Психолого-педагогические условия развития элементарных навыков письма у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи
|
Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития элементарных навыков письма у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 9
1.1 Особенности развития элементарных навыков письма у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 9
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий развития элементарных навыков письма у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 12
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий развития элементарных навыков письма у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 26
2.1 Выявление уровня развития навыков письма у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 26
2.2 Содержание и организация психолого-педагогических условий развития элементарных навыков письма у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 37
2.3 Изучение динамики развития элементарных навыков письма у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 50
Заключение 55
Список используемой литературы 60
Приложение А Список детей 63
Приложение Б Материал для конспекта совместной деятельности 64
Приложение В Материал для проведения исследования 66
Приложение Г Графический рисунок 68
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития элементарных навыков письма у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 9
1.1 Особенности развития элементарных навыков письма у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 9
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий развития элементарных навыков письма у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 12
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий развития элементарных навыков письма у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 26
2.1 Выявление уровня развития навыков письма у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 26
2.2 Содержание и организация психолого-педагогических условий развития элементарных навыков письма у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 37
2.3 Изучение динамики развития элементарных навыков письма у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 50
Заключение 55
Список используемой литературы 60
Приложение А Список детей 63
Приложение Б Материал для конспекта совместной деятельности 64
Приложение В Материал для проведения исследования 66
Приложение Г Графический рисунок 68
Подготовка ребенка к обучению в школе всегда связана с рядом трудностей. Важно, чтобы ребенок был готов, как физически, так и психологически, овладел необходимыми предпосылками для успешного усвоения школьной программы, предпосылками к овладению письменной речью. Старший дошкольный возраст - определяющий возрастной период в формировании у ребенка готовности к обучению в школе. Для детей старшего дошкольного возраста «с речевыми нарушениями решение данной проблемы имеет особое значение, так как оно связано с проблемой ранней адаптации таких детей».
На современном этапе исследователи отмечают стремительный рост речевой патологии в силу множества пагубных биологических и социальных причин. Распространенным речевым расстройством среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи.
Изучением речевой патологии занимались такие исследователи, как: Л.Г. Логинова, И.Н. Ефименкова, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова и многие другие. По мнению Л.Г. Парамоновой, коррекционная логопедическая работа недостаточно эффективна и количество детей с речевой патологией увеличилось. Автор обращает внимание на то, что нарушение письменной речи является проблемой для ребенка. Расстройство письменной речи затрудняет процесс усвоения школьной программы, при этом успешность обучения снижается, что в свою очередь вызывает вторичные психические наслоения в личности ребенка.
Дошкольники с речевыми нарушениями входят в группу риска и без помощи специалистов воспитателя-логопеда они не могут справиться с усвоением школьной программы. Дети не в состоянии уловить разницу в звучании акустически близких по смыслу слов, фонем, что приводит формированию дефектного произношения звуков или слов. Такие дети не способны в слове выделить каждую звуковую единицу, сам процесс перекодирования слова в письмо долгое время у них остается несформированным. Дети с речевыми нарушениями не могут различить и слова-паронимы, не в состоянии найти звук необходимой позиции в слове, не могут сделать и звуковой анализ синтеза слова. Все образцы у детей с нарушениями речи нарушены, в них нет логико-временных связей в повествовании, дети способны просто переставить части рассказа местами, но при этом пропустить важный элемент сюжета, делая бедным его содержание.
Существует прямая взаимосвязь между уровнем речевого развития, уровнем развития основных функций психики и уровнем развития интеллекта. В этом заключается глубина и сложность проблемы. Другими словами, ребенок с нарушениями в речи сталкивается с серьёзными сложностями в овладении грамотой, возникают проблемы в развитии внимания, памяти, мышления, восприятия и воображения. Вместе с тем необходимо дополнительно изучать речевые проблемы, а также разрабатывать способы их преодоления и коррекции...
На современном этапе исследователи отмечают стремительный рост речевой патологии в силу множества пагубных биологических и социальных причин. Распространенным речевым расстройством среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи.
