Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Речь и психофизиологические особенности ребенка 5 лет (экспериментальное исследование на материале русского языка)

Работа №138394

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

лингвистика

Объем работы92
Год сдачи2018
Стоимость4885 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1. Обзор литературы
1.1. Характеристика речи детей 5 лет
1.2. Когнитивное развитие ребенка.
1.3. Акустические параметры речи ребенка 5 лет
1.3.1. Понятие частоты основного тона
1.3.2. Акустические характеристики ребенка 5 лет
1.4. Детский нарратив как предмет исследования
2. Методика
2.1. Объект исследования
2.2. Дизайн эксперимента
2.3. Лингвистический анализ речи детей.
2.3.1. Картинки-нелепицы как инструмент исследования когнитивных
навыков
2.3.2. Картинки-нелепицы как инструмент исследования речи ...................... 18
2.3.3. Структурный анализ нарратива
2.4. Анализ психофизиологических особенностей и акустических
характеристик ребенка
2.4.1. Определение ведущего полушария
2.4.2. Фонематическое прослушивание
2.4.3. Определение акустических характеристик детей.
3. Результаты
3.2. Макроструктура
3.2.1. Ошибки
3.2.2. Критерии оценки задания и группы испытуемых
3.2.3. Стратегии
3.3. Микроструктура
3.3.1. Морфологические особенности
3.3.2. Лексические особенности.
3.3.3. Средняя длина высказывания
3.3.4. “Малый” синтаксис
3.3.5. «Большой» синтаксис
3.4. Фонетический аспект
4.5.1. Оценка фонематического слуха детей
4.5.3. Результаты дихотического тестирования
4.5.4. Акустические характеристики слов детей
Выводы
Заключение
Библиография

Лингвистические исследования речи ребенка чаще всего направлены на
изучение детей в возрасте от первых вокализаций до трех лет [Елисеева,
2015] и младшего школьного возраста [Ахапкина, 2018]. Физиологические и
психофизиологические особенности ребенка и их связь с особенностями речи
чаще всего исследуются на материале патологий или афазий [Ахутина, 2014].
Однако период, в котором уже не столь стремительно (по сравнению с
первыми годами жизни), но при этом свободно (до начала влияния строгих
школьных норм) формирующейся языковой системы типично
развивающегося ребенка, нуждается в описании.
Данное исследование посвящено анализу речи ребенка пяти лет (а
именно, построению ребенком нарратива), определению
психофизиологических особенностей ребенка, а также установлению связей
между повествовательными навыками и психофизиологическими
показателями ребенка.
Целью данного исследования является выявление параллелей между
уровнем языкового развития типичного развивающегося ребенка пяти лет и его психофизиологическими показателями.
Задачи исследования:
1. Анализ особенностей построения нарратива типично развивающимся ребенком пяти лет.
2. Определение психофизиологических показателей ребенка.
3. Вычисление значений высоты голоса (частоты основного она) ребенка.
4. Выявление связи между особенностями построения нарратива,
психофизиологическими показателями и акустическими
характеристиками речи ребенка.
В основу данной работы положены следующие гипотезы:5
- Всех детей можно разделить на подгруппы по особенностям
построения нарратива;
- некоторые языковые особенности ребенка коррелируют с его
психофизиологическими показателями;
- существует связь между сформированностью фонематического слуха
ребенка и количеством фонетических ошибок, допущенных ребенком
при построении текста.
Данная работа состоит из введения, 4 разделов, заключения и списка
использованной литературы.
Материалы работы были апробированы на Ежегодной международной
научной конференции «Проблемы онтолингвистики – 2018» (Санкт-Петербург, 21 марта 2018 г., доклад «О влиянии особенностей психофизиологического развития ребенка 5 лет на описание картинкинелепицы (по методике Р.С. Немова)»).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данное исследование позволило выявить закономерности в
структурной организации детского нарратива.
Первоначально все дети разделены по половому признаку на две
равные группы – мальчики и девочки.
