Работа в формате PDF
Аннотация
Введение 4
Глава 1 Анализ литературных источников 6
1.1 Синдром Дауна. Причины появления и диагностика 6
1.2 Особенности физического развития детей с синдромом Дауна 10
1.3 Физическая реабилитация детей с синдромом Дауна 16
Глава 2 Задачи, методы и организация исследования 25
2.1 Задачи исследования 25
2.2 Методы исследования 25
2.3 Организация исследования 27
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждения 29
3.1 Описание экспериментальной методики 29
3.2 Обсуждение результатов исследования 33
Заключение 40
Список используемой литературы 41
Актуальность темы. Синдром Дауна, также известный как тризомия 21- й хромосомы, является генетическим состоянием, которое вызывает различные физические и психологические отклонения. Синдром Дауна возникает из-за наличия дополнительной копии 21-й хромосомы в каждой клетке организма, вместо обычных двух копий. Это генетическое изменение приводит к различным физическим характеристикам и потенциальным медицинским проблемам [3]. Физические особенности синдрома Дауна включают узкие и слегка раздвоенные глаза, плоский профиль лица, низкий мышечный тонус, уникальные черты лица, такие как складки на глазах и языке, а также более круглую форму лица. Кроме физических особенностей, синдром Дауна также может влиять на развитие и функционирование мозга. Люди с этим синдромом могут иметь задержки в психомоторном развитии, специфические интеллектуальные особенности и потребности в образовании. Однако, уровень интеллектуальных способностей среди людей с синдромом Дауна очень разнообразный, и многие достигают значительных успехов в обучении, карьере и социальной жизни [13]. Люди с синдромом Дауна также подвержены повышенному риску различных медицинских проблем, включая сердечные дефекты, проблемы со зрением и слухом, проблемы со щитовидной железой, а также повышенную склонность к некоторым заболеваниям, включая раннюю форму болезни Альцгеймера. Важно отметить, что каждый человек с синдромом Дауна уникален и имеет свои индивидуальные способности, интересы и потребности. Поддержка, включая раннюю интервенцию, медицинское обслуживание, образование и социальная интеграция, может помочь людям с синдромом Дауна достичь своего потенциала и вести полноценную жизнь. Цель исследования: улучшение двигательных способностей детей с 3 до 5 лет, имеющих синдромом Дауна. Объект исследования: учебный процесс, направленный на развитие двигательных способностей детей с 3 до 5 лет, имеющих синдромом Дауна. Предмет исследования: комплексы упражнений, направленный на развитие двигательных способностей детей с 3 до 5 лет, имеющих синдромом Дауна. Гипотеза исследования: предполагается, что применение подобранных комплексов упражнений на занятиях адаптивной физической культуры, у детей с 3 до 5 лет, имеющих синдром Дауна, буду улучшаться двигательные способности. Задачи исследования: определить уровень развития двигательных способностей детей с 3 до 5 лет, имеющих синдром Дауна, − подобрать комплексы упражнений для детей с 3 до 5 лет с синдромом Дауна, − оценить эффективность применения подобранных комплексов упражнений. Практическая значимость: использованные подобранных комплексов упражнений в процессе физического воспитания детей с 3 до 5 лет с синдромом Дауна, определяют эффективность в улучшении двигательных способностей. Результаты исследования могут быть использованы специалистами в области ЛФК и АФК в процессе обучения и реабилитации. Структура бакалаврской работы. Бакалаврская работа состоит из 43 страниц печатного текста и содержит в себе введение, три главы, заключение, 25 литературных источника, 2 таблицы и 6 рисунков.
