Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Церковь и государство: перемены во взаимоотношениях (1900-1991 годы)

Работа №138351

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы77
Год сдачи2023
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа в формате PDF
Аннотация
Введение 4
Глава 1 История взаимодействия государства и Русской православной церкви с начала XX века до перестройки 11
1.1 Православие и власть 1900–1917 годы 11
1.2 Государственно-церковные отношения в СССР 18
Глава 2 Православие на Карельской земле 29
2.1 Церковная деятельность в Республике Карелия в 1900–1991 гг.. 29
2.2 Историко-архитектурный ансамбль Кижского погоста 37 Заключение 45
Список используемой литературы и используемых источников 48
Приложение А Список источников 55
Приложение Б Данные о закрытии молитвенных зданий 59
Приложение В Крестовоздвиженская церковь 60
Приложение Г Православные церкви Карелии 61
Приложение Д Количественные показатели православных организаций 63
Приложение Е Авторское интервью с И. И. Тереняком 64
Приложение Ж Авторское интервью с Л. Н. Большаковым 65
Приложение З Православные церкви г. Кондопоги 67
Приложение И План музея-заповедника «Кижи» 68
К Кижский погост 69
Приложение Л Преображенская церковь 70
Приложение М Покровская церковь 71
Приложение Н Колокольня Кижского погоста 72
Приложение О Ограда Кижского погоста 73
Приложение П Чертёж Н. Я. Озерецковского 74
Приложение Р Авторское интервью с А. В. Дибровой 75
Приложение С Авторское интервью с Т. И. Рождественской 77


Православие на Руси, как только было принято, стало играть весомую роль в истории России. Православная вера стала оплотом единой государственности на Руси и стала оказывать влияние практически на всю жизнь мирского люда. С принятием православия стала развиваться культурная составляющая русского народа, а монастыри – опора христианского мира – способствовали распространению грамотности. Актуальность и важность темы нашего исследования определяется тем, что это время было насыщено событиями, имевшими очень большое значение для отечественной истории. Если мы не будем тщательно изучать историю православной церкви, то это станет существенным упущением в общем контексте русской истории. Проработка государственно-православных отношений в широком смысле имеет особое значение, поскольку без этого на глубинном уровне не сможет раскрыться сущность национального сознания русского народа. Постижение православной истории имеет и общественно-политическое значение, что обуславливается ролью Русской православной церкви в контексте российской истории. Учитывая все вышесказанное, становится понятным неугасающий интерес к изучению данного вопроса в анналах истории. Анализ государственно-церковных взаимоотношений, как на всероссийском, так и на региональном уровнях, и актуализует тему настоящего исследования. Объект исследования – Русская православная церковь. Предметом исследования являются государственно-церковные взаимоотношения. Хронологические рамки работы включают период с 1900 по 1991 годы, то есть с эпохи имперского периода в начале века и вплоть до момента распада Союза Советских Социалистических Республик, и принятия в конце 1990-х годов законоположения «О свободе совести и религиозных объединениях» [18]. Территориальные рамки исследования ограничиваются территорией России. Отдельные вопросы будут затрагивать территорию Карельского края, где находятся православные церкви. Историография православной церкви насчитывает множество изданий. Книги, изданные много лет назад, также и сегодня имеют научную ценность, они переиздаются и продолжают пользоваться спросом, как у профессиональных историков, так и у массового читателя. Много значимых работ по церковной истории было написано ещё в досоветское время. Православие тогда рассматривалось писателями как неотъемлемый фактор российской государственности. Старорежимные историки создали важнейшие базисные труды, из которых можно акцентировать внимание на произведениях по «Истории русской церкви» Макария (М. Булгакова) и Е. Е. Голубинского с привлечением обширного количества источников [67, с. 10]. Также следует отметить известных профессоров богословия Н. Ф. Каптерева и П. В. Знаменского, и их богатые материалами произведения [67, с. 11]. Разумеется, образ церкви до революции раскрывался в контексте идейных свобод представителей того времени. Конечно, нельзя судить «старую» церковную историографию с позиции апологии, но всё-таки она тогда преобладала. В советский период историками-марксистами была поставлена цель, убрать религиозные субъективизмы из церковной истории и вставить её в гражданские исторические аспекты. Среди них необходимо подчеркнуть Н. М. Никольского и его книгу «История русской церкви», вошедшую в золотой фонд советской науки [44]. В своё время эта книга обогатила историческую науку своей новизной, разнообразием сюжетов церковной истории и послужила стимулом к дальнейшему изучению истории православия. Вплоть до середины 1980-х годов церковь рассматривалась подавляющим большинством советских историков как чуждый элемент коммунистического строя. Например, объёмный сборник «Религия и церковь 6 в истории России» посвящён определению православной церкви в истории России, а сборники «Атеистические очерки» и «На путях духовного восхождения» рассматривают проблемы атеистического воспитания и призваны повысить культуру атеизма в обществе на территории Карельского края...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В начале XX столетия Русская православная церковь сохраняла традиционные догмы православной веры и являлась мощной экономической структурой. Но уже в это время стали нарастать разногласия между государством и церковью. Последняя, хоть и являлась главной опорой царской идеологии, испытывала на себе сильное воздействие власти, чему во многом способствовала политика обер-прокурора Победоносцева, который считал такое положение вещей единственно правильным. Государство и церковь были неделимы и составляли единое целое, но церковь хотела для себя большей самостоятельности. После отставки Победоносцева в церковной среде возникли благоприятные предпосылки для проведения церковных реформ. Но этим преобразованиям не суждено было сбыться. Октябрьская Социалистическая революция повела страну по совершенно другому пути. Между православной церковью и государством начался совершенно новый период взаимоотношений. С этого времени церковь уже не составляла единый организм с государством, что за многие века произошло впервые. Православная церковь лишилась всего имущества и земель и больше не являлась «монополистом» в делах влияния на народные массы. Первые десятилетия после прихода Советской власти в государстве прокатилась волна по массовому закрытию церковных приходов и монастырей, ликвидацию прав и собственности, тотальный контроль со стороны властных структур. Оттепель в государственно-церковных отношениях произошла уже во время Великой Отечественной войны, когда возникла угроза полного уничтожения нашей страны фашистскими захватчиками. Для борьбы с врагом православная церковь объединилась с Советской властью и развернула обширную патриотическую деятельность, что было благосклонно принято правительством. 46 В середине XX века государственно-церковные отношения опять вышли на стадию обострения. Начался новый этап антирелигиозных компаний, направленных на искоренение церковного влияния. С 1965 по 1985 гг. отношения между государством и церковью были достаточно стабильные, можно даже сказать, что они были в периоде стагнации, как и вся политическая ситуация в стране. С приходом перестройки деятельность Русской православной церкви заметно оживилась. Открылся совершенно иной этап государственно-церковных взаимоотношений, основанный на политике свободы и гласности. Несмотря на то, что на Карельскую землю православие пришло гораздо позже, оно сразу же стало повсеместно распространяться среди местного населения и, вскоре, стало главенствующей религией в крае. Благодаря православной религии, в Карельском крае мастерами народного зодчества были возведены уникальные памятники архитектуры, ставшие визитной карточкой и «лицом» республики. Музей-заповедник «Кижи» и самая его сердцевина – «Кижский погост» стали символами православной культуры Русского Севера. Музей продолжает хранить память наших предков и даёт представление об уровне их мастерства. После всех проведённых исследований можно сделать вывод о том, что в нашем исследовании достаточно подробно раскрыты объект и предмет исследования, цели и задачи, поставленные в рамках выбранной темы, были выполнены, а именно: – подробно рассмотрены государственно-церковные взаимоотношения в период царизма (1900-1917 гг); – тщательно изучены отношения в период между властью и церковью в период существования СССР; – комплексно исследовано развитие православия на Карельской земле; – проанализирована история формирования историко-архитектурного ансамбля Кижского погоста....