Критерием для последующей сепарациий выступил объем ответа на
две составляющие вопроса эксперименатора (как есть и как должно быть): на
основании объединения обеих составяющих в одно высказывание или
параллельного раскрытия каждой были выделенны подгруппы
«оптимизаторы» - детеи, использующие меньшее количество реплик, зато эти
реплики более емкие и позволяют одновременно ответить на обе
составляющие заданного вопроса; «избыточники» - дети, которые
последовательно отвечают на обе составляющие задания и не пользуются
возможностью имплицитно назвать ошибку через ее объяснение; наконец,
«недостаточники» - это дети, которые называли предмет, но описывали его
положение или исправляли ошибку только при стимуляции со стороны экспериментатора.
Последовательный анализ микро- и макро- структуры позволил, во-первых, показать, что разделение на предложенные подгруппы носит не
формальный характер, выявленный на основании одного признака, а связано
с рядом характеристик: внимательность выполнения задания (которая
проявлялась в количестве обнаруженных ошибок), логический подход
(наличие стратегии обнаружения ошибок), сосредоточенность на задании
(отсутствие высказываний на отвлеченные от задания темы).
На морфологическом уровне выявлена связь между элементами
микроструктуры построения нарратива и предложеными подгруппами:
1. объем задействованного в выполнении задания словаря (у
мальчиков и девочек-«избыточников» самый объемный, у
«недостаточников» - самый маленький);83
2. количество задействованных частей речи (аналогично, у
мальчиков и девочек-«избыточников» самый объемный, у
«недостаточников» - самый маленький).
3. У девочек и мальчиков-«оптимизаторов» в речи задействовано
больше существительных и глаголов (необходимых при
выполнении данного задания с называнием каждого объекта и
явления, а не указания на него дейктическими средствами), а
также союзов (служащих коннектором и обеспечивающих
связность). У «недостаточника» - наибольшее количество
существительных в процентном соотношнии с другими частями
речи, а также отсутствие местоимений и единичный случай
употребления сочинительного союза, что напрямую соотносится
с его способом выполнения задания (односложно называть
объект или отвечать на вопросы экспериментатора).
На морфологическом уровне универсальные закономерности и ошибки,
которые встречаются у детей обоих полов и относящихся к разным подгруппам:
1. Использование в качестве локализатора существительных в
форме предложного падежа для описания статичного объекта, и в
форме родитльного, дательного или творительного падежа – для
при описании активного действия объекта.
2. Ошибки в склонении существительных среднего рода
3. Использование неопределенног местоимения какой-то в
значении генерализации, обощения.
4. Ошибки в образовании и использовании причастий.
5. Отношения дополнительной дистрибуции между диминутивами
и исходной формой слова
6. Расширение значения наречий84
На лексическом уровне была выявлена связь между
лексическими ошибками и подгруппами и полом:
1. Лексические ошибки при назывании объектов допускались
только при назывании животных, относящихся к деревенским
реалиям и только мальчиками и только из подгрупп
«избыточники» и «оптимизаторы»-2
На лексическом уровне уровне универсальные закономерности и
ошибки, которые встречаются у детей обоих полов и относящихся к разным подгруппам:
1. Использование свободного значения слова вместо фразеологически связанного.
На синтаксическом уровне универсальные закономерности и ошибки,
которые встречаются у детей обоих полов и относящихся к разным подгруппам:
1. Отставание в формировании безличных предложений по
сравнению с определенно-личными.
2. Неразграничение модальности возможности и необходимоси.
3. Введение разнородных членов в позицию однородных
4. Незаполненность валентностей глагола
Между подгруппами детей и их психофизиологическими
показателями и акустическими характеристиками существует только косвенная связь.
Так, коэффициент латерального предпочтения ребенка
коррелирует с наличием у него стратегии при описании картинкинелепицы.
Выявлена закономерность, заключающаяся во взаимосвязи
между длиной высказывания, многочастностью используемых
высказываний, их связности грамматической и семантической, а также
выраженной левополушарной асимметрией по речи у девочек и между85
длиной высказывания, использованием многочастных высказываний,
но без семантической связности и со слабовыраженным латеральным предпочтением по речи.
Акустические характеристики ребенка значимо не связаны с подгруппами.
Но 5 из 6 акустических характеристик ребенка (длительность
ударных гласных, частота основного тона слов, частота основного тона
ударных гласных, максимальные и минимальные значения частоты
основного тона ударных гласных) имеют статистически значимую
связь с полом ребенка: длительность ударных гласных и значения
частоты основного тона значимо выше в словах мальчиков.
