Развитие связной речи у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством мнемотехники
|
Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития связной речи у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством мнемотехники
1.1 Особенности развития связной речи у детей 5-6 лет с тяжелыми
нарушениями речи 9
1.2 Характеристика мнемотехники как средства развития связной речи у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи 13
Глава 2 Экспериментальное исследование развития связной речи у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством мнемотехники
2.1 Выявление уровня развития связной речи у детей 5-6 лет
с тяжелыми нарушениями речи 18
2.2 Содержание и организация работы по развитию связной речи
у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством мнемотехники 29
2.3 Выявление динамики уровня развития связной речи у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи 33
Заключение 40
Список используемой литературы 44
Приложение А Характеристика выборки исследования 49
Приложение Б Результаты констатирующего этапа эксперимента 50
Приложение В Картотека мнемотаблиц по развитию связной речи у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи 51
Приложение Г Результаты контрольного этапа эксперимента 52
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития связной речи у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством мнемотехники
1.1 Особенности развития связной речи у детей 5-6 лет с тяжелыми
нарушениями речи 9
1.2 Характеристика мнемотехники как средства развития связной речи у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи 13
Глава 2 Экспериментальное исследование развития связной речи у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством мнемотехники
2.1 Выявление уровня развития связной речи у детей 5-6 лет
с тяжелыми нарушениями речи 18
2.2 Содержание и организация работы по развитию связной речи
у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством мнемотехники 29
2.3 Выявление динамики уровня развития связной речи у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи 33
Заключение 40
Список используемой литературы 44
Приложение А Характеристика выборки исследования 49
Приложение Б Результаты констатирующего этапа эксперимента 50
Приложение В Картотека мнемотаблиц по развитию связной речи у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи 51
Приложение Г Результаты контрольного этапа эксперимента 52
Развитие связной речи является одной из основных задач в процессе воспитания и обучения детей. В возрасте 5-6 лет дети активно развивают свои коммуникативные навыки, формируют словарный запас и учатся выражать свои мысли и чувства. Развитие связной речи является одной из ключевых задач в процессе воспитания детей дошкольного возраста. Развитие связной речи способствует формированию мышления и интеллекта детей. Развитие связной речи помогает детям лучше понимать и воспринимать окружающий мир, что способствует гармоничному развитию личности детей.
Однако, у детей с тяжелыми нарушениями речи возникают трудности в формировании связной речи, что может привести к проблемам в общении, обучении и социальной адаптации.
Согласно Федеральной адаптированной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «основными задачами образовательной деятельности с детьми является создание условий для: овладения речью как средством общения и культуры; обогащения активного словаря; развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развития речевого творчества; развития звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомства с книжной культурой, детской литературой; развития понимания на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте; профилактики речевых нарушений и их системных последствий» [21].
Характеристика развития детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи приведена исследователями Ю.И. Маркелова, Н.А. Монахова,
М.В. Крайнова, Е.В. Стрелина, С.Н. Пханаева, Т.Б. Филичева, Б.Х. Хамукова.
Дети с тяжелыми нарушениями речи - это особая группа детей, для которых необходимо использовать специальные методики и техники по развитию связной речи. У детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи интеллект в основном не нарушен, но есть серьезные дефекты речи, которые влияют на развитие их психики.
Мнемотехника - это уникальное средство для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
«В исследованиях Т.Б. Полянской мнемотехника определяется как система приемов, используя которые совершается передача информации в образы (слуховые, зрительные, графические) и ассоциации; обеспечивается развитие памяти, интеллекта, внимательности и речи у детей дошкольного возраста. Таким образом, мнемотехника рассматривается как современная технология, оказывающая положительное влияние на процесс развития связной монологической речи дошкольников» [5].
«Актуальность применения мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи заключается в том, что данная технология теоретически и эмпирически обоснована; приемы символизации упрощают и ускоряют процесс заучивания и усвоения нового материала, повышая энтузиазм к познавательно-исследовательской деятельности; используя текстовую аналогию, ребенок учится распределять главное, систематизировать и сопоставлять новые знания. Модификации- картинки в мнемотехнике способствуют активизации умственных процессов у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, обеспечивая развитие связной монологической речи. У детей воспитывается уверенность и желание рассказывать свои истории» [27].
Возможности мнемотехники в развитии связной речи рассматривали Т.В. Большова, В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Л.Н. Ефименкова,
Т.А. Ткаченко. Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста освещены в исследованиях Г.А. Габдуллиной, Р.Ф. Миннуллиной, И.В. Новицкой, Н.А. Сытник, Е.А. Татаринцевой. Однако использование мнемотехники в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи освещено недостаточно, что определяет актуальность данного исследования.