Изучением речевой патологии занимались такие исследователи, как: Л.Г. Логинова, И.Н. Ефименкова, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова и многие другие. По мнению Л.Г. Парамоновой, коррекционная логопедическая работа недостаточно эффективна и количество детей с речевой патологией увеличилось. Автор обращает внимание на то, что нарушение письменной речи является проблемой для ребенка. Расстройство письменной речи затрудняет процесс усвоения школьной программы, при этом успешность обучения снижается, что в свою очередь вызывает вторичные психические наслоения в личности ребенка.
Дошкольники с речевыми нарушениями входят в группу риска и без помощи специалистов воспитателя-логопеда они не могут справиться с усвоением школьной программы. Дети не в состоянии уловить разницу в звучании акустически близких по смыслу слов, фонем, что приводит формированию дефектного произношения звуков или слов. Такие дети не способны в слове выделить каждую звуковую единицу, сам процесс перекодирования слова в письмо долгое время у них остается несформированным. Дети с речевыми нарушениями не могут различить и слова-паронимы, не в состоянии найти звук необходимой позиции в слове, не могут сделать и звуковой анализ синтеза слова. Все образцы у детей с нарушениями речи нарушены, в них нет логико-временных связей в повествовании, дети способны просто переставить части рассказа местами, но при этом пропустить важный элемент сюжета, делая бедным его содержание.
Существует прямая взаимосвязь между уровнем речевого развития, уровнем развития основных функций психики и уровнем развития интеллекта. В этом заключается глубина и сложность проблемы. Другими словами, ребенок с нарушениями в речи сталкивается с серьёзными сложностями в овладении грамотой, возникают проблемы в развитии внимания, памяти, мышления, восприятия и воображения. Вместе с тем необходимо дополнительно изучать речевые проблемы, а также разрабатывать способы их преодоления и коррекции...
В результате проведенного исследования было установлено, что у дошкольников подготовительной группы с общим недоразвитием речи наблюдались множественные специфические ошибки в письме. Существует прямая взаимосвязь между уровнем речевого развития, уровнем развития основных функций психики и уровнем развития интеллекта. В этом заключается глубина и сложность проблемы. Другими словами, ребенок с нарушениями в речи сталкивается с серьёзными сложностями в овладении грамотой, возникают проблемы в развитии внимания, памяти, мышления, восприятия и воображения. Вместе с тем необходимо дополнительно изучать речевые проблемы, а также разрабатывать способы их преодоления и коррекции.
Дети с недоразвитием речи не в состоянии уловить разницу в звучании акустически близких по смыслу слов, фонем, что приводит формированию дефектного произношения звуков или слов. Такие дети не способны в слове выделить каждую звуковую единицу, сам процесс перекодирования слова в письмо долгое время у них остается несформированным. Дети с речевыми нарушениями не могут различить и слова-паронимы, не в состоянии найти звук необходимой позиции в слове, не могут сделать и звуковой анализ синтеза слова. Все образцы у детей с недоразвитием речи нарушены, в них нет логико-временных связей в повествовании, дети способны просто переставить части рассказа местами, но при этом пропустить важный элемент сюжета, делая бедным его содержание.
К функциональным нарушениям относят длительные внутренние соматические заболевания; внешние проявления заболеваний, такие как полноценные речевые контакты, дефицит общения, искаженная речь окружающих, неблагоприятная обстановка в семье или недостаточное внимание к развитию речи со стороны взрослых к ребенку.
Таким образом, этиология у детей с недоразвитием речи является синтезом экзогенных, и генетических факторов, которые берут начало еще в периоде патологий беременности, родов, травм головного мозга, асфиксии и в перенесших ребенком детских инфекционных заболеваниях. Помимо перечисленных факторов к функциональным нарушениям относят и запоздалое формирование в организме психических функций, учувствовавших в процессе письма.