Развитость фонематического слуха, отраженная в результатах
фонематического прослушивания, коррелирует (обратная корреляция)
с количеством фонетических ошибок, допущенных ребенком
независимо от его пола или нарративных навыков.
Не выявлено психофизиологических параметров, значимо
связанных с структурными особенностями построения нарратива,
однако именно в совокупности с психофизиологическими
показателями эти особенности получают объяснение и выстраиваются в закономерность.


Ахапкина Я. Э. Тактика представления двух последовательных
ситуаций в детском нарративе (на материале сочинений по картинке
учеников 2-го класса) // Проблемы онтолингвистики-2018 / под ред. Т.
А. Кругляковой, Т. А. Ушаковой, М. А. Еливановой, Т. В. Кузьминой.
Иваново: ЛИСТОС, 2018. С. 363-368
Ахутина Т. В. Нейролингвистический анализ лексики, семантики и
прагматики. М.: Языки славянской культуры, 2014. 424 с.
Беляева Е. И. Возможность // Теория функциональной грамматики.
Темпоральность. Модальность / под ред. А.В. Бондарко. Л.: Наука, 1990.126-141 с.
Белякова Л. И., Волоскова Н. Н. Логопедия. Дизартрия. М.:
Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2009. 287 с.
Белякова Л. И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для
студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия».
М.: В.Секачев, 1998. 304 с.
Бондарко А. В. Вид и время русского глагола: значение и
употребление. Пособие для студентов. М.: Просвещение, 1971. 239 с.
Бондарко Л. В. Звуковой строй современного русского языка. Учеб.
пособие для студентов пед. Ин-тов по специальности «Рус.яз. и
литература». М.: Просвещение, 1977. 175 с.
Вартанян И. А. Нейрофизиологические основы речевой
деятельности // Механизмы деятельности мозга человека. Часть первая.
Нейрофизиология человека / под ред. Н. П. Бехтеревой. Л.: Наука, 1988.
с. 608-66787
Воейкова М. Д. Становление имени: ранние этапы усвоения детьми
именной морфологии русского языка. М.: Фонд Развития
фундаментальных лингвистических исследований, 2015. 350 с.
Выготский Л. С. Мышление и речь // под ред. В. Колбановского.
М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1934. 326
с.
Гвоздев Н. А. Вопросы изучения детской речи. СПб.: Детство-пресс,
2007. 472 с.
Григорьев А. С., Ляксо Е. Е. Перцептивный и спектрографический
анализ слов из речи детей 5-7 летнего возраста // Вестник СанктПетербургского университета. 2012. Серия 3: Биология. С. 78-89
Григорьев А. С., Ляксо Е. Е. Слуховое восприятие слов детей 5-8 лет
// Сенсорные системы. 2014. Том 28. №3. С. 28-35
Доброва Г. Р. Есть ли связь между особенностями освоения
фонетической системы и психолингвистическими аспектами речевого
развития ребенка? // Психолингвистические аспекты изучения речевой
деятельности. 2012. №10. С. 183-196
Доброва Г. Р. О вариативности речевого онтогенеза:
референциальная и экспрессивная стратегии освоения языка // Вопросы
психолингвистики. 2009. №9. С. 54-71
Еливанова М. А. Категория локативности и ее выражение в детской
речи // Семантические категории в детской речи / под ред. Цейтлин С.Н.
СПб.: Нестор-История, 2007. 317-338 с.
Елисеева М. Б. Становление индивидуальной языковой системы
ребенка: ранние этапы: монография. М.: Языки славянской культуры,
2015. 344 с.
Елисеева М. Б. Фонетическое и лексическое развитие ребенка
раннего возраста. URL: http://www.ontolingva.ru/phon_lex_dev.pdf (дата
обращения 10.05.2018)88
Забрамная С. Д., Боровик О. В. Практический материал для
проведения психолого-педагогического обследования детей. М.: Владос,
2008. 115 с.
Ильина М. Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и
упражнения. СПб.: Питер, 2006. 205 с.
Касевич В. Б. Введение в языкознание: учебник для студ.