Анализ психолого-педагогических исследований и педагогического опыта позволил определить противоречие между необходимостью развития связной речи у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи и недостаточным использованием педагогами возможностей мнемотехники в данном процессе....
Однако, у детей с тяжелыми нарушениями речи возникают трудности в формировании связной речи, что может привести к проблемам в общении, обучении и социальной адаптации.
Согласно Федеральной адаптированной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «основными задачами образовательной деятельности с детьми является создание условий для: овладения речью как средством общения и культуры; обогащения активного словаря; развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развития речевого творчества; развития звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомства с книжной культурой, детской литературой; развития понимания на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте; профилактики речевых нарушений и их системных последствий» [21].
Характеристика развития детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи приведена исследователями Ю.И. Маркелова, Н.А. Монахова,
М.В. Крайнова, Е.В. Стрелина, С.Н. Пханаева, Т.Б. Филичева, Б.Х. Хамукова.
Дети с тяжелыми нарушениями речи - это особая группа детей, для которых необходимо использовать специальные методики и техники по развитию связной речи. У детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи интеллект в основном не нарушен, но есть серьезные дефекты речи, которые влияют на развитие их психики.
Мнемотехника - это уникальное средство для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
«В исследованиях Т.Б. Полянской мнемотехника определяется как система приемов, используя которые совершается передача информации в образы (слуховые, зрительные, графические) и ассоциации; обеспечивается развитие памяти, интеллекта, внимательности и речи у детей дошкольного возраста. Таким образом, мнемотехника рассматривается как современная технология, оказывающая положительное влияние на процесс развития связной монологической речи дошкольников» [5].
«Актуальность применения мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи заключается в том, что данная технология теоретически и эмпирически обоснована; приемы символизации упрощают и ускоряют процесс заучивания и усвоения нового материала, повышая энтузиазм к познавательно-исследовательской деятельности; используя текстовую аналогию, ребенок учится распределять главное, систематизировать и сопоставлять новые знания. Модификации- картинки в мнемотехнике способствуют активизации умственных процессов у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, обеспечивая развитие связной монологической речи. У детей воспитывается уверенность и желание рассказывать свои истории» [27].
Возможности мнемотехники в развитии связной речи рассматривали Т.В. Большова, В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Л.Н. Ефименкова,
Т.А. Ткаченко. Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста освещены в исследованиях Г.А. Габдуллиной, Р.Ф. Миннуллиной, И.В. Новицкой, Н.А. Сытник, Е.А. Татаринцевой. Однако использование мнемотехники в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи освещено недостаточно, что определяет актуальность данного исследования.
Анализ психолого-педагогических исследований и педагогического опыта позволил определить противоречие между необходимостью развития связной речи у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи и недостаточным использованием педагогами возможностей мнемотехники в данном процессе....
В бакалаврской работе рассматривается актуальная «проблема развития связной речи у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством мнемотехники» [19].
Развитие связной речи является одной из основных задач в процессе воспитания и обучения детей. В возрасте 5-6 лет дети активно развивают свои коммуникативные навыки, формируют словарный запас и учатся выражать свои мысли и чувства. «Развитие связной речи является одной из ключевых задач в процессе воспитания детей дошкольного возраста» [14]. Развитие связной речи способствует формированию мышления и интеллекта детей. Развитие связной речи помогает детям лучше понимать и воспринимать окружающий мир, что способствует гармоничному развитию личности детей.
Однако, у детей с тяжелыми нарушениями речи возникают трудности в формировании связной речи, что может привести к проблемам в общении, обучении и социальной адаптации.
Характеристика развития детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи приведена исследователями Ю.И. Маркелова, Н.А. Монахова,
М.В. Крайнова, Е.В. Стрелина, С.Н. Пханаева, Т.Б. Филичева, Б.Х. Хамукова.
Мнемотехника - это уникальное средство для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
«Актуальность применения мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи заключается в том, что данная технология теоретически и эмпирически обоснована; приемы символизации упрощают и ускоряют процесс заучивания и усвоения нового материала, повышая энтузиазм к познавательно-исследовательской деятельности; используя текстовую аналогию, ребенок учится распределять главное, систематизировать и сопоставлять новые знания. Модификации- картинки в мнемотехнике способствуют активизации умственных процессов у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, обеспечивая развитие связной монологической речи. У детей воспитывается уверенность и желание рассказывать свои истории» [27].
