Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЯЗЫКОВАЯ СПЕЦИФИКА ЗАГЛАВИЙ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Ф.И. ТЮТЧЕВА И А.А. БЛОКА)

Работа №13840

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы79стр.
Год сдачи2017
Стоимость2900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
825
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. ЗАГЛАВИЕ КАК ТЕКСТОВЫЙ ЗНАК 6
1.1. Понятие о заглавии 6
1.2. Функциональный потенциал заглавий 11
1.3. Типология заглавий 26
ГЛАВА 2. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС ЗАГЛАВИЯ В ПОЭТИЧЕСКИХ
ТЕКСТАХ Ф.И. ТЮТЧЕВА И А.А. БЛОКА 29
2.1. Заглавия-существительные 30
2.2. Заглавия-прилагательные 44
2.3. Заглавия-причастия 46
2.4. Заглавия-числительные 47
2.5. Заглавия-глаголы 50
2.6. Заглавия-повторы 52
ГЛАВА 3. СТРУКТУРНАЯ ТИПОЛОГИЯ ЗАГЛАВИЙ В ПОЭТИЧЕСКИХ
ТЕКСТАХ Ф.И. ТЮТЧЕВА И А.А. БЛОКА 55
3.2. Заглавия-слова 58
3.3. Заглавия-словосочетания 60
3.4. Заглавия-предложения 64
Заключение 71
Библиография 75


Традиция называния текста, или его озаглавливание, определяется
временем, эстетикой и индивидуальными авторскими приоритетами, поэтому
выбор темы нашей работы, связанный с языковым потенциалом заглавий в
поэтических текстах Ф.И. Тютчева и А.А. Блока, не случаен. Данная тема мало
изучена. Однако в последнее время она приобретает все большее значение,
свидетельствующее об ее актуальности.
Существует сравнительно небольшое число работ, в которых исследователи с различных точек зрения подходят к изучению такого текстового
знака, как заглавие (Н.А. Кожина, Л.Л. Сауленко и др.). Так, например,
Н.А. Кожина рассматривает заглавие как текстовый знак, являющийся обязательной частью текста и имеющий в нем фиксированное положение. Это,
бесспорно, сильная позиция любого текста (или даже «самая сильная») [Кожина 1986: 3]. В данном определении прослеживается текстоцентрический
подход статуса заглавий в поэтических текстах.
По мнению Л.Л. Сауленко, заглавие – это своего рода «конденсат историко-литературного контекста» [Сауленко 1984: 90], то есть заглавие исследуется с точки зрения литературной традиции
В.И. Тюпа, исследуя заглавие художественного текста, говорил о том,
что «оно никогда не является простым индексом знакового комплекса, но
всегда – символом некоторого смысла» [Тюпа 2001: 115]. В данном определении прослеживается прагматический подход статуса заглавий в поэтических текстах.
Заглавие принадлежит к тексту и может функционировать вне текста
[Веселова 1997: 160]. Оно представляет текст и одновременно замыкает его.
Этот знак по своему содержанию «стремится к тексту как к пределу, а по
форме – к слову» [см.: Фатеева 2000]. Заглавие проспективно выполняет по отношению к целому тексту тематическую функцию (номинация), ретроспективно – рематическую (предикация) [Гальперин 1981: 133].
Оно именует текст, отсылая к нему, и вместе с тем является семантической
сверткой всего текста [см.: Кржижановский 1925].
Заглавие – это сложный многоплановый знак
, и поэтому существуют
различные аспекты его изучения. В данной дипломной работе мы будем
рассматривать заглавие с точки зрения языкового подхода. В связи с этим
особую актуальность представляют для нас работы Н.А. Кожиной, В.А. Лукина, Н.А. Николиной.
Цель дипломной работы – исследовать языковую специфику поэтических
текстов Ф.И. Тютчева и А.А. Блока.
В связи с обозначенной целью были поставлены следующие задачи:
1) определить заглавие как текстовый знак;
2) выявить функциональный потенциал заглавий;
3) определить морфологический статус заглавий в поэтических
текстах Ф.И. Тютчева и А.А. Блока;
4) определить синтаксический статус заглавий в поэтических текстах
исследуемых авторов.
Объектом работы являются заглавия поэтических текстов Ф.И.
Тютчева и А.А. Блока, которые рассматриваются с языковой точки зрения
(текстоцентрический подход).
Предметом исследования является языковой потенциал заглавий в поэтических текстах ФИ. Тютчева и А.А. Блока.