Учреждений высш.проф. образования. 2 изд., испр. и доп. СПб.:
Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр
«Академия», 2011. 240 с.
Казаковская В. В. Коммуникативные неудачи в зеркале детской
речи (ранние этапы). URL: http://www.dialog-
21.ru/media/2640/kazakovskaja.pdf (дата обращения 23.04.2018)
Корнев А. Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические
и психологические аспекты. СПб.: Речь, 2006. 380 с.
Корнев А. Н., Балчюниене И. Влияние жанра дискурса на
грамматический частотный профиль у детей с первичным
недоразвитием речи // Проблемы онтолингвистики-2018 / под ред. Т. А.
Кругляковой, Т. А. Ушаковой, М. А. Еливановой, Т. В. Кузьминой.
Иваново: ЛИСТОС, 2018. С. 375-376
Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. 9 изд. СПб.: Питер, 2006.
940 с.
Краснощекова С. В. Неопределенные местоимения на –то в речи
детей // Проблемы онтолингвистики-2018 / под ред. Т. А. Кругляковой,
Т. А. Ушаковой, М. А. Еливановой, Т. В. Кузьминой. Иваново:
ЛИСТОС, 2018. С. 118-124
Лепская Н. И. Язык ребенка (онтогенез речевой коммуникации). М.:
Филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997. 151 с.89
Ляксо Е. Е. Невербальные вокализации младенцев на ранних этапах
«доречевого периода развития // Новости отоларингологии и логопатии.
1998. №4 (16). С. 23-31 2013. том 34, №3. С.24-35
Ляксо Е. Е., Григорьев А. С. Динамика длительности и частотных
характеристик гласных на протяжении первых семи лет жизни детей //
Российский физиологический журнал им. И. М. Сеченова. 2013. № 9. С.
1097-1110.
Ляксо Е. Е., Громова А. Д., Куражова А. В. Акустический аспект
речи детей 4–5 лет и ее распознавание взрослыми // Язык, сознание,
культура / под ред. Н. В. Уфимцевой. 2007. С. 128–140.
Ляксо Е. Е., Ноздрачев А. Д. Психофизиология: учебник для студ.
учреждений высш. проф. образования. М.: Издательский центр
«Академия», 2012. 336 с.
Ляксо Е. Е., Ноздравчев А. Д., Соколова Л. В. Возрастная
физиология и психофизиология: учебник для СПО. М.: Издательство Юрайт, 2018. 396 с.
Ляксо Е. Е. Речеобразование, восприятие и распознавание речи.
Элементы психоакустики // Психолингвистика: учебник для вузов / под
ред. Ушаковой Т.Н. М.: ПЕР СЭ, 2006 . с. 134-164
Ляксо Е. Е., Огородникова Е. А., Алексеев Н. П. Психофизиология
слухового восприятия: учебное пособие. Спб.: СПбГИПСР, 2013. 111 с.
Ляксо Е. Е., Огородникова Е. А., Алексеев Н. П. Физиология слуха и
речи: учебно-методическое пособие. СПб.: Речь, 2012. 168 с.
Ляксо Е. Е., Столярова Э. И. Специфика реализации речевых
навыков 4-5 летних детей в диалоге // Психологический журнал. 2008.
Том 29. №3. С. 48-57
Ляксо Е. Е., Фролова О. В. Развитие речи и формирование навыка
чтения у детей: лонгитюдное исследование от рождения до 7 лет //
Психологический журнал. 2013. том 34, №3. С.24-3590
Ляксо Е. Е., Фролова О. В., Смирнов А. Г., Куражова А. В., Гайкова
О. С., Бедная Е. Д., Григорьев А. С. Уровень речевого развития детей на
этапе формирования навыка чтения // Психологический журнал. 2012.
том 33, №1. С.73-87
Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб.
заведений: В трех книгах. Книга 3. Психодиагностика. Введение в
научное психологическое исследование с элементами математической
статистики. 4 изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 640 с.
Николаева Е. И. Леворукий ребенок: диагностика, обучение,
коррекция. СПб.: Детство-пресс, 2005. 128 с.
Падучева Е. В. Высказывание и его соотнесенность с
действительностью (референциальные аспекты семантики
местоимений). М.: Наука, 1985. 271 с.
