующей деятельностью. Следует отметить, что немаловажную роль для развития детского творчества играет обогащение воображения и деятельностного опыта дошкольников разными творческими способами действий. Творческие способы действий представляют собой совокупность определенных приемов, направленных на создание нового объекта или преобразование существующего».
«Влияние изобразительной деятельности и конструирования на формирования творческих способов действий детей 4-5 лет с задержкой психического развития рассматривали» А.Р. Лурия, Н.А. Ветлугина, Л. А. Парамонова, Е.С. Романова, В.Б. Синельников, В.Г. Ткаченко.
Анализ психолого-педагогических исследований и педагогического опыта позволил определить противоречие между необходимостью формирования творческих способов действий детей 4-5 лет с задержкой психического развития и недостаточным использованием ресурсов изобразительной деятельности и конструирования для организации данного процесса в условиях дошкольной образовательной организации.
Актуальность данного исследования определяет необходимость разрешения, указанного выше противоречия, а также определяет проблему исследования: каковы возможности изобразительной деятельности и
конструирования в формировании творческих способов действий детей 4-5 лет с задержкой психического развития?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование творческих способов действий детей 4-5 лет с задержкой психического развития в различных видах изобразительной деятельности и конструирования»...
В ходе работы над исследованием получены следующие результаты.
Проанализировали теоретические основы проблемы формирования творческих способов действий детей 4-5 лет с задержкой психического развития в различных видах изобразительной деятельности и конструирования.
На констатирующем этапе выявили уровень сформированности творческих способов действий у детей 4-5 лет с задержкой психического развития.
Анализ результатов показал недостаточный уровень сформированности творческих способов действий детей 4-5 лет детей с задержкой психического развития. Много детей допускают ошибки при выполнении действий с пространственным изменением образца, находят не все лишние элементы среди предложенных для составления целого образца, справляются с заданием на дополнение предмета до целостного объекта с некоторыми недочетами, а также плохо справляются с комбинированием разных средств выразительности при создании образа, все способы действий данные дети выполняют с небольшими подсказками педагога.
На формирующем этапе разработали и апробировали содержание работы по формированию творческих способов действий детей 4-5 лет с задержкой психического развития в различных видах изобразительной деятельности и конструирования. Согласно гипотезе исследования, работа проходила по следующим направлениям:
- разработать содержание занятий по изобразительной деятельности и конструированию в соответствии с показателями творческих способов действий детей 4-5 лет с задержкой психического развития;
- организовать совместную деятельность детей и педагога в различных видах изобразительной деятельности и конструирования;
- обогатить предметно-пространственную среду материалами и специальными атрибутами для формирования творческих способов действий детей в различных видах изобразительной деятельности и конструирования.
В рамках первого направления формирующей работы с целью формирования творческих способов действий у детей 4-5 лет с задержкой психического развития был разработан календарно-тематический план занятий по изобразительной деятельности и конструированию.
В рамках второго направления формирующей работы «разработанные занятия проводились воспитателем группы компенсирующей направленности для детей 4-5 лет с задержкой психического развития при организации совместной деятельности детей и педагога во второй половине дня. Тематика занятий соответствовала и дополняла календарно-тематический план воспитателя по проведению непрерывной образовательной изобразительной деятельности».
«Третье направление работы на формирующем этапе было направлено на обогащение развивающей предметно-пространственной среды материалами и специальными атрибутами для формирования творческих способов действий у детей 4-5 лет с задержкой психического развития в процессе изобразительной деятельности и конструирования».
Помимо работы с детьми 4-5 лет с задержкой психического развития было организовано сотрудничество с родителями. Были организованы следующие виды деятельности: разработка памятки с рекомендациями по формированию творческих способов действий; организация беседы на тему «Творческое развитие детей 4-5 лет»; организация открытых просмотров.
По результатам проведенной диагностики на контрольном этапе была выявлена динамика уровня сформированности творческих способов действий детей 4-5 лет с задержкой психического развития:
- количество детей с низким уровнем снизилось на 38%;
- количество детей с высоким уровнем увеличилось на 38%...
Проанализировали теоретические основы проблемы формирования творческих способов действий детей 4-5 лет с задержкой психического развития в различных видах изобразительной деятельности и конструирования.
На констатирующем этапе выявили уровень сформированности творческих способов действий у детей 4-5 лет с задержкой психического развития.
Анализ результатов показал недостаточный уровень сформированности творческих способов действий детей 4-5 лет детей с задержкой психического развития. Много детей допускают ошибки при выполнении действий с пространственным изменением образца, находят не все лишние элементы среди предложенных для составления целого образца, справляются с заданием на дополнение предмета до целостного объекта с некоторыми недочетами, а также плохо справляются с комбинированием разных средств выразительности при создании образа, все способы действий данные дети выполняют с небольшими подсказками педагога.
На формирующем этапе разработали и апробировали содержание работы по формированию творческих способов действий детей 4-5 лет с задержкой психического развития в различных видах изобразительной деятельности и конструирования. Согласно гипотезе исследования, работа проходила по следующим направлениям:
- разработать содержание занятий по изобразительной деятельности и конструированию в соответствии с показателями творческих способов действий детей 4-5 лет с задержкой психического развития;
- организовать совместную деятельность детей и педагога в различных видах изобразительной деятельности и конструирования;
- обогатить предметно-пространственную среду материалами и специальными атрибутами для формирования творческих способов действий детей в различных видах изобразительной деятельности и конструирования.
В рамках первого направления формирующей работы с целью формирования творческих способов действий у детей 4-5 лет с задержкой психического развития был разработан календарно-тематический план занятий по изобразительной деятельности и конструированию.
В рамках второго направления формирующей работы «разработанные занятия проводились воспитателем группы компенсирующей направленности для детей 4-5 лет с задержкой психического развития при организации совместной деятельности детей и педагога во второй половине дня. Тематика занятий соответствовала и дополняла календарно-тематический план воспитателя по проведению непрерывной образовательной изобразительной деятельности».
«Третье направление работы на формирующем этапе было направлено на обогащение развивающей предметно-пространственной среды материалами и специальными атрибутами для формирования творческих способов действий у детей 4-5 лет с задержкой психического развития в процессе изобразительной деятельности и конструирования».
Помимо работы с детьми 4-5 лет с задержкой психического развития было организовано сотрудничество с родителями. Были организованы следующие виды деятельности: разработка памятки с рекомендациями по формированию творческих способов действий; организация беседы на тему «Творческое развитие детей 4-5 лет»; организация открытых просмотров.
По результатам проведенной диагностики на контрольном этапе была выявлена динамика уровня сформированности творческих способов действий детей 4-5 лет с задержкой психического развития:
- количество детей с низким уровнем снизилось на 38%;
- количество детей с высоким уровнем увеличилось на 38%...
Подобные работы
- Система коррекционной работы по развитию пространственной ориентировки у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2021 - Система коррекционной работы по развитию пространственной
ориентировки у старших дошкольников с задержкой психического
развития посредством изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2020 - Особенности развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста (Институт государственного администрирования)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023