Содержанием констатирующего этапа явилось выявление уровня развития связной речи у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Для реализации поставленной цели исследования была проведена экспериментальная работа, на базе МБУ 89 СП «Радужка» городского округа Тольятти. В данном исследовании приняли участие 10 детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи.
С опорой на исследования В.П. Глухова, Н.В. Нищевой были определены показатели уровня развития связной речи у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи.
На констатирующем этапе были получены следующие результаты: низкий уровень показали 6 (60%) детей; средний уровень показали 4 (40%) детей; высокий уровень выявлен не был. Таким образом, у 60% детей низкий уровень развития связной речи. Необходимо разработать содержание и организовать работу по развитию связной речи у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством мнемотехники.
Цель формирующего эксперимента - разработать и апробировать содержание работы по развитию связной речи у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством мнемотехники.
Согласно гипотезе исследования, работа проходила по следующим направлениям:
• организация совместной деятельности педагога и детей с использованием мнемотаблиц;
• обогащение развивающей предметно-пространственной среды мнемотаблицами, изготовленными совместно с детьми;
• вовлечение родителей в процесс по развитию связной речи детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи.
В рамках первого направления формирующей работы с целью развитию связной речи у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством мнемотехники были отобраны мнемотаблицы в соответствии с показателями развития связной речи у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи....
Развитие связной речи является одной из основных задач в процессе воспитания и обучения детей. В возрасте 5-6 лет дети активно развивают свои коммуникативные навыки, формируют словарный запас и учатся выражать свои мысли и чувства. «Развитие связной речи является одной из ключевых задач в процессе воспитания детей дошкольного возраста» [14]. Развитие связной речи способствует формированию мышления и интеллекта детей. Развитие связной речи помогает детям лучше понимать и воспринимать окружающий мир, что способствует гармоничному развитию личности детей.
Однако, у детей с тяжелыми нарушениями речи возникают трудности в формировании связной речи, что может привести к проблемам в общении, обучении и социальной адаптации.
Характеристика развития детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи приведена исследователями Ю.И. Маркелова, Н.А. Монахова,
М.В. Крайнова, Е.В. Стрелина, С.Н. Пханаева, Т.Б. Филичева, Б.Х. Хамукова.
Мнемотехника - это уникальное средство для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
«Актуальность применения мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи заключается в том, что данная технология теоретически и эмпирически обоснована; приемы символизации упрощают и ускоряют процесс заучивания и усвоения нового материала, повышая энтузиазм к познавательно-исследовательской деятельности; используя текстовую аналогию, ребенок учится распределять главное, систематизировать и сопоставлять новые знания. Модификации- картинки в мнемотехнике способствуют активизации умственных процессов у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, обеспечивая развитие связной монологической речи. У детей воспитывается уверенность и желание рассказывать свои истории» [27].
Содержанием констатирующего этапа явилось выявление уровня развития связной речи у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Для реализации поставленной цели исследования была проведена экспериментальная работа, на базе МБУ 89 СП «Радужка» городского округа Тольятти. В данном исследовании приняли участие 10 детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи.
С опорой на исследования В.П. Глухова, Н.В. Нищевой были определены показатели уровня развития связной речи у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи.
На констатирующем этапе были получены следующие результаты: низкий уровень показали 6 (60%) детей; средний уровень показали 4 (40%) детей; высокий уровень выявлен не был. Таким образом, у 60% детей низкий уровень развития связной речи. Необходимо разработать содержание и организовать работу по развитию связной речи у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством мнемотехники.
Цель формирующего эксперимента - разработать и апробировать содержание работы по развитию связной речи у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством мнемотехники.
Согласно гипотезе исследования, работа проходила по следующим направлениям:
• организация совместной деятельности педагога и детей с использованием мнемотаблиц;
• обогащение развивающей предметно-пространственной среды мнемотаблицами, изготовленными совместно с детьми;
• вовлечение родителей в процесс по развитию связной речи детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи.
В рамках первого направления формирующей работы с целью развитию связной речи у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством мнемотехники были отобраны мнемотаблицы в соответствии с показателями развития связной речи у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи....
Подобные работы
- Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня в процессе
обучения пересказу литературных произведений
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2020 - Обучения составлению описательных рассказов у детей с общим недоразвитием речи с использованием мнемотехники
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ТВОРЧЕСКОГО ПЕРЕСКАЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - Логопедическая работа по обучению рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР)(Логопедическая работа с детьми с задержкой психического развития и умственной отсталостью, Казанский Инновационный Университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (III УРОВНЯ) ПОСРЕДСТВОМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Формирование навыка составления рассказа старшими дошкольниками с ОНР посредством мнемотехники
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2025





