АННОТАЦИЯ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕСТА
СИТУАТИВНЫХ СУЖДЕНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНЦИИ ПРОДАВЦОВ
1.1. Современные представления о компетентностном подходе
1.1.1. Особенности компетентностного подхода
1.1.2. Основные типы компетенций
1.1.3. Компетентностный подход к управлению персоналом
1.2. Тест ситуативных суждений как важный инструмент диагностики компетенций .. 27
1.2.1. Сущность теста ситуативных суждений
1.2.2. Основные аспекты применения теста ситуативных суждений
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
2.1. Программа исследования
2.2 Общая характеристика выборки исследования
2.3 Методы и методики исследования
2.4 Процедура исследования
2.5 Методы обработки и анализа данных
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ............... 40
3.1 Результаты Теста ситуативных суждений
3.2. Результаты опросника требований должностной позиции.
3.3. Анализ взаимосвязей компетенции продавцов.
3.2. Обсуждение результатов исследования
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Отечественная литература.
Иностранные источники
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица 6 приложения А. Сводная таблица результатов.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Таблица 7 приложения Б. Таблица коэффициента Колмагорова-Смирнова.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Таблица 8. Результат корреляционного анализа
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Таблица 9. Матрица корреляций кейсов Теста ситуативных суждений с ключевыми
компетенциями по тесту Требования должностной инструкции
Приложение Д
Тест ситуативных суждений..
Современный менеджмент отличается постоянным преобразованием
стратегий, методов и инструментов управления. Это определяется динамикой
изменений окружающей среды, внедрением новых технологий, изменениями в
социально-экономической сфере.
Необходимость применения на практике современных методов
управления персоналом, способных обеспечить рост эффективности
деятельности организации, определяет поиск новых и обновление уже
устоявшихся учебно-диагностических методов.
Современным направлением работы в системе управления персоналом
является - компетентностный подход. Одним из методов данного подхода
является ситуативная диагностика в профессиональной деятельности. Она
представляет собой одно из перспективных направлений, активно
используемых в менеджменте, позволяя определить различные аспекты
мотивации работников и кандидатов на вакантные должности. Тест
ситуативных суждений Situational Judgment Test (SJT) позволяет проводить
комплексную диагностику персонала и кандидатов, в ситуации значительной
неопределённости и широты возможных выборов, как профессиональных, так и
социально-ориентированных.
Проблема исследования заключается в предположении относительно
возможности применения теста ситуативных суждений в управленческой
практике для для оценки компетенции продавцов.
Проблема компетентностного подхода в управлении персоналом с
различных позиций раскрывается в работах М. Паркинсона, Г. Хамела, К.К.
Прахалада, В.Д. Роика, Р. Миллса, О.Л. Чулановой, Е.А. Митрофановой, Н.К.
Шеметовой, О.Л. Беловой, В.Л. Расковалова, А.Я. Кибанова, Е.В. Шевченко,
Т.А. Ветошкиной, И.П. Данилова, Л.П. Синяевой и др.
Таким образом, актуальность исследования определяется отсутствием
научно обоснованных данных о возможности и эффективности применения8
теста ситуативных суждений в России для диагностики компетенции продавцов.
Цель исследования состояла в изучении возможности использования
Теста ситуативных суждений Situational Judgment Test (SJT) с целью оценки
компетенции персонала организации.
Гипотеза исследования: Тест ситуативных суждений имеет значимые
корреляты с показателями компетенции продавцов отдела подтверждения заказа и комплектации.
Задачи исследования:
1) Определить современные представления о компетентностном
подходе, проанализировать имеющийся инструмент диагностики компетенций персонала;
2) Провести психодиагностику продавцов отдела подтверждения
заказа и комплектации, с последующим анализом документов коммерческой организации;
3) Провести математический, статистический анализ результатов
психодиагностики продавцов.
4) Провести качественную интерпретацию полученных результатов.
5) Сделать выводы о возможности и обоснованности применения
теста ситуативных суждений в адаптации Э.И. Личутиной;
Объект исследования: 70 продавцов «отдела подтверждения заказа и комплектации».
Предмет исследования ситуативные суждения, компетенции продавцов.
Эмпирическая база исследования: ООО «METRO»
Использовались следующие методы исследования:
• теоретические: анализ научной литературы и документации в области исследования;
• эмпирические: психодиагностическое тестирование, методы
статистического анализа количественных характеристик, интерпретационные.9
Теоретико-методологической основой исследования послужили общие
методологические принципы психологии: системность (Б.Г. Ананьев, А.А.
Бодалев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и др.), принцип единства личности и
деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), научные работы по проблеме
исследования, современные принципы научного исследования социально-экономических процессов в современном обществе. В данной работе
применялись такие научные методы, как системный подход, диалектический
подход и анализ специальной литературы и методической документации по
проблеме исследования.