Падучева Е. В. Местоимения неизвестности. URL:
http://rusgram.ru/Местоимения_неизвестности#4 (дата обращения 26.05.2018)
Плунгян В. А. К семантике русского локатива ("второго
предложного" падежа). URL:
http://www.philology.ru/linguistics2/plungyan-02.htm (дата обращения
23.05.2018)
Плунгян В. А. Общая морфология: введение в проблематику:
учебное пособие. 2 изд., испр. М.: Едиториал УРСС, 2003. 384 с.
Полищук И. А., Видренко А. Е. Атлас для экспериментального
исследования отклонений в психической деятельности человека. Киев:
Здоров’я, 1979. 124 с.; вкладка 32 с.
Русская грамматика. Том1. URL:
http://lukashevichus.info/knigi/russk_gramm_sl_shvedova_1.pdf (дата
обращения 19.05.2018)91
Храковский В. С. Необходимость // Теория функциональной
грамматики. Темпоральность. Модальность / под ред. А.В. Бондарко. Л.:
Наука, 1990. 185-234 с.
Цейтлин С. Н. К вопросу об онтогенезе детского текста. URL:
http://ontolingva.ru/ceytlin_sintac.pdf (дата обращения 12.05.2018)
Цейтлин С. Н. Необходимость // Теория функциональной
грамматики. Темпоральность. Модальность / под ред. А.В. Бондарко. Л.:
Наука, 1990. с. 142-157
Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи: учебное
пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Гуманит. изд.
Центр ВЛАДОС, 2000. 240 с.
Черниговская Т. В., Светозарова Н. Д., Токарева Т.И., Третьяков Д.
А., Озерский П. В., Стрельников К. Н. Специализация полушарий
головного мозга в восприятии просодических характеристик речи //
Физиология человека. 2000. Том 26. №. 2. С. 24-29
Якобсон Р. О. Избранные работы. М.: Прогресс, 1985. 460 с.
Adams J., Treiman R., Pressley M. Reading, writing, and literacy //
Handbook of Child Psychology: Child Psychology in Practice / Eds. I.E.
Sigel, K.A. Renninger. N.Y.: Wiley, 1998. с. 275-355
Botting N. Narrative as a tool for the assessment of linguistic and
pragmatic impairments // Child Language Teaching and Therapy. 2002. №18.P. 1-21
Berman R. A., Slobin D. I. Relating events in narrative: a crosslinguistiс
developmental study. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1994. 768p.
Cratty B. Perceptual and motor development in infants and children.
Englewood Gliffs, NJ: Prentice Hall92
Hellige J.B – Unity of thought and action: Varieties of interaction
between the left and right cerebral hemispheres // Current Directions in
Psychological Sience. 1993. №2. P. 21-25
Kent R. D. The developmental biology of phonological acquisition //
Phonological development. Models, research, and implications / Eds C. A.
Ferguson, L. Menn, C. Stoel-Gammon. Timonium. Md. York Press, 1992, p.
65—90
Brodmann K. Brodmann’s Localisation in the Cerebral Cortex: The
Principles of Comparative Localisation in the Cerebral Cortex Based on
Cytoarchitectonics // transl. by Laurence J. Garey. London: Springer, 1994.298 p.
Gagarina N., Klop D., Kunnari S., Tantele K., Välimaa T., Balciuniene
I., Bohnacker U., Walters J. MAIN: multilingual assessment instrument for
narratives. URL: http://www.zas.gwzberlin.de/fileadmin/material/ZASPiL_Volltexte/zp56/MAIN_english.pdf
(accessed 24 November 2017)
Gagarina N., Klop D., Tsimpli I., Walters J. Narrative abilities in
bilingual children // Applied Psycholinguistics. 2016. №37. P. 11-17
MacWhinney B. Tools for Analyzing Talk Part 2: The CLAN Program.
URL: https://talkbank.org/manuals/CLAN.pdf (accessed 14 January 2018)
Snow C. E. Reading for understanding: toward a research and
development program in reading comprehension. URL:
https://www.rand.org/content/dam/rand/pubs/monograph_reports/2005/MR14
65.pdf (accessed 10 May 2018)

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