Письмо, как вид деятельности включает в себя операции:
- анализ звукового слова, которое относится к первому условию письма, включает в себя определение его последовательности в слове звуков. Вторым условием является уточнение звука, различие звонких и глухих, мягких и твердых звуков, включая, шипящие и свистящие речевые звуки, фонемы;
- перевод в знаки графем и фонем, учитывая правильное написание элементов графем и фонем. В данном случае ребенок должен правильно представить все буквы, которые составляют слово, при этом и правильно написать. Особо нужно подчеркнуть, что часто дети, «зеркалят» слово, например, пишут: Я - R, или И - N;
- «перешифровка» зрительных схем букв в систему последовательных движений глаз и руки, необходимых для записи слова.
Каждая из перечисленных операций является самостоятельно подсистемой, при этом ее обеспечивает соответствующая психологическая функция, которая и учувствует в процессе письма.
Звуковой анализ письма делится на несколько операций, ребенок из звукового потока должен выделить серию звучаний, которые и определяют полученную информацию, после чего, речевой поток расчленяется и происходит распознание фонем, т.е. перевод услышанных звуков в четкие слова, которые обобщаются в речевые звуки, фонемы...
Дети с недоразвитием речи не в состоянии уловить разницу в звучании акустически близких по смыслу слов, фонем, что приводит формированию дефектного произношения звуков или слов. Такие дети не способны в слове выделить каждую звуковую единицу, сам процесс перекодирования слова в письмо долгое время у них остается несформированным. Дети с речевыми нарушениями не могут различить и слова-паронимы, не в состоянии найти звук необходимой позиции в слове, не могут сделать и звуковой анализ синтеза слова. Все образцы у детей с недоразвитием речи нарушены, в них нет логико-временных связей в повествовании, дети способны просто переставить части рассказа местами, но при этом пропустить важный элемент сюжета, делая бедным его содержание.
К функциональным нарушениям относят длительные внутренние соматические заболевания; внешние проявления заболеваний, такие как полноценные речевые контакты, дефицит общения, искаженная речь окружающих, неблагоприятная обстановка в семье или недостаточное внимание к развитию речи со стороны взрослых к ребенку.
Таким образом, этиология у детей с недоразвитием речи является синтезом экзогенных, и генетических факторов, которые берут начало еще в периоде патологий беременности, родов, травм головного мозга, асфиксии и в перенесших ребенком детских инфекционных заболеваниях. Помимо перечисленных факторов к функциональным нарушениям относят и запоздалое формирование в организме психических функций, учувствовавших в процессе письма.
Письмо, как вид деятельности включает в себя операции:
- анализ звукового слова, которое относится к первому условию письма, включает в себя определение его последовательности в слове звуков. Вторым условием является уточнение звука, различие звонких и глухих, мягких и твердых звуков, включая, шипящие и свистящие речевые звуки, фонемы;
- перевод в знаки графем и фонем, учитывая правильное написание элементов графем и фонем. В данном случае ребенок должен правильно представить все буквы, которые составляют слово, при этом и правильно написать. Особо нужно подчеркнуть, что часто дети, «зеркалят» слово, например, пишут: Я - R, или И - N;
- «перешифровка» зрительных схем букв в систему последовательных движений глаз и руки, необходимых для записи слова.
Каждая из перечисленных операций является самостоятельно подсистемой, при этом ее обеспечивает соответствующая психологическая функция, которая и учувствует в процессе письма.
Звуковой анализ письма делится на несколько операций, ребенок из звукового потока должен выделить серию звучаний, которые и определяют полученную информацию, после чего, речевой поток расчленяется и происходит распознание фонем, т.е. перевод услышанных звуков в четкие слова, которые обобщаются в речевые звуки, фонемы...
Подобные работы
- ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Бакалаврская работа, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 3750 р. Год сдачи: 2016 - Формирование графо-моторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - Педагогический мониторинг развития представлений о форме у детей 4-5 лет (Педагогика, психология, Нижневартовский Государственный Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2018 - Формирование логико-грамматических конструкций языка у детей
младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Формирование логико-грамматических конструкций языка у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2020 - Формирование фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2021 - Формирование фонематического восприятия у старших дошкольников
с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕСФОРМИРОВАННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019