1. Авторское интервью с И. И. Тереняком, протоиереем Кафедрального собора им. Александра Невского в г. Петрозаводске, Республики Карелия. Интервьюер М. В. Березина. 03 августа 2023 г. 2. Авторское интервью с Л. Н. Большаковым, настоятелем прихода храма Рождества Богородицы в г. Кондопога, Республики Карелия. Интервьюер М. В. Березина. 09 августа 2023 г.
3. Авторское интервью с А. В. Дибровой, хранителем музейного фонда музея-заповедника «Кижи», Медвежьегорский район, Республика Карелия. Интервьюер М. В. Березина. 15 августа 2023 г.
4. Авторское интервью с Т. И. Рождественской, гидом-экскурсоводом музея «Кижи», «Кижи», Медвежьегорский район, Республика Карелия. Интервьюер М. В. Березина. 15 августа 2023 г.
5. Аксёнова С. Е. Карелия. Кижи // Путеводитель для пешеходов. М. : Изд-во АСТ, 2020. 128 с.: ил. 6. Апальков В. С., Миняева И. М. История Отечества : Учебное пособие / Изд. 2-е, испр. и доп. М. : Альфа-М : ИНФРА-М, 2008. 544 с.
7. Белякова Н. Поместный собор Российской православной церкви 1917 – 1918 гг.: опыт изучения в России и за рубежом. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2016 г, № 1. 25 с.
8. Борьба за установление и упрочение Советской власти в Карелии : Сборник документов и материалов. Петрозаводск , 1957. 689 с.
9. Бычков С. С. Православная Российская Церковь и императорская власть (1900 – 1917 гг.). М. : Sam & Sam, 2015. 376 с.: ил.
10. Васильева О. Ю. Государственно-церковные отношения советского периода: периодизация и содержание. [Электронный ресурс] : Православие. URL: https://www.pravoslavie.ru/5206.html/ (дата обращения: 13.07.2023).
11. Витухновская М. А. Кижи : Путеводитель по музею-заповеднику. Петрозаводск : Изд-во «Карелия», 1988. 160 с.: ил. 49
12. Владимир Ильич Ленин о религии. [Электронный ресурс] : Классики марксизма. URL: https://klassiki-marksizma.narod.ru/ (дата обращения: 15.07.2023).
13. Гребенюк А. В. Проблема взаимоотношений русской православной церкви и государства в курсе отечественной истории : Учебно-методическое пособие // Нижегор. гос. архитектур.- строит. ун-т. Н. Новгород : ННГАСУ, 2011. 74 с.
14. Гущина В. А. Кижский архитектурный ансамбль: история и степень его изученности // Рябининские чтения. Материалы V научной конференции по изучению народной культуры Русского Севера. Петрозаводск : Государственный историко-архитектурный и этнографический музейзаповедник «Кижи», 2007. С. 148-150.
15. Декреты Советской власти. Т.1. М., 1957....76


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