Практическая значимость исследования состоит в использовании данных
материалов в деятельности организационных психологов в тренингах,
программ обучения и развития персонала, при отборе на вакантные должности
и психокоррекции профдеформаций в организации-заказчика.
Структура работы. Работа выполнена на 53 страницах, включает введение,
три главы, выводы, заключение и список литературы из 41 отечественных и 6
зарубежных источников, иллюстрирована 11 рисунками и 9 таблицами.
Дипломная работа задумывалась как продолжение исследования,
проведенного в 2017 году Э. И. Личутина, которое создавало основу для
применения методики - Situational Judgment Test (SJT). Русскоязычный вариант
методики, а так же отбор кейсов проведён согласно данным авторапредшественника. Тест Требования к должностной позиции так же являлся
ориентиром для стандартизации в её работе.
Предполагалось, что данный комплекс методик может применяться для
оценки компетенций не только менеджеров, но и продавцов-консультантов. Так
как профессии качественно отличаются, в том числе в уровне
самостоятельности, требованиям к лояльности, активности, работе в команде, в
лидерстве и пр., то и применение методики без апробации на конкретной
выборке не корректно.
В теоретической части исследования была охарактеризована структура
теста ситуативных суждений, а так же основы компетентностного подхода к
оценке персонала.
В эмпирической – проведена диагностика, качественный и
корреляционный анализ результатов.
Полученные взаимосвязи доказали, что методика Situational Judgment Test
(SJT) применима для оценки компетенции продавцов розничной и
мелкооптовой торговли в РФ.
Цель исследования достигнута полностью.
1. Алдашева А.А. Профессиональная компетентность: понятие и
структура// Вестник Адыгейского государственного университета. 2012. № 4
(109). С. 121-128.
2. Андреева И.С., Данилов И.П. Применение модели компетенций в
управлении персоналом // Вестник ЧГУ. 2014. №1. С.214-218.
3. Антропова Л.В. Модель профессионально-адаптированной
личности будущего менеджера // Вестник Череповецкого государственного
университета. 2010. Вып.2. С. 25-30.
4. Балганова Е.В., Богдан Н.Н., Музыченко Е.А. Подготовка
менеджеров сферы управления персоналом: компетентностный подход //
Современные исследования социальных проблем. 2013. № 2 (22). С. 10-24.
5. Большакова З.М., Тулькибаева Н.Н Компетенции и
компетентность//Вестник ЮУрГУ. 2009. № 34 (157). С. 13-19.
6. Буртовая Н. Б. Профессиональная и коммуникативная
компетентность педагога вуза//Вестник ТГПУ. 2012. № 69121) С. 180-182.
7. Ветошкина Т. А. Компетентностный подход в управлении
персоналом: учебно-методическое пособие. Екатеринбург: Изд-во УГГУ, 2016.
69 с.
8. Гладких И.В. Разработка учебных кейсов. Методические
рекомендации. М.: Высшая школа менеджмента, 2010. 96 с.
9. Гришина Н.В., Маничев С.А. Изучение контекста как
исследовательская перспектива организационной психологии. //Вестник СанктПетербургского университета. 2015. Выпуск 4. С. 93-108.
10. Демьянченко Н.В. Исследование компетенции персонала в научных
концепциях менеджмента// Вестник БУПК. 2010. № 4. С. 221-229.61
11. Дондокова Р.П. Сущностная характеристика и структура
коммуникативной компетентности//Вестник Бурятского Государственного унта. 2012 № 1-1. С. 18-21.
12. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация
профессионального образования: компетентностный подход: учебное пособие.
М.: Изд-во МПСИ, 2005. 216 с.
13. 13. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативноцелевая основа компетентностного подхода в образовании. М.:
Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов 2004. 42
с.
14. Иванова Н.В. Компетенция или компетентность?// Науковедение.
2012. № 4 (13). С. 10-22.
15. Иванова С.В. Искусство подбора персонала. Как оценить человека
за час. М.: Альпина Паблишер, 2017. 272 с.
16. Квагинидзе В.С., Смирнов В.С., Черкасов А.В. Современные
методы, принципы и процедуры оценки персонала компании// Горный
информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2011.
№ 10. С. 64-71.
17. Кибанов А.Я. Управление персоналом: учебное пособие. М.:
Кнорус, 2015. 202 с.
18. Компетентностный подход в образовательном процессе.
Монография / А.Э. Федоров, С.Е. Метелев А.А. Соловьев, Е.В. Шлякова Омск:
Изд-во ООО «Омскбланкиздат», 2012. 210 с.
19. Личутина Э.И. Тест ситуативных суждений как метод диагностики
решений профессиональных проблем // Экономика и менеджмент
инновационных технологий. 2017. № 1. С. 158-161.