Материалом для исследования послужили 300 поэтических текстов
Ф. И. Тютчева и А.А. Блока из различных сборников указанных авторов.
Актуальность исследования заключается в выборе аспекта изучения заглавия. Языковой аспект нельзя считать ведущим при изучении данного текстового знака, в лингвистике в основном представлены работы по тематической классификации заглавий, а также те исследования, в которых рассматриваются особенности соотнесенности содержания заглавия с текстом. Структура. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Во введении дается обоснование выбора темы исследования, определяются его цели, задачи и метод, устанавливаются научная новизна работы,
актуальность, выявляется теоретическая и практическая значимость.
Работа состоит из трех глав. В первой главе «Заглавие как текстовый
знак» даётся представление о заглавии, выявляются его основные функции,
представлена разноаспектная классификация заглавий.
Во второй главе «Морфологический статус заглавий в поэтических
текстах Ф.И. Тютчева и А.А. Блока» дается типология заглавий по их частеречной принадлежности, выявляются грамматические признаки и грамматические свойства слов, выступающих в качестве заголовков.
В третьей главе «Структурная типология заглавий в поэтических
текстах Ф.И. Тютчева и А.А. Блока» представлена классификация заголовков
с учётом их формальной организации: заголовки-слова, заголовки-словосочетания и заголовки-предложения.
В заключении представлены наиболее общие выводы, к которым мы
пришли в результате проведённого исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Традиция называния текста связана с общепринятыми нормами. Разные
культуры используют заглавия определенной части речи и определенной
грамматической формы. Функциональный потенциал заглавий определен
принадлежностью заглавия к определенной части речи и актуализацией
определенных грамматических значений.
Нами отмечено, что имя существительное – основная языковая форма
заглавий в текстах Ф.И. Тютчева и А.А. Блока. Она является более приемлемой для называния, потому что существительное наиболее информативно по
сравнению с другими частями речи, оно полифункционально и может указывать на место, время, персонажа, пространство, а вот заглавия-числительные
менее информативны, они лишь выполняют функцию конкретизатора времени написания в тексте или времени события в тексте и поэтому они не частотны у обоих авторов. Заглавия в форме дат, то есть порядковые числительные характерны для текстов Ф.И. Тютчева, Блок их практически не использует. Так, на двести пятьдесят стихотворений таких заглавий-числительных встретилось только один раз. Глагол также является весьма
редким в качестве называния текстов Ф.И. Тютчева и А.А. Блока, так как
глагол указывает на ограниченные информационные возможности (только
динамика). В заглавиях-глаголах информация сужается до конкретного действия или желания, но в нем слабо выражена основная функция заглавия –
афоричность. Заглавия-глаголы есть только у А.А. Блока. Помимо этого заглавия-прилагательные не характерны для текстов Ф.И. Тютчева и А.А. Блока,
потому что потенциал прилагательных ограничен: эта часть речи обозначает
только признак: по принадлежности, по отношению к месту, времени, пространству, материалу. И поэтому прилагательные в роли заглавий подвергаются процессу субстантивации, то есть неморфологическому способу образования. В результате перехода в другую часть речи заглавия-прилагательные
начинают выполнять ту же функцию, что и существительные. Грамматическая категория падежа дает заглавию наибольший информационный потенциал, потому что форма каждого падежа может иметь несколько значений. Однако заглавия-существительные в определенном падеже
во всей своей совокупности применяется в первострочных заглавиях текстов
Ф.И. Тютчева и А.А. Блока.
Так, заглавия-существительные в именительном падеже указывают на
некую обобщенную категорию, заглавия-существительные в родительном
падеже – на объект или координаты пространства, заглавия-существительные
в дательном падеже используются для выражения адресата текста, заглавия-существительные в предложном падеже служат для обозначения пространственных координат. Заглавия-существительные текстов Ф.И. Тютчева и
А.А. Блока представлены ни всеми падежами, ни у одного из авторов нет
винительного падежа, потому что он вообще не характерен в качестве
наименования вследствие наложения на него именительного падежа. Кроме
того, у Ф.И. Тютчева нет в качестве заглавия формы творительного падежа.
Наиболее частотны заглавия-существительные в форме именительного падежа и дательного. Это объясняется тем, что именительный падеж максимально информативен, а дательный падеж повышают адресатность текста,
указывает на то, кому посвящен текст, выступает в роли заглавия-посвящения.
Больше всего заглавий-существительных в форме дательного падежа у Ф.И.
