Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование дидактических игр для развития логического мышления младших школьников

Работа №138382

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы53
Год сдачи2023
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
51
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты развития логического мышления детей младшего школьного возраста 7
1.1 Понятие «Логическое мышление» и особенности развития
логического мышления у детей младшего школьного возраста 7
1.2 Развитие логического мышления у обучающихся
посредством дидактических игр 13
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию логического мышления младших школьников посредством дидактических игр 22
2.1 Диагностика уровня сформированности логического
мышления у детей младшего школьного возраста 22
2.2 Реализация процесса развития логического мышления
обучающихся с использованием дидактических игр 30
2.3 Контрольная диагностика развития логического мышления
младших школьников 35
Заключение 41
Список используемой литературы 43
Приложение А Списочный состав групп 47
Приложение Б Диагностические материалы 49

Актуальность проблемы обусловлена тем, что многие современные дети имеют недостаточно развитые навыки по анализу информации и обобщению ее результатов. Федеральный закон от 29.10.2012 № 273-ФЗ ред. От 07.10.2022 «Об образовании в Российской Федерации», ставит перед учителем определенные цели и задачи [42, с. 8]. И одна из целей заключается в развитии логического мышления. Именно логическое мышление позволяет ученикам строить логические выводы и заключения. А для достижения этих целей, современные учителя должны обладать необходимыми знаниями и умениями, чтобы не только научить школьников применять жизненные навыки в различных учебных ситуациях, но и помочь им использовать полученный опыт в повседневной жизни.
В отношении развития логического мышления у школьников начальных классов, развивающая игра является одним из основных инструментов обучения, считает В.Н. Кругликов. Также он считает, что качество образовательной игры способствует более глубокому освоению содержания учебной программы [19].
Вопрос о использовании игры для развития логического мышления у юных школьников был поднят такими учеными, как Л.С. Выготский: «Игра учит, формирует, изменяет, воспитывает» [9], С.Л. Рубинштейн: «Мышление формируется в деятельности» [34] и другими. Однако эта проблема остается актуальной и в настоящее время.
Таким образом, наблюдается противоречие между необходимостью развития логического мышления младших школьников в образовательном процессе и тем фактом, что дидактические игры используются для удовлетворения данной необходимости в недостаточной степени.
Проблема исследования: каков потенциал дидактических игр и игровых упражнений для успешного развития логического мышления младших школьников в образовательном процессе?
Цель исследования: разработать дидактические игры, направленные на развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста, и выявить их эффективность в процессе опытно-экспериментальной работы.
Объект исследования: процесс развития логического мышления у младших школьников.
Предмет исследования: процесс развития логического мышления у детей младшего школьного возраста посредством дидактических игр.
Гипотеза исследования заключается в предположении: процесс развития логического мышления младших школьников будет более эффективным, если:
• внедрить в образовательный процесс игры и игровые упражнения, способствующие развитию логичности и гибкости мышления, скорости мышления, рефлексивности мышления и способности к обобщению;
• использовать дидактические игры и игровые упражнения как на уроках, так и в ходе внеурочных занятий.
Задачи исследования.
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической
литературы по исследуемому вопросу.
2. Подобрать диагностические методики для выявления уровня развития логического мышления (логичности и гибкости мышления, скорости мышления, рефлексивности мышления и способности к обобщению) и выявить исходный уровень развития логического мышления у детей младшего школьного возраста.
3. Разработать и реализовать в образовательном процессе дидактические игры и игровые упражнения, направленные на развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста.
4. Выявить динамику уровня сформированности логического мышления у детей младшего школьного возраста на конец эксперимента.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), качественный и количественный анализ эмпирических данных....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основе анализа методической и психолого-педагогической литературы мы выявили, что мышление представляет собой процесс познания окружающего реального мира, а логическое мышление - это мышление, которое протекает с помощью логических рассуждений и дает возможность выполнять такие логические операции как, сравнение, обобщение, анализ. И для младших школьников этот процесс будет даваться легче с помощью развивающих игр, но так как обучающий процесс не может все время проходить в игровой форме, то развивающая игра может стать увлекательным дополнительным элементом в учебном процессе.
В экспериментальной части исследования мы использовали следующие критерии: логичность и гибкость мышления, скорость мышления, рефлексивность мышления и способность к обобщению.
Для изучения этих критериев были использованы следующие методики. В первой методике под названием «Простые аналогии», мы исследовали уровень сформированности логичности и гибкости мышления у детей младшего школьного возраста.
Во второй методике под названием «Изучение скорости мышления», мы определили уровень сформированности скорости мышления у детей младшего школьного возраста.
Третью методику под названием «Исследование рефлексивности мышления», мы провели для того, чтобы диагностировать уровень сформированности развития рефлексивности мышления у детей младшего школьного возраста.
И наконец четвертая методика под названием «Исключение лишнего» использовалась для изучения уровня сформированности способности к обобщению у детей младшего школьного возраста.
По результатам констатирующего эксперимента, проведенного в 2 «В» и 2 «Г» классах на базе МКОУ СОШ № 23 г. Тайшета, мы определили, что уровень сформированности логического мышления у младших школьников, развит на среднем и низком уровне.
С целью повышения уровня сформированности логического мышления младших школьников был определен ряд задач: разработать комплекс дидактических игр и упражнений, направленных на формирование логического мышления младших школьников; внедрить и реализовать во внеурочной деятельности комплекс дидактических игр и упражнений , направленных на формирование логического мышления младших школьников.
По окончанию формирующего этапа исследования, направленного на повышение уровня сформированности логического мышления младших школьников, был проведен контрольный этап исследования аналогичный констатирующему, который доказал, что внедрение и реализация комплекса дидактических игр и упражнений, способствующих развитию логического мышления младших школьников, способствует улучшению освоения учебного материала и повышение успеваемости в экспериментальной группе по всем методикам.
Таким образом, результаты проведенного эксперимента доказывают эффективность влиянии комплекса дидактических игр и упражнений на повышение уровня развития логического мышления, и подтверждают верность выдвинутой гипотезы.