С учетом данных, полученных в результате педагогического эксперимента, можно сделать следующие выводы: результаты тестирования показали, что на начальном этапе педагогического эксперимента дети с синдромом Дауна в возрасте от 3 до 5 лет имели схожий уровень двигательных способностей. Анализ данных с использованием t-критерия Стьюдента показал, что не было статистически значимых различий между исследуемыми группами. Это свидетельствует о том, что группы были правильно сформированы и имели схожий исходный уровень двигательных способностей; изучив подробно особенности физического развития детей с синдромом Дауна, физическую реабилитацию и причины появления данной нозологии, в процессе исследования были подобранны комплексы упражнений по средствам кинезотерапии для экспериментальной группы. Основы кинезотерапии, которые рассматриваются в данной подборке являлись упражнениями для детей раннего возраста с синдромом Дауна в период развития основных двигательных умений и навыков. Контрольная группа продолжала заниматься по стандартной программе АНОО «Солнечный круг»; доказана эффективность предложенных комплексов упражнений с помощью батареи тестов. Прирост произошел по всем показателям, характеризующих двигательные способности детей с 3 до 5 лет, имеющих синдром Дауна как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Однако, результаты экспериментальной группы намного отличаются от контрольной группы по всем предложенным тестам.
1. Адаптивная физическая культура в комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие / Т. В. Андрюхина, Е. В. Кетриш, Н. В. Третьякова, К. Н. Бараковских; под редакцией Т. В. Андрюхиной –. Екатеринбург: РГППУ, 2019. – 158
2. Баряева, Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. П. Зарин, Н. Д. Соколова. - Спб.: Союз, 2003. – 320 с.
3. Вайнер, Э. Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура: словарь / Э. Н. Вайнер, С. А. Касюнин. – 3-е изд., стер. – Москва: ФЛИНТА, 2018. – 144 с.
4. Ветрова, И. В. Адаптивная физическая культура: учебное пособие / И. В. Ветрова, Л. В. Захарова, Н. В. Люлина. – Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2023. – 328 с.
5. Григорьева, И. В. Физическая культура. Адаптивная физическая культура в вузе: учебное пособие / И. В. Григорьева. – Воронеж: ВГЛТУ, 2019. – 108 с.
6. Евсеев, С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник / С. П. Евсеев. – 2-е изд., стер. – Москва: Спорт-Человек, 2020. – 616 с.
7. Егорова, С. А. Лечебная физкультура и массаж: учебное пособие / С. А. Егорова, Л. В. Белова, В. Г. Петрякова. – Ставрополь: СКФУ, 2014. – 258 с.
8. Ериков, В. М. Адаптивная физическая культура. Краткий словарь терминов: учебное пособие для вузов / В. М. Ериков, А. А. Никулин. – 3-е изд., стер. – Санкт-Петербург: Лань, 2021. – 200 с. 42
9. Жедунова Л.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования [Текст]: учеб.пособие для студентов вузов / Л.Г.Жедунова [и др.]; под ред. Н. Н. Посысоева // – М. : Владос-Пресс, 2013. – 328 с.
10. Жиянова П. Л., Поле Е. В. Малыш с синдромом Дауна: Книга для родителей. – Изд. 5-е. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2020. – 192 с. – (Ребенокс синдромом Дауна и особенности его развития).
11. Иванов, И. Н. Основы теории и организации адаптивной физической культуры. Курс лекций / И. Н. Иванов. – Волгоград: ВГАФК, 2016. – 240 с.
12. Казакова, Т. Н. Теория и методика адаптивной физической культуры: учебное пособие / Т. Н. Казакова. – Новосибирск: НГТУ, 2015. – 27 с.
13. Касмакова, Л. Е. Адаптивное физическое воспитание лиц с интеллектуальными нарушениями: учебное пособие / Л. Е. Касмакова. – Казань: Поволжский ГУФКСиТ, 2019. – 107 с.
14. Киртоки, А.Е. Ребенок с синдромом Дауна и особенности его развития / А.Е. Киртоки, Н.В. Ростова. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2010. – 48 с.
15. Козлова, О. А. Адаптивная физическая культура: учебное пособие / О. А. Козлова, Е. Ю. Коротаева. – Москва: Проспект, 2019...25