Тютчева.
Функция заглавий также определяется такой категорией как род. Заглавия-существительные мужского и женского рода свободно включаются в
процесс персонификации, то есть соотносятся с определенным полом, а вот
заглавия-существительные среднего рода не включаются, хотя иногда в
текстах могут получать грамматическое значение одушевленности. В текстах
Ф.И. Тютчева и А.А. Блока заглавия-существительные представлены всеми
родами, а именно: мужским, женским и средним. У А.А. Блока заглавий-существительных в форме мужского рода сорок семь, а у Ф.И. Тютчева
сорок четыре. Заглавий-существительных в форме женского рода у А.А. Блока тридцать восемь, у Ф.И. Тютчева двадцать. Заглавий-существительных в
форме среднего рода у А.А. Блока тринадцать, у Ф.И. Тютчева восемь.
Что же касается принадлежности заглавий-существительных в текстах
Ф.И. Тютчева и А.А. Блока к числу, то у А.А. Блока заглавия-существительные в форме единственного числа встречаются шестьдесят
семь раз, во множественном числе – десять, а у Ф.И. Тютчева – в единственном числе тридцать шесть раз, а во множественном числе шесть. То есть
заглавий-существительных в единственном числе у А.А. Блока больше, чем у
Ф.И. Тютчева, а во множественном числе в процентном отношении практически одинаково у обоих авторов. При актуализации грамматической категории числа происходит указание на один тематический объект, то есть употребление заглавия в определенном числе связано с количественным составом
всего персонажного мира текста.
Для поэзии «серебряного века» характерно использование в качестве
заглавий субстантивированных форм. Активность использования таких форм
у А.А. Блока в функции заглавия объясняется тем, что это одно из средств
«размывания» семантики слова, путь создания символа: признак выступает на
первый план, предмет отодвигается на второй.
В дипломной работе заглавия-слова и заглавия-словосочетания не получили статуса предложения по причине наличия важнейших оснований к
языковому подходу заглавия. Текстовый статус заглавия находится только в
стадии определения и разработки, поэтому мы сочли целесообразным, определяя синтаксический статус заглавия, остаться в рамках языкового подхода к
заглавию и по синтаксическому статусу разделили заглавия на слова, словосочетания и предложения, включив в группу только двусоставные и глагольные односоставные предложения, которые четко определяются как
предложения. При этом заглавия-слова и заглавия-словосочетания, не имеющие однозначной оценки (например, «Лето» и «Красное лето»), нами не
включены в состав предложений. Следовательно, заглавия-слова и заглавия-словосочетания не образуют группу предложений. Заглавия-словосочетания с подчинительной связью – согласование и
управление – у А.А. Блока более частотны, чем у Ф.И. Тютчева, а вот заглавия-словосочетания с подчинительной связью примыкание встретилось всего
один раз у обоих авторов. Кроме того, можно выявить общую тенденцию у
представителей двух веков: «золотого» и «серебряного», что словосочетание с
подчинительной связью (согласование) используется намного чаще, чем
другие виды связи, потому что примыкание в качестве заглавий является не
удачным для называния текстов.
Заглавия-предложения не характерны для называния текстов Ф.И.
Тютчева и А.А. Блока, так как такое называние текстов не является традицией
в русской литературе, есть тенденция к сжатости и афоричности. Кроме того
заглавия-предложения сливаются с первострочными заглавиями. Форма заглавий, представленная простыми предложениями встречается только в
текстах А.А. Блока. Это двусоставные и односоставные предложения.
Сложные предложения в роли заглавий не встретились вообще.
Таким образом, сравнивая представителей двух эпох мы видим как
похожие, так и различные формы выражения заглавий как на морфологическом, так и на синтаксическом уровнях. Одинаковые формы выражения заглавий продиктованы общекультурной нормой называния текстов, а различные связаны с эпохой, временем их написания.


Блок А.А. Избранные сочинения. - М: Художественная литература,
1988. -512 с.
2. Блок А.А. Стихотворения. Поэмы. Театр. Издательство «Художественная литература». - М, 1968. - 321 с.
3. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь справочник лингвистических терминов. Пособие для учителей. Изд.2-е, испр. и доп. -М.: Просвещение,
1976. - С.414-417
4. Тютчев Ф.И. Полное собрание стихотворений. - Ленинград,
1957.-456 с.
5. Тютчев Ф.И. Стихотворения. Письма. - М, 1957. - 325 с.