1. Артемов А. К. Основы методического мастерства учителя в обучении математике младших школьников. Самара : Изд-во СГПУ, 2015. 280 с.
2. Асанова Л. Н. Организация проектной и учебно­
исследовательской деятельности учащихся в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. М. : УЦ «Перспектива», 2018. 140 с.
3. Асмолов А. Г. Психология личности. культурно-историческое понимание развития человека. М. : Смысл, 2019. 448 с.
4. Балашова Е. А. Проектная деятельность и формирование
ключевых компетенций // Начальная школа. 2018. № 5. С. 21-23.
5. Белошистая А. В. Развитие логического мышления младших школьников: учебное пособие. М. : Юрайт, 2019. 129 с.
6. Беляева О. А. Педагогические технологии в профессиональной школе: учебно-методическое пособие. Мн. : Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2016. 60 с.
7. Бернштейн А. Н. Последовательность событий. Сборник психологических тестов. Часть II : пособие / сост. Е. Е. Миронова. Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. 146 с.
8. Болотова А. К. Психология развития и возрастная психология : учеб. для вузов. СПб. : Питер, 2018. 478 с.
9. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М. : Академия, 1991. 379 с.
10. Вучичевич Б., Шумакова Н. Б. Интеллектуальное развитие младших школьников // Культурно-историческая психология. 2020. № 4. C. 63-71.
11. Гальперин П. Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 120-125.
12. Голуб Г. Б. Метод проектов - технология компетентностно-
ориентированного образования : метод. пособие для педагогов-
руководителей проектов учащихся основной школы. Самара : Учебная литература, 2016. 176 с.
13. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М. : Педагогика, 1996. 240 с.
14. Дубровина И. В. Психология. М. : Академия, 2016. 464 с.
15. Дубровина И. В. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия. М. : Academia, 2018....47


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