20. Макеева С.Н. Компетентностный подход к методической
подготовке учителя иностранного языка//Вестник Бурятского гос. ун-та. 2010
№ 15 С. 201-205.62
21. Маничев С.А. Ситуационный подход в диагностике компетенции
разрешения кофликтов//Конфликтология XXI века. Пути и средства укрепления
мира: материалы Второго Санкт-Петербургского международного конгресса
конфликтологов. Санкт-Петербург, 3-4 октября 2014 г. СПб.: Высшее
Образование, 2014. С. 294-295.
22. Масалков И.К., Семина М.В. Стратегия кейс стади. Методология
исследования и преподавания. М.: Академический Проект, 2011. С. 444.
23. Митрофанова Е.А. Управление персоналом: теория и практика.
Компетентностный подход в управлении персоналом: учебно-практическое
пособие/ под ред. А.Я. Кибанова. М.: Проспект, 2012. 72 с.
24. Овсянникова В.В. Когнитивные стратегии распознавания
эмоциональных состояний // Сибирский психологический журнал 2007. № 25.
С. 40-46.
25. Павлов А.П., Сафронов В.М., Иванова Н.В., Тихонова Е.П., Мохов
А.И., Яковлева Л.В. Персонология образовательного процесса для обучения в
малокомплектных группах с применением компетентностного подхода//
Науковедение. 2012. № 2. С. 10-14.
26. Пахлова И.В. Значение компетентностного подхода в управлении
персоналом современных организаций//Молодой ученый. 2014. № 12. С. 162-
169.
27. Пахлова И.В. Компетенции как основной фактор формирования
кадрового ресурса в организациях принтмедиаиндустрии // Известия высших
учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2014. № 2. С.
152-159.
28. Пахлова И.В. Модель компетенций как инструмент управления
кадровой политикой организации // Науковедение. 2014. №5 (24). С.90-93.
29. Садохин А.П. Межкультурная компетентность: понятие, структура,
пути формирования //Журнал социологии и социальной антропологии. 2007. Т.
X. № 1. С. 125-139.63
30. Смирнова Е.А Роль формирования коммуникативных умений в
профессиональной подготовке будущих специалистов//Известия РГПУ им.
А.И. Герцена. 2007. № 30 Т. 8. С. 89-95.
31. Спенсер Л., Спенсер С. Компетенции на работе: пер. с англ. М.:
HIPPO, 2010. 384 с.
32. Ткаченко О.А. Развитие персонала предприятия на основе
компетентностного подхода//Материалы Всероссийской научно-практической
конференции / Тюмень: ТюмГНГУ, 2013. С. 206-208.
33. Фирер А.В. О соотношении понятий «Компетентность» и
«Компетенция»// Омский научный вестник. 2012. № 1 (105). С. 169-172.
34. Уиддет С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям. М.:Гиппо,
2008. 240 с.
35. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и
ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию
образовательных стандартов. // Компетенции в образовании: опыт
проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. М.: ИНЭК, 2007. С.12-
20.
36. Чуланова О.Л. Концепция компетентностного подхода в
управлении персоналом // Науковедение. 2013. №5 (18). С.8-13.
37. Чуланова О.Л. Социально-экономическое содержание понятий
«Компетенция» и «Компетентность» // Вестник ГУУ. 2013. №18. С.174-179.
38. Шевченко Е.В., Самохвалова С.М. Использование
компетентностного подхода к управлению рабочей группой // Актуальные
проблемы авиации и космонавтики. 2012. №8. С.293-294.
39. Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт. СПб: Речь. 2002.
480 с.
40. Шнайдер Б., Шмитт Н. Персонал для организации: научный подход
к поиску, отбору, оценке и удержанию сотрудников / Пер. с англ. под ред. Н. В.
Гришиной и М. Б. Курбатовой. СПб.: Экономическая школа, 2004 г. 560 с.64
41. Ягодка Т.В. Ситуационный подход как основа принятия
управленческих решений// Вестник Омского университета. 2006. № 3. С. 118–
119.
Иностранные источники
42. Flanagan J. C. The critical incident technique. Psychological Bulletin,
1954, Vol. 51. № 4. P. 327–358.
43. McDaniel M., Finnegan E., Morgeson M., Campion M., Braverman E.
Use of situational Judgment tests to predict job performance: a clarification of
literature//Journal of Applied Psychology 2001. Vol.86. № 4. P.730-740.
44. Motowidlo S.J., Dunnette M.D., Carter G.W.. An alternative selection
procedure: The low-fidelity simulation / Journal of Applied Psychology. 1990.
Vol.75. №. 6. p. 640-647.
45. Rijmen F. The latent class model as a measurement model for situational
judgment tests//Psychologica, Belgica,2011, Vol.51. №3/4. P.197-212.
46. Weekley J.A., Ployhart R.E. Situational judgment tests: theory,
measurement and application. Lawrence Erlbaum Associates, Psychology Press,
2006. 452 р.
Электронные источники
47. Situational judgment tests: a review of recent research URL:
https://www.emeraldinsight.com/doi/abs/10.1108/00483480810877598 (дата
обращения 25.04.18)