II. Научно-исследовательская литература
6. Барт Р. Удовольствие от текста // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. -М.: Прогресс, 1989. - С. 462-518.
7. Борковский В.И., Кузнецов П.С. Историческая грамматика русского
языка. - М., 1999. - 234 с.
8. Берне Л. Замечания о языке и стиле // Вестник Европы. -1870.
-№1.-С. 34.
9. Бирюков СЕ. Зевгма: Русская поэзия от маньеризма до постмодернизма. -М., 1994. - 156 с.
10. Брызгунова Е.А., Еабучан К.В. и др. Русская грамматика, Т.2.-М:
Наука, 1982.-С. 5
11. Буслаев Ф.Н. Опыт исторической грамматики русского
языка, ч. 11.-М., 1858.-С. 8
12. Валгина Н.С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И. Современный русский
язык. - М., 2002. - 528 с.76
13. Вежбицкая А.А. Метатекст в тексте // Новое в зарубежной
лингвистике. - Вып. VIII. - Лингвистика текста. - М. : Прогресс, 1978. - С.
402-424.
14. Веселова Н.А. Поэтика заглавия: материалы к библиографии // Литературный текст: проблемы и методы исследования. -Тверь, 1997. -
С.158-180.
15. Виноградов В.В. Стиль Пушкина. - М.: Наука, 1999. - 704с.
16. Воробьева О.П. Текстовые категории и фактор адресата.
-Киев, 1993.-213 с.
17. Ван Дейк Т.А., Кинч В. Макростратегии // Ван Дейк Т. А.
Язык. Познание. Коммуникация. -М., 1989. - 128 с.
18. Газарян B.C. Замещение как составляющая прагмасемантическои структуры текста (на материале современного английского языка).
— Белгород, 2006. — 26 с.
19. Гальперин ИР. Текст как объект лингвистического исследования.-М, 1981.-С. 133.
20. Гаспаров Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового
существования. - М.: Новое литературное обозрение, 1996. - 352 с.
21. Гвоздев А.Н. Современный русский язык. - М., 1988. -329 с.
22. Гин Я.И. К вопросу о построении поэтики грамматических
категорий // Вопросы языкознания. - 1991. - №2. - С. 20-22
23. Грамматика современного русского литературного языка //
Под ред. Н. Ю. Шведовой - М.: Наука, 1970. - 755с.
24. Григорьев В.П. Поэтика слова. - М., 1979. - С. 12
25. Джанджакова Е.В. О поэтике заглавий // Лингвистика и
поэтика. -М., 1979. - С. 24-32
26. Джанджакова Е.В. Авторские ремарки как средство разрешения оппозиции между «своим» и «чужим» при цитировании //77
Текст. Интертекст. Культура. Материалы международной научной
конференции. - М.: Азбуковник, 2001. - С. 72-77
27. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М.: Наука,
1982.-С. 15
28. Земская Е.А. Активные процессы современного словопроизводства // Русский язык конца XX столетия (1985-1995). -М.: Языки русской
культуры, 2000. - С. 90-141
29. Иванов В.В. Очерки по истории семиотики - М.: Наука,
1976.-С. 38
30. Караулов Ю.Н. Лингвистическое конструирование и тезаурус литературного языка. - М., 1987. - С. 123
31. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М.:
Наука, 1987.-С. 15-16
32. Кожевникова Н.А. Типы повествования в русской литературе XIX-XX вв. - М.: Институт русского языка РАН, 1994. - С. 34-36
33. Кожина Н.А. Заглавие художественного произведения:
онтология, функции, параметры типологии // Проблемы структурной лингвистики. -М.: Наука, 1988. - С. 167-183.
34. Костомаров В.Г., Бурвикова Н.Д. Прецедентный текст как
редуцированный дискурс // Язык как творчество. Сб. статей к 70-летию В.П.
Григорьева. - М.: Институт русского языка РАН, 1996. - С. 297-302.
35. Кржижановский С.Д., Заглавие // Литературная энциклопедия // изд. Френкель, т. I. - М., 1925. - С. 315-320
36. Кржижановский С.Д. Поэтика заглавий. - М, 1931. - С. 23-29
37. Кудрина М.В. Тип заголовка и жанровая структура рассказа. - М., 2000. - 113 с.
38. Кухаренко В.А. Интерпретация текста. - М., 1988. - С. 90.
39. Лавренев Б.А. Как я работаю // Лавренев Б.А. Собр. соч. в
6-и т. - Т. 6. - М: Художественная литература, 1984. - С. 24-41.